Три основных правила

Существует множество правил этикета, протокольных процедур и руководящих принципов, неисчислимых вариаций и исключений, и все они могут отличатся в зависимости от географического положения, культуры или религии региона, его истории и современных разработок. Практически на любом рабочем месте в любой профессиональной сфере есть процедуры, помогающие сделать работу эффективной, и очень часто существует корпоративная культура, которая диктует руководящие принципы поведения с коллегами, клиентами, партнерами и т. д.

Невозможно подвести итог всем верным правилам протокола и этикета, так как каждая ситуация отличается. Это могут быть факторы, которые заставят нарушить строгие правила протокола, или другой способ поведения из-за присутствия определенного лица или ситуации. В любой стране существуют миллионы правил. Есть сходство, но есть и вещи, которые могут показаться странными для иностранцев. Чтобы изучить все миллионы правил, потребовались бы годы, при этом нельзя забывать о человеческой интерпретации, которая может сделать написанные правила не совсем верными. Это осложняет изучение и корректное применение всех правил.

Есть и аспект взаимности к понятию этикета: если человек соблюдает все правила и все делает правильно, это не значит, что другая сторона правильно примет все действия. Можно постараться жить по правилам протокола, но когда собеседник их не понимает и не может вести себя по тем же правилам, попытка идеальной ситуации провалится. Это так называемый принцип вето.

Принцип вето

На одном из моих первых курсов столового этикета я преподавал у группы из двенадцати дам, которые хотели знать больше о тонкостях правильного поведения за обеденным столом. В ходе этого мастер-класса затрагивались различные темы, и одна из них – как правильно задвигать стул. Конечно, это должен делать официант или мужчина, в компании которого находится женщина, но вопрос здесь иной: может ли дама или гость верно следовать этой процедуре? Когда я попросил, чтобы кто-нибудь мне показал, как это делается, девушка подняла руку. Она была личным помощником генерального директора большой компании и сказала, что знает все о протоколе. Отлично, это облегчало мне объяснения, так как она могла бы демонстрировать то, что я говорю, и делать это в то же время. По крайней мере я так думал. Объяснение того, как задвигать или отодвигать стул, занимает несколько минут, и поэтому не все идет так быстро, как когда это делается по-настоящему. Как только я отодвинул стул назад, чтобы просто объяснить несколько основных моментов, девушка увидела в этом знак и села. Поскольку стул был теперь дальше от стола, она села на передний край стула, явно испытывая неудобство. Потом девушка повернулась ко мне лицом и сказала: «Мне так неудобно сидеть». Это было довольно забавно, потому что последовательность еще даже не началась, никаких действий с ее стороны не требовалось. Она так стремилась показать, что она знает, как это работает, что на самом деле продемонстрировала, что не знает. Таким образом, показательное выступление о том, как задвинуть и отодвинуть стул, провалилось. Мы смогли реализовать это на практике только после того, как освоили теорию.

Во всех аспектах протокола и этикета всегда есть по крайней мере две стороны: исполняющая и принимающая. Если одна из двух сторон не знает или не понимает надлежащие правила, в этом случае действие не может быть выполнено идеально.

Основные правила

С тех пор как появились люди, возникли определенные правила и процедуры, которые используются в различных ситуациях, для того чтобы люди знали, как вести себя в соответствии с культурой, в которой они жили. Правила современного протокола и этикета появились только после Средневековья. Независимо от того, какие страны и правила мы рассмотрим, в их основе лежат три базовых правила. Если вы можете понять и применить эти три правила для представления ситуаций, будет гораздо легче постичь правильное поведение.

Три основных правила этикета и протокола следует рассматривать как три семени, которые были посеяны более 500 лет назад. Из них выросли три гигантских дерева, где каждый лист символизирует другое правило или процедуру. Если понять корень всех этих правил (через логику и с ясным умом), можно достичь правильного поведения в современном мире.


Три основных правила этикета и протокола

1. Все правила созданы для того, чтобы провести различия между богатыми и бедными.

2. Мужчина защищает женщину.

3. Все люди – правши.

Важно иметь в виду, что эти основные принципы использовались при закладке фундамента современного этикета. Эти моменты были абсолютно нормальными и общими тогда, и даже если может показаться, что некоторые из них устарели сейчас, они по-прежнему очень актуальны, хотя, может быть, и в другой форме.


