«Достижение гендерного равенства во всем мире становится центральным моментом развития – его полноправной и самостоятельной целью. Оно способно усилить способности страны к экономическому росту, к снижению бедности и эффективному государственному управлению. Поэтому достижение гендерного равенства является важной частью той стратегии развития, которая призвана дать возможность и право всем людям – будь то женщина или мужчина – избежать нищеты и повысить свой жизненный уровень».[1]
Подобно расе, национальности и классу, пол является важной категорией, которая в значительной степени определяет социальные возможности каждого человека, задавая форму его участия в жизни и экономике общества. Поскольку термин «пол» имеет множество значений, то, когда говорят о различиях между мужскими и женскими качествами, все чаще отдают предпочтение слову «гендер».
Термин «гендер» специально введен в научный обиход психологами и социологами в 1960-х гг. для того, чтобы разграничить, что, собственно, в мужском и женском связано с природой (биологический пол), а что формируется под влиянием социума, его культурных норм и представлений, которые преобладают в определенные исторические эпохи у того или иного человеческого сообщества (социальный пол, он же – гендер). У нового термина много толкователей и толкований от самых простых до почти недоступных пониманию. Говоря простыми категориями, термин «гендер» означает социальные и культурные аспекты пола. Можно сказать, что «гендер» – это то, что люди собственно и принимают за пол, встречаясь с мужчинами и женщинами в транспорте, на улицах, в служебной и интимной обстановке, думая о женщинах и мужчинах как о личностях.
«Под гендером подразумеваются такие социально смоделированные роли и социально освоенные модели поведения и ожиданий, которые связываются с представлениями о женщинах и мужчинах.
Некоторые общества не имеют расового или этнического деления, однако все они в той или иной степени испытывают гендерную асимметрию, т. е существенные различия в границах социального пространства и статусах женщин и мужчин.»[2]
Образование занимает центральное место в реализации способностей человека воспользоваться теми возможностями, которые появляются в результате развития. Школьное образование представляет собой основу образования населения в любой стране мира. Россия еще в первой половине ХХ веке ликвидировала вопиющее гендерное неравенство между женщинами и мужчинами в образовании (имея в виду численность обучающихся в школе девочек и мальчиков и средний срок обучения).
Несмотря на большие перемены и достигнутые успехи, в отечественном образовании, тем не менее, сохраняются как явные, так и скрытые формы гендерного неравенства, которые в конечном итоге приводят к неравенству преимуществ, получаемых от образования женщинами и мужчинами, к значительным различиям в качестве их жизни[3].
С конца 1990-х гг., в ходе кардинальных изменений политики и экономики РФ, в образовании стали формироваться и накапливаться новые гендерные проблемы. Необходимость их урегулирования ощущается все сильнее по мере того, как мир и Россия приближаются к информационной эре и производству, основанному на современных знаниях, новых технологиях, трудовой мобильности, готовности работников постоянно повышать свою квалификацию и оперативно изменять профессиональный профиль. Полноценное базовое образование является фундаментом для развития «гибких» специальностей, необходимых, для участия в требующей интенсивных знаний экономической деятельности.
Проще говоря, те, кто лишен полноценного доступа к современному образованию, видимо, будет лишен и возможностей участия в развитии.
Очевидно, что для анализа многих современных проблем необходимы новые, более тонкие инструменты, которые:
– учитывали бы сложность «человеческого потенциала» и человеческих отношений как основного ресурса развития цивилизации в новом тысячелетии;
– соответствовали бы актуальному уровню достижений общественных наук в познании закономерностей развития человека и общества.
Одним из таких новых подходов, новых методологических инструментов анализа и проектирования социальных изменений, основанном на учете «фактора пола», является гендерный подход, который в разных странах именуют по-разному: гендерный анализ, «гендерные линзы», гендерное измерение, гендерная интеграция и др. В основе его находятся:
– сбор и оценка поло-дифференцированной информации по всем аспектам человеческой жизни и жизни общества;
– анализ изменений, основанный, в свою очередь, на социально-конструктивистском подходе.
Гендерная методология начала развиваться учеными Запада в начале 70-х годов двадцатого века, в начале 1990-х она проникла в отечественную науку. Во многих социальных и гуманитарных науках судьба гендерного подхода в России складывается вполне успешно. Он активно востребован социологами, экономистами, психологами, историками, антропологами и этнологами, философами, специалистами в области здравоохранения и социальной работы.
Благодаря применению гендерного подхода в общественных и гуманитарных науках, – «самые актуальные проблемы социума – власть, насилие, самосознание и свобода личности – в условиях постиндустриального общества предстали как проблемы половой идентификации индивида и соответствующих социальных ролей. Основные философские вопросы – проблема сущности человека, смысл и предназначение, пространство и время человеческого бытия – получили гендерное измерение. Осознание этого положения и нашло отражение в широко разворачивающихся во всем мире гендерных исследованиях.» (Шабурова О., 1998, 180)
Педагогическая наука и педагогическое образование находятся в самом начале пути по освоению гендерной концепции взаимоотношений полов в обществе. Педагогика сильно отстает от других общественных и гуманитарных наук в усвоении и переработке гендерной теории, создании своего профессионального языка, который позволил бы ей не только деконструировать старые подходы в воспитании девочек и мальчиков, но и описать новый порядок.
