Авторы учебного пособия по управлению знаниями С. В. Паникарова и М.В.Власов отмечают в параграфе 5.3. пособия (далее цитата):
5.3. Знания и интеллектуальный капитал
образовательного учреждения
Знания всегда играли большую роль в жизни человечества, но в современном мире их значение неизмеримо возросло. Как следствие, возросла роль университетов, основная функция которых —
распространение знаний в обществе. Все, что мешает выполнению обозначенной функции, считается нежелательным, а коммерческая деятельность рассматривается как один из главных источников конфликта интересов в университете.
Я не могу согласиться с рядом этих тезисов:
1. Главная функция университетов – это создание (формирование) знаний в головах студентов и преподавателей.
2. Коммерческая деятельность, при правильной построении работы университета, не конфликтует с главной задачей, а помогает ей. Например, коммерческий набор – позволяет привлечь лучших преподавателей, улучить материальную базу университета, дать повышенную стипендию студентам.
Но если использовать такую систему координат, то университет превращается в обычную фабрику по производству знаний.
Любозн. гендир.2 – Стесняюсь спросить, а где будет складироваться продукция такой фабрики?
Автор — До сих пор не замечал у тебя стеснения в задавании вопросов. А как ты сам думаешь?
Любозн. гендир. – Раз фабрика производит знания, они, судя по всему, должны складироваться в головах у студентов.
Автор — Не совсем так. Преподаватели в ходе обучения других также получают новые знания. Потому складировать знания будем в головах и студентов и преподавателей (ассистентов, доцентов и профессоров).
А согласно технологии управления знаниями, еще будем выпускать статьи и книги преподавателей, курсовые и дипломные работы студентов – и таким образом, можно будет поделиться знаниями с другими.
Любозн. гендир. – Да, но у меня на виртуальной фабрике работники получают зарплату. А студенты твоей фабрики получают стипендию, если хорошо учатся.
Автор — Не так. Это студенты университетов получают стипендию. А на фабрике знаний3 все будет как на любой другой фабрике, где производятся товары или услуги.
Студенты – это полноправные работники фабрики, потому они должны получать зарплату. При этом, при переходе с курса на курс, их работа усложняется, потому зарплата должна расти. А если студент (работник фабрики) прогуляет по неуважительной причине свою работу – вероятно, нужно будет из зарплаты вычитать некоторую сумму.
Любозн. гендир. – А что потом? Студент заканчивает вуз и уходит с этой фабрики. Мои виртуальные работники продолжают усердно трудиться.
Автор — Вопросов еще будет много. Давай пока я ограничусь ответом на этот твой вопрос, а потом ты задашь новые возникающие по ходу нашего с тобой строительства новые вопросы.
Студент, после принятия на фабрику (поступления в университет), должен будет подписать первый контракт – на 5 лет. После успешного завершения контракта могут быть варианты:
1. Выпускник находит другую работу и заключает новый договор на новом месте работы.
2. Выпускника приглашают остаться в вузе, точнее на фабрике знаний, ассистентом. И тогда может быть новый контракт с фабрикой.
3. Та же ситуация, если речь идет о магистратуре или аспирантуре (куда еще нужно попасть, как именно – мы еще обсудим).
Возможно, будут другие варианты.