1. Различия между богатыми и бедными

Во времена, когда аристократы правили своими собственными землями и управлялись королем, императором или сувереном своей страны, многие люди считались бедными, поскольку у них было очень мало имущества и они работали каждый день, чтобы прокормить свои семьи и себя. Богатые – это те, кто владел землей, на которой эти бедные люди работали. Богатые не занимались тяжелым физическим трудом, а потому могли наслаждаться широким спектром развлечений и мероприятий, которые были немыслимы для бедных слоев населения.

Богатые часто смотрели на бедных свысока и не хотели быть связанными с ними, поскольку чувствовали себя выше «рабочего класса». В конце концов, богатые должны были поддерживать свою репутацию, они часто принимали гостей и при этом любили показать свое богатство и изысканность, проводя пышные обеды с изобилием еды и развлечений, организовывали охоту на своих обширных участках земли, развлекали концертами и чаепитиями и т. д. Когда кто-то получал приглашение на мероприятие в одном месте, он также в ответном письме приглашал хозяина этого мероприятия к себе на званый ужин, исходя из условий надлежащего этикета. Очевидно, что после грандиозного события в соседнем поместье хотелось произвести впечатление на этих хозяев таким же или даже более впечатляющим событием, и поэтому возникала негласная конкуренция между богатыми людьми различных поместий. Все хотели произвести впечатление на всех и поэтому постоянно искали способы быть лучше, чем их друзья и сверстники.

Протокол стал письменным руководством, чтобы все поняли и использовали одни и те же формулировки в своих приглашениях, формы обращения к людям, правила за обеденным столом, порядок приоритета и т. д. Богатые очень строго соблюдали этот протокол, в то время как бедные слои населения не имели времени или ресурсов для того, чтобы сделать то же самое. Этикет – это способ поведения, правильный способ пройти через ситуации элегантно.

В те времена богатые имели хорошие манеры, с детства обучались протоколу и надлежащему этикету, а бедные считались плохо воспитанными, едва ли понимающими протокол. Протокол и этикет отличали две группы людей тогда, и они по-прежнему продолжают делать это и сейчас, хотя и в другой форме. Раньше «богатыми» считались те, у кого были хорошие манеры и понимание правил протокола, а «бедными» – те, у кого всего этого не было; в наше время мы можем определить «богатых» как людей, которые имеют хорошие манеры, ведут себя должным образом и имеют знания определенных типов протокола. «Бедными» можно охарактеризовать тех, кто не имеет знаний или не заботится обо всем этом и действует или ведет себя невежливо или нечестным образом, вызывая, несомненно, дискомфорт у окружающих людей.

В настоящее время мы говорим не о богатых и бедных, чтобы указать количество денег или имущества, которое у них есть, а скорее о богатстве в отношении хороших манер и соблюдении правил и процедур. Если рассуждать таким образом, то сегодня богатые в материальном плане люди могут иметь худшие манеры, чем у богатых этикетом людей. Богатые и бедные сегодня – не о деньгах, которые у вас есть, а о том, сколько вы заботитесь о комфорте других и вашем собственном.

При попытке определить надлежащий протокол или этикет в конкретных ситуациях нужно помнить старый образ мышления, когда они были созданы, чтобы различать людей, называя их богатыми или бедными.

Вот несколько примеров современных правил, которые непосредственно вытекают из первого основного правила протокола и этикета.

• Во время еды мы всегда должны сидеть прямо и подносить пищу ко рту, а не наклоняться к тарелке. В старые времена бедные работающие люди ели обычную пищу и ели ее очень быстро, так как были голодны после работы на улице весь день. Часто они использовали ложку, чтобы было удобнее есть. У «богатых» было гораздо больше времени, и даже несмотря на то, что им подавали много еды, они брали только небольшие порции, ели медленно и старались не испачкать свою модную одежду или не выставить себя в некрасивом свете, питаясь не по этикету. Поэтому они всегда сидели прямо и медленно подносили пищу ко рту.

• Если говорить о порядке приоритета на рабочем месте, то пол здесь не играет существенной роли. Как и прежде, «богатые» люди, будучи землевладельцами, позволяли «бедным» работать на своих землях, поэтому в ситуации, когда они встречались, «богатые» всегда пользовались приоритетом. Сегодня это правило по-прежнему проявляется в том, что на работе мы отдадим приоритет нашему менеджеру и что руководитель команды будет принимать решения, которым будут следовать другие, чтобы добиться успеха вместе.

