Ringrose, K. M. (2003), The Perfect Servant: Eunuchs and the Social Construction of Gender in Byzantium, Chicago, London.
Messis, Ch. (2014), Les eunuques à Byzance, entre réalité et imaginaire (Dossiers byzantins, 14), Paris.
Примечания к тексту настоящей книги настолько насыщены научной полемикой, что мы оставили удобный для ее представления библиографический формат оригинала.
Wilson (2002), 41–42. Обложка второго тома этого отчета украшена рисунком, изображающим то, как должен был выглядеть галл.
Renault (1972).
Rice (1990).
См., например, Reed, Mayer (1999). Другой вымышленный детектив-евнух – Яшим, живший в Стамбуле XIX века: Goodwin (2006). Более зловещий стамбульский евнух встречается в книге Денниса Уитли «Стамбульский евнух» 1935 года в лице Каздима Хари Бекара, начальника тайной полиции при Ататюрке. Евнух изображен как бывший служитель гарема и инициатор восстановления султаната. Один из тех, кому Уитли посвящает свою книгу, – его друг Норман Пензер, написавший книгу об османском гареме: Penzer (1965). Книга Пензера была впервые опубликована в 1936 году.
Harris (2002).
Adam (1907).
Barthes, ed. (1974); Lonsdale, ed. (1970). Престарелый Ла Замбинелла изображен довольно жалким и отталкивающим персонажем, тогда как Бабабалук обладает как положительными, так и отрицательными качествами. Он изображен преданным, умным и способным помочь, но также тщеславным и смешным. Бабабалук оказывается повешен матерью халифа. Комментарии к «Сарразину» Бальзака и проблеме кастратов см., например, в André (2006), 21–25.
Кастраты также были темой постановки Люси Пауэлл «Правда или фальцет?» на Эдинбургском фестивале 2002 года.
Bevington, ed. (2005).
Bush, ed. (1996). Этот пример, однако, поднимает вопрос о терминологии. Притворялся Мистер Хорнер кастрированным или просто импотентом? Вопрос о терминологии будет рассмотрен в главе 2.
См., например, Croutier (1989), 31, 124.
The Guardian, Wednesday May 22, 2002. Передовица была озаглавлена «Кэттерик кэмп. Трансвестит из прошлого Йоркшира».
Хиджры также были предметом документального фильма ВВС 1991 года «Под солнцем: евнухи – индийский третий пол».
Конечно, тот факт, что эти евнухи – также трансвеститы, усиливает аспект гендерной двусмысленности, но это справедливо и для евнухов в целом.
Эта статья была перепечатана частично из «Нью-Йорк Таймс» в «Обсервер» 8 апреля 2007 года. См. также в Taylor (2000), 10–11, его отождествление с евнухами из-за того, что ему сделали вазэктомию.
См., например, Gillard (2001). Еще один пример – мужское сопрано Майкл Маниачи.
Cited in Haldon (2002), 53.
Runciman (1929), 29–30.
Dunlap (1924), 161–324. Главный спальничий (praepositus sacri cubiculi) в поздней Римской империи остается предметом пристального научного интереса: см., например, Schölten (1995). Другим заметным вкладом в серьезное изучение византийских евнухов остается ранняя работа Diner (1938), 62–72. Следует отметить, что, хотя автор названа Хелен Динер, это Берта Динер. Книга 1938 года представляет собой английский перевод книги, написанной на немецком языке и опубликованной в 1936 году.
Его статьи о евнухах, их придворных должностях и титулах перепечатаны в Guilland (1967) I, 165–380.
Hopkins (1963). Эта статья была включена в слегка переработанном виде в Hopkins (1978), 172–196. Придворные евнухи поздней Римской империи в IV веке также привлекли некоторое внимание в Guyot (1980), 130–176. Книга Гийо представляла собой обзор евнухов – рабов и вольноотпущенников – в греко-римской античности.
Ringrose (1994, 1996, 1999, 2003). Другие подходы к проблеме гендерной идентичности византийских евнухов см., например, в Sidéris (2001); Tougher (1999b, 2004a, 2004b, 2005).
Guilland (1943, 1967) I, 165-97; Ringrose (2003).
Tougher (2002b); Stavrakas (1978). Опубликованные тезисы докладов Конференции по византийским исследованиям 1978 года указывают, что Ставракас (Чикагский университет) выступал с докладом о евнухах средневизантийского периода и их социальных связях. Ставракас был аспирантом В. Э. Кеги и успешно защитил диссертацию о византийской провинциальной элите.
Wells (2004). Единственное исключение – использование у Рингроуз книги Marmon (1995), где рассматривались евнухи и границы священного в исламском обществе.
См. особенно Grayson (1995), Patterson (1982), а также замечания в Ayalon (1999), 13, и Kuefer (1996), 279, n. 10. См. мои комментарии in Tougher (2002b), Hopkins (1963), 63, также использовал сравнительный подход, отметив, что «евнухи, как и придворные евреи в немецких государствах XVII–XVIII веков, служили козлами отпущения».
См., например, взгляды в Patterson (1982), 314–331, Stevenson (1995).
Текст см. в Oikonomidés (1972), 65-235.
Текст см. в Gautier (1980), 288–331.
Ringrose (2003), 29, 61.
О недавних обзорах евнухов в истории см. Scholz (2001), Cheney (1995).
Например, Bullough (2002), 1–2.
См. Gera (1997), особ. 146–148. Возможно, что Гелланик перепутал Атоссу и Семирамиду (141).
Аммиан Марцеллин 14.6.17; Клавдиан, Против Евтропия 1.339-42.
Grayson (1995). См. также Deller (1999); Guyot (1980), 77–80. Впрочем, наличие евнухов в Ассирии будет обсуждаться ниже, в главе 2.
Об истории евнухов в Китайской империи см. Anderson (1990), а вкратце см. Tsai (2002). Более аналитический разбор китайских евнухов, в частности, при династии Мин (1368–1644 годы), см. в Tsai (1996).
Например, репортаж Сета Фейсона в «Нью-Йорк Таймс», 20 декабря 1996 года.
Tsai (1996), 153–164.
См. Grayson (1995), 89–91, Deller (1999), 309–310. О хеттсском случае см. также Hawkins (2002).
О евнухах в Ахеменидской империи см., например, Briant (2002), 268–277, 919–920; Llewellyn-Jones (2002); Guyot (1980), 80–91.
Некоторые полезные комментарии о евнухах и Афинах см. в Miller (1997), особ. 213–215.
Геродот 7.187; Плутарх, Фемистокл 16.4.
Платон, Протагор 314 C.
Геродот 8.104-6. См., однако, дискуссию в Hornblower (2003). Этот эпизод будет рассмотрен ниже, в главе 2.
О евнухах в эллинизме см. Guyot (1980), 92-120.
Диодор Сицилийский 17.66.
Арриан, Анабасис 7.24.1–3.
