ЧАСТЬ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

РАЗДЕЛ I. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК СОЦИАЛЬНО-ПОМОГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В первом разделе раскрываются роль и значение социально-помогающей деятельности в общественном развитии, ее ценностная основа, характеризуются структура, направленность и функции социальной работы как социально-помогающей деятельности, представлено подробное описание объекта и субъекта социальной помощи, дана их специфическая характеристика как участников социального и профессионального взаимодействия.

1. Социальная работа как профессия и вид социально-помогающей деятельности

1.1. Сущность и содержание социально-помогающей деятельности

В силу объективных (социальное неравенство и общественная дифференциация) и субъективных (болезни, инвалидность, пожилой возраст и др.) причин отдельные группы или категории людей могут оказаться в ситуации, когда они теряют способность обеспечивать свое существование на основе взаимопомощи и взаимоподдержке. Такие социальные группы (отдельные индивиды) испытывают потребность в средствах существования, но не имеют возможности предложить что-либо взамен, что приводит к их социальной неустойчивости, дестабилизируя не только собственные процессы социализации и адаптации, но общественное развитие в целом.

Наличие социально неустойчивых групп населения, не способных самостоятельно решить трудную жизненную ситуацию из-за отсутствия собственных ресурсов жизнеобеспечения (как материальных, так и психических), всегда определяло общественную потребность в формировании социальных практик по поддержке и защите нуждающихся в социальной помощи. Основу практик составляет специфическая социальная деятельность (социально-помогающая деятельность), направленная на распределение и перераспределение общественных ресурсов, позволяющих решать проблемы нуждающейся части населения и тем самым в определенной мере сохранить социальную стабильность.

Эволюционируя и изменяясь, социально-помогающая деятельность в разных ее видах (общинные помочи, княжеская и церковно-монастырская благотворительность, государственное и общественное призрение, социальное обеспечение, социальная работа, социальное страхование и др.) формировалась как совокупность социальных процессов, вызванных объективными потребностями всего общества и объединенных целью смягчения действия негативных факторов, вызванных социальным неравенством.

Сущность социально-помогающей деятельности заключается в том, что это деятельность, осуществляемая с помощью общественных (индивидуальных) ресурсов и средств для решения проблем индивида (социальной группы) как члена общества. Задачи и направленность социально-помогающей деятельности соотносятся с ее базовой целью – решением социальных проблем средствами социальной помощи, приводящем к благоприятным социальным изменениям и общественной стабилизации.

В рыночных условиях социально-помогающая деятельность выполняет роль своеобразного буфера, гасящего недовольство граждан, и является обязательным элементом общественной системы, выполняющим в ней следующие функции:

– стабилизации общественной структуры за счет включения механизмов перераспределения совокупного продукта;

– стабилизации социальных отношений путем распределения и перераспределения социальных ресурсов;

– поддерживающую, обеспечивающую выживание и гармоническое развитие личности и общества, сохранение определенного уровня социального самочувствия граждан;

– обеспечения безопасности общества путем соблюдения норм социальной справедливости;

– нормативно-регулятивную, обеспечивающую формирование в России практик социально-помогающей деятельности (благотворительность, общественное призрение, социальное обеспечение, социальная работа и др.), развивающихся на традиционных для России ценностях и норм;

– сохранения и воспроизводства ценностей социально-помогающей деятельности, сложившихся в конкретных социокультурных условиях российского общества и обеспечивающих динамическое развитие социально востребованной деятельности;

– субстанциональную, обеспечивающую личностное и профессиональное развитие субъекта социально-помогающей деятельности, процессы интериоризации и экстериоризации ценностей данного вида деятельности в их временных и пространственных воплощениях.

Функциональная направленность деятельности задает развитие всех ее подструктурных компонентов в их функциональной взаимообусловленности (мотивы, цели, задачи, содержание и др.), определяя тем самым требования к субъекту социальной помощи, процессам интериоризации и экстериоризации ценностей социально-помогающей деятельности.

1.2. Социальная работа в системе социально-помогающей деятельности

Социально-помогающая деятельность – это общественное явление и процесс, динамические изменения которого приводит к формированию разнообразных форм и видов помогающего труда, самостоятельных социальных институтов (общественное призрение, социальное обеспечение, социальная работа и др.). К наиболее известным и распространенным видам и формам общественной практики поддержки нуждающегося населения сегодня относят: благотворительность; волонтерскую (добровольческую) деятельность; профессиональную социальную работу; социальное обеспечение; социальное страхование; социальное обслуживание.

В современном обществе ведущая роль в системе социально-помогающей деятельности отводится социальной работе как профессиональному виду деятельности, направленной на организацию процессов оказания разнообразных форм помощи и поддержке нуждающемся специально подготовленными специалистами, ориентирующимися в своих действиях и поведении на систему профессиональных ценностей.

Содержание социальной работы в России неотрывно от понятий социальное обслуживание, социальное обеспечение и социальное страхование.

Более полное определение термина социальное обслуживание дает Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации (ст. 1).

Федеральным законом от 23 декабря 2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальное обслуживание определяется как деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам, где социальная услуга является действием в сфере социального обслуживания по постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе и срочной помощи гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Получатель социальных услуг (объект социальной помощи) – гражданин, признанный нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальные услуги (социальная услуга). Поставщик социальных услуг (субъект социально-помогающей деятельности) – юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание.

Современная система социального обслуживания включает:

1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания;

2) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление предусмотренным Федеральным законом (Федеральным законом от 23 декабря 2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации») полномочий в сфере социального обслуживания;

3) организации социального обслуживания, находящиеся в ведении федеральных законов исполнительной власти;

4) организации социального обслуживания, находящиеся в ведении субъекта РФ;

5) негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально-ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги;

6) индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание (Федеральный закон от 23 декабря 2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»).

Социальное обеспечение представляет собой совокупность общественных отношений по распределению внебюджетных фондов социального страхования и перераспределению части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей физических лиц в случаях утраты заработка или трудового дохода, несения дополнительных расходов по содержанию и воспитанию детей, поддержке других членов семьи, нуждающихся в уходе, отсутствия средств в объеме прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам, а также по оказанию медицинской помощи и социальному обслуживанию (Е. Е. Мачульская).

