Глава 2 Предыстория вопроса. Принципы хьютагогики

Хьютагогика – неотъемлемая часть самостоятельного обучения взрослого человека, для которого LifiLongLearning (непрерывное образование) не пустые слова, а часть жизни. Это элемент постоянного развития и самосовершенствования.Откуда взялась хьютагогика? Неужели мало андрагогики? Мало. и вот почему. Информационные потоки сейчас такие, что даже в рамках одной профессии уследить за всеми новшествами, исследования, изобретениями, статьями нереально. Очень многое появляется на стыке разных наук, человечество шагает семимильными шагами в разных науках и не всегда даже успевает это осмыслить. Появляются новые профессии. К некоторым мы уже привыкли. Например, копирайтер или сммщик – вы в детстве своем мечтали быть контент-менеджером? А он есть сейчас. Андрагогика предполагет, что изучение опирается на чей-то опыт, свой или других людей. А в новых профессиях такой роскоши, как опыт, просто нет. Есть что-то похожее, напоминающее, не всё равно другое. Хьютагогика дает возможность работать с ресурсами, а учащиеся сами выбирают образовательную платформу и договариваются об условиях обучения. Обучение становится ситуативным, а не обязательным. Т е «случилось» что-то, надо в этом разобраться – погружаемся, изучаем, делаем выводы. Это позволяет не ставить конкретных рамок обучения, а выходить за пределы решаемой проблемы, смотреть на нее широко. Это очень напоминает эксперимент, не правда ли? Фактически так и есть – опыт только нарабатывается, его не у кого взять или спросить.

В условиях, когда технологии и науки развиваются молниеносно, способность адаптироваться и учиться самостоятельно становится ключевой компетенцией. Хьютагогика как подход к обучению фокусируется на формировании навыков саморазвития, критического мышления и решения проблем. Она поощряет инициативу, самостоятельность и ответственность за свой образовательный процесс.

В отличие от традиционных форм обучения, где существует четкая структура и программа, хьютагогика более гибка. Обучающиеся могут адаптировать свои планы и подходы по мере изменения окружающей среды и появления новых вызовов. Они становятся активными участниками своего обучения, что делает процесс более увлекательным и значимым.

Кроме того, благодаря цифровым технологиям и доступу к информации, возможности для самообучения практически безграничны. Онлайн-курсы, вебинары, открытые образовательные ресурсы дают возможность каждому заниматься обучением в удобное время и по удобной программе. В результате каждый может выстраивать свой образовательный путь, исходя из личных интересов и профессиональных нужд.

Таким образом, хьютагогика делает акцент на обучении через действие и решение реальных задач, что помогает не только усваивать информацию, но и развивать навыки, необходимые в современном мире. Это подход, который сочетает личностное развитие с профессиональными требованиями, помогая адаптироваться и процветать в условиях постоянных изменений.

Хьютагогика – термин, который всего лишь за несколько десятилетий стал популярным и оживлённо обсуждаемым в образовательных кругах, имеет богатую и многогранную историю. Он был впервые введен в научный обиход Стюартом Хассе и Крисом Кеньоном, исследователями, стремившимися переосмыслить подходы к обучению взрослых, дополнительно развивая идеи андрагогики.

Когда мы обращаемся к понятию хьютагогики, стоит вспомнить об одном из ключевых фигур в гуманистической психологии – Карле Рэнсоме Роджерсе. Его идеи о личности и обучении оказали значительное влияние на формирование принципов хьютагогики. Роджерс не раз подчёркивал, что даже при полностью удовлетворённых материальных потребностях человек может испытывать внутренний дискомфорт, который он описывал как "боль души". Суть его подхода заключается в создании условий, способствующих развитию личности через трех основных компонента: конгруэнтность, безоценочное принятие и эмпатия.

Однако, наши идеи не ограничиваются психологическим благополучием. Роджерс также считал, что человек стремится учиться на протяжении всей жизни, если этому не препятствуют внешние ограничения и если удовлетворена его природная любознательность. Его работу "Свобода учиться", опубликованную в 1969 году, можно считать вехой в развитии образовательных подходов, где акцент ставится на человекоцентричность и самостоятельное обучение.

На основе этого подхода выделяют пять ключевых тезисов, которые стали краеугольными для хьютагогики:

1. Фасилитация обучения: Обучение не должно быть процессом директивного навязывания информации. Вместо этого оно представляет собой творческое взаимодействие, где учащиеся активно участвуют в процессе усвоения и интеграции знаний. Учитель выступает не как источник информации, а как фасилитатор, создающий условия для осмысленного обучения.

2. Релевантность учебного материала: Знание наиболее успешно усваивается, когда оно связано с личным опытом, интересами и потребностями учащегося. Это предполагает глубоко индивидуализированный подход к обучению, где учебный материал должен быть актуален и значим именно для данного учащегося.