• Большая часть современных правил, касающихся иерархии, вытекает из первого основного правила этикета и протокола. Например, человек с более высоким рангом будет говорить первым, принимать решение о рукопожатии или о передаче визитной карточки.

2. Мужчина защищает женщину

С тех пор, как появилось человечество, мужчины выполняли более тяжелую работу, обеспечивая семью едой и жильем, в то время как женщины продолжали род, приносили доброту, заботу и тепло в семью. Женщины были и остаются очень важными для своих мужчин, если не самыми важными. Причина в том, что они не только давали любовь и тепло своим мужчинам, но и вынашивали младенцев и воспитывали детей. Уровень детской смертности, к сожалению, был очень высок, поскольку медицина была не так развита, а болезни или другие причины убивали большое количество людей в очень молодом возрасте.

Когда женщина могла хорошо заботиться о детях, у них было больше возможности, чтобы выжить. Очень часто семьи, особенно рабочего класса, имели большое количество детей. Без женщины все это было бы невозможно, поэтому мужчины всегда защищали самого ценного человека в своей жизни.

Сегодня мы все еще понимаем, что женщины очень важны в нашей жизни и они всегда будут заслуживать уважение мужчин. Они также очень активны и в профессиональной сфере, но есть правила в приоритетности, касающиеся мужчин и женщин, и эти правила не распространяются на корпоративную деятельность. Пол не имеет такого значения, как профессиональная иерархия. Именно она будет в приоритете, чтобы определить старшинство в профессиональных ситуациях.

При попытке определить надлежащий протокол или этикет в конкретных ситуациях нужно помнить старый образ мышления, когда они были созданы, иметь в виду, что правила были сделаны, чтобы помочь или обязать мужчин заботиться о женщинах.

Вот несколько примеров современных правил, которые непосредственно вытекают из второго правила протокола и этикета.

• Мужчина должен открыть дверь для женщины.

• Женщина всегда должна стоять или сидеть с правой стороны от мужчины. Это связано с теми временами, когда мужчины носили сабли для защиты. Сабля висела с левой стороны, и самое безопасное место для женщины было справа от мужчины.

• Мужчина всегда войдет первым в здание или помещение, чтобы убедиться, что там безопасно.

3. Все правши

История всегда благоволила правшам. Во времена, когда были созданы правила современного этикета и протокола, люди, которые лучше владели левой рукой, не считались нормой. Хотя сегодня мы понимаем, что, если человек левша, это ничего не говорит о его уровне интеллекта, данное правило имело очень большое влияние и легло в основу всех правил протокола.

Во многих странах и культурах правая рука имеет очень большое значение; наиболее важный человек будет находиться справа от того, кто пригласил его, при рукопожатии используют правую руку, во многих культурах и религиях именно правой рукой показывают религиозные символы, и мы можем даже видеть на примере многих языков, что слово «право» является синонимом позитивных терминов, таких как «истина», «права», «закон» и т. д.

Передача предметов от одного человека другому в большинстве случаев осуществляется правой рукой. Визитные карточки, подарки или продукты питания всегда лучше давать правой рукой. Протокол сервировки стола очень строго связан с этим правилом. Ни при каких обстоятельствах мы не должны накрывать стол по-другому для левшей, так как в протоколе говорится, что наши столовые приборы всегда должны быть размещены определенным образом. Левша может, согласно этикету, переложить столовые приборы слева направо перед их использованием.

Куда бы вы ни пошли, какого бы человека ни встретили в различной обстановке, чтобы быть уверенным, всегда или как можно чаще используйте свою правую руку, чтобы давать и получать предметы, и самое главное, старайтесь держать свою правую руку в чистоте все время.

Пытаясь определить правильный протокол или этикет в ситуациях, нужно помнить о старом образе мышления, когда они были созданы, зная, что правила были сделаны исключительно для правшей.

Вот несколько примеров современных правил, которые показывают большое влияние третьего правила протокола и этикета.

• Универсальное рукопожатие во всем мире делается правой рукой.

• Принимающая сторона всегда будет размещать гостя с правой стороны от себя.

• Столовые ножи всегда будут размещены справа от тарелки.

• Во время коктейльного ужина или ужина на прогулке маленькая тарелка с едой всегда должна быть в левой руке.

• Официанты всегда должны держать подносы на левой руке, чтобы иметь свободную правую руку в случае, если им нужно что-то передать гостям.

• Почти все правила современного протокола основаны на том, что все люди правши и правые предшествуют левому.

Загрузка...