Социальное страхование как форма социально-помогающей деятельности – это установленная государством и регулируемая нормами права система материального обеспечения работников в старости, в случае временной или постоянной утраты трудоспособности, членов семей работников (при потере кормильца), а также охраны здоровья работников и членов их семей. Государственное социальное страхование осуществляется за счет специальных фондов, образуемых из обязательных взносов работодателей и в некоторых случаях работников, а также дотаций из федерального бюджета на материальное обеспечение работников и членов их семей.

К непрофессиональным видам социально-помогающей деятельности относится благотворительность и деятельность волонтеров (добровольческая).

Под благотворительностью понимается деятельность определенного рода структурных организаций, заключающаяся в оказании безвозмездной помощи нуждающимся в соответствии с устанавливающимися моральными и юридическими нормами (О. С. Хлякин).

Волонтерство (или добровольчество), представляет собой явление одного социального уровня с благотворительностью, однако отличается от него характеристиками субъекта и используемыми для оказания помощи средствами. Добровольцы – граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации. Благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации (командировочные расходы, затраты на транспорт и др.). Самое главное для добровольца – идея, благородная идея, отражающая важность и принципы деятельности. Именно идея определяет, будет ли человек понимать, что он делает и зачем, появятся ли у него гордость, самоуважение и удовлетворение от работы и результатов деятельности. Волонтерская (добровольческая) деятельность может принимать самые разные формы – от спонтанных местных инициатив кратковременного характера до организованной работы на регулярной основе.

Функции, цели и направленность социальной работы как социально-помогающей деятельности

Базовые цели социально-помогающей деятельности в разных ее формах и видах соподчинены с направлениями государственной социальной политики как основы формирования и развития социальной сферы, главной функцией которой является социальное воспроизводство различных слоев и групп населения в их целостности как субъектов исторического процесса, а также их всестороннего жизнеобеспечения (Г. И. Осадчая). Социальная работа, направленная на помощь людям, относящимся к социально уязвимым категориям населения (безработные, инвалиды, пенсионеры, беженцы, отдельные группы семей, молодежь и т. д.), по своей сути является инструментом реализации государственной социальной политики, основные направления которой соотносятся с направленностью и базовой целью социальной работы – созданием благоприятных социальных условий для развития личности, группы и общества в целом.

Несмотря на многовариативность функций, выполняющихся различными группами социальных работников (социальная работа с семьей, инвалидами, пожилыми и др.), выделяют следующие группы функций, определяющих специфику профессии:

1. Нравственно-гуманистическая, информационно-коммуникативная, аналитико-прогностическая, организационно-методическая, рекламно-пропагандистская, регулярно-профилактическая, аффективно-коммуникативная, социоинтегративная (Л. Г. Гуслякова).

2. Воспитательная, организаторская, прогностическая, предупредительно-профилактическая, социально-терапевтическая, организационно-коммуникативная и охранно-защитная функция (В. Г. Бочарова).

3. Диагностическая, прогностическая, организационная, предупредительно-профилактическая, правозащитная, социально-медицинская, социально-педагогическая, психологическая, социально-бытовая (Е. И. Холостова, А. В. Панов).

4. Функция способствования активизации личностных ресурсов клиента с целью его самоопределения, самоактуализации и психолого-педагогической адаптации, оказание первичной психологической поддержки клиенту, определение контекста, смысла запроса, а также того, действительно ли клиент нуждается в помощи, облегчение контакта клиента с нужной социальной службой и специалистом (Б. Ю. Шапиро).

По своей природе, функциям, средствам осуществления и социально значимым результатам социальная работа изначально выступает социально-помогающей деятельностью, которая направлена на восстановление социальной справедливости, социальных прав и гарантий человека на достойную жизнь. Целеполагающая и структурообразующая функции социальной работы заложены в признании человека как высшей ценности, права которого должны являться ценностью для всего общества.

Проблемы для обсуждения

1. Место и роль социально-помогающей деятельности в социальном развитии.

2. Направленность и функции социально-помогающей деятельности.

3. Структурные компоненты социально-помогающей деятельности.

4. Социальная работа в системе социально-помогающей деятельности.

5. Правовая направленность социальной работы.

6. Гуманистический потенциал социальной работы как социально-помогающей деятельности.

Литература

Основная

1. История социальной работы: документы и практикумы: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / cост. М. Н. Коныгина и др. М.: Дашков и К°, 2011.

2. Шарин В. И. История социальной работы: учеб. пособие. М.: Дашков и К°, 2013.

3. Шмелева Н. Б. Введение в профессию «Социальная работа»: учебник. М.: Дашков и К°, 2012.

Дополнительная

1. Федеральный закон от 23 декабря 2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

2. Коныгина М. Н. Социальная работа как социально-помогающая деятельность в условиях гармонизации общественных отношений / М. Н. Коныгина, Д. А. Лушников и др. // Управление и организация в социокультурных системах: монография. Ставрополь: СевКавГТУ, 2006.

3. Коныгина М. Н. Структура социально-помогающей деятельности / М. Н. Коныгина // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Кострома, 2011. Том 17. № 5–6. С. 258–262.

2. Субъекты и объекты социальной помощи как основные участники социального и профессионального взаимодействия

2.1. Субъекты и объекты социальной помощи

Социально-помогающая деятельность представляет собой определенные общественные отношения, в которых центральное место занимает субъект деятельности как активный участник социальных изменений средствами социально-помогающей деятельности, организатор взаимодействия между ее участниками, носитель и проводник ценностей специфической деятельности, способный регулировать свои действия и поведение.

К субъектам социально-помогающей деятельности относятся граждане или учреждения (организации), обладающие средствами, необходимыми для обеспечения жизнедеятельности граждан, способные к социальному действию и обладающие возможностью принятия решений.