Курций Руф 6.5.22-3.
Плутарх, Цезарь 48–49.
Плутарх, Антоний 60.
Хотя другие источники также упоминают евнухов при Митридате, например Плутарх, Лукулл 17–18, Помпей 36, Аммиан Марцеллин 16.7.9.
12.76-7; 12.108; 12.82; 12.107-8.
О евнухах в Риме I–III веков см. Guyot (1980), 121–129.
Анналы 6.31.
Например, Светоний, Домициан 7; Аммиан Марцеллин 18.4.5.
Сильвы 3.4.
Плиний Старший, Естественная история 7.39.
Тацит, Анналы 12.66; Светоний, Клавдий 44.
Светоний, Нерон 28; Дион Кассий 63.8.
Петроний, Сатирикон 15.27.
Иосиф Флавий, Жизнь 429.
См. Dionisotti (1982), 98, 110. Я хотел бы поблагодарить Мэри Харлоу за эту ссылку.
См., например, Hopkins (1978), 172–196; Guyot (1980), 130-76. Эти события будут подробно рассмотрены в главе 4.
См., например, Dunlap (1924), 260–284.
Об этом культе в Риме см., например, Beard (1994); Turcan (1996), 28–74.
О культе Кибелы см. Roller (1999).
См., например, Lightfoot (2002).
См., например, Caner (1997), Stevenson (2002), Hester (2005).
Apol. 1.29.
Евсевий, Церковная история 6.8.1–3.
О византийских евнухах см., например, Ringrose (2003) и главы Гола, Маллет, Сидириса и Тафера в Tougher, ed. (2002a).
Издание текста с франц. пер. см. в Oikonomidés (1972), 80-235. Подробности о титулах и должностях евнухов можно найти на с. 124–135.
См., например, Лиутпранд, Посольство 63.
См., например, Ayalon (1999).
О евнухах при османском дворе см., например, Peirce (1993), см. указатель; Toledano (1984).
См. Marmon (1995).
См., например, Johns (2002), 212–214, 243–244, 249–250, а также Birk (2005), 19–21.
См., например, Tuchel (1998), 61–89; Kuefer (1996), 288–289; van Eickels (2004).
См., например, Barbier (1996), Rosselli (1992), 32–55, и сайт покойной Эльза Скамелл All you would like to know about the Castrati… but not quite!
О ранних певчих-евнухах см., например, Moran (2002), Witt (2002).
О Балатри см. особенно Heriot (1975), 200–224.
См., например, Clapton (2004), 118. Совсем недавно, в 2001 году, папу римского призывали извиниться за то, что его предшественники санкционировали кастрацию мальчиков для пения в ватиканском хоре: Carroll (2001).
Alessandro Moreschi – The Last Castrato. Complete Vatican Recordings, Opal CD9823.
См. Engelstein (1999); Millant (1908), 50–80.
См. Nanda (1998); Jafrey (1997).
См., например, репортаж на сайте BBC News под названием «Мир: евнухи Южной Азии превращают предрассудки в наличные», пятница, 30 апреля 1999 года (http://news.bbc.co.uk/1/hiworld/south_asia/332173.stm). Эта история была освещена в также программе Bombay Blush на Би-би-си и опубликована в Guardian 17 июля 1999 года. Этот крохотный случай примечателен также своей совершенно ошибочной карикатурой на хиджр.
См., например, следующие британские примеры: Dam (2003); Orr (2002); Popham (1999).
http://news.bbc.co.uk/1/hi/world/south_asia/3021875.stm.
Замечания о «Современных евнухах» см. в Cantacuzino (2000).
Об этих современных мотивах, особенно сексуального отречения, см., например, Money (1998).
См., например, Balch, Taylor (2002), 220.
Все вопросы, поднятые в этом заключительном разделе, будут более подробно рассмотрены в следующих главах.
Как отмечено, например, в Humana (1973), 7; Ayalon (1999), 5; Scholz (2001), vii.
2.19 (1781), ed. Womersley (1994), vol. 1, 684–685. Этот пассаж часто цитируется: см., например, Grayson (1995), 85; Penzer (1965), 138.
См., например, Tougher (1999a).
Hall (1989), 157. См. также Sancisi-Weerdenburg (1987), особ. 43–44, о значении Ктесия для определения Востока. Замечания о греческом ориентализме см. в Said (1995), 55–57. Однако знаменитое исследование Саида не рассматривает евнухов. Греки также могли позитивно относиться к евнухам, о чем будет рассказано ниже.
См., например, Yeazell (2000); Grosrichard (1998). Marmon (1995), особ. 93-101, обсуждает взгляды западных путешественников на исламских евнухов.
Penzer (1965), особ. 134–151.
Penzer (1965), 150.
Penzer (1965), 138. О некоторых реакциях на замечания Пензера см. Ayalon (1999), 37–38.
Penzer (1965), 140.
Tsai (1996), особ. 7–8, (2002), 221. Западные путешественники, посетившие Китайскую империю, также дают информацию о китайских евнухах: см., например, знаменитый отчет Stent (1877), частично воспроизведенный в Humana (1973), 125–153, и использованный в Anderson (1990), 307–311. Отношение Стента к китайским евнухам носит враждебный характер, но бросает вызов некоторым предубеждениям и завершается сочувственно.
Tsai (1996), 8–9.
Например, история о том, как Леонардо Ди Каприо столкнулся с трудностями, перелезая через ворота, озаглавлена Leonardo di Castrato в «Сан» 1 февраля 2000 года, или беспокойство певца Дэвида Да о том, чтобы его в шутку не назвали кастратом в фильме «Шрек 2», о чем рассказывается в «Метро» 13 июля 2004 года, 8.
Popham (1999).
Penzer (1965), 150–151, хотя он думает, что Ансийон – это псевдоним. Milan (1908), 4, считал, что он был первым, кто составил общую историю евнушества и евнухов.
См., например, Tsai (1996), 140, отметивший недостаточное внимание, которое евнухи получили у китайских историков.
Bowersock, Brown, Grabar, ed. (1999); Maas (2000). Упущение первого также отмечено М. Уитби в Classical Review 50 (2000), 564–546.
Tarn (1948), vol. 2, 319–322, в приложении, озаглавленном «Отношение Александра к сексу».
О Багое см. Guyot (1980), 190.
Badian (1958). Однако, как отмечает Bosworth (1988), 99, n. 218, всё еще есть те, кто в этом сомневается. Несмотря на то, что Бадиан выступает за существование Багоя, сам евнух его мало волнует.
