Лебедь, рак и щука

Кто виноват из них, кто прав, – судить не нам;

Да только воз и ныне там.

И. А. Крылов

Не первый год на всех уровнях власти туризм декларируется одной из приоритетных отраслей экономики в стратегии развития Камчатского края. С этим никто не спорит – население ясно осознаёт и рекреационный потенциал полуострова, и открывающиеся возможности повышения качества жизни обычных людей на территории. В целом понятны задачи, стоящие перед государством в этой сфере: создать необходимую инфраструктуру, установить чёткие правила игры, ликвидировать нелегальные компании, обучить кадры, обеспечить безопасность и круглогодичный наплыв туристов. Первый шаг в этом направлении уже сделан – созданы институты развития, финансируемые из бюджета, в обязанности которых входит и содействие туризму. Казалось бы, беспокоиться не о чём, решение столь важного вопроса находится в руках профессионалов. Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что, несмотря на общую цель, её достижение, судя по всему, видится исполнителями по-разному.

Например, открываем ноябрьский (выпуск 9) номер журнала «Деловая Камчатка», где руководитель Агентства инвестиций Камчатского края в статье «Успехи камчатского бизнеса – наш повод для гордости» сообщает, что «… мы занимаемся развитием туристических кластеров „Паратунка“ и „Зеленовские озерки“, … можно смело говорить о росте туристического потенциала нашего края». Буквально на следующей странице в публикации «Коэффициент удачи» читаем директора АО «Тепло земли»: «Создавался аквапарк сложно, без проектно-сметной документации… при расчёте своего бизнес-плана резидент заложил критичную ошибку: количество посещений аквапарка в бизнес-плане было заявлено до 1400 человек в день, то есть порядка 40 тысяч посетителей в месяц. Но это нереально, ведь у нас на Камчатке всего 300 тысяч населения! Не знаю, как этот бизнес-план был пропущен. Естественно, ни о какой окупаемости сегодня речи не идёт». Как говорится, шах и мат.

Из сообщений СМИ узнаём, что Корпорация развития Камчатского края провела переговоры с представителями южно-корейских компаний по организации чартерных рейсов на Камчатку. При этом оказывается, представители местных туристических компаний в переговорах участия не принимали, а корейцы уже создали собственную фирму, которая и будет обслуживать пассажиров чартерных рейсов. Так что вся прибыль вернётся в Корею.

Тем временем, к уполномоченному по правам предпринимателей Борису Титову обратились объединения профессионалов туристического бизнеса Санкт-Петербурга с просьбой защитить от недобросовестной конкуренции китайской стороны. Туристы из Поднебесной массово посещают северную столицу, где их обслуживают соотечественники. Китайские фирмы демпингуют ценами на туры и транспорт, выкупают квартиры, гидами нанимают китайских студентов, а деньги отбивают в собственных ювелирных магазинах, где 99% изделий не имеют российского клейма. В результате китайцы не платят налоги, разрушают инфраструктуру, отбирают работу у россиян. Как говорится, всё у нас хорошо, но дальше так жить нельзя.

После снижения транспортного налога автолюбителям Камчатки, он был в полтора раза повышен всем владельцам маломерных судов. На обращение Агентства по туризму оставить прежние ставки 19 судовладельцам, имеющим лицензию Регистра, уплачивающим налоги и застраховавшим всех пассажиров на борту, поскольку они создают мультипликативный эффект для развития экономики Камчатского края, Министерство экономического развития Камчатского края отвечает, что КМНС тоже повысили транспортный налог на лодки. Выходит, Минэкономразвития не видит разницы между КМНС и туризмом. Видимо, министр не в курсе, что туризм как отрасль в России передали во введение Министерства экономического развития РФ, а Президент поставил перед господином Орешкиным амбициозную задачу к 2020 году удвоить экспорт туристских услуг из РФ до 20 миллиардов долларов в год (что превышает доходы от продажи вооружения за рубеж). Можно быть уверенным, что с такими кадрами, как в Минэкономразвития Камчатского края, Камчатка этих показателей не добьётся никогда.

Ну, и напоследок самое вкусное. Местное правительство щедро выделяет десятки миллионов рублей на мероприятия, заявляемые как для привлечения туристов. Вместе с тем, все эти экономические форумы, дни Дальнего востока в Москве, гонки на собачьих упряжках, симпозиумы, совещания и прочая, прочая, как бы мягче выразиться, не приносят никакого эффекта развитию туризма. Туда и представителей местных туристических компаний не зовут. Как можно привлечь туристов протокольным мероприятием, где присутствуют почти исключительно чиновники? Это либо ярмарка тщеславия, либо, в лучшем случае, современная версия ВДНХ. Всё бы ничего, только на специализированные выставки, которые посещают десятки тысяч туристов и профессионалов отрасли, денег, как ни странно, не остаётся.

В итоге имеем бурную деятельность многих ведомств, но на выходе пока… бумажный снег.

Загрузка...