До трёх ещё рано

Иногда мне хочется вернуться в прошлое,

встретить себя до рождения детей,

всю такую занятую и уставшую,

и хорошенечко врезать ей.

Знаете, какую первую книгу я прочитала, когда была беременна в первый раз? Хит от Масару Ибука «После трёх уже поздно». Пока у меня не было детей, информация из этой книги казалась мне просто восхитительной! Там любящие родители целыми днями занимаются с детьми, а годовалые дети играют на скрипке и говорят на иностранном языке. Звучало очень заманчиво. А главное – легко! Просто занимайся со своим ребёнком, и он вырастет гением!

А потом родился Дима. Он не спал, орал, не брал грудь, мучился от коликов, от прорезывания зубов. Точнее, он спал – после двухчасовых укачиваний у меня на руках и примерно двадцать минут. После чего просыпался, орал, и нужно было снова укачивать. Мы с мужем соответственно тоже не спали, не успевали есть… Мы скатывались в огромную депрессию под названием «Дети – ожидание и реальность». Каждый день я плакала – то от усталости, то от взрыва послеродовых гормонов, то от беспомощности в попытках что-то изменить.

Но параллельно с этим я вспоминала о той книге, где «после трёх уже поздно», и испытывала огромное чувство вины – ведь пока у родителей из книги дети с трёх месяцев разучивали карточки со словами, а в год уже говорили на двух языках и играли на скрипке, я просто пыталась выжить. Пыталась хоть немного поспать, пыталась улыбаться, когда младенец истерит часами. Какие там скрипки и языки? Там бы первичные человеческие потребности утолить – например сон.

Но все мои мысли были о том, сколько же я упускаю. Ведь после трёх уже поздно!

И вот я, невыспавшаяся, мучила такого же невыспавшегося ребёнка чтением Пушкина в 3 месяца, в год водила на развивающие занятия, в полтора таскала по неврологам, остеопатам, гомеопатам, педиатрам с мольбой: «Сделайте что-нибудь, чтобы он заговорил!»

Помимо его интеллектуальных навыков я постоянно пыталась его воспитывать. А как же не воспитывать?! Должен же ребёнок в год знать слово «Нельзя»! Должен же уже писать на горшок и собирать свои игрушки! А как же?

И только потом, через несколько лет, я узнала, что очень многое ДО ТРЁХ ЕЩЁ РАНО!

Комментарии читательниц

«Я была в глубочайшем шоке от того, как мало я представляла материнство как постоянное ограничение, самоотречение и несвободу. Мне понадобилось около полутора лет, чтобы прийти в себя. У нас как-то не принято говорить правду о тяготах материнства, поэтому я была в сильном шоке от перемен в жизни, связанных с родительством».

•••

«Я сразу после рождения первого ребёнка собиралась в ресторан отмечать свой день рождения. Каково же было моё удивление, когда после родов я даже выйти на улицу не могла, малыш всё время плакал. С коляской я гуляла только на бегу, хоть так ребёнок спал».

•••

«Я вот ничего не ожидала, просто ребёнка хотели с мужем. Но реальность меня просто огрела поленом по голове… И била, и била им в течение первых месяцев. Я была в таком шоке. Я не могла повлиять на ситуацию с плачем, сном, коликами… Это было для меня дико, хотелось просто исчезнуть, раствориться из этого мира…»

И таких комментариев я получаю тысячи! Понимаете? Тысячи!

Как вы думаете, мамы в таком состоянии готовы заниматься воспитанием и ранним развитием?

Я глубоко убеждена, что новоиспечённые родители должны пустить все свои силы не на воспитание и развитие ребёнка, а на собственную адаптацию к новым условиям жизни.

Вот первоочередные задачи:

1. Налаживание сна ребёнка.

2. Налаживание сна родителей.

3. Налаживание грудного (или искусственного) вскармливания.

4. Налаживание отношений между супругами (ведь 40 % разводов приходится на первые годы после рождения ребёнка, пары просто не выдерживают нагрузки, не справляются со своими новыми ролями матери и отца).

Поверьте, если вы освоите эти четыре пункта, то ваш ребёнок сам собой, без всяких карточек и скрипок, будет отлично развиваться согласно своему возрасту. Его мозг будет достаточно отдыхать во время сна, нервная система не будет перегружена, его тело будет получать качественное питание, его родители будут выспавшимися, счастливыми, любящими и ресурсными, они будут с удовольствием проводить время с малышом, от души с ним играть и веселиться, носить на руках, целовать, обнимать – а больше ничего для развития грудничка не требуется!

Сон, питание и любовь – вот формула, как вырастить гения. А не английский, скрипка и карточки Домана.