Gay Times 315, декабрь 2004 года, 79; Gay Times 321, июнь 2005 года, 90, 92. Печально известно, что Оливер Стоун выпустил версию фильма на DVD, в которой были удалены гомосексуальные элементы оригинальной версии. Тем не менее он выпустил на DVD в 2007 году Alexander, Revisited – Final cut, в котором восстановлена история Багоя (явно многим обязанная «Персидскому мальчику» Мэри Рено). Мы не только видим, как Багой ложится в постель с Александром и начинает заниматься с ним любовью, видим, как Багоя представляют Александру в Вавилоне, по-видимому, как главного евнуха. Эта сцена указывает на то, что Багой был евнухом, что не было ясно в более ранних версиях фильма. Действительно, персидская практика кастрации мальчиков с целью удовлетворения похоти прямо упоминается в сцене, где Аристотель обучает македонских юношей, что дает ключ к истории Багоя. Багой также беседует на смертном одре с умирающим Александром, и старый Птолемей размышляет о судьбе евнуха и его отношениях с Александром. Примечательно, что гомосексуальная составляющая в убийстве Филиппа также становятся понятнее в этой версии фильма.
Ансийон посвятил свою работу Пьеру Бейлю (1647–1706), автору знаменитого Dictionnaire historique et critique.
Комментарии к этому трактату см., например, в Grosrichard (1998), 150–162; Finucci (2003), 262, 278. Barbier (1996), 152, описывает Ансийона как «типичного представителя суровой морализаторской периферии своего времени».
Подробное исследование брака кастрата Бартоломео Сорлизи с Доротеей Лихтвер в Германии в 1667 году см. Frandsen (2005). Еще один вступивший в брак кастрат – Тендуччи, который в 1766 году женился на ирландке по имени Дора Монселл: Heriot (1975), 186–189.
Предположительно, это отсылка к Николо Гримальди: см., например, Heriot (1975), 123–129; Barbier (1996), 181–182.
Ancillon (1707), 8–9: «L’on peut dire qu’il est des Eunuques comme des Bâtards, qu’ils sont ordinairement mauvais, mais qu’il s’en trouve quelque fois de bons». Samber (1718), 10, переводит это как «one may say of Eunuchs the same that is usually said of Bastards, that for the most part they are very bad, but that sometimes we may chance to find one that may prove good for something». Samber (1718), 30–41, конечно, очень увлечен пением кастратов. Он отмечает, что слышал кастратов, когда был в Риме в 1705–1706 годах (когда учился в Английском колледже в Риме). Он называет имена Паскуалини, Паулуччо (с которым, по его словам, он был близок) и Джеронимо и говорит, что Никколини – «лучший артист-евнух в мире».
Humana (1973), 8.
Millant (1908), 4–5.
Kuefer (1996), 293, n. 3, отмечает другие работы на французском языке о евнухах, современные исследованию Миллана.
Humana (1973), 9.
См., например, Kuefer (1996), 294, n. 11.
Scholz (2001), vii.
Scholz (2001), 291–297.
Grifn (2001), 36.
Тема кастрации, которая пересекается с темой евнухов, но не совпадает с ней, будет рассмотрена в главе 3.
Kuefer (1996), особ. 279.
Tuchel (1998). Возникает вопрос о том, намеренно ли избегается слово «евнух». Возможно, однако западная озабоченность такого рода исследованиями просто сделала термин «кастрация» более уместным.
Cheney (1995), vii-viii, 192–202. О психиатрическом интересе к кастрации, а также к членовредительству, см. Favazza (1996), особ. 176–219.
Замечания к этой книге см. в Grifn (2001), 37–40.
Taylor (2000), 1, 10.
Dunlap (1924), 161–301; Guilland (1967) I, 165–380; Schölten (1995).
Например, Runciman (1929), 29–30; Diner (1938), 62–72.
Hopkins (1963). Этот серьезный подход к евнухам нашел свое отражение в Coser (1964), который исследует политические функции евнухов. Статья Хопкинса была переработана и включена в Hopkins (1978), 172–196.
Дискуссию и уточнения см., например, в Patterson (1982), 317–331; Stevenson (1995). Эти теории будут обсуждаться вместе с теорией Хопкинса в главе 4.
См. Boulhol, Cochelin (1992); Moran (2002); Ringrose (2003).
Guyot (1980).
Как отмечено в Scholz (2001), vii.
См., например, Nock (1925); Beard (1994); Turcan (1996), 28–74; Caner (1997); Roller (1997).
Grayson (1995). См. также Deller (1999).
Среди исследований с более популярным подходом см. Mitamura (1970); Anderson (1990). Комментарий к сенсационному качеству работы Митамуры см., например, в Tsai (1996), 43. Частичный обзор работ по китайским евнухам см. в Tsai (1996), 8–9.
Tsai (1996).
Jay (1993).
Ayalon (1999).
Вопрос терминологии будет рассмотрен ниже.
Marmon (1995).
Peirce (1993), см. указатель.
Есть и другие заметные работы об османских евнухах, например, Toledano (1984); Lad (2003). О евнухах в исламской Испании см. Meouak (2004).
См., например, Kuefer (1996), Murray (1999).
Johns (2002), особ. 212–256. Джошуа Бёрк провел дальнейшие исследования об этом в Калифорнийском университете в Санта-Барбаре. См., например, Birk (2005).
Традиционные описания: Heriot (1975); Barbier (1996). Rosselli (1988), (1992), 32–55. Существует также книга, посвященная Морески: Clapton (2004). Rosselli (1992), 32–33, подчеркивает фактор мифотворчества.
Finucci (2003), особ. 225–280. См. также интересную работу André (2006), 16–50.
Engelstein (1999). См. также Engelstein (2000).
Nanda (1998). См. также Nanda (1996).
О неуловимости информации в случае с кастратами см. Barbier (1996), 10. Редкий отчет о кастрации представлен византийским врачом Павлом Эгинским: см. Tougher (1997a), 175–176, и ниже, гл. 3.
См., например, Engelstein (1999), 56–58, 61–68, 72–78, о негативизме сообщений, подготовленных касательно русских скопцов.
См., например, Tougher (2012).
Николай Мистик, Письма 18, ed. Jenkins, Westerink (1973), 122.54-124.69.
См. Tougher (1999a).
См., например, Briant (2002), 270–272; Ayalon (1999), 14, 36–38.
См., например, Boulhol, Cochelin (1992); Sidéris (2002).
См. в целом Briant (2002), 268-72. В связи с кастратами Heriot (1975), 123, предупреждает о легендарности историй, распространявшихся о них.
Hornblower (2003). См. также Sourvinou-Inwood (1988), особ. 171, с другим примером предложенной мифологизации, касающейся евнухов у Геродота, а именно намерения коринфского тирана Периандра кастрировать 300 сыновей из знатных керкирских семей.
Briant (2002), 268.
См., например, Llewellyn-Jones (2002), особ. 27–28.
Об этом случае см., например, Hall (1989), 157–158. О фригийцах как евнухах см. также Witt (2002), 241–262. О евнухах в аттической драме см. Miller (1997), 213–214.
Курций Руф 4.6.7-29; Арриан, Анабасис 2.25.4. У Арриана его зовут Батис.