Можно констатировать, что к 2000-му году определились два стратегических направления интегрирования гендерного подхода в образование: одно из них – высшая школа, а второе – «все остальное», куда относятся предшкольное образование, общеобразовательная школа с вариантами типов учреждений (лицей, гимназия и пр.), учреждения начального и среднего профессионального образования, просветительские программы организаций третьего сектора. Промежуточное положение заняло педагогическое образование, которое, безусловно, относится к высшему профессиональному, но в силу ряда причин стоит особняком и является, своего рода, «переходником», через который гендерный подход может проникнуть на уровень общеобразовательной школы[4]. Соотношение этих направлений можно представить в виде асимметричных песочных часов с чрезвычайно узким просветом соединения. «Золотой песок» гендерной квалификации, накопленный при участии академической науки в «большой колбе» высшего образования, с трудом просачивается в «колбочку» школьной практики через «узкое место» педагогического образования.
Жизнь показала, что педагоги, с одной стороны, слабо дифференцируют многообразие взаимодействия фактора пола с образованием, с другой стороны – оппонируют изменениям традиционного подхода к воспитанию полоролевой идентичности. В педагогической периодике как полезная инновация обсуждается возврат к раздельному образованию мальчиков и девочек. И одновременно высказываются мнения, что гендерная инновация несвоевременна в эпоху бурных социально-экономических перемен, которые сотрясают Россию уже более 15 лет.
Мы придерживаемся другой точки зрения на этот счет. Так же, как и наши коллеги, экспериментирующие с фактором пола в раздельном образовании, мы считаем, что традиционные подходы к воспитанию девочек и мальчиков в образовательных учреждениях нуждаются в модернизации.
Преимущества, связанные с изменением концептуальной модели гендерной социализации молодежи и цели достижения гендерного равенства кажутся нам чрезвычайно актуальными. Доктор политических наук Н.А. Шведова (2002)[5] среди важных результатов гендерных инноваций указывает такие, как:
• стало бы возможным будущее без войн;
• увеличилась бы продолжительность жизни мужчин;
• больше детей вырастали бы физически, психологически и духовно более гармоничными;
• женщины стали бы здоровее и счастливее, у них было бы меньше поводов для страха, и они были бы лучшими матерями;
• все это означало бы достижение более высокой ступени человеческой эволюции.
От лица педагогов – сторонников гендерного подхода в образовании мы хотели бы добавить, что:
• многократно увеличилось бы количество проявившихся в процессе обучения талантов и способностей, из школ и других образовательных учреждений выходило бы больше уверенных в своих способностях людей со стремлением к самореализации;
• девочки и мальчики учились бы лучше понимать друг – друга и сотрудничать как равноправные партнеры с самого детства, отношения со сверстниками в школах стали бы более гуманными и безопасными;
• девочки росли бы более самостоятельными и уверенными в своих способностях, а мальчики более сензитивными и компетентными в отношениях с окружающими;
• мальчики и девочки учились бы больше внимания уделять внутреннему миру каждого человека, учились бы больше ценить личность и индивидуальность в себе и окружающих;
• возросла бы степень самодостаточности как девочек так и мальчиков, в результате чего меньше стало бы подростковых и юношеских суицидов в школе и армии, жестоких драк «из-за ревности», меньше девушек умирало бы от анорексии, меньше юношей погибало бы в драках «мужской инициации» и попадало в тюрьмы за изнасилования;
• снизилось бы количество подростков, уходящих от проблем социализации в мир наркотических и алкогольных иллюзий;
• более зрелым и осознанным стал бы выбор профессии и жизненных стратегий выпускниками в целом;
• для каждого выпускника значительно расширились бы возможности свободного творческого выбора в профессиональной, семейной, политической и других сферах жизни;
• повысилась бы степень осознанности решений относительно создания семьи и рождения ребенка, большинство детей рождались бы как желанные и любимые своими родителями;
• отношение женщин и мужчин к родительству стало бы более ответственным.
Задача монографии —
– сократить разрыв между уровнем освоения гендерной инновации в педагогической теории и уровнем использования гендерного подхода в других отраслях науки,
– опираясь на достижения гендерного подхода в смежных с педагогикой общественных науках, разработать теорию и методику гендерного подхода и гендерного анализа, сделать ее доступной для практического использования руководителями образовательных учреждений, педагогами и родителями.
Прежде чем приступить к обсуждению гендерной теории, хотелось бы уточнить, что мы имеем в виду под динамичным термином «подход». В контексте наших рассуждений «подход» – это определенный угол зрения, под которым мы рассматриваем взаимодействие «фактора пола» с образованием, имея ввиду как практику учета образованием половых различий между женщинами и мужчинами, так, одновременно, и воздействие образования на формирование гендерных стратегий и ценностей учащихся.
Но гендерный подход в образовании – это лишь частный случай использования современной научной теории для модернизации конкретного направления социальной практики.
Появление гендерного подхода как инновационного способа исследования социальной реальности и метода решения проблемы социального неравенства между женщинами и мужчинами неразрывно связано с проблематикой прав человека – женщины и борьбой за равноправие. История и теория этого вопроса подробно изложена в трудах Айвазовой С.Г., Полениной С.В., Юкиной И.И., Хасбулатовой О.А.