Субъекты социально-помогающей деятельности подразделяются на индивидуальные и коллективные. Индивидуальные субъекты – это граждане, которые оказывают социальную помощь нуждающимся за счет собственных ресурсов, ресурсов государства, общества. Они могут это осуществлять по собственной воле (благотворители и волонтеры) или по условиям трудового договора (социальные работники, государственные, муниципальные и корпоративные служащие). Коллективные субъекты – это организации или учреждения, аккумулирующие общественные средства для оказания социальной помощи и передающие эти средства индивидуальным субъектам для реализации (государственные учреждения, некоммерческие объединения и др.). Функцией коллективных субъектов также может быть организация деятельности индивидуальных субъектов социально-помогающей деятельности.

Рассматривая профессионального социального работника в качестве субъекта социально-помогающей деятельности, необходимо обязательно подчеркивать, что он, как наемный работник, реализует установки, которые дает работодатель (государство или частная организация) и использует ресурс работодателя. В отличие от волонтера профессиональный социальный работник действует в строгих рамках государственной или корпоративной социальной политики, причем осуществляет свою деятельность на базе государственных или частных учреждений. Это обязывает профессионального социального работника выполнять все действия, которые предписаны ему должностными инструкциями независимо от того, какое он имеет личностное восприятие и клиента, и форм работы с клиентом, соблюдая при этом государственные социальные стандарты и высокое качество работы. Такое положение накладывает на профессионального социального работника двойной груз: следования нормам и ценностям инструкций и следования личным ценностям.

Системные функции наемных работников, осуществляющих социально-помогающую деятельность, состоят в том, что эти субъекты деятельности всегда играют роль посредников в целеполагании и достижении целей социально-помогающей деятельности. Они выполняют отдельные акты социальной помощи и несут ответственность за качество этих актов перед нанимателями (государством, корпорациями, общественными организациями) и перед получателями социальной помощи. Несомненно, качество социальной работы будет значительно выше, если требования нанимателей, потребности нуждающихся и морально-этические устремления работников будут согласованы или даже будут совпадать. Но это не является обязательным условием деятельности наемных работников в процессах оказания социальной помощи.

Вся социально-помогающая деятельность в обществе вызвана наличием проблемных групп, в отношении которых и строится система социальной помощи. У людей потребность в социальной помощи возникает независимо от их волеизъявления. Она является следствием воздействия и взаимодействия экологических, биологических и социальных факторов. Однако предоставление социальной помощи является субъективным социальным действием, обусловленным социальной организацией общества, и зависит от волеизъявления его членов и соблюдения интересов общества. По существу, социально-помогающая деятельность представляет собой механизмы компенсации социальной недостаточности отдельных граждан, возникающей вследствие искажения либо недоработки социальной организации или функционирования общества. Это предполагает, что наличие нуждающихся в социальной помощи («человека нуждающегося») – первая и основная причина для социально-помогающей деятельности, объективный источник ее движущей силы. Компонент получателя социальной помощи представляет собой исходный элемент во взаимоотношениях, сопровождающих организацию и реализацию социальной помощи. Изменения в структуре нуждающихся либо в структуре потребностей этих нуждающихся неизменно приводят к изменению системы социально-помогающей деятельности, тех норм и правил взаимодействия, которые выстраиваются между субъектом и объектом данной социальной деятельности.

Все объекты социально-помогающей деятельности могут быть классифицированы следующим образом.

Индивидуальные объекты социально-помогающей деятельности — те люди, которым свойственно использовать помощь для исправления собственной жизненной ситуации и которые способны возмещать общественные затраты за счет собственного включения в общество на правах полноценного социального актора.

К ним относятся:

малообеспеченные:

– одиноко проживающие граждане. Таким людям необходимо общение, поддержание социально-бытовых условий (жилье, питание, одежда), интеграция их в различные сферы социокультурной жизни (труд, досуг, спорт и т. д.);

– родственники людей, находящихся в социально опасном состоянии. Эти люди нуждаются в информировании о проблемах, обучении взаимодействию и повышении психологической устойчивости. Нередко способны оплачивать услуги;

нетрудоспособные:

– дети. Нуждаются в педагогическом и психологическом сопровождении, обеспечении свободного развития. Необходима постоянная поддержка взрослых;

– пожилые. Нуждаются в социально-медицинских, психологических услугах, материальной поддержке, постороннем уходе;

– инвалиды. Нуждаются в реабилитационных мерах, безбарьерной среде обитания, психологической поддержке и содействии в трудовой занятости, а также в ряде случаев в посторонней помощи;

хронические больные:

– алкоголики. Нуждаются в психологической поддержке, изменении социальной среды, содействии в адаптации к иным социальным условиям;

– наркоманы. Нуждаются в медицинском вмешательстве, изменении социальной среды, психологическом сопровождении. Способны сами стать субъектами социальной помощи;

– временно находящиеся в трудной жизненной ситуации;

– бывшие заключенные. Нуждаются в мерах ресоциализации, в содействии в трудоустройстве;

– мигранты. Нуждаются в содействии в адаптации, новых социальных условиях;

– безработные. Испытывают потребность в психологической помощи и содействии в трудоустройстве;

– бездомные. Нуждаются в материальной поддержке, юридической помощи и психологической коррекции;

– люди на грани суицида. Требуют психологической поддержки и коррекции, психологических тренингов;

– лица, пострадавшие от насилия. Нуждаются в юридической помощи, психологической поддержке, обеспечении временного убежища. Способны стать субъектами социальной помощи другим лицам в аналогичных ситуациях.

Коллективные объекты социально-помогающей деятельности — те группы людей, которым свойственно использовать средства помощи для передачи их в преобразованном виде индивидуальным объектам и которые способны возмещать общественные затраты за счет повышения эффективности социально-помогающей деятельности в обществе.