О проблеме идентификации евнухов см. также Ayalon (1999), 285–258. Возможно, здесь уместно обратиться к авторам с просьбой отмечать в указателях книг, евнухи ли их персонажи, – это, безусловно, помогло бы тем, кто их изучает.
См. Tougher (1997a), 171. Другой пример – позднеантичный главный спальничий Гелиодор, которого Schölten (1995), 216-17, не считает евнухом. Об этой проблеме см. также Ayalon (1999), 296–299.
См. Guyot (1980), 219–220; Ogden (1999), 199–201.
Павсаний 1.8.1; Страбон 13.4.1.
Ogden (1999), 200.
Ogden (1999), 200–201.
Grayson (1995), 91–93.
В поддержку этого см. Deller (1999); Hawkins (2002).
Briant (2002), 276.
См. Tougher (1997a), 171.
Ayalon (1979a).
Moussa (1982), 212–214, (1985).
См. Ayalon (1999), 5–8, особ. 207–284. Дискуссию о термине «сакалиба» см. также в Ayalon (1999), 349–352, Kentaro (2000), особ. 28–30; Meouak (2004).
Ayalon (1999), 254, 268–270.
Ayalon (1999), 276.
См., например, Hawkins (2002), 218, Ayalon (1999), 266. О разнице между терминами «евнух» и «кастрат» см. Scholz (2001), vii.
Briant (2002), 276–277.
Создается впечатление, что Бриан просто предпочитает не считать некоторых евнухов кастрированными мужчинами, поскольку ему трудно смириться с тем, что они могут быть влиятельными чиновниками и членами элиты. Более широкое изучение истории евнухов подрывает эту позицию. Однако его поддерживает Hornblower (2003), 49–50.
Дискуссию см., например, в Stevenson (2002), 123–125.
О термине «кастрат» см., например, Hawkins (2002), 218. Об историях мнимых кастратов см., например, Barbier (1996), 12–13, 133, 154–155.
Guyot (1980), 22. Сама кастрация будет обсуждаться в следующей главе.
См., например, Engelstein (1999), 13; Nanda (1998), xx. Термин «скопцы» имеет прозрачное происхождение, а вот термин «хиждра» более проблематичен: Nanda (1998), 13–14. О разнообразии китайской терминологии см. Tsai (1996), особ. 221–222.
Beard (1994), 173–174.
См. Grayson (1995), 92-3. Детали см. в Reade (1972), особ. 91–92, 95–96, 99-100.
На печатях также присутствуют безбородые фигуры: Grayson (1995), 92, n. 40.
Llewellyn-Jones (2002), 24, об особом случае рельефов Персеполя.
Llewellyn-Jones (2002), 24; Briant (2002), 274.
См., например, James, Tougher (2005), 157.
Цветное воспроизведение см., например, в Lowden (1997), pl. 111, p. 202.
Об отсутствии бороды как признаке принадлежности к евнухам см. Dumitrescu (1987). Однако некоторые византинисты предостерегают от предположения, что все взрослые безбородые лица мужского пола – это евнухи: Bjornholt, James (2007). Еще одна сложность заключается в том, что некоторые мужчины, про которых известно, что они были евнухами, могли изображаться с бородами. Дальнейшее обсуждение см. в главе 7.
Hawkins (2002), 230–231. Он утверждает также на основании внешности, что Ярири, регент и опекун юного царевича Камани, был евнухом.
Elsner (1998), 213; Cumont (1926), особ. 125–126.
См., например, Miller (1997), 214–215.
Marmon (1995), x, отмечает молчание о евнухах в ее случае, хотя она описывает это как «достойное». Tsai (1996), 8, заявляет: «Настало время для того, чтобы евнухам было позволено говорить за себя самих и чтобы их рассматривали как субъектов, а не как объекты истории династии Мин».
Возможно, отсутствие голосов евнухов отчасти объясняет тягу некоторых романистов к рассказчикам-евнухам. Самый известный пример – Renault (1972), но см. также Harris (2002); Marsche (2002).
Barbier (1996), 3, 176–178.
Обсуждение мемуаров Балатри см. в Heriot (1975), 200–224.
Tsai (1996), особ. 42–43.
Engelstein (1999), xiii.
Engelstein (1999), особ. 2–5, а о сборе информации Бонч-Бруевичем вообще см. 158–162.
О предоставлении хиджрам собственного голоса см. Nanda (1998), особ. x-xi.
Singh (2001).
Nanda (1998), 124. Отмечено также в Jafrey (1997), 101, 215.
Engelstein (1999), 9-10, 133–144, 150.
Engelstein (1999), 79–88, 116.
Nanda (1998), 69 (колеблющиеся мнения хиджры Камладеви), 72 (Мира не рассказала всего, несмотря на свое признание), 84 (проблема общения с ними наедине). Она также отмечает необходимость завоевать доверие хиджр: xvi.
Engelstein (1999), особ. 151.
Nanda (1998), 126–127; Singh (2001), 16–17. Фотографии – также важный источник информации об исламских и китайских евнухах и кастратах. Marmon (1995), 102–104, указывает на фотографии евнухов Пророка в Медине.
Nanda (1998), 156–157.
О портретах Фаринелли и других кастратов см. Heartz (1984), (1990); Camiz (1988), особ. 183.
О Библии Льва см. Spatharakis (1976), 7-14; Evans, Wixom, ed. (1997), 88–90. Кроме того, Tsai (1996), 219, отмечает свидетельства о том, что гробницы некоторых китайских евнухов были украшены фресками с их изображениями.
См., например, замечания в Nanda (1998), xvii.
Например, Kuefer (1996), 279, n. 10; Ayalon (1999), 13, указали на важность сравнительных исследований. Пример приведен в Grayson (1995).
Я уже выражал убеждение в важности этого подхода: Tougher (2002b), 144–145.
Прокопий Кесарийский, О войнах 8.3.12–21.
Геродот 8.105. Даже если кто-то подвергает сомнению буквальную правдивость этой истории, вполне вероятно, что Геродот отражает реальность торговли рабами-евнухами.
Плиний Старший, Естественная история 7.39.
Вопрос о том, почему евнухи использовались при царских и императорских дворах, будет обсуждаться в главе 4.
Например, и Геродот, и Прокопий Кесарйиский в процитированных выше отрывках.
См., например, Witt (2002).
О паломничестве. 4 26v, ed. Berry (1948), 68–69.
См., например, Engelstein (1999), 5, 70, 81, 90–91, 134, 183.
Дальнейшее обсуждение см. в главе 6.
Комментарий к этому тексту см., например, в Mullett (2002).
Ed. Gautier (1980), 291.23-4.
Popham (1999) повторяет утверждение о том, что мальчиков похищают и кастрируют, но на новостном веб-сайте BBC сообщается об отрицании этого хиджрами: http://news.bbc.co.uk/1/hi/world/monitoring/media_reports/1211564.stm.