Изначально все правовые стандарты и нормы формировались, с одной стороны, как универсальные, а с другой – как селективные, ориентированные только на состоятельных белых мужчин. Они отбраковывали, исключали из числа полноценных граждан малоимущих, представителей не белой расы, женщин и детей. Историю развития права можно рассматривать как историю постепенного подведения под действие Закона этих первоначально отбракованных категорий населения. Для обретения статуса полноправных гражданок женщинам пришлось почти два века бороться с общественными предрассудками и ограничениями, используя при этом самые разнообразные пути и методы. В том числе – и методы коллективного действия в рамках женского движения. С его помощью женщины отвоевывали для себя три принципиально важных группы прав: политические, социально-экономические и репродуктивные права, которые давали бы им возможность рассчитывать на социальный статус, сопоставимый по основным параметрам с мужским.
Под давлением женского движения международное сообщество в конце концов признало, что права женщин являются неотъемлемой составной частью прав человека. И стало со своей стороны заниматься их правовым обеспечением, то есть превратилось в еще одного субъекта борьбы за гендерное равноправие.
О приверженности принципу равенства мужчин и женщин перед законом ООН впервые заявила в своем главном документе – во Всеобщей декларации прав человека. Всеобщая декларация прав человека провозгласила: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». После этого ООН приняла более 100 документов, направленных на обеспечение гендерного равенства. В их числе: Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами (1949 год); Конвенция о политических правах женщин (1952 год); Конвенция о гражданстве замужней женщины (1957 год); Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 год); Международные пакты об экономических, социальных и культурных правах, о гражданских и политических правах (1966 год) и другие документы.
Все эти документы, так или иначе, способствовали возникновению концепции гендерного равенства и гендерного подхода к анализу социальной действительности. В «Практическом руководстве по внедрению гендерных подходов», изданном Региональным Бюро ПРООН по странам Центральной и Восточной Европы и СНГ в 2002 году, понятие «гендерный подход» раскрывается как «процесс оценки любого планируемого мероприятия с точки зрения его воздействия на женщин и мужчин, в том числе – законодательства, стратегий и программ во всех областях и на всех уровнях. …Интересы и опыт женщин, равно как и мужчин, должны быть обязательным критерием при разработке общей концепции, при осуществлении, мониторинге и оценке общих направлений деятельности и программ во всех политических, экономических и общественных сферах с тем, чтобы и женщины, и мужчины могли получать от них равную выгоду».
К числу важнейших международных документов, заложивших основы такого представления об общественном прогрессе, следует отнести Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, которая была принята ООН в 1979 г. Эта Конвенция обязывает все государства, которые в ней участвуют:
• включить принцип равноправия мужчин и женщин в Конституции и другие законодательные акты и добиваться его практической реализации;
• в случае необходимости использовать специальные санкции, запрещающие дискриминацию в отношении женщин;
• принимать меры, чтобы изменить действующие законы, обычаи, практику, которые представляются дискриминационными в отношении женщин;
• обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми экономическими, социальными, культурными, гражданскими, и политическими правами.
В статье 1, части 1 Конвенции дается общее юридическое определение понятия «дискриминация».
Определение сформулировано таким образом: «Дискриминация в отношении женщин означает любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области».
В статье 4 Конвенции сформулировано одно из самых значимых ее положений о принципиальной допустимости использования специальных временных мер, направленных на выравнивание возможностей женщин и мужчин во всех сферах социальной жизни. Позднее эти меры станут называть политикой «позитивной» или «аффирмативной» дискриминации, которую возьмут на вооружение многие цивилизованные страны мира. Данная статья гласит: «Принятие государствами-участниками временных специальных мер, направленных на ускорение установления фактического равенства между мужчинами и женщинами, не считается…дискриминационным».
<…> Особо выделяются практические рекомендации Конвенции по изменению действующих законов, обычаев, практики. В первую очередь, речь идет в них о необходимости ликвидации дискриминации в области занятости, в частности, при найме на работу; об обеспечении равной оплаты за труд равной ценности; а так же о запрете на «увольнение с работы на основании беременности или отпуска по беременности или на дискриминацию по увольнению ввиду семейного положения».
Все эти рекомендации считаются сегодня международным сообществом основными показателями при оценке государственной политики по реализации третьей цели Декларации тысячелетия – цели поощрения равенства мужчин и женщин и расширения прав и возможностей женщин. Их дальнейшее уточнение происходило в ходе подготовки и проведения серии Всемирных конференции по улучшению положения женщин. Особое значение приобрели конференции, состоявшиеся в 1985 году в Найроби и в 1995 году в Пекине.
На Третьей Всемирной конференции в Найроби был принят документ, получивший название «Перспективные Найробийские стратегии». В этом документе были внесены уточнения в само понятие «равенство» мужчин и женщин, которое отныне понимается не только как равенство прав, но и как равенство возможностей. В частности, в Пункте II документа говорится: «Равенство является и целью, и средством, с помощью которого отдельным лицам обеспечивается равный правовой режим и равные возможности пользоваться своими правами, развивать свои потенциальные способности, вырабатывать умения и навыки, с тем, чтобы эти лица могли участвовать в политическом, экономическом, социальном и культурном развитии и пользоваться его достижениями. В частности, для женщин равенство означает осуществление прав, которых они лишены вследствие дискриминации, имеющей место в области культуры, в организационной структуре, нормах поведения, а также в отношениях мужчин и женщин. Равенство имеет большое значение для развития и мира, поскольку национальное и глобальное неравенство увековечивает несправедливость и обостряет конфликты всех видов».