К ним относятся:

малообеспеченные:

– семьи. Испытывают потребности в материальной помощи, информационной поддержке, в постороннем уходе для нетрудоспособных членов;

занимающиеся социально-значимой деятельностью:

– общественные организации. Нуждаются в материальной помощи, среди которых предпочитают устойчивые источники, юридической и информационной поддержке;

– временные коллективы, выполняющие социально значимые проекты. Нуждаются в информационной и юридической поддержке, в деятельности волонтеров;

– учреждения социального обслуживания. Испытывают финансово-экономические проблемы, нуждаются в юридической поддержке, деятельности волонтеров.

Можно утверждать, что объекты социально-помогающей деятельности присутствуют во всех обществах. Постоянно происходит трансформация сущности и потребностей объектов социально-помогающей деятельности в зависимости от социально-экономической и социально-политической ситуации в обществе. Потребности людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, диктуют введение новых и разнообразных форм предоставления помощи, что ведет за собой соответствующую трансформацию субъектов социально-помогающей деятельности, норм и правил взаимодействия меду всеми участниками социальной помощи.

В отличие от других форм социального содействия социальная работа – двустороннее взаимодействие. Социальный работник должен учитывать мнение и возможности клиента, опираться на его ресурсы, организовывать и побуждать клиента на принятие собственных решений по выходу из трудной жизненной ситуации.

2.2. Семья как объект и субъект социальной работы

Семье по праву принадлежит специфическая субъектная роль, так как она является посредником и ретранслятором социальной помощи от государства (общества) к отдельным гражданам.

Семья – это открытая система, подверженная внешним воздействиям. На современную семью, ее социально-психологический микроклимат оказывают влияние внешние и внутренние факторы (Л. Б. Шнейдер). К внутренним факторам, способствующим успешной деятельности семьи, относятся индивидуальные психологические особенности семейных партнеров: интеллектуальные, характерологические и социально-психологические особенности супругов и др. К внешним факторам относятся совокупность материальных и духовных условий, где важнейшим является система социальной защиты населения, базирующаяся на демократических ценностях и нормах жизнедеятельности общества и индивида в нем.

Особенностью семьи как коллективного получателя социальной помощи является отсутствие четких и гарантированных правил распределения помощи среди членов семьи, недостаток методов и приемов мобилизации членов семьи на выполнение коллективной функции. По этой и другим причинам помощь семье выражается в виде помощи отдельным ее членам (ребенку, инвалиду, пожилому человеку) с одновременным ожиданием того, что остальные члены семьи (мать, бабушка) будут выполнять функции по-волонтерски.

Особое значение для оценки возможности помощи семье как клиенту социальной работы, выявления особенностей профессионального взаимодействия (этических норм взаимодействия и общения) с семьей и ее отдельными членами имеет готовность семьи к решению собственных проблем в тесном сотрудничестве с профессионалом. В связи с этим в деятельности социального работника особое значение придается процессу выявления типа внутрисемейных взаимоотношений, готовности семьи (ее отдельных членов) взаимодействовать с социальным окружением (социальная позиция семьи).

Наиболее полно современные типы и виды семей характеризует следующая типология, предусматривающая выделение четырех категорий семей.

Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в помощи социального работника, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к изменяющимся условиям жизни. В случае возникновения проблемы им достаточно разовой однократной помощи в рамках краткосрочных моделей работы.

Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные и снижающие адаптивные способности этих семей. Чаще всего в категорию таких семей включают:

1) семьи беженцев и вынужденных переселенцев;

2) малообеспеченные семьи;

3) семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой (многодетные или имеющие в своем составе инвалида), в которых на одного работающего приходится более одного иждивенца;

4) семьи, воспитывающие детей-инвалидов;

5) неполные семьи;

6) семьи военнослужащих срочной службы;

7) опекунские семьи.

Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на семью функциями, их адаптивные способности существенно снижены. В зависимости от характера проблем специалист по социальной работе с семьей оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.

Асоциальные семьи — те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях родители (или один из них) ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям. Социальный работник сотрудничает с этими семьями в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства.

В процессе взаимодействия с семьей профессионал должен учитывать социальную позицию семьи и ее отдельных членов, отражающую желание семей (отдельных членов семьи) решать свои проблемы, взаимодействовать с профессионалами. К таким позициям относятся ученые (Т. Ф. Золотарева, М. Р. Минингалиева) относят следующие:

Позитивная позиция: члены семьи в основном всегда спокойные, позитивно относятся к жизни, активны, открыты к общению, стремятся помогать другим, из своих проблем трагедии не делают, настроены на активное сотрудничество с социальным работником, верят в то, что получат разрешение своих проблем (наиболее редко встречающаяся позиция).

Зависимая позиция: члены семьи не очень доверяют себе, пассивны, слабовольны, чувствуют себя несчастными и обиженными, ждут помощи, уверены, что разрешение их проблем находится вне семьи.

Защитная позиция: члены семьи не стремятся к сближению с другими людьми, в том числе и со специалистом по социальной работе, замкнуты, скрывают свои чувства, с трудом идут на контакт, тяготятся тем, что вынуждены обращаться за помощью к специалисту.

Враждебная позиция: члены семьи настроены агрессивно, никому не верят, специалисту по социальной работе не доверяют, не хотят пускать в свою семью, посвящать в семейные проблемы, часто конфликтны, нередко ведут аморальный образ жизни (чаще всего такие семьи относятся к асоциальному типу).

Позиция, враждебная к себе и собственной жизни: члены семьи пассивные, склонные к депрессии, без интересов и инициатив, в помощь не верят, жизнь оценивают как неудавшуюся (чаще всего это семьи, пережившие сильное потрясение, стресс или имеющие в своем составе тяжелого больного, наркомана или алкоголика).

Социально-психологическая характеристика современных семей позволяет социальному работнику выделить специфику работы с той или иной семьей, найти конструктивные способы взаимодействия с отдельными ее членами, выделить этические принципы и нормы профессионального поведения в процессе решения социальных проблем семьи как целостного социального института.

Среди центральных позиций в современной системе социальных отношений между обществом и гражданами (группой), нуждающимися в социальной помощи, выделяются прежде всего следующие:

– право индивидов на поддержку со стороны государства и общества в тех случаях, когда они сталкиваются с жизненными трудностями и не могут их решить из-за отсутствия или недостатка ресурсов жизнедеятельности;

– право на уважение собственного человеческого достоинства;

– право на реализацию своих потенциальных возможностей;

– право на самоопределение в той мере, в какой это не создает угрозы собственной личности или окружающим и др.