Такие случаи показаны, например, в документальных фильмах «Современные евнухи» (2000), «Американские евнухи» (2003) и «Евнухи» (2007). См. также Money (1998), особенно касательно мотива сексуального отречения.
Ювенал 6.366-78.
См. Guyot (1980), 25-6.
Edinburgh Tracts, vol. 8, Miscellaneous 1707–1821.
Например, принудительная кастрация использовалась в нацистской Германии для наказания за «убийство на сексуальной почве, садистские телесные повреждения (тяжкие телесные повреждения) и сексуальные преступления, за исключением гомосексуализма»: Wille, Beier (1989), особ. 110.
См., например, Heim, Hursch (1979) (которые задаются вопросом, действительно ли термин «наказание» более корректен, чем «лечение»); Cornwell (1997). Хайм и Хурш рассматривают этот вопрос в его европейском контексте, анализируя данные исследований, проведенных в Германии, Швейцарии, Норвегии и Дании. Корнуэлл занимался этим вопросом в основном на американском материале. Совсем недавно Duval Smith (2004) сообщил, что во Франции хотят ввести химическую кастрацию для сексуальных преступников, а в 2007 году Channel 4 показал документальный фильм под названием «Лечение кастрацией» о законе о химической кастрации детей – сексуальных преступников в США.
См. Grayson (1995), 91. Обсуждение концепции lex talionis и нанесения увечий в качестве наказания см. в Bardel (2002), особ. 52–54.
Иоанн Малала 18.18, 18.150.
Эклога 17.39.
См. Tougher (1997a), 179–180.
О кастрации как препятствии для занятия престола см., например, Михаил Пселл, Хронография 1.3. Это случай Василия Лакапина (Х век), незаконнорожденного сына Романа I Лакапина, которого, по словам Михаил Пселла, кастрировали, чтобы он не смог узурпировать права законных наследников Романа.
См., например, Михаил Пселл, Хронография 5.41–42. Согласно Иоанну Скилице, ed. Turn (1973), 238.43–45, Константин VII приказал кастрировать своих родственников Романа и Василия Лакапина, как только стал самодержцем. Это может быть верно для его племянника Романа, но его шурин Василий был кастрирован гораздо раньше, по желанию его собственного отца: см. предыдущее примечание.
См., например, Иоанн Скилица, ed. Turn (1973), 328.67–68. Позднее Роман вернулся в Болгарию, но помог византийцам, передав им Скопье. Он был награжден званиями патрикия и препозита и назначен стратегом Абидоса: Иоанн Скилица, ed. Turn (1973), 346.64–69. Впрочем, о дальнейшей жизни Романа рассказывается по-разному: см., например, Fine (1983), 189–191.
См. Van Eickels (2004); Sourvinou-Inwood (1988), особ. 178–180.
Bardel (2002), 54. О кастрации на войне вообще см., например, Burkert (1983), 68.
См., например, Tauber (1940), 78–80. Обсуждая певцов-кастратов, Finucci (2003), 248–251, рассматривает операцию по кастрации в медицинских целях.
См., например, Glass, Watkin (1997), особ. 376–377; Bullough (2002), 12.
Новеллы 60.
Например, Иоанн Постник и Иоанн Ираклийский: см. Tougher (2004a), 97. Некоторые певцы-кастраты, как рассказывается, также были кастрированы по медицинским показаниям: Barbier (1996), 8; Peschel, Peschel (1987), 24.
См., например, эпизод из «Жития Давида, Симеона и Георгия» в Talbot, ed. (1998), 205–206. В этом случае кастрация была предотвращена благодаря вмешательству святого.
См., например, Чудеса 25, 44 в Crisafulli, Nesbitt (1997), 146–147, 218–223. В Византии святой Артемий был особенно известен тем, что исцелял от грыжи.
Orlandos, Vranoussis (1973), 6. Благодарю Сергея Иванова за эту ссылку.
Григорий Турский, История франков 10.15.
Glass, Watkin (1997), 375–376. См. также Barbier (1996), 8.
См., например, Colapinto (2000).
В конце концов Бренда вернулась к мужской идентичности, взяв себе имя Дэвид. К сожалению, Дэвид Реймер покончил с собой в 2004 году.
Об отсутствии информации о такой операции в Италии раннего Нового времени см. Barbier (1996), 5, 27–28. О нехватке понимания в целом см. комментарии в Penzer (1965), 140–141.
Светоний, Домициан 7.
См. Barbier (1996), 5, 10.
Nanda (1998), 26.
Cantacuzino (2000). Новостной сайт ВВС также сообщал о случае, когда в Америке мужчина был заключен в тюрьму за незаконную кастрацию у себя дома: http://news.bbc.co.uk/1/hi/world/americas/2967383.stm.
Nanda (1998), 26–29.
Stent (1877).
Engelstein (1999), особ. 79–80, 84–85.
Павел Эгинский, Сокращение медицины 6.68.
Лиутпранд, Антаподосис 6.6. Как и китайцы, мусульмане, похоже, предпочитали евнухов, у которых были удалены и пенис, и яички: Ayalon (1999), особ. 307–314.
См., например, Guyot (1980), 20–23.
См., например, Glass, Watkin (1997), 377.
См. главу 2.
Прокопий Кесарийский, О войнах 3.11.6.
Peschel, Peschel (1987), 24.
Engelstein (1999), 48.
Плиний Старший, Естественная история 11.110. Исследование сексуальных последствий кастрации в значительной степени опирается на данные, собранные в ходе исследования солдат, чьи гениталии были повреждены на войне: Tauber (1940), 77–78. Ancillon (1707), 127, ссылается на случай мужчины, который потерял одно яичко на войне, а другое из-за болезни. Millant (1908), 276, также ссылается на случай военного ранения: в 1876 году мужчина родом из Перы был ранен, сражаясь в рядах турецких войск, и его яички пришлось удалить. Миллан говорит, что этот человек был еще жив и нашел себе место в серале.
Millant (1908), 252, n. 1.
http://news.bbc.co.uk/1/hi/4253849.stm.
О Фаворине см., например, Gleason (1995), особ. 3-20, 131–158; Stevenson (1995), особ. 503–505; Swain (1989).
Филострат, Жизнеописания софистов 1.8.
Mason (1978).
Латинские панегирики 3.19.4.
Barbier (1996), 12–13, скептически относится к этой теории.
Nanda (1998), 14, 97, 116.
Ancillon (1707), 16–18.
См., например, Fausto-Sterling (2000), особ. 30–44; Bullough (2002), 12–13; Chase (1998). Этот феномен был освещен также в документальном фильме Channel 4 «Тайный интерсексуал» (2004 год). Существуют общества интерсексуалов, например, общества Северной Америки и Соединенного Королевства.
См., например, Nanda (1998), 141.
Rousselle (1988), 124.
