Лучший способ понять – дать определение. Слова «этикет» и «протокол» используются в сочетании так часто, что они кажутся одним термином. Оба они связаны между собой, один поддерживает другого, и, конечно, один не может быть без другого. Наиболее эффективными определениями этикета и протокола являются следующие.
Протокол представляет собой ряд письменных правил и процедур, которые дают основу для работы в соответствии с установленными стандартами.
Они используются в определенных местах, с конкретными людьми, во время реальных событий и периодов времени.
Этикет – это поведение, которое считается правильным в определенных ситуациях. Оно также зависит от места, времени, случая и участвующих людей.
Это слово, возможно, напоминает многим людям о королевской семье, президенте, посольстве. Это правда, что официальные представительства имеют протокольный отдел, который заботится о протоколе. Это означает, что они следят за тем, чтобы их работодатель соблюдал все предписанные правила для встречи, приветствия, порядок приоритета и многое другое. Этот отдел состоит из специалистов, имеющих высокую подготовку, квалификацию и опыт, так как они отвечают за надлежащий имидж и впечатление своего работодателя на встречах с любым собеседником. Учитывая важность офисов, в которых они работают, ошибки недопустимы, и поэтому абсолютно необходимо очень строгое соблюдение письменных протоколов.
На любом рабочем месте существуют правила и процедуры, которые должны соблюдать сотрудники. Как продвигать или продавать товар, как принимать гостей и как создать определенный продукт – это лишь несколько примеров процессов, строго конкретизированных в рабочих процедурах. Существуют процедуры, которые предназначены для обеспечения безопасности, например пожарные и эвакуационные процедуры, итеративные процессы, которые четко указывают, какой шаг должен быть сделан первым, а затем вторым, третьим и т. д., чтобы убедиться, что продукт или процесс правильно сформирован. Контрольные списки помогают людям запомнить все части процесса и не забывать мелкие детали.
Все это примеры письменных правил и процедур на рабочем месте, которые также можно назвать протоколом.
Как бы это ни называлось, письменные правила и процедуры всегда являются основой лучшего понимания и эффективной работы. Без протокола не может быть согласованности и нельзя создать изображение, продукт или услугу с долгосрочными результатами.
Типы протоколов: дипломатический, государственный, королевский, деловой, церковный, спортивный.
Существует множество стереотипов об этикете, которые являются абсолютно ложными. Примерами могут быть: подъем мизинца во время питья, необходимость пропускать женщину вперед на лестнице, размещение столовых приборов на тарелке для общения с официантом и т. д. Довольно часто правила этикета кажутся намного сложнее, чем есть на самом деле.
По сути, этикет – это правильное поведение, которое необходимо демонстрировать в определенных ситуациях, и оно всегда зависит от переменных, которые слишком многочисленны, чтобы их описать. Во-первых, речь идет о здравом смысле, о том, что создаст для всех вовлеченных сторон наиболее комфортные условия. Этикет используется все время и везде, даже настолько, что люди не всегда осознают, что они его используют: протягивают руку помощи нуждающемуся человеку, уступают свое место в общественном транспорте пожилому человеку или человеку с физическими особенностями, приветствуют человека при встрече, говорят с уважением, правильно одеваются по случаю и т. д.
Существуют следующие виды этикета: придворный, дипломатический, воинский, деловой.
Правила протокола не должны быть изменены, они жесткие и введены для поддержания руководящих принципов, которые люди должны уважать и соблюдать, поэтому целая группа людей может чувствовать себя комфортно.
Правила этикета зависят от присутствующих лиц, и это требует гибкости, ведь нужно убедиться, что каждый чувствует себя комфортно в рамках изложенных руководящих принципов. Правильное поведение смягчает шероховатости протокола, делая все гладким и приятным для всех. Этикет требует в любом случае гибкости от всех участников, потому что, если одна из сторон не знает или не понимает верного поведения, правильные процедуры не могут быть соблюдены.
Не может быть этикета без протокола, и ни один протокол не может работать без надлежащего этикета. Эти два термина связаны друг с другом. Они разные, но гармонично дополняют друг друга.
Протокол является подробным фундаментом, основой всего, этикет – нежный штрих, который добавляет элегантности.