В сентябре 1995 года в Пекине состоялась Четвертая Всемирная конференция по положению женщин. Пекинской встрече предшествовали пять региональных подготовительных совещаний. Проходившее в октябре 1994 года совещание в Вене обсудило вопросы, связанные с положением женщин в Европе. Особое внимание в ходе совещания было уделено обсуждению новой концепции «паритетной демократии».
Концепция «паритетной демократии» была разработана Комитетом по равенству между мужчинами и женщинами и Департаментом прав человека, которые действуют в структуре Совета Европы. Концепция вобрала в себя идеи, широко обсуждавшиеся в те годы женскими организациями западноевропейских стран. Эти организации требовали от своих правительств и руководящих органов Европейского сообщества принять конкретные меры по обеспечению реального равенства женщин в структурах власти. Главный лозунг этого времени: «паритет», представленность женщин и мужчин в структурах власти по формуле «50:50».
Разработчики концепции паритетной демократии таким образом аргументировали свою позицию: «Человечество состоит из мужчин и женщин, которые обладают равным достоинством и равной ценностью… Демократия является подлинной только в том случае, если люди принимаются такими, какими они являются в действительности – не абстрактными, бесполыми существами, а мужчинами и женщинами, каждый и каждая из которых могут быть по-своему полезны обществу».
Они доказывали, что демократия предполагает «полноценное участие женщин на основе равенства с мужчинами на всех уровнях и во всех областях функционирования общества…. участие каждого пола в органах управления должно осуществляться на паритетной основе, при этом цель – прийти к соотношению 50 % на 50 %».
Эта идея получила дальнейшее развитие в специальном документе Совета Европы, который был разработан Отделом по проблемам равенства между мужчинами и женщинами в 1998 году. Он называется «Комплексный подход к проблеме равенства женщин и мужчин» или в английском варианте «Gender mainstreaming» – гендерный мейнстриминг. В нем подчеркнуто, что мейнстриминг в определенном смысле является новой стратегией достижения гендерного равенства. Эта стратегия предполагает «инкорпорировать аспекты, связанные с равенством между мужчинами и женщинами, во все сферы и на все уровни политической деятельности». В документе четко обозначена основная задача комплексного подхода: «поместить людей в самую сердцевину процесса формирования политики».
При таком подходе любую политику следует «основывать и оценивать, исходя из ее воздействия на реальное положение индивидов и социальных групп, идет ли речь о женщинах или о мужчинах». Очень важно и такое разъяснение: «Комплексный подход может открыть новые пути и возможности, заменив традиционные экономические и идеологические показатели… другими, отражающими степень благополучия и комфорта граждан… Он является существенным прорывом на пути к более человечной и менее экономичной оценке развития и системе управления демократическими обществами. При учете перспективы равенства между мужчинами и женщинами, при учете вопросов гендерного равенства политика будет более проработанной с точки зрения реальных потребностей женщин и мужчин, в интересах обеспечения более высокого качества их жизни. В этом смысле комплексный подход к проблеме гендерного равенства является выигрышной стратегией».
Гендерный мейнстриминг как подход во многом сопрягается с другим подходом к оценке общественного развития, успешно применяемом в последние десятилетия структурами ООН. Речь идет об «индексе развития человеческого потенциала». Понятие «индекс развития человеческого потенциала» является составной частью концепции человеческого развития, которая провозглашает благосостояние индивида – будь то мужчина или женщина – основной и единственной целью прогресса. Согласно этой концепции, идея развития заключается именно в расширении возможностей для самореализации любого человека.
Индекс развития человеческого потенциала – это метод измерения возможностей человеческого развития. Он включает три главных индикатора:
– доход человека, который выражен в скорректированном реальном ВВП на душу населения (базовый показатель материального благосостояния);
– уровень грамотности населения и полнота охвата обучением в начальных, средних и высших учебных заведениях (базовые показатели образованности);
– средняя ожидаемая продолжительность предстоящей жизни при рождении (базовый показатель долголетия).
Величина индекса развития человеческого потенциала
служит критерием разделения стран на группы с различным уровнем человеческого развития. Начиная с 1998 года, используется и понятие «индекс развития с учетом гендерного фактора». Этот метод расчета показателей человеческого развития учитывает основные параметры индекса развития человеческого потенциала с поправкой на факты сохраняющегося неравенства в социальных позициях женщин и мужчин.»[6]
Иными словами, «…гендерный подход предполагает, что мужчины и женщины должны быть полноправными участниками и бенефициариями процесса развития, который в таком случае приобретает, с одной стороны, устойчивый, а с другой, справедливый характер»[7].
Ряд авторов используют понятия «гендерный подход» и «гендерный анализ» как синонимы. Мы придерживаемся иной точки зрения.