О состоянии и физических характеристиках, связанных с первичным гипогонадизмом, см. Peschel, Peschel (1987), особ. 26–30. Об эффектах кастрации см. также, например, Cawadias (1946), 504; Cauldwell (1947); Barbier (1996), 13–17; Hopkins (1963), 78, (1978), 193–194; Engelstein (1999), 61; Tsai (1996), 4. Интересная статья о долгосрочных последствиях кастрации, основанная на медицинских исследованиях русских скопцов, китайских и османских евнухов, – Wilson, Roehrborn (1999).
Peschel, Peschel (1987), 26–27; Jenkins (1998), 1877–1878. Голосовые связки не росли, но росла грудная клетка, что способствовало выраженности певческого голоса кастратов: см. также Barbier (1996), 16.
Те, у кого был удален пенис, также могли использовать тростинку для мочеиспускания. Penzer (1965), 144, ссылаясь на Джорджа Сэндиса и сэра Пола Рико, отмечает, что османские евнухи в серале «носили серебряные трубочки, спрятанные в тюрбанах, через которые можно было пускать воду».
О росте допубертатных евнухов см. Leroi (2003), 199–203; Jenkins (1998), 1878; Barbier (1996), 14–15. Heriot (1975), 27, цитирует запоминающийся комментарий Шарля де Броссе о росте кастрата Марианино: «При росте в шесть футов [он] был самой высокой принцессой, которую кто-либо когда-либо видел». Карикатуры на кастратов часто отражают их ненормальные пропорции: см., например, Peschel, Peschel (1987), 28–29.
Медицинское заключение Пеликана от 1872 года о кастрации подчеркивает болезненный вид скопца: Engelstein (1999), 61.
Barbier (1996), 14. О развитии груди у певцов-кастратов см., например, замечания в Heriot (1975), 182, касательно Беллино, мнимого кастрата, который фигурирует в мемуарах Казановы.
См., например, «Таймс», 13 июля 2006 года, 41, и репортаж на новостном сайте Би-би-си: http://news.bbc.co.uk/1/hi/world/europe/5171892.stm.
Penzer (1965), 144. См. также замечания в Barbier (1996), 15; Peschel, Peschel (1987), 30.
Ювенал 6.366-78. О сексуальной активности постпубертатных галлов см. Rousselle (1988), 122–124. Она отмечает: «Целью этих мужчин было иметь возможность продолжать свою половую жизнь, оставаясь при этом бесплодными после удаления яичек или перерезания семявыносящих протоков, что мы сегодня называем вазэктомией. Уже приобретенные мужские признаки сохраняются после удаления яичек, поскольку другие мужские гормоны вырабатываются в организме надпочечниками».
Об истинной непорочности в девстве 61, PG 30, 793-6. Комментарии к обсуждению Василием евнухов см. в Elm (1994), 122–124; Rousselle (1988), 123. О тексте вообще см. Shaw (1997); Elm (1994), 113–136; Brown (1989), 267–269.
Ed. Lundström (1902), 17–23. История Павла повторена также в типиконе византийского монастыря Фовера: см. Tomas, Hero, eds. (2000), vol. 3, 880–946, особ. 941–942, а замечания к истории Евтропия см. в Jordan (2000), 68–70.
См. Mullett (2002), 190.
См. Barbier (1996), 13–14; Peschel, Peschel (1987), 30–36.
См. Engelstein (1999), 64–66.
См., например, Wille, Beier (1989); Tauber (1940).
См. также замечания в Heim, Hursch (1979), особ. 298.
О евнухах и сексе см. замечания в Ayalon (1999), 316–325.
О вариативности см. интересные замечания в Cawadias (1946), 506, который рассуждает так: «У евнухов всё объясняет не недостаток яичек, а реакция других элементов этой системы конституциональной регуляции: других эндокринных систем, нервной вегетативной системы и психики».
Cantacuzino (2000).
Nanda (1998), 72, 81.
В качестве иллюстрации Марциал, Эпиграммы 3.81, упоминает галла, занимающегося куннилингусом. Это незабываемо переведено Саймоном Пемброуком в Beard (1994), 175. Nanda (1998), особ. 9-11, замечает, что хиджры могут также работать проститутками, занимаясь сексом с мужчинами. См. также обсуждение в Finucci (2003), 260–280, касательно сексуальной активности кастратов. В его ходе она замечает, что «бывает секс и секс».
Millant (1908), 164–165, 167.
О взглядах Аристотеля на евнухов и женщин см. Mayhew (2004), 54–68.
См., например, Ringrose (1994), 87–89.
Аристотель, О природе животных 4.1 766a. Аристотель дружил с евнухом Гермием, тираном города Атарней на Ионическом море, так что его знания о евнухах могли быть как теоретическими, так и практическими. О Гермии см. Guyot (1980), 207–209; Renehan (1982); Wormell (1935).
Аристотель, О природе животных 5.3 783b-784a. Об эффектах от кастрации см. также О природе животных 8 (9).50 631b-632a. Тестостерон заставляет мужчин лысеть: Leroi (2003), 282–283.
Катулл 63. См., например, Roller (1997), 551–552.
Впрочем, приписывание им алчности не ограничивалось только вопросом денег: к примеру, евнухи также могли изображаться как охочие до секса и еды. См., например, комментарии Василия Великого, Письма 115.
Аммиан Марцеллин 18.5.4.
См. Engelstein (1999), 69, 126, 143. См. также Marmon (1995), 104–105, о том, что у исламских евнухов есть спрятанные богатства.
Плутарх, Demetr. 25.
О Нарсесе см., например, Fauber (1990).
Ayalon (1999), 19, 330–331, отмечает также роль этого в случае исламских евнухов и проводит параллель с русскими скопцами. Millant (1908), 62–63, отмечает роль евнухов как банкиров, отмечая, что «Pour une caisse comme pour un harem, un eunuque est le plus sur gardien». Отголоски этой роли, похоже, всплывают в истории хиджры Сушилы, которой было предъявлено обвинение в получении денег и ключей от шкафа в доме ее «мужа»: Nanda (1998), 86.
См. особенно главу 1.
См., например, Hopkins (1963), (1978); Guyot (1980), 130-76.
О евнухах как кувикулариях см., например, Guilland (1955), 52–75, (1967) I, 269–282; Hopkins (1963), 77–78, (1978), 191–193; Guyot (1980), 142–143; Sidéris (2003). Должность praepositus sacri cubiculi хорошо изучена: см., например, Dunlap (1924), особ. 178–223; Guilland (1961), (1967) I, 333–380; Guyot (1980), 130–157; Schölten (1995), (1998); Schlinkert (1996), 237–284.
Об отношении Аммиана к евнухам см., например, Sidéris (2000); Tougher (1999a); Guyot (1980), 164–6. Об Аммиане и его «Истории» см., например, Drijvers, Hunt, eds (1999); Barnes (1998); Matthews (1989); Tompson (1947).
О Евсевии см., например, Guyot (1980), 199–201; Dunlap (1924), 260–270.