Отношения к объекту социально-помогающей деятельности со стороны общества формируются на базе социальных ценностей, принятых в обществе, социокультурных традиций, сложившихся в конкретном социальном пространстве. Это могут быть позиции милосердия и сочувствия, выражения поддержки, как, например, в отношении пожилых людей. Но могут наблюдаться и позиции отторжения, дискриминации, как, например, в отношении наркоманов или граждан, вышедших из мест лишения свободы.

Отношения к объекту социальной помощи со стороны профессионала социальной работы должны строиться строго с позиций профессиональных ценностей, этических норм и правил профессионального поведения, сложившихся в результате развития данной профессиональной деятельности, ее ценностной и нормативно-правовой основы.

Проблемы для обсуждения

1. Объектная группа социально-помогающей деятельности.

2. Социальный работник как активный участник социальных изменений и субъект социальной помощи.

3. Характеристика индивидуального и коллективного объекта социально-помогающей деятельности.

4. Семья как объект и субъект социальной помощи.

5. Функции современной семьи как субъекта социальных отношений.

6. Социально-психологическая характеристика современных семей как объект и субъект социальной помощи.

Литература

Основная

1. Анцупов, А. Я. Социально-психологическая оценка персонала: учеб. пособие / А. Я. Анцупов, В. В. Ковалев. М.: Юнити-Дана, 2012.

2. Платонова Н. М. Теория и методика социальной работы: учебник. М., изд. центр «Академия», 2011.

3. Шмелева Н. Б. Введение в профессию «Социальная работа»: учебник. М.: Дашков и К°, 2012.

Дополнительная

1. Коныгина М. Н. Личность субъекта социально-помогающей деятельности: монография. Ставрополь: Сервисшкола, 2006.

2. Социальная работа с дезадаптированными детьми: учеб. пособие. М.: Дашков и К°, 2012.

3. Психология и педагогика социальной работы с семьей: учеб. пособие. М.: Дашков и К°, 2012.

4. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому: учеб. пособие. М.: Дашков и К°, 2012.

РАЗДЕЛ II. ЭТИКО-АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Второй раздел посвящен рассмотрению историко-культурной динамики ценностей социально-помогающей деятельности, их влиянию на формирование национальной системы социальной защиты населения в России, развитие культурных традиций государственной и общественно социальной помощи, формирование базовых (вневременных) характеристик личности субъекта социально-помогающей деятельности.

1. Историко-культурная динамика ценностных оснований социально-помогающей деятельности

1.1. Ценностно-нормативные основы социально-помогающей деятельности на разных этапах социального развития

Ценностно-нормативные основы социально-помогающей деятельности на ранних этапах социального развития складывались в контексте социально-экономических и геополитических процессов, детерминировавших социокультурное развитие общества.

Архаический период (с древнейших времен до начала X в.) является определяющим в формировании ведущих норм жизнедеятельности человека. Важнейшие ценности, определявшие мотивы поведения первобытных людей, были направлены на защиту индивида в системе рода и племени. Первобытно-общинные формы взаимопомощи (культовые, общинно-родовые и хозяйственные) стали охранным механизмом формирующегося социума и детерминантой этико-аксиологической направленности и функциональной предопределенности социально-помогающей деятельности в России.

Человеколюбие, незлобивость, открытость души, природное гостеприимство древних славян формировались под влиянием основных видов их деятельности – хлебопашества, скотоводства, ремесленничества, а также затянувшегося дольше, чем у других народов, родового общественного устройства (В. О. Ключевский). Этому способствовала и сама среда обитания, те географические и природно-климатические условия, в которых они находились в результате естественно-исторических процессов передвижения и расселения народов.

Архаический период социально-помогающей деятельности в достаточной мере отражает сведения о коллективном субъекте социальной поддержки. Это было связано с тем, что вне общины первобытный человек существовать не мог и, как следствие, воспринимал и реализовывал себя через родоплеменные и общинные нормы (табу, обычай, традиция) жизнедеятельности (М. В. Фирсов). Помогающее альтруистическое поведение общинников становится нормой социально-помогающей деятельности, определяющей содержание ее этико-аксиологической компоненты. Именно архаический период общественного развития является базовым в становлении ведущих норм, регулирующих жизнедеятельность общества, ценностно-нормативную основу социальной помощи.

Этико-аксиологический компонент социально-помогающей деятельности просматривается в ее функциях, сложившихся на раннем этапе развития национальной системы социальной защиты населения, к которым относятся следующие:

1. Поддерживающая функция, характеризующаяся тем, что внутри рода существовала взаимная обязанность в материальной помощи, защите, отмщении обид. Каждый знал, что на защиту потерпевшего станет весь род.

2. Адаптивная, или приспособительная, функция, отражающая поведение общинников, которое было направлено на сохранение родового пространства, позволявшего существовать индивиду и быть защищенным сильным обществом, так как вне рода человек существовать не мог.

3. Функция сохранения и воспроизводства ценностей социально-помогающей деятельности, отражающих социальное поведение общинников, при котором традиционные нормы архаических форм поддержки и защиты родового пространства (сезонные и внесезонные помочи, толоки, вдовьи помочи и др.) передавались из поколения в поколении как социокультурный опыт социально-помогающей деятельности.

Формирование милосердия и сострадания как религиозно-идеологических ценностей в системе социальной защиты населения соотносится с христианизацией славянского мира, которая наполнила всю систему жизнедеятельности новой философией, основанной на «деятельной любви к ближнему». Общественная система взаимопомощи, в основе которой с архаического периода закрепился принцип «ты – мне, я – тебе», дополняется новым христианским мировоззрением, базирующимся на принципиальном подходе к реципиенту с позиции «я – тебе». К общине, остававшейся основным коллективным субъектом поддержки и защиты социально ущербных групп (старцы, вдовы, сирые, калики, убогие и др.), постепенно добавляются новые – князь с дружиной и церковные институты (приход, монастырь). Изменяются и содержание социально-помогающей деятельности, ее направленность и ценностные нормативы. К ведущему коллективному субъекту общине добавляется церковь.