Представляется, что термин «гендерный подход» подразумевает методологический[8] уровень понимания проблем. В этом смысле – гендерный подход – это совокупность представлений, предполагающих, что различия в поведении и восприятии мужчин и женщин определяются не столько их физическими особенностями, сколько таким социальным фактором, как воспитание, и распространенными в каждой культуре представлениями о сущности мужского и женского.
Гендерный подход подвергает сомнению утверждение о том, что любой человек независимо от пола испытывает одинаковое воздействие политических курсов, программ, законодательства, и основанных на них управленческих решений.
Можно сказать, что под гендерным подходом подразумевается методология учета специфики положения женщин и мужчин на каждой стадии развития политики, законодательства, любой принимаемой меры.
Рабочим инструментом применения гендерного подхода в науке и в социальной практике является гендерный анализ.
Гендерный анализ (далее — ГА) – это процесс сбора достоверной, комплексной информации, дифференцированной по полу и другим параметрам, для учета гендерных различий, имеющих место в сфере исследуемого вопроса.
Гендерный анализ:
– заключается в сборе информации, выявляющей различия в потребностях, ролях и приоритетах женщин и мужчин, а так же их доступе к ресурсам и контролю над ними;
– направлен на фактический учет и оценку различного воздействия, которое оказывают на мужчин и женщин существующие социальные институты, программы, законы, государственный политический курс и/или управленческие действия – во всех сферах жизни общества и государства;
– основан на убеждении, что политика неотделима от социального контекста;
– в ряде развитых стран – важная часть универсального социально – экономического анализа государственной политики и управленческой практики;
– применяется не только для оценки совершенного, но, что не менее важно, для проектирования будущего;
– применяется в начале разработки и принятия решений, чтобы сэкономить время и деньги в будущем;
– в практике управления гендерный анализ подразумевает наличие у управленцев гендерной чувствительности и развитой профессиональной рефлексии;
– широко используется в науке и практике цивилизованных стран, озабоченных благополучием своих граждан и социальной справедливостью.
«Гендерный анализ отличается от другого рода исследований или анализа тем, что в его основе лежат конкретные базовые теоретические понятия, такие как гендерные роли, гендерные отношения и гендерное равенство»[9]. В ряде стран, которые поставили во главу угла развитие человеческого потенциала (Канада, Норвегия, Швеция и др.) как наиважнейшего ресурса ХХI века, гендерный подход и ГА являются инструментами государственного управления, всей государственной политики, выражается в форме «гендерной стратегии государства».
Гендерная стратегия – заявленный государством политический курс на достижение фактического равноправия женщин и мужчин во всех сферах жизни общества, определяющий государственную гендерную политику, ее цели, задачи и принципы, направления и приоритеты на средне- и долгосрочный период (Федеральный План Гендерного Равенства 1995, Канада).
Цель гендерного подхода – достижение гендерного равенства между женщинами и мужчинами.
Под гендерным равенством[10] подразумеваются условия, при которых мужчины и женщины имеют не только равные права, но и равные возможности для реализации своих прав и потенциала в полной мере. Равенство условий позволяет им вносить вклад в политическое, экономическое, общественное и культурное развитие страны и получать от этого равную выгоду. Это означает, что люди обоего пола принимают равное участие в делах общества, имеют равные возможности и представительство во всех сферах общественной и частной жизни.
Гендерное равенство является предпосылкой истинно партнерских отношений между женщинами и мужчинами, устранения дисбаланса в общественной и частной жизни.
Гендерное равенство шире равного отношения к представителям разного пола (которое иногда называют «равенством возможностей»), оно подразумевает равнозначность результатов, получаемых представителями разных полов («равенство последствий»).
Нередко для достижения гендерного равенства необходимо обеспечить дифференцированное отношение к различным группам, которое позволит покончить с накопленным ранее неравенством и зависимостью. Принцип гендерного равенства подразумевает право отличаться, быть иным, чем представитель другого и своего же пола. Иными словами, принцип гендерного равенства на деле означает право быть собой и быть равным другим, которые тоже имеют право быть собой.
Достигнуть гендерного равенства невозможно, если не признать, что:
– существующие сегодня социальные, экономические, культурные и политические системы не обеспечивают равенства полов,
– что неравноправие женщин носит системный характер,
– что оно часто усугубляется другими характеристиками (возраст, этничность, образование, социальное происхождение и пр.).
Таким образом, гендерному равенству противопоставляется гендерное неравенство (но не гендерные различия). При этом гендерное равенство, предполагая равноценность схожих и несхожих черт, присущих мужчинам и женщинам, не противоречит различию их гендерных ролей.
Гендерные роли – один из видов социальных ролей, культурно обусловленные модели поведения женщин и мужчин. В процессе исторического развития общества содержание гендерных ролей изменяется.
Содержание гендерных ролей отражается и поддерживается гендерными стереотипами. Гендерные стереотипы – это укоренившиеся твердые представления о том, каким должно быть женское и мужское поведение.
По мнению авторитетных международных организаций, гендерное неравенство наносит ущерб благополучию и тормозит развитие, оборачивается крупным уроном здоровью женщин, мужчин и детей, отрицательно сказывается на их возможностях улучшить свое качество жизни. В дополнение к индивидуальным издержкам, гендерное неравенство снижает экономическую и социальную продуктивность общества, и, таким образом, по мнению Всемирного Банка, ухудшает перспективы борьбы с бедностью.