3. Сопротивление изменению: Когда процесс обучения вызывает необходимость пересмотра собственных убеждений и установок, это может восприниматься как угроза. Для зрелых учащихся, наделенных значительным профессиональным и социальным опытом, особенно важно учитывать этот аспект и работать с сопротивлением, создавая условия для благоприятных изменений.

4. Безопасная среда: Психологический климат играет ключевую роль в образовательном процессе. Чувство безопасности и защищенности способствует открытости к новому опыту. Это перекликается с такими методиками, как модель работы с изменениями ADCAR и коучинг, где ключевыми моментами являются поддержка и создание диалога с учащимися.

5. Поддерживающая образовательная система: Образовательная среда должна быть устроена так, чтобы не угрожать учащемуся и его системе ценностей. Поддержка и стимулирование новых знаний в безопасной и поддерживающей среде позволяют снизить уровень тревожности и создать положительный настрой на восприятие нового.

Таким образом, хьютагогика подчеркивает значимость создания образовательной среды, где обучение происходит в контексте личного опыта и предпочтений учащегося, что открывает перед нами невероятные возможности для личностного и профессионального роста.




Принцип нелинейности – мы учимся тогда, когда есть в этом необходимость, а не «по программе семестра». Мы учимся тому, что нужно здесь и сейчас, а не тому, что написано в учебнике, ведь и учебника зачастую просто нет.А теперь о принципах, которые сегодня соблюдает хьютагогика. Принцип эвристичности – искать ответы на вопросы самостоятельно. Да и вопросы, зачастую, нужно ставить себе самим. Принцип метакогнитивизма – знать о том, как усваиваются знания, как помочь себе учиться. А это понимание механизмов запоминания, анализа, работы памяти и мышления. Ну или хотя бы понимания того, как именно тебе легче работать с информацией: писать конспекты, проговаривать информацию или участвовать в дискуссии. Это важно, тк из этого принципа, в том числе растет важная мысль: нужно заниматься рефлексией, как индивидуально, так и в группах. Принцип креативности. Как мозг устроен и работает мы с вами ведь уже знаем, да?) Теперь пришла пора придумывать новое, создавать то, чего еще нет. Творчество, задания на разгон креативности – обязательные атрибуты хьютагогики. Принцип уникальности. Да. Ведь раньше не было этих вопросов и этих ответов. И такого обучения тоже не было. И каждый учится так, как ему удобно.


Размышляя о происхождении и развитии концепции хьютагогики, я не перестаю удивляться, насколько она тесно переплетается с богатым опытом прошлых эпох. Кажется невозможным, чтобы такая продвинутая концепция образования могла возникнуть из ниоткуда, без каких-либо видимых предпосылок. Представьте, как философы древности разрабатывали идеи, которые укрепляются сегодняшними теориями обучения. Возьмём, к примеру, Сократа, который, стремясь пробудить мысли в своих учениках, закладывал основы методов, находящих отражение даже в современных образовательных подходах. Сократ, как и доктор Гаспар из "Трех Толстяков", символизировал фундамент многих дисциплин, оставив богатое наследие мудрости и любопытства.


Однако, хьютагогика – это не только наследие древних мыслителей, она также обросла практикой и идеями, воплощёнными в жизнь более поздними поколениями, включая наши собственные. В этом плане, опыт, полученный нами, детьми Советского Союза, заслуживает отдельного внимания. Систему образования тех времён, в частности различные кружки при Станциях юных техников и Дворцах пионеров, можно расценивать как живое воплощение принципов хьютагогики.


Давайте разберёмся, как именно это выражалось на практике. Во-первых, эти кружки предоставляли широкий выбор деятельностей, фактически выполняя роль ранней профориентации. Лично я за время обучения в младших и средних классах успела попробовать около десяти различных направлений и занятий. Это позволяло каждому подростку почувствовать себя частью интересной и разнообразной образовательной среды, которая существовала вплоть до середины 90-х годов.


Во-вторых, такие кружки имели автономные программы, и они создавали возможность для получения дополнительного образования. Например, благодаря одной из таких программ, я стала дипломированным художником по хохломской росписи, что добавило значимый факультатив в моё образование.


В-третьих, процесс обучения был полностью добровольным. Каждый студент мог выбрать любое направление, которое интересовало его больше всего, и посещать именно те кружки, которые привлекали его внимание. Это стало основополагающим принципом моего опыта в школьные годы, когда любознательность и желание учиться определяли путь каждого.


Наконец, взаимодействие старших и младших участников обеспечивало передачу опыта и навыков, создавая внутри коллективов атмосферу взаимопомощи и наставничества. Это не только обогащало младших дополнительными знаниями, но и развивало в старших чувство ответственности и лидерства.


Таким образом, эти образовательные практики аккумулировали в себе все основные принципы хьютагогики: креативность, эвристичность, нелинейность и уникальность. Эти элементы, казалось бы, простые и понятные, постепенно формировали более сложную и многоуровневую систему обучения, ориентированную на развитие саморазвития и самоуправляемого обучения, что и является сутью современной хьютагогики.

Загрузка...