В период с X по XIII в. христианская идеология, наполняя новым смыслом содержания социально-помогающей деятельности, формирует общие подходы к поведению и действию ее субъекта (князь и дружина, священнослужители, «нищелюбы», частные благотворители и др.), основанные на принципах христианского милосердия, человеколюбия и деятельной любви ближнего. Забота о сирых, убогих, старцах, немощных и других ущербных группах становится обязательной нормой поведения, определяющей личностные поступки субъекта помощи, требования к его поведению.

Сущность христианской идеологии как социально-психологического механизма общественного развитии выражалась в том, что институт церкви превращается не только в носителя новой государственной идеологии, но и механизмом формирования нового ценностно-нормативного содержания помогающей деятельности, изменения сознания ее субъекта. Христианская идеология и философия привносит новое осмысление деятельности ее субъектами, трансформирующее нормативно-регулятивную функцию социальной помощи. Табу традиционных норм поведения, стереотипные обычаи дополняются нравственным осознанием и свободным выбором субъектами своих действий и поступков, мотивированным желанием помочь ближнему.

Ценностно-нормативное содержание системы государственного призрения, общественной благотворительности и частной практики помогающей деятельности соотносится с этапом развития национальной системы социальной защиты населения, характеризующимся постепенным усилением государственной власти в деле призрения и благотворительности. Понимая важность развития социальной помощи на государственном уровне, русские цари пытались регламентировать церковную благотворительность, определяя механизм приходской и монастырской поддержки, категории призреваемых людей (больные, калики, старые вдовы, сирые и др.).

В этот период отношение к благотворительности как социальному явлению было свойственно многим государственным лицам и частным благотворителям. Основу благодеяния составляла необходимость соответствия традиционным нормам, базирующимся на христианской философии «деятельной любви во имя спасения своей души» (С. Зеньковский), способствующая усилению политических позиций правителя.

Несмотря на попытки развития государственной системы призрения, ведущими субъектами социально-помогающей деятельности оставались сельская община и церковь (приход и монастырь). Именно христианская идеология определяла общественные ценности и нормы жизнедеятельности, формируя альтруистическое поведение индивидуального («нищелюб», благотворитель, церковнослужащий и др.) и коллективного (община, церковь, государство и др.), субъектов социально-помогающей деятельности.

Основной функцией деятельности остается адаптивная или приспособительная, обеспечивающая процесс социализации индивида (социальной группы). Именно в этот период развития социально-помогающего труда просматривается функция сохранения и воспроизводства ценностей помогающего поведения как социальной нормы, развивающейся в конкретных ментальных условиях. Являясь регулятором жизнедеятельности русского общества в целом и личности в частности, менталитет определял формы и специфику формировавшейся в России системы социальной защиты населения. Формирующиеся культурные традиции этнических групп определяли систему жизнедеятельности и нормы поведения помогающего субъекта.

Формирование ментальных особенностей национального института социальной защиты населения в России соотносятся с указом Петра I, на законодательном уровне происходит формирование основных подходов к организации государственного призрения, определяются его субъекты (государство, церковь, нищелюбцы), складываются механизмы взаимодействия между субъектом социально-помогающей деятельности и теми группами, которые попадают под опеку и защиту государства. В основе взаимоотношений между субъектами и объектами призрения закрепился принцип «дара – отдара» или «ты – мне, я – тебе», сложившийся в архаический период развития социально-помогающей деятельности. Это четко определяло позиции государства как ведущего субъекта деятельности, оказывающего помощь прежде всего, тем, кто служил ему и по ряду причин (увечье, старость, инвалидность и др.) не мог самостоятельно обеспечить свою жизнедеятельность.

Характерными особенности социально-помогающей деятельности на этапе формирования системы государственного призрения является трансформация коллективного (государство и его социальные институты) и индивидуального (благотворители, меценаты, деятели различных общественных организаций) субъекта социальной помощи. Направленность деятельности определяет и требования к личности ее субъектов, процессы интериоризации и экстериоризации ценностей и норм социально-помогающей деятельности.

На данном этапе общественного развития четко прослеживаются все основные функции деятельности. Наиболее ярко просматривается функция нормативно-регулятивная, обеспечивающая формирование в России государственного института призрения, развивающаяся на традиционных нормах и ценностях социально-помогающей деятельности и включающая формирование различных социальных институтов государственного призрения и частной благотворительности.

На рубеже веков (XIX–XX вв.) российская система включала государственное, общественное призрение, а также частную благотворительность. В сельской местности достаточно большая доля отводилась общинной и церковной помощи. К этому времени четко выделились основные субъекты социально-помогающей деятельности: государство, общественные благотворительные организации, частные лица (отдельные общественные деятели, купцы, меценаты и др.), церковь (прежде всего приход), сельская община.

Ведущим мотивом филантропических поступков общественных благотворителей, простых людей, подававших милостыню, оставалось следование христианским ценностям, церковным заповедям милосердия и человеколюбия. Совершенно очевидно, что, помимо богатства и честолюбия, стремления выделиться, заслужить милость двора, главным источником, определявшим размах меценатства и благотворительности, оставались внутренние побуждения российских жертвователей, обусловленные религиозным воспитанием, социокультурными особенностями Российской империи конца XIX в.

Базовые функции деятельности наполняются новым содержанием. Более четко просматривается функция сохранения и воспроизводства ценностей социально-помогающей труда, а также нормативно-регулятивная, обеспечивающая формирование в России национального института социальной защиты населения, включавшего на рубеже веков государственное, общественное и частное призрение, отражающее традиционные формы поддержки и нормы социального поведения (альтруистическое поведение).

Советский период развития отечественной системы социальной защиты населения (1917–1991 гг.) детерминирован экономическими, политическими и социокультурными изменениями, трансформировавшими ценностно-нормативное содержание социально-помогающей деятельности, психологию ее субъекта.