Очень показательный эксперимент провёл Гарольд Скилз с двумя группами умственно отсталых детей из специального детского приюта. Малышей экспериментальной группы в возрасте трёх лет отдали на попечение умственно отсталых женщин из другого специального учреждения, причём каждого ребёнка со своей «мамой» поместили в отдельную палату. Контрольная группа осталась в прежних условиях. В течение полутора лет коэффициент умственного развития детей из экспериментальной группы заметно вырос (с 64 баллов до 92), тогда как в контрольной группе он снизился на 26 баллов. Что могли делать умственно отсталые мамы для своих «приёмных» детей? Они просто проводили с ними бо́льшую часть времени, играли, разговаривали, нянчились. Исследователи сделали вывод, что для развития ребёнка важны не столько интеллект и квалификация взрослых, с которыми он общается, сколько тёплое, внимательное, заинтересованное отношение – тесная эмоциональная связь. Именно живое общение с любящим взрослым даёт всё самое необходимое не только для эмоционального благополучия младенца и его психологического комфорта, но и для развития его интеллекта. Никакие развивающие игрушки, никакие обучающие методики не заменят в младенчестве ни нежных рук, ни ласкового взгляда мамы.

«А как же воспитание? Ребёнка же надо воспитывать! Иначе он не слушается», – скажете вы. Открою небольшой секрет – ребёнок до трёх лет просто физически не может вас слушаться.

Конечно, бывает так, что вдруг ваши умные наставления срабатывают и ребёнок до трёх лет реально перестаёт разбрасывать игрушки после слова «Нельзя!». Но это скорее из-за боязни вашего громкого голоса или страшного лица. Или потому, что он тревожный – тревожные дети вообще более послушные. Но не потому, что он реально понимает причину – следствие и сам себя контролирует.

Ведь у ребёнка до трёх лет не созрели в мозге лобные доли, отвечающие за самоконтроль. Частично они созревают после трёх лет, а полностью годам к двенадцати (хотя некоторые нейропсихологи убеждены, что к двадцати пяти). Да что говорить о детях – многие взрослые люди не имеют самоконтроля, и мы все таких знаем.

До трёх лет ребёнок не понимает связку «причина – следствие», не имеет абстрактного мышления, не может контролировать себя и свои действия.

То есть ребёнок будет вас понимать, кивать, соглашаться, а потом всё равно делать по-своему. Потому что в сам момент действия, даже если очень захочется, он не сможет себя контролировать.

Непослушание до трёх лет – это не плохое поведение, не вредность, не манипуляция. Это просто незрелый мозг!

Абсолютно бесполезно ругаться на ребёнка, орать, вести долгие разъяснительные беседы. Он не виноват, не идиот, не хулиган, не специально выводит вас из себя, не манипулирует, он просто не может вести себя по-другому.

Это не значит, что не надо говорить и объяснять. Это значит, что не стоит ожидать мгновенной реакции и злиться на двухлетку.

Поберегите нервы – они вам пригодятся после трёх лет.

Итак, что до трёх ещё рано? Читать, писать, учить языки! Многочисленные исследования показывают, что кора головного мозга перегружается и эта несвоевременная нагрузка «истощает» другие отделы мозга, которые в этот момент находятся в стадии активного развития.

Последствия раннего развития, с которыми всё чаще сталкиваются специалисты: у здорового и интеллектуально развитого ребёнка в семь лет «вдруг» появляются энурез, навязчивые движения, тики, страхи, а у подростков – абсолютная пассивность и нежелание учиться.

А вот на что действительно нужно сделать упор до трёх лет.

• На гармоничное грудное (или искусственное) вскармливание, а в дальнейшем – на нормальное питание взрослой едой.

• На выстраивание режима и качественного сна. Потому что именно во сне мозг ребёнка лучше всего развивается.

• На качественный сон родителей. Потому что при недосыпе выделяется много гормона кортизола (гормон стресса), который делает нас раздражительными, злыми, агрессивными. А разве могут раздражительные, злые и агрессивные родители нормально общаться с ребёнком?

• На отношения родителей между собой. Спокойный эмоциональный фон в семье крайне важен для гармоничного развития ребёнка.

• И когда вы всё вышеперечисленное выстроили, тогда пускайте силы не на интеллектуальное, а на физическое развитие малыша. Нет, нет, я не имею в виду профессиональный спорт. Я про навыки ползать, ходить, прыгать, шагать по лестнице, бегать, приседать, есть ложкой, пить из трубочки и т. д. По большому счёту этим даже заниматься специально не надо. Если ребёнок сыт и спокоен, то он сам везде будет пытаться залезть, запрыгнуть, во всём поковыряться, а вы просто не будете его нервно одёргивать, ведь вы выспавшиеся и счастливые родители.

Ваша генеральная задача до трёх лет – обеспечить ребёнку возможность двигаться и изучать окружающий мир. Вместо того чтобы без конца «развивать» ребёнка, показывая ему карточки Домана, лучше просто быть с ним, носить на руках и наслаждаться общением.

Я с удовольствием бы написала целую книгу для родителей детей от рождения до трёх лет, но разве кто-то будет её читать? Разве у родителей таких малышей есть время на книги?

Загрузка...