Аммиан Марцеллин 14.11.1–3; 14.11.20–22; 15.3.1–3.
Аммиан Марцеллин 18.4.3; 20.2.2–3.
Аммиан Марцеллин 21.15.4; 22.3.12.
Другие современные ему авторы, например, Афанасий (История ариан 35–27), Юлиан (Послание к афинянам 272 D, 274 A-B) и Либаний (Речи 18.152) также свидетельствуют о значении и силе Евсевия.
Аммиан Марцеллин 15.2.10; 16.6.3; 18.4.2–4.
См., например, Tougher (1999a), 68–71. Примечательно, что в своем резюме правления Констанция Аммиан критикует этого императора за то, что тот находился под чрезмерным влиянием своих евнухов: 21.16.16.
Аммиан Марцеллин 15.2.10; 16.7.2-10; 20.8.19. См. также Guyot (1980), 201–202, 206.
Аммиан Марцеллин 27.10.11, 30.6.4; 30.4.2, 31.13.14.
Лактанций, О смерти преследователей 30.1–3.
Либаний, Речи 18.130.
См. обсуждение в Guyot (1980), 157–164.
Я вернусь к вопросу о датировке ниже.
История августов 18.23.5–6; 18.34.3; 18.45.4–5.
История августов 18.23.4–7; 18.34.3.
История августов 18.45.4–5; 18.66.3–4.
История августов 20.23.7; 20.24.2–5.
Guyot (1980), 158–159.
История августов 18.67.1. Константин изображен как антиевнух также в Извлечении о цезарях 41.10.
История августов 26.43.1.
Клавдиан, Против Евтропия I. Клавдиан выступил со второй инвективой в адрес Евтропия после того, как этот евнух был отстранен от власти в 399 году: Против Евтропия II. Дискуссию об этих инвективах см. особенно в Long (1996). Краткий анализ антиевнушеских настроений в инвективах см. в Guyot (1980), 167–170.
О Евтропии и его положении при дворе Аркадия см. также, например, Schölten (1995), 223–227; Liebeschuetz (1991), особ. 92-108; Dunlap (1924), 272–284.
О Клаудии и его роли см., например, Cameron (1970).
Например, Против Евтропия I.234–243.
Против Евтропия I.1-23.
Например, Либаний, Речи 18.130; Аммиан Марцеллин 22.4. Церковный историк V века Сократ объясняет действия Юлиана скорее личными причинами: 3.1.53. Он говорит, что Юлиан избавился от евнухов потому, что его жена умерла и он не собирался жениться снова.
Юлиан, Мисопогон 352 A-B.
Латинские панегирики 3.19.3–4.
Зосим 4.37.2. См. также PLRE 1, Anonymus 30, p. 1011.
Guyot (1980), 151–153.
См. свидетельство самого Юлиана: Мисопогон 352 A-C. Мардоний уже был наставником матери Юлиана Василины.
Аммиан Марцеллин 16.7; 20.8.19; 20.9.2. Текст Аммиана полон похвал Евферию, несмотря на то что он был евнухом. Считается, что этот евнух был одним из информаторов «Истории» Аммиана, поскольку Евферий также оказался в Риме: см., например, Matthews (1989), 25. Его блестящий рассказ о характере и действиях Евферия обычно принимается за чистую монету, но см. альтернативную интерпретацию в Woods (1998).
Woods (1998), 114. Либаний сообщает, что при Юлиане евнухи выполняли черную работу и вели себя приличествующим образом: Речи 18.149.
Амвросий Медиоланский, Письма 24.2. См. также Guyot (1980), 233.
История августов 18.67.1.
Об Антиохе и сложностях его карьеры см. особенно Greatrex, Bardill (1996).
Иоанн Малала 14.15.
Ключевой источник о Хрисанфии – «История» Приска Панийского, которая сохранилась лишь фрагментарно. Приск был современником Хрисанфия и недолюбливал этого евнуха: см. Blockley (1981), 63–64.
Житие Даниила Столпника 31, Евагрий, Церковная история. 2.2, и Пасхальная хроника 450 описывают его как спафария, то есть главного телохранителя. Иоанн Малала 14.19, 32 описывает его как кувикулария.
Иоанн Малала 14.19.
О Лавсе и этом тексте, который был написан Палладием, см. Rapp (2001).
См., например, Guilland (1943), 216-19. О придворных евнухах V века см. также Schölten (1995), 220–242, 246–251.
Иоанн Малала 16.20.
Иоанн Малала 17.2.
О Нарсесе см., например, Fauber (1990); Guilland (1943), 205–206; Dunlap (1924), 284–299.
Иоанн Малала 18.71.
Иоанн Малала 18.116, 18.140.
Как казначей: Прокопий Кесарийский, О войнах 1.15.31; 6.13.16. Как препозит: Юстиниан, Новеллы App. 7. Надписи также свидетельствуют о том, что Нарсес был препозитом: см., например, PLRE 3, 913–914.
Прокопий Кесарийский, О войнах 8.3.19; Тайная история 29.13.
Греческая антология 16.33.
Это ясно видно из панегирического стихотворения Кориппа по случаю восшествия на престол Юстина II. См. особенно 1.76–96, 1.122–159, 4.330–364.
О титулах и почестях, которыми обладали главные спальничие, см., например, Schölten (1995), 39–50; Guyot (1980), 136–137; Hopkins (1978), 174–176; Dunlap (1924), 193–198.
Кодекс Феодосия 7.8.3.
Кодекс Феодосия 6.8.1. Императоры говорят, что именно случай Макробия вдохновил их издать этот закон. Закон был издан в Константинополе, и поэтому Феодосий II был его главным инициатором.
Обсуждение этого текста см., например, в Jones (1964), 1417-50; Kulikowski (2000). Текст издан в Seeck (1962).
Notitia dignitatum Or. 1, Seeck, ed. (1962), 1; Notitia dignitatum Oc. 1, Seeck, ed. (1962), 103.
Notitia dignitatum Or. 10, Seeck, ed. (1962), 30. Лист с описанием западного главного спальничего утерян.
См., например, Dunlap (1924), 195–197.
Например, Schölten (1995), 75-183; Guyot (1980), 138–139; Dunlap (1924), 199–202.
См., например, Guyot (1980), 147–149; Hopkins (1978), 177. Это относится и к другим культурам, таким как китайская: Tsai (1996), 222. О важности близости для объяснения влияния евнухов см. также Patterson (1982), 317–318.
Аммиан Марцеллин 18.4.4; Иоанн Малала 14.19; Греческая антология 16.33.
По признанию Клавдия Мамертина: см. выше, прим. 35.
См., например, Schölten (1995), 65–73; Guyot (1980), 139–142; Hopkins (1978), 175–176; Dunlap (1924), 202–223.