При этом имеется ввиду, что неравенство полов связано не с недостатком умений и ресурсов, а с социальными факторами и институтами общества, способствующими возникновению неравенства. Следовательно, и усилия должны быть направлены не на борьбу с проявлениями гендерного неравенства, а на изменение социальных факторов, институтов, ценностных установок и стереотипных представлений, лежащих в его основе.
Для достижения гендерного равенства, как считают эксперты международных организаций, необходимо:
• реформирование правовых и экономических институтов с целью установления равных прав и для женщин, и для мужчин,
• поощрение такого экономического развития, которое будет способствовать более справедливому распределению ресурсов и их использованию,
• принятие активных мер к выравниванию устойчивых несоответствий в сферах доступа к ресурсам и созданию
возможности для выражения своих интересов (гендерное равенство в сфере управления и политики) Разные культуры и общества, стремясь к гендерному равенству, следуют разными путями. Но при любом подходе равенство предполагает, что женщины и мужчины свободны выбирать различные (или сходные) конечные результаты – в соответствии со своими личными предпочтениями и целями[11].
Опыт показывает, что на самом деле не существует гендерно нейтральных обстоятельств. Потребности мужчин и женщин, а так же испытываемые ими проблемы культурного, физического, экономического и институционального характера сильно различаются.
Например, в таком, казалось бы, гендерно нейтральном вопросе, как организация водоснабжения, определение тарифов и планирование ремонтных работ на коммунальных сетях, не все равно, на мнение потребителей какого пола делается ставка. Потребители, имеющие маленьких детей и лежачих больных, расходуют больше горячей воды и больше страдают от перебоев с водоснабжением в дневное время. Традиционно, среди ухаживающих за детьми и немощными членами семьи большинство составляют женщины. Следовательно, у женщин и мужчин могут быть разные точки зрения на социальные нормы коммунальных поставок воды и «удобное время» для проведения ремонтных работ на сетях.
Глубокое понимание структурных и системных препятствий особенно важно для того, чтобы дать возможность как женщинам, так и мужчинам принимать активное участие во всех сферах жизни и полностью реализовать своей творческий потенциал, получать удовольствие от жизни. Разработка этой проблематики является сферой интересов гендерных исследований.
«Гендерные исследования — новое направление российского гуманитарного знания, находящееся сейчас в процессе становления и институционализации. В центре его внимания находятся социальные и культурные факторы, определяющие отношение общества к мужчинам и женщинам, поведение индивидов в связи с их принадлежностью к тому или иному полу, стереотипные представления о мужских и женских качествах, то есть все то, что переводит проблематику пола из области биологии в сферу социальной жизни и культуры. Мужественность и женственность рассматриваются, таким образом, не как имманентный природный фактор, а как концепт культуры и продукт развития общества.»[12]
Гендерное равенство является не только вопросом прав человека, но, что не менее важно, – предпосылкой эффективного и устойчивого развития, основанного на интересах индивида.
При этом имеется ввиду, что всеобщее равенство недостижимо, да и не нужно. Социальная политика, ставящая целью абсолютное или почти абсолютное равенство, будет нивелировать существующие индивидуальные различия талантов, способностей, темпераментов и мотиваций. Очевидно, что «полное равенство всех со всеми и во всем» вряд ли достижимо, поэтому этот тип эгалитаризма называют идеалом, утопией и даже кошмаром (Blakemore, 1998).
Стратегия состоит в интеграции проблем и опыта обоих полов в организацию жизни общества, постановку, контроль и анализ достигнутых целей развития, чтобы в равной мере обеспечить соблюдение интересов как женщин, так и мужчин.
Политика равенства может быть более эффективной и приемлемой, если мы будем применять ее в отношении групп, а не в отношении индивидов. Например, хотя совершенно очевидно, что отдельные мужчины и женщины различаются в интеллекте, способностях и прочем, принцип гендерного равенства означает, что мужчины и женщины как группы должны находиться в равном положении.
Принцип равных возможностей предполагает применение политики, устраняющей изначально неравные стартовые возможности и барьеры дискриминации – например, облегчающие доступ ранее дискриминированным группам к образованию, к занятости, к пользованию социальными благами и социальной защитой (система квот, целевых программ поддержки и др.).
Гендерно чувствительный подход, базирующийся на равенстве полов, состоит в получении правильной информации по гендерным вопросам и использовании этой информации как основы для принятия сбалансированных решений.
Анализ управления в гендерном измерении немедленно ставит вопрос:
• участия и
• представительства
Предполагаемая «общность интересов» между женщинами и мужчинами, их потребностей и взглядов, часто используется для объяснения подавляющего присутствия мужчин в формальных структурах управления на национальном уровне, например в парламенте и правительстве, в исполнительной и законодательной власти на уровне регионов и в управлении отраслями. Однако, гендерный анализ социально-экономических, политических процессов и решений показывает, что мужчины и женщины при общих обстоятельствах далеко не всегда разделяют одинаковые взгляды и потребности. Целью более сбалансированного участия в структурах управления женщин и мужчин является не формальное гендерное равноправие, а, в конечном итоге, достижение лучшего качества и результатов управления.
