Любозн. гендир. – А что потом? Студент заканчивает вуз и уходит с этой фабрики. Мои виртуальные работники продолжают усердно трудиться.
Автор — Я уже отметил – контракт на 5 лет.
Но раз это фабрика, все должно быть по взрослому. И первым делом нужно разработать стратегию фабрики.
А уже следом – стратегии бизнес-направлений – институтов и факультетов, но и еще стратегии функциональных областей.
Мы используем классический подход к разработке стратегии для любой фабрики или бизнес-направления – производящих товары, услуги или знания —
Отмечу, пока ничего нового не предлагается кроме переименования – университета в фабрики знаний. Поскольку и на уровне страны разрабатываются программы развития образования, и на уровне университетов и факультетов также разрабатываются стратегии развития.
Разница в нюансах.
Для страны пирамида стратегий начинается с разработки стратегии государственного образования, из которой вытекают стратегии фабрик знания. Представим, что на уровне государства при разработке стратегии образования допущены ошибки. Было бы правильнее пирамиду стратегий перевернуть, чтобы в основании была государственная программа системы высшего образования.
И если в ней будут допущены ошибки, а фабрики знаний будут эти ошибки множить, то вся пирамида рухнет.
Стратегию высшего образования для РФ я не нашел, но вот что обнаружил в паспорте по экспорту российского образования:
например, по части возможностей:
вместо подготовки большого списка возможностей (у нас при консультировании даже небольшой фирмы это порядка 40—60 пунктов, из которых мы выбираем 10—15 наиболее важных) – в анализируемом паспорте представлено всего 2 пункта (в разделе 5. Ключевые риски и возможности):
Цитата:
1. Привлекательность российского образования для иностранных граждан
Наличие в российских образовательных организациях высшего образования долгосрочных стратегий по привлечению иностранных студентов
Причем второй пункт – это методическая ошибка – не рыночная возможность, а сильная сторона отрасли.
А вот научная публикация на тему российского образования —
В ней представлен SWOT-анализ, где в разделе Возможности вместо рыночных возможностей перечислены стратегические решения, например —
1. Повышение качества высшего образования /
2. Повышение социального статуса педагогических работников, принятие дополнительных мер поддержки
и.т.д.
И это еще полбеды. Просто напрасно потраченное время – стратегические решения можно вывести сразу, минуя кропотливую работу по формированию сил, слабостей, опасностей и рыночных возможностей.
Страшнее другое – если, например, при разработке стратегии высшего образования или отдельной фабрики знания будет использован сценарный подход. А это крайне вероятно, так как при анализе достаточно большого числа отраслей и регионов я видел почти 100% применение этого неработающего в реальных условиях непредсказуемых изменений внешней среды подхода.
Судя по содержанию целей программы развития МГУ до 2030 года, многие вузы также будут обязательно включать в свой перечень развитие инновационных подходов и предпринимательства в целом.
И вот здесь процесс разработки стратегии той или иной фабрики знаний или всей системы высшего образования страны в целом будет отличным тренажером для развития предпринимательских способностей.
Но для этого нужно, как минимум, правильно подготовить и провести SWOT – анализ (см., например, серию моих книг «Стратегические секреты консультанта).
Любозн. гендир. – А стоит привлекать к разработке стратегии студентов?
Автор — Студентов не стоит. А вот работников фабрики знаний – кого принято называть студентами – обязательно. Более того, до того как привлекать их к разработке стратегии родного университета, входящих в него институтов и факультетов, я бы рекомендовал потренироваться на самом себе – занявшись разработкой своей личной карьеры.
А с этой целью я рекомендую ввести важный обязательный курс для работников фабрики – стратегия карьеры или продюсирование своей жизни. Такой курс не трудно подготовить, опираясь на уже изданные по этим темам серии книг. Либо освоить такой курс по этим книгам самостоятельно.