Guyot (1980), 140–141; Costa (1972). Коста утверждает, что castrensis изначально не был подчинен praepositus sacri cubiculi и что на самом деле последний был подчинен первому.
Notitia dignitatum Or. 17, Oc. 14–15, Seeck, ed. (1962), 40–41, 158–159.
Как De Gaifer (1957), 46, n. 2.
См., например, Зосим 4.22.4.
Зосим 5.37.4–6.
Зосим 5.43.
См., например, Schölten (1995), 246. Иоанн Антиохийский определяет Ираклия скорее как главного спальничего Валентиниана (πριμικήριος τῶν κοιτόνων), чем как евнуха, но другие источники, включая Иордана, утверждают, что он был евнухом: см. Blockley (1983), 328–329, 332–333.
Он фигурирует в «Житии Гемана Осерского». См., например, PLRE 2, Ac (h)olius, p. 6.
См. Dunlap (1924), 223.
См., например, PLRE 2, Seda, p. 987.
См., например, PLRE 2, Triwila, pp. 1126–1127.
Например, Bullough (2002), 7; Mitamura (1970), 10; Wittfogel (1957), 355.
О мнении, что у Ахеменидов был гарем, см. Llewellyn-Jones (2002).
Издание и перевод см. в Brothers (2000). Эта комедия – адаптация греческого оригинала Менандра, что указывает ассоциацию евнухов с уходом за женщинами и у греков. На ум приходит (возможный) евнух Елены из «Ореста» Еврипида.
Дион Кассий 76.14.4–6.
См., например, Hopkins (1978), 194; Sidéris (2003), 167–169. См. также Boulhol, Cochelin (1992), 70–71, об ассоциации евнухов с женщинами в христианских мученичествах.
Иероним, Письма 22.32. Комментарии см. в Adkin (2003), 130, 309.
Юлиан, Мисопогон 352 B; Послание к афинянам 274 B.
Patterson (1982), 325–326, считает роль гарема «наименее важной причиной присутствия евнухов».
О том, что императрица также получила главного спальничего, см., например, Holum (1982), 131.
Старую точку зрения см., например, Guilland (1944b), 191, (1967), I, p. 202. Опровержение этого взгляда см., например, в Hopkins (1967), 69–70, (1978), 180–181.
Ayalon (1999), 14.
Геродот 8.105. В его «Истории» есть и другие указания на надежность евнухов: Геродот 1.117, 3.4, 3.77.
Ayalon (1999), 36–38. Ксенофонт, Киропедия 7.5.58–65. Аялон ошибочно полагает, что Кир, о котором идет речь, – это Кир Младший, которому служил Ксенофонт.
Ксенофонт также приводит пример преданности евнухов: Cyropaed. 7.3.15.
Мнение о том, что персидские евнухи были верны царю, потому что у них не было детей или семьи, а он был их покровителем, повторяется в греческом романе Гелиодора «Эфиопика», который описывает евнухов персидского двора как глаза и уши царя: 8.17.4. Роман обычно датируется III веком н. э., хотя есть основания полагать, что он был написан в IV веке. Вполне возможно, что это отражает современные представления о евнухах в Римской империи. Верный персидский евнух фигурирует также, например, в истории о бегстве Гормизды, брата сасанидского шаха Шапура II, в Римскую империю: Зосим 2.27.1–4.
Сообщение Джорджа Арни на новостном сайте ВВС: «Стирание гендерных различий в Бангладеш» (http://news.bbc.co.uk/1/hi/programmes/crossing_continents/asia/1035555.stm). Возможно, вера в надежность евнухов объясняет, почему им были доверены финансовые функции.
Епифаний Кипрский, Панарион 58.4.3. Епифаний считает, что евнухи обычно создавались для того, чтобы охранять женщин, и что они «благожелательны» из-за кастрации. Эта этимология была известна и византийцам: см. Guyot (1980), 20, n. 14; Ringrose (2003), 16, 39. Я подробнее рассмотрю эту концепцию в последующих главах, особенно в главе 7.
Например, Евсевий, Хрисафий, Амантий.
Barbier (1996), 120, 205–207. Кроме того, см. Heriot (1975) о влиянии Чекки (114), Фаринелли (163) и Маттеуччи (184). О роли кастратов как дипломатов см. также Barbier (1996), 165.
См., например, Lenfant (2004), lxvii-lxviii, cxviii-cxx.
Ктесий, Персика, фр. 15 (54), ed. Lenfant (2004), 139. Briant (2002), 268, 274, не впечатлен этой историей, считая ее примером вымышленной природы историй Ктесия, и задается вопросом, был ли Артоксарес вообще евнухом. См., однако, Lenfant (2004), cxix.
Об этой дихотомии см. Briant (2002), 268–272. Негативный стереотип евнухов встречается и в других культурах, например, в китайской: Tsai (1996), 212.
Продолжатель Феофана 6.22, ed. Bekker, 369–370. Интересным образом Jenkins (1948) попытался интерпретировать его бегство как обман с целью получения информации для императора, но это кажется надуманным: Tougher (1997b), 212–215.
Геродот 4.43. Справедливости ради надо сказать, что евнух предпринимает это только после казни своего господина Сатаспеса.
Страбон 13.4.1; Guyot (1980), 219–120.
Ayalon (1999), 19, 166–167, 337.
По вопросу об этническом происхождении придворных евнухов см. Tougher (2002b).
О черных евнухах Стамбула см., например, Toledano (1984).
См., например, Penzer (1965), 119–123; Peirce (1993), 12, 179.
См. замечания в Ayalon (1999), 31–36.
Ayalon (1999), 31–22.
Кодекс Юстиниана 4.42.
Donat., Comm. in Ter. Eun. 4.4.22; Прокопий Кесарийский, О войнах 8.3.12–21.
Tsai (1996), 16.
См., например, Tsai (1996), 17–21. Grayson (1995), 86, зашел так далеко, что заявил, что при китайском дворе не было иностранных евнухов.
Это будет обсуждаться более подробно в главе 5.
См., например, Tougher (2002b), 149.
О мусульманских евнухах см. Ayalon (1999), 31, 75, 167, 298, хотя он подчеркивает их редкость. О импликациях в повторении норм римского права см. Ayalon (1979a), 70. См., однако, Harries (1999), 77–88, 212, который ставит под сомнение мнение о том, что повторение законодательных норм указывает на их неэффективность, и утверждает, что фактически это указывает на их эффективность.
См. Guyot (1980), 31; Schölten (1995), 28, n. 124. Галльский евнух встречается у Амвросия: см. Wiedemann (1986); см. также PLRE 1, Anonymus 31, p. 1011.
Как обсуждалось в разных местах у Guyot (1980), 157–176, в его рассмотрении полемики IV века против придворных евнухов.
См., например, Jay (1993), особ. 467–468; Grayson (1995), 86. Некоторые китайские евнухи были женаты и имели детей до того, как их кастрировали, тогда как другие брали жен после того, как становились евнухами.