Гендерное равенство и равное представительство женщин и мужчин в управлении на всех уровнях важно для достижения[13]:
• справедливости: когда один пол (чаще всего женщины) отстранен от управления, в том числе и государственными делами, по причине прямой дискриминации или системных барьеров, участие становится вопросом справедливости. У всех граждан есть право на политическое участие, и обязанностью государства является обеспечение возможностей мужчин и женщин использовать такое право;
• доверия и отчетности: гендерно сбалансированное представительство является также вопросом доверия к правительственным структурам и выражением их легитимности. Так как женщины представляют не менее 50 % населения, их присутствие придает законность структурам управления. Исследования ВБ[14] показывают, что большее число женщин в Правительстве может привести к более честному управлению, является антикоррупционным фактором;
• эффективности: исследования ООН по вопросам управления показали, что мужчины, избранные на исполнительные и законодательные должности, большей частью не знают о потребностях домохозяйств и о том, как проблемы домохозяйств связаны с социально – экономическим развитием местного, регионального и национального уровней. Отсутствие такого измерения означает, что политика не является эффективной и действенной. Более того, если талантливые и квалифицированные члены общества (в данном контексте – женщины) считают барьеры для собственной политической карьеры непреодолимыми и необъективными, то они, скорее всего, покинут место своего проживания для поиска возможностей в других странах, будь то Европа или Америка. Такой «отток мозгов» не способствует полному экономическому и социальному развитию потенциала России;
• цепной реакции: важно понять, что женщины на позициях принятия решений служат важными ролевыми моделями, для всего населения, женщин и молодежи в особенности. Они могут вдохновить других женщин на работу в управлении.
Существует точка зрения, согласно которой равенство рассматривается как одинаковое обращение со всеми, независимо от личных обстоятельств. Такая точка зрения исходит из убеждения, что все люди уже равны, и, следовательно, справедливо одинаковое отношение ко всем.
Однако такой подход игнорирует различные социальные, физические, экономические характеристики и жизненный опыт мужчин и женщин, так же как и особых групп женщин и мужчин (таких как инвалиды, представители коренного населения и других видимых меньшинств).
Посудите сами: если вы предложите в целях витаминизации двум разным людям по корзине клубники, не учитывая, что один из них страдает аллергией, то совершенно очевидно, что кто-то из них пострадает от такого «равного отношения». Для того, чтобы отношение оказалось равным, следовало бы предложить обеим сторонам фрукты (ягоды) по выбору и т. о. выполнить поставленную задачу.
Условия жизни женщин и мужчин в довольно длительной фазе жизни объективно различаются по причине различий репродуктивной сферы, поэтому предлагаемые формально «равные права» на деле приводят мужчин и женщин к разным результатам и не являются справедливым обращением по существу.
Для реализации политики равных возможностей в современных обществах используются по крайней мере 2 стратегии – «программа-минимум» и «программа-максимум»[15] (таблица 1.1.).
Таблица 1.1.
Таким образом, чтобы предоставить разным группам равные возможности доступа, необходим учет различий в положении и специальные меры выравнивания в пользу ущемленной группы.
Раскроем эти условия подробнее:
Равенство доступа основано на понимании того, что справедливость может означать признание различий и приспособление к ним.
Обеспечивается при использовании ГП тем, что на стадии разработки решений и программ выявляются те факторы, которые могут воспрепятствовать равному доступу к программам и услугам по гендерному признаку. Соответственно уже на стадии разработки в программы включаются методы, позволяющие нейтрализовать этот нежелательный эффект.
К примеру, если разрабатываются программы обучения для молодых людей от 18 до 25 лет, то разработчикам следует учесть разницу положения молодых мужчин и молодых женщин – потенциальных клиентов программы. В этой возрастной группе среди женщин достаточно высок процент молодых матерей. Для того, чтобы они могли воспользоваться программой, необходимо предусмотреть уход за детьми, перерывы на кормление для матерей, занятых на учебе.
Равенство отношения при формальном подходе не гарантирует равных результатов, иногда его называют «формальным равенством».
Равенство отношения к мужчинам и женщинам не гарантирует им равных результатов, поскольку мужчины и женщины не одинаковы: они относятся к разным социально-демографическим группам, находятся в неравных социально-экономических условиях (как СД[16] группы), от них ожидается разное поведение и пр., т. е. стартовая позиция изначально не равная.
Для того, чтобы отношение к женщинам и мужчинам было равным по существу, необходим учет их гендерных различий и специальные меры, направленные на выравнивание. Например, хотя многие женщины и мужчины одновременно являются работниками с родительскими обязанностями, длительное время система льгот, связанных с заботой о жизни и развитии детей, а так же «режим благоприятствования» руководителей были адресованы исключительно женщинам. Желание мужчины заботиться о детях, включая вынужденные периоды нетрудоспособности по болезни детей, желание посещать утренники в детских садах и мероприятия в школах, вызывали непонимание и неудовольствие работодателей. В данном случае, для равного отношения к работникам с родительскими обязанностями необходимы дополнительные меры, направленные, в первую очередь, на изменение общественного сознания, меры позитивной дискриминации для поддержки ответственного отцовства.
В последние годы некоторые разработчики гендерного подхода стали интерпретировать гендерное равенство как «равенство результатов». Можно предположить, что «равенство» результатов интегрирует в себе взаимодействие принципов «равного доступа» и «равного отношения».
Следуя предложенной логике, равенство результатов предполагает, что мероприятия, программы и законы управления должны быть направлены на обеспечение равных результатов для женщин и мужчин. Равенство результатов, по мнению авторов подхода, можно назвать «равенством по существу».
Подход на основе принципа «равных результатов» учитывает тот факт, что в силу условий жизни или ранее имевших место негативных дифференцирующих воздействий, для достижения равных результатов может потребоваться неодинаковое отношение к женщинам и мужчинам, разное количество предоставляемых им ресурсов, услуг или дополнительных мер содействия.
Например: законом РФ установлены равные права для женщин и мужчин на получение оплаченного страхового отпуска по уходу за ребенком в случае рождения или болезни. Но реальная практика, основанная на длительной традиции и гендерных стереотипах, не поощряет использование этого права работающими отцами. Для того, чтобы обеспечить реальное равенство по результату, государство обязано было бы применить дополнительные меры, контролирующие работодателей и поощряющие гендерное равенство родителей в уходе за детьми. (Например, Правительство Швеции, упорно следуя гендерной стратегии равного участия родителей в воспитании детей, приняло дополнение к закону о пособиях по уходу за детьми. Чтобы получить существенное пособие от государства, родители обязаны использовать отпуск по уходу за ребенком на паритетных условиях. Если отец не использует свою половину отпуска, то пособие не назначается.)
Например, для достижения равного результата в овладении девочками и мальчиками информационными технологиями в большинстве случаев недостаточно формально равного количества времени для их обучения на уроках информатики. Учителям необходимо применять в работе с девочками специальные методики, направленные на повышение их уверенности в работе с техникой, так как по традиции во многих семьях родители по-разному относятся к обучению сыновей и дочерей взаимодействовию с электробытовыми и сложными техническими приборами.
Мальчиков, как правило, больше обучают умению пользоваться техникой, позволяют ее разбирать, ремонтировать, лояльно относятся к поломкам и пр. Миф о неспособности женщин к общению с техникой сформировал у многих женщин и девочек «выученную беспомощность», страх перед сложной бытовой техникой и ПК в частности.
Кроме того, как показывают исследования, мальчики и девочки предпочитают разные задания для учебных тренировок. Если мальчиков привлекают различные компьютерные игры, то девочек больше интересуют возможности информационных технологий для образования, решения практических задач.
Очевидно, что для достижения равного уровня овладения ИТ для девочек необходимы дополнительные условия в виде добавочного времени, специальной методики «уверенного обращения с техникой», специальных заданий.
Уже в 1974 году, когда в Швеции было введено родительское страхование, родители получили возможность свободно распределять между собой оплаченный отпуск по уходу за ребенком. Этот вид социального страхования, конечно, привел к тому, что часть отцов стала пользоваться возможностью сидеть дома со своими малышами, но таких было меньшинство.
То, что мамы не выходят на работу, когда у них появляются дети, принимается, как само собой разумеющееся, а отпуск папы многими по-прежнему ставится под сомнение. Включение обязательного месячного отпуска для отца в условия родительского страхования, является одним из способов показать работодателям, как обстоит дело.
Будучи министром социальной защиты населения Швеции, Бенгт Вестербере в 1994 году вышел с предложением о включении одного месяца для папы – и одного для мамы! – в родительское страхование. Предложение вызвало дебаты, но прошло через шведский Риксдаг.
Родительское страхование, которое финансируется из средств социального страхования, вносимых всеми работодателями, включает в себя отпуск по уходу за ребенком с выплатой тому из родителей, который его берет, компенсации за утрату трудового дохода, а так же так называемое единовременное родительское пособие. Родительское пособие облагается налогом и учитывается при расчете пенсии, как обычный трудовой доход.
Родители, в принципе, имеют право поровну распределить между собой родительское пособие, но один из родителей может – письменно – передать «свои» дни другому, за исключением 60 дней, которые целевым назначением закреплены за каждым из родителей. Эти 60 дней в быту называют «месяцами папы», поскольку такая структура была введена в 1995 году, именно с целью стимулировать отцов брать отпуск по уходу за ребенком. В то время это касалось одного месяца, а с 1 января 2002 года – двух. По-прежнему значительно большая часть родительского отпуска используется мамами. Но если папа не берет «свои» месяцы (или мама «свои»), семья лишается полагающегося за них весьма внушительного родительского пособия.
Информация получена из сборника
«Наши дети – о мужчинах, детях и равноправии в Швеции»,
изданного Шведским институтом
«Равенство результата» в образовании, к примеру, можно понимать как достигаемое на субъективном уровне равенство способностей раскрыть свой индивидуальный потенциал, а не равенство баллов по предметам у мальчиков и девочек.
С помощью гендерного анализа можно определить факторы, потенциально влияющие на достижение равных результатов для женщин и мужчин и степень их воздействия на ожидаемый результат. Иными словами, гендерный анализ может послужить основой для изменения разрабатываемой программы или мероприятия с целью предотвращения негативных последствий, связанных с «фактором пола».