Сегодня нам становится всё более очевидной необходимость эффективного использования ресурса уникальной природы Камчатки. Давайте поразмышляем, как развить туризм на Камчатке. Что подсказывает зарубежный опыт? С одной стороны, неизбежны значительные вложения государства в точки притяжения туристов: аэропорты, дороги, транспорт, гостиницы, туалеты, электрические сети, водопровод, канализацию, очистные. С другой стороны, в странах, принимающих миллионы иностранных туристов в год, основную нагрузку по оказанию услуг и продаже товаров приезжим (пользуясь, разумеется, уже построенной государством инфраструктурой) несут малые предприниматели. Чаще всего, это семейный бизнес – начиная от сувенирных лавок и ресторанов, заканчивая гостиницами. Большая часть населения в туристических зонах, так или иначе, вовлечена в индустрию гостеприимства, причём с младых ногтей. Тысячи малых предпринимателей, приобретя за небольшую плату патент, работают таксистами, официантами или продавцами. Взяв кредит в банке под необременительный процент, они успешно начинают собственный бизнес. В итоге все в выигрыше: предприниматели кормят семьи, власти стабильно получают налоги, не беспокоясь о безработице, туристы получают качественные услуги по конкурентным ценам.
Что же у нас?
Несомненно, в последние годы люди почувствовали, что турпоток на Камчатку летом постепенно увеличивается. Некоторые жители стали присматриваться к туризму как к одному из видов занятости, пускай и частичной, а также как к альтернативе переезду на материк. Всё больше открывается гостевых домов, мотелей и хостелов. Джипперы, вахтовщики и судовладельцы с выгодой для себя сочетают хобби и работу с гостями полуострова, правда, далеко не всегда выходя в легальное поле. Открываются частные музеи, сувенирные лавки, рестораны, мастерские традиционных ремёсел, питомники ездовых собак. Предприниматели в сфере туризма прямо или косвенно вносят всё большую лепту в наполнение бюджета края.
Справедливости ради стоит заметить, что власти не остаются в стороне от модного тренда. В последнее время на нас буквально обрушилась информационная лавина на тему развития малого бизнеса. День и ночь на всех уровнях декларируется, что предприниматели полезные, и надо бы их больше. Озабоченность чиновников понятна – дела в экономике идут ни шатко, ни валко, население стремительно продолжает голосовать ногами и покидает Камчатку в поисках лучшей доли, несмотря ни на какие стратегии развития. Однако в свете позитивных официальных заявлений вполне естественно представляются влюблённые в Камчатку креативные, обласканные властью молодые люди, смело открывающие новый бизнес, создающие новые рабочие места и непрестанно наполняющие бюджет налогами.
Что же происходит на самом деле?
Получить мало-мальски достойную субсидию или льготный кредит крайне сложно – меры прописаны, а денег нет, деньги есть, а то, что надо не прописано. Предпринимателю нужно собрать кипу бумаг, написать бизнес-план, обивать пороги бесконечных центров. Всё это отнимает много времени, нервов и денег. Если с начинающими микро-предпринимателями, планирующими, например, открыть парикмахерскую, ремонт обуви или сбор грибов, ситуация хоть как-то понятна, то работающему бизнесу проще взять на общих основаниях кредит в банке, чем связываться с так называемой поддержкой, отдавать все имущество в залог и доказывать что ты не верблюд.
На бесконечных конференциях, форумах, сессиях и в коворкинговых центрах под видом молодых предпринимателей сидят одни и те же персонажи, по сути, лояльные к чиновникам статисты. На деле создаётся всё больше неэффективных и откровенно вороватых МУПов, которые к тому же нередко создают недобросовестную конкуренцию успешно работающему бизнесу. Складывается впечатление, что развитие малого бизнеса для чиновников – лишь вывеска для поддержания рейтинга. Основная задача – выпросить у Москвы ещё несколько миллиардов под очередную мега-стройку, а остатки бюджета ровным слоем размазать на льготников, не забыв про себя любимых.
Абсолютно назревшим решением видится упрощённое представление льготных кредитов, субсидий из бюджета, налоговых и проверочных каникул, как начинающим предпринимателям, так и добросовестно зарекомендовавшим себя компаниям, обеспечивающим растущий турпоток и создающим рабочие места. Без реально работающего механизма поддержки достичь развития туризма на Камчатке невозможно – получится лишь очередной «дальневосточный гектар» на бумаге, а успешные бизнесмены начнут паковать чемоданы.
В рассказе Сергея Довлатова «Встретились, поговорили» герой по фамилии Головкер, живя в СССР, ничем не выделялся. Все считали его серой личностью, потому что он не участвовал в общественной жизни, не занимался спортом, учился на тройки. И только попав в эмиграцию, он раскрыл свои предпринимательские таланты, превратился в акулу капитализма и сделал успешный бизнес.