Примечания

1

Произношение и написание Имён Всевышнего изменяется, если их упоминают не в молитве и не в священных текстах, в соответствии с заповедью "Не произноси Имени Господа, Б-га твоего, попусту…" (Шмот 20, 7).

2

Приведено на стр. 308.

3

Имя Йуд-Кей-Вав-Кей похоже на слово иhйе – "будет" (йуд-эй-йуд-эй), только вторая буква заменяется на вав, как это бывает при образовании ׁотглагольных существительных.

4

Приведено на стр. 213.

5

Породобнее об этом читайте на стр. 169: "Кто такой я?".

6

Слово Маадим – Марс – однокоренное со словом адом– "красный", цвет крови.

7

Поэтому следует остерегаться толковать сон к дурному. Например, ни в коем случае не рекомендуется говорить: "Я видел плохой сон" или что-либо подобное. В Шульхан Арухе (Орах Хаим 220) приводится, что если человек видел сон, который его тревожит, ему стоит сделать процедуру, которая называется "атават халом" – "обращение сна к добру". Часть этой процедуры состоит в том, что человек сообщает в присутствии троих друзей: "Я видел сон, и это хороший сон". И ему отвечают: "Он хороший и хорошим будет". Подробнее о процедуре "атават халом" читайте на стр. 129: "Следует ли бояться дурного сна?".

8

Так звали Виленского Гаона.

9

Как сказано (Дварим 12, 16): "И радуйся в праздик твой, и будь только радостным".

10

По Галахе еврею запрещено изучать Тору до того, как он произнесёт благословение на её изучение. По мнению Виленского Гаона (Беур а-Гра, Орах Хаим 47, 4), даже мысленно запрещено изучать Тору до произнесения благословения.

11

Об этом виде снов читайте в ответе на стр. 39 "Что такое сон?".

12

Приведено на стр. 375.

13

Приведено на стр. 55.

14

Более подробно о разнице между практической Каббалой и колдовством читайте на стр. 50 в статье "Какие существуют возможности сверхъестественного влияния на мир?".

15

О природе голема читайте на стр. 82 "Голем – миф или реальность?".

16

Так называемая Сефер Йецира. Это древняя каббалистическая книга была написана, согласно традиции, Авраамом.

17

Эта история приведена также в трактате Хулин (105 б).

18

Тора даёт возможность "приготовить" пепел красной коровы, который очищает от ритуальной нечистоты, только когда существует Храм, как пишет автор Сефер а-Хинух (заповедь 397). Пепел красной коровы, сохранившийся со времён Храма, передавался из поколения в поколение в течение нескольких сотен лет, однако во времена Аризаля его уже не было.

19

Подробнее об этом читайте на стр. 82 "Голем – миф или реальность?".

20

Граф Потоцкий происходил из польской знати, но, оставив все наследственные блага, перешёл в иудаизм, а затем был сожжён "за измену" церковным судом.

21

Граф Потоцкий не согласился на предложение Виленского Гаона, поскольку желал освятить Имя Творца, приняв смерть за веру в Него. (Обязанность спасать свою жизнь существует только в том случае, если этого можно достичь "обычными", природными

22

Дополнительную информацию об именах Б-га можно найти на стр. 19: "Как зовут Б-га?".

23

Важно подчеркнуть, что, несомненно, только Творец совершает все дела, которые делаются в мире, поскольку Он – единственный Господин мира и без Его воли ничего не может произойти. Говоря, что мудрецам доступен тот или иной вид воскрешения, я имею в виду, что мудрецы могут стать посланниками Творца, воскресив того или иного человека. 25 В Талмуде сообщается, что дочь императора попросила у еврейского мудреца рабана Гамлиэля, которому был задан этот вопрос, дать ей возможность ответить на него. Она ответила аллегорией: "В нашем городе есть два ремесленника – один умеет создавать кувшины из глины, а другой из воды". "Какой из них считается более искусным?" – задала она риторический вопрос. И ответила: "Несомненно, тот, кто может создавать кувшины из воды, ведь если он может делать сосуды из воды, несомненно, сможет сделать и из глины".

24

См. об этом также на стр. 58.

25

Поэтому число 7 в иудаизме связано с духовностью, дающей жизнь всему миру. Поэтому шабат – седьмой день, шмита – седьмой год и т.д.

26

См. об этом также на стр. 86: "Что делать, если ощущаешь беспричинный страх?".

27

Как известно, существует четыре основных уровня комментирования Торы – сод ("тайна" – Каббала), рэмез ("намёк"), драш ("толкование") и пшат ("простой смысл"). Виленский Гаон написал три различных комментария на книгу Эстер: на уровне пшат, рэмез и сод.

28

Аризаль прожил на Святой Земле только 2 года.

29

О возможности переселения в неодушевлённые предметы читайте на сайте toldot.ru: "Душа человека может переселиться в неодушевлённые предметы?".

30

Имеется в виду, что Аризаль показывал на то или иное растение или неодушевлённый предмет и говорил: "Вот, в этот предмет переселилась душа такого-то человека…".

31

Уместно привести продолжение цитаты из книги рава Хаима Виталя: "И иногда он видел какую-то могилу издалека, которая находилась среди двадцати тысяч других могил, и видел душу покойного, который был там похоронен, и говорил нам: "В этой могиле похоронен

32

Элиу говорит там о переселении душ, как "намекает" Рамбан в комментарии к книге Ийов (33, 30).

33

Кстати, это помогает понять, почему люди, даже "не совсем" праведные, пережившие клиническую смерть, рассказывают о том, как "поднимались к свету". Ведь, как пишет Рабейну Йона, "поднимут её на Небеса… чтобы увидеть, как променяла она Небеса на преисподнюю". 38 Возможно, рабейну Йона намекает на возможность перевоплощения в растения или неодушевлённые предметы. Подробно об этом читайте на сайте toldot.ru: "Душа человека может переселиться в животных или в неодушевлённые предметы?".

34

Этот перевод классический. Он приводится почти во всех изданиях Торы.

35

Мишлей 20, 27: "Душа человека – свеча Господа".

36

Тогда был написан этот ответ.

37

Подробнее об этом читайте на стр. 375: "Мидраш шутит"?

38

Источник русского слова "Сатана" – ивритское слово Сатан.

39

Рамхаль пишет в Маамар а-Икарим: "И необходимо знать, что Б-г поистине знает всё, и ничто от Него не скрыто, и, поскольку Он знает всё изначально, никакое новое знание не приходит к Нему. Но Своё управление и суд над миром Он основал не на этом Своём знании, но согласно системе правосудия, как пожелал. Эта система подобна законам земного царства. И Он судит в судах, состоящих из ангелов, со свидетелями, обвинителями и защитниками – ангелами, назначенными для этого. Какие-то из них назначены свидетельствовать о происходящем на земле, какие-то – обвинять, а какие-то – защищать. И приговор выносится по верному и справедливому закону". Почему Творец судит нас согласно системе правосудия, подобной земной? Потому что Он хотел дать нам возможность подобающим образом подготовиться к суду, которым будет нас судить.

40

Этот стих приводится в начале Торы после описания сотворения мира.

41

Приведено на стр. 36.

42

Объяснение, почему праведники даже после смерти считаются живыми, а грешники – наоборот, см. на стр. 38 в ответе "Каков истинный смысл слова жизнь?"

43

Эта буква "намекает" на Б-жественное благословение, которое идёт сверху, с Небес, вниз. 48 Дополнительную информацию об имени "Рут" см. в ответе "Что означает имя Рут?" (стр. 356).

44

Видимо, именно на это Боаз "намекнул" Рут – Б-жественное благословение, которого она удостоилась, перейдёт к её потомкам.

45

Это также следует из сказанного в трактате Гитин (68 б).

46

Подрбнее об этом см. на стр. 375 "Мидраш шутит?".

47

Из сказанного в трактате Брахот ясно, что у чертей в реальности птичьи ноги. Это связано с внутренней сущностью чертей.

48

См. также комментарий Рамбана на Тору (Ваикра 17, 7).

49

О "промежуточном" положении птиц говорят мудрецы Талмуда в трактате Хулин (27 б).

50

Приведено на стр. 79.

51

Привожу текст этих псалмов.

Псалом 3: "Псалом Давида, – когда бежал он от Авшалома, сына своего. Г-споди, как многочисленны враги мои, многочисленны поднявшиеся на меня! Многие говорят о душе моей: нет спасения ему в Б-ге! Сэла! А Ты, Г-споди, щит для меня, слава моя, и возносишь голову мою. Голосом своим к Г-споду взываю, и ответил Он мне с горы святой Своей. Сэла! Я лежу и засыпаю, пробуждаюсь, потому что Г-сподь поддерживает меня. Не боюсь я десятков тысяч народа, которые находятся вркруг меня. Встань, Г-споди, помоги мне, Б-г мой, ибо Ты бил по щеке всех врагов моих, зубы нечестивым расшиб Ты. У Г-спода спасение! (Да будет) на народе Твоем – благословение Твое! Сэла!".

Псалом 91: "Живущий под покровом Всевышнего в тени Всемогущего обитает. Скажу Г-споду: убежище мое и крепость моя – Б-г мой, на которого полагаюсь я, Ибо Он спасет тебя от сети птицелова, от мора гибельного. Крылом Своим Он укроет тебя и под крыльями Его найдешь убежище, щит и броня – верность Его. Не устрашишься ужаса ночного, стрелы, летящей днем, Мора, во мраке ходящего, чумы, похищающей в полдень. Падет возле тебя тысяча, и десять тысяч – по правую руку твою: тебя не достигнет. Только глазами своими смотреть будешь и возмездие нечестивым увидишь, Ибо Ты, (сказал): Г-сподь, – оплот мой, Всевышнего сделал ты обителью своей. Не случится с тобой беды, и бедствие не приблизится к шатру твоему, Потому что ангелам Своим Он заповедает о тебе – хранить тебя на всех путях твоих. На руках они понесут тебя, чтобы не споткнулась о камень нога твоя. На льва и на аспида наступишь, топтать будешь льва и дракона. "Ибо он возлюбил Меня, и Я избавлю его,

52

Подробнее об этом читайте на стр. 89 "Что такое"практическая каббала"?".

53

В книге "Чудеса Маараля" подробно рассказано, чем пользовался Маараль при "изготовлении" голема. Однако, как сказано выше, многие считают, что эта книга – подделка и на неё нельзя полагаться.

54

Возможно, Авраам сделал это, полагая, что знания об этих силах помогут его сыновьям.

55

Читайте также на стр. 395 "Что плохого, если я хочу познать будущее?".

56

Приведено на стр. 60.

57

Однако важно подчеркнуть, что в наше время весь мир отдалился от духовности и поэтому сегодня бесы встречаются существенно реже, чем во времена мудрецов.

58

Буквальный перевод названия – "Обережение тела и души".

59

Так называемый магид. У рава Йосефа Каро был ангел, который периодически являлся ему, наставлял его и учил Торе

60

Но там, где женщины обычно не бывают, например, в бейт мидраше, в мужской бане и т.п., остерегаться нет необходимости.

61

В наши дни многие, продолжая обычай Аризаля, стригут мальчиков первый раз в Лаг ба-Омер на могиле рабби Шимона бар Йохая.

62

Как сказано (Дварим 20, 19): "…поскольку человек – (как) полевое дерево".

63

Приведено на стр. 19.

64

Приведено на стр. 20.

65

Приведено на стр. 348.

66

Ведь имя свидетельствует о сущности вещи, см. на стр. 308 "Почему Всевышний не дал Сам имена животным?", а также на стр. 19 "Как зовут Б-га?".

67

Этот вопрос можно прочитать на сайте toldot.ru

68

На стр. 287 в конце ответа "Как бороться с плохим началом, которое в себе?" приводятся эти слова Виленского Гаона.

Загрузка...