На смену системы общественного призрения приходит модель государственного патернализма. Происходит трансформация идеологических основ социальной поддержки. Основы практики социальной поддержки перестраивались в соответствии с марксистко-ленинскими установками понимания социальных процессов. Государство становится ведущим и практически единственным субъектом социальной поддержки. Приоритеты в развитии государственной системы социального обеспечения отодвигают вначале на второй план, а затем полностью исключают благотворительность как форму поддержки, а ее субъекта как активного участника социально-помогающей деятельности.

Вместе с тем особенности коллективных ценностей и норм жизнедеятельности россиян (взаимопомогающее поведение, альтруизм как личностное качество и норма поведения и др.) продолжали определять поступки и общую направленность деятельности, отражая ментальные характеристики функций социально-помогающего труда в России.

1.2. Роль этнической культуры в формировании ценностно-нормативного содержания социально-помогающей деятельности

Этническая культура основана на ценностях, связанных с разнообразными потребностями и интересами представителей конкретной социокультурной (этнической) группы, имеет широкие возможности для социализации и культурной самореализации личности. Этнокультурные ценности как структурные компоненты культуры (языковый, соционормативный, этнопсихологический, компонент материальной культуры) характеризуют качественную системную определенность этноса и выполняют этноинтегрирующую и этнодифференцирующую функции этнической культуры; ценности и нормы этнической культуры находятся в тесной взаимосвязи; являясь своего рода защитным механизмом, этническая культура способствует выживанию этнических групп; этническая культурная традиция представляет собой один из важнейших механизмов поддержания, сохранения и устойчивости норм, ценностей, образцов поведения, а также специфики этнокультурного опыта в целом.

Этико-аксиологический потенциал этнической культуры заложен в содержании ее структурных компонентах (языковый компонент, компонент материальной культуры, соционормативный компонент, этно-психологический компонент) (Т. А. Сафронова).

Языковой компонент является особой формой отражения действительности и специфическим фактором интегрированности этноса, через которую структурируется система моральных ценностей и идеологических установок в обществе.

Знание языка основного этноса, в окружении которого живет человек, – это важнейший элемент культуры общения в деятельности социального работника. Выполняя функциональные обязанности, он не только должен учитывать специфику этических норм общения в конкретном многонациональном регионе в своей профессиональной деятельности, но, используя гуманистический потенциал этики общения различных этнических культур, развивать и обогащать культуру межнационального общения, этические нормы взаимоотношений.

Этнопсихологический компонент отражает установки людей относительно внутри- и межнационального общения и играет важную роль в процессе культурного взаимодействия. Изучение данного компонента позволяет специалисту учитывать стереотипы поведения представителей различных этносов и их влияние на жизнедеятельность как отдельного члена общества, так и этнической группы в целом. Данный компонент является ярким примером взаимообусловленности и тесной связи всех выделенных компонентов этнической культуры. Он вытекает из предыдущего (языкового) и находит свое продолжение в последующем (материальном) компоненте.

Компонент материальной культуры отражает сферу жизнедеятельности людей, относящуюся к социально-организованному удовлетворению их витальных потребностей. В процессе адаптации этноса производственная сфера приобретает специфические черты, приспособленные к определенным условиям существования. Этническая общность начинает занимать свою собственную трудовую нишу в хозяйственной структуре страны, которая в значительной степени базируется на стереотипе поведения в экономической области. Специфика трудовой деятельности оказывает воздействие на общественные и семейно-бытовые формы культуры, психологию и ментальные характеристики личности, нормы поведения и всей системы жизнедеятельности человека (социальной группы).

Соционормативной компонент этнической культуры детерминирует и регулирует человеческое поведение через групповой социальный опыт, аккумулированный поколениями людей. Это институты религии, права, морали; обычаи, ритуалы, фольклор и различные социальные структуры. Они выполняют общие социальные и этнокультурные функции как средства стабилизации утвердившихся в данном обществе отношений и их последующего воспроизводства в жизни новых поколений.

Регулятивно-профилактическая деятельность основана на знаниях ценностно-нормативного содержания конкретной этнической культуры, аккумулируемых в ее соционормативном компоненте.

Базовые (вневременные) характеристики личности субъекта социально-помогающей деятельности

Для всех без исключения периодов социально-типологическими характеристиками «человека помогающего» являются следующие:

– альтруизм – система ценностных ориентаций личности, при которой центральный мотив и критерий нравственной оценки – это интересы другого человека или социальной общности;

моральность — высокая честность, порядочность, совестливость – осознаваемая мораль;

рациональный самоконтроль – способность здраво оценить ситуацию, контролировать свое поведение и эмоции;

актуальная энергия – жизнерадостность, оптимизм, стремление к активности;

интеллект – прозорливость, высокое развитие познавательных способностей, эрудированность.

Эти качества становятся базовыми «вневременными» личностными характеристиками, позволяющими принять ценности и нормы социально-помогающего труда, развивающиеся в конкретном социокультурном пространстве и времени.

Проблемы для обсуждения

1. Архаический период развития национальной системы социальной защиты населения в формировании ценностной системы жизнедеятельности человека.

2. Обычаи, обряды и их роль в развитии взаимоотношений в древнерусском государстве.

3. Принципы нравственного регулирования коллективного поведения и индивидуального поступков субъектов социальной помощи.

4. Духовность как нравственная основа философии поступка «человека помогающего».

5. Этническая культура и ее ценностно-нормативное содержание.

6. Этические ценности культурных традиций российских народов.

7. Характерные особенности российского менталитета и система ценностей социальной работы.

Литература

Основная

1. История социальной работы: учебник / под ред. В. И. Жукова. М., 2011.

2. История социальной работы: документы и практикумы: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / сост. М. Н. Коныгина и др. М.: «Дашков и К°», 2011.

3. Фирсов М. В. История социальной работы: Для бакалавров высших учебных заведений. М., изд. «КноРус», 2012.

Дополнительная

1. Антология социальной работы в России. В 5 т. / сост. М. В. Фирсов. М., 1994. Т I.

2. Антология социальной работы в России и на Ставрополье в 3 выпусках / сост. М. Н. Коныгина, Т. Ф. Маслова и др. Ставрополь, 2002, 2004, 2006.

3. Коныгина М. Н. Отечественный опыт социально-помогающей деятельности в формировании национальной модели социальной работы в России / М. Н. Коныгина, Н. П. Клушина // Социальная работа: Традиции и инновации. Вып. I. М., 2006. 133 с. С. 24–31.

2. Аксиологический потенциал социальной работы как социально-помогающей деятельности

2.1. Ценностная сущность социальной работы

В обществе те или иные события (явления, предметы) в определенной степени значимы, так как они выполняют определенную роль и функцию в жизнедеятельности человека. Значимые предметы и явления составляют мир человеческих ценностей. Категория «ценность» применима к миру человека и общества. Вне человека и общества ценность существовать не может, так как она представляет собой особый тип значимости предметов и явлений. Как наука о ценностях, аксиология включает в научный аппарат исследования понятие «ценность», аксиологическую характеристику личности (субъекта ценностных отношений) и общие аксиологические категории (значение, смысл, благо, оценка, потребность, мотивация, ценностные ориентации и отношение).

К базовым ценностям относится и социальная деятельность человека.

Слово «деятельность» появилось в русском языке сравнительно поздно – в XIX в. и употреблялось для обозначения работы, занятия кого-либо в определенной области либо для обозначения действия физических сил и органов (Ю. С. Сорокин). Наличие в слове суффикса – ность указывает на процессуальность, текущее состояние занятия, выраженного в корневой морфеме, а – тель – на активное начало этого занятия и (или) состояние свободы субъекта.

Социальность является интегративной характеристикой общества, которая проявляется в его единении и добровольном, рациональном коллективном действии (В. С. Юрасов). Социальная деятельность детерминируется интересами и потребностями сообществ и реализуется в различных сферах (экономической, политической, социальной и др.). Простейшей единицей (единичный акт) социальной деятельности, является социальное действие (М. Вебер). Социальное действие — это любое проявление социальной активности субъекта (деятельность, поведение, реакция, позиция и пр.), ориентированное на других людей.

Систематические действия субъектов, направленные друг на друга и имеющие целью вызвать ответное ожидаемое поведение, которое предполагает возобновление действия, определяется как социальное взаимодействие.

Качественной характеристикой социального действия и взаимодействия выступает социальное поведение как внешнее выражение взаимодействия индивида, группы индивидов, общества в целом с окружающей природой и социальной средой (Дж. Мид).

Социальная деятельность сегодня понимается как совокупность изменений и преобразований, которые осуществляет социальная общность (определенная группа людей) для поддержания своей целостности и устойчивости при взаимодействии с другими социальными общностями или с природой (В. Д. Граждан).

Важнейшим механизмом, обеспечивающим целостность и устойчивость социального развития, всегда выступала специфическая социальная деятельность (социально-помогающая деятельность), направленная на распределение и перераспределение общественных ресурсов средством оказания социальной помощи, позволяющим решать проблемы нуждающейся части населения и тем самым в определенной мере сохранить социальную стабильность и целостность. Социально-помогающая деятельность концептуально включена в структуру социальной помощи, представляя собой ее процессуальную основу. На разных этапах общественного развития процесс оказания социальной помощи принимал разнообразные формы и виды социально-помогающей деятельности (милостыня, «помочи», благотворительность, общественное призрение, социальное обеспечение, социальная работа и др.).

Действия субъекта социальной помощи, основанные на ценностях социально-помогающего труда и получившие оценку в соответствии с общественными требованиями и требованиями специфической деятельности (профессии социального работника), характеризуются как этические действия. Качественная характеристика такого действия определяется как этическое поведение субъекта социальной помощи.

Ценностная сущность социальной работы как современного вида социально-помогающей деятельности определена необходимостью гармонизации социальных отношений, основанной на восстановлении социальных функций человека.

Поиск гармонии в отношениях между обществом, государством и человеком становится одним из ведущих направлений изменения современного общественного миропонимания. Это является главной причиной институционализации социально-помогающей деятельности в ведущих мировых державах. Новый тип демократического мировоззрения определяет процесс становления национальных институтов социальной работы как показатель цивилизованности социального государства, проявления принципов демократии, социальной справедливости и гуманизма. Социальное государство сегодня становится сущностной характеристикой государственного строительства, а социальность – мерилом мировых цивилизационных процессов.

Базовые принципы развития национальных институтов социальной работы базируются на подходах, отражающих «социальное равенство» или «социальную справедливость».

Принцип социального равенства является основополагающим во взаимоотношениях между государством и личностью, которые строятся по социалистическому типу, предполагающему первостепенную роль государства в поддержании общественной солидарности, где главной задачей выступает государственное обеспечение всех групп населения в течение жизненного цикла. Этот тип предполагает большую степень патернализма в системе взаимоотношений «государство – личность», где государство берет на себя ответственность за решение социальных проблем, дает индивиду чувство социальной защищенности, стабильности, гарантирует равный минимум социальных благ, при этом ограничивая его экономическую, политическую и социальную свободу.

Принцип социальной справедливости предполагает минимальное вмешательство государства в социально-экономические процессы и реализацию принципа личной ответственности и индивидуализма, основными чертами которого являются уважение личности как таковой, т. е. признание абсолютного приоритета взглядов и пристрастия человека к его собственной сфере деятельности, а также убеждение в желательности развития индивидуальных дарований и наклонностей. В этом случае экономическая свобода индивида дополняется политической и равенством стартовых возможностей. Приоритет отдается активности людей в гражданском обществе, основная роль в системе социальной работы принадлежит общественным организациям и объединениям, имеющим большое значение в реализации социальной политики.

Современные социальные государства в своем развитии ориентируются на принцип «социальной справедливости», определяющий развитие «общества всеобщего благосостояния». Главной ценностью общественного развития здесь выступает человек, