"Забота о себе" в античном образовании представляла собой не только индивидуальный путь, но и совместное путешествие в познании и самосовершенствовании, где идеи и опыт передавались от наставника к ученику. Система наставничества играла ключевую роль: не просто обучение в буквальном смысле, а некое руководительство и поддержка на пути саморазвития. Здесь прослеживается важное отличие от современного подхода, часто фокусирующегося на достижении конкретных образовательных результатов, в то время как античная традиция подчеркивала значимость самого процесса обучения и формирования личности.Сам по себе подход, ставящий ученика в центр образовательного процесса, далеко не нов. Еще Сократ (я об этом упоминала ранее), гуляя со своими учениками по паркам города, дискутировал с учениками и помогал им самостоятельно добраться до истины. Я нашла информацию про практику «заботы о себе». Это не про «любить себя» и «ванная с пеной 2 раза в неделю». Тут про другое))) «В центре этой концептуальной идеи – человек, который ответственно относится к выбору своего образовательного пути и движется по нему самостоятельно или с помощью наставников на протяжении всей жизни, достигая определённых целей», – так пишет Виктория Пичугина, доктор педагогических наук и историк античной педагогики. По её мнению, современная концепция непрерывного образования (lifelong learning) во многом перекликается с этой античной идеей. Я выписала ряд цитат, которые показались мне интересными Одним из первых вопросов, который Сократ задает своему ученику, Алкиваду, является вопрос: «Однако, что ты собираешься делать? Остаться таким, каков ты есть, или проявить о себе некоторую заботу?» А затем следуют другие вопросы: «что означает «прилежно заботиться о себе»? может ли человек обойтись без заботы о себе? что позволяет говорить о заботе о себе как об искусстве? является ли забота о теле или забота об имуществе заботой о себе?» «заботящийся о себе человек только тогда может считаться таковым, если начинает видеть соперника в себе самом как претенденте на статус образованного человека». «античное образования реализовывалось везде и во всем образование с детских лет было погружением в культуру города и обретением себя в ней» «Выходя из дверей своего дома, древний грек, а затем римлянин плавно «перетекал» из одного городского образовательного пространства в другое: на агоре он слушал выступление философов и риторов, потом шёл в тень портиков для бесед, потом на пир или в театр и т. д. «забота о себе», которая предполагала особую организацию образования и самообразования, прежде всего, в пространстве города или недалеко от урбанистического центра» «желающий осуществлять «заботу о себе» должен был найти наставника, чтобы получить от него образец заботы, которую ученику в дальнейшем следует проявлять по отношению к себе» «учитель и ученик были вместе на полях сражений, где поочередно спасали друг другу жизни, и в мирное время, где они обедали вместе, вместе упражнялись в борьбе, вместе жили в одной палатке» Педагогика «заботы о себе» не подразумевает универсальных рецептов, которые подходили бы всем и каждому. Она настолько личная, что даже невозможно помыслить её ничьей, кроме как своей. «Забота о себе» у Цицерона оказывается связанной умением жить в городе «по праву и закону», которое человек приобретает благодаря образованию Старший обязан дать его младшему, а младший – принять и превратить в часть своего опыта. Этот механизм и есть передача образца «заботы о себе», на которой настаивал Сократ образование – это не только знания, но и умения пользоваться ими в течение всей жизни во благо самому себе и другим «достойный» умеет устанавливать разумный баланс между взятыми на себя общественными и политическими обязанностями и обязанностями перед самим собой. Сенека: по природе человеческая душа деятельна и склонна к волнениям Древнегреческая и древнеримская «забота о себе» центрировались на разном понимании самого себя и своего окружения, способствующего или препятствующего осуществлять длительную сознательную работу над собой. Для Алкивиада заботиться о себе означало, прежде всего, оказаться под заботой и строить в пространстве города со-бытие с другим, а для Цицерона – взять на себя заботу и строить бытие с самим собой как гражданином и частным лицом одновременно.
В наше время концепция lifelong learning ('обучение на протяжении всей жизни') приобретает все большее значение в условиях быстро меняющегося мира и рынка труда. Однако, античное понимание "заботы о себе", вероятно, может послужить ценным уроком в поиске гармонии между профессиональными амбициями и личностным ростом. Ведь сам процесс заботы, будь то о теле, разуме или духовной составляющей, должен не только вести к конкретным успехам, но и приносить внутреннее удовлетворение и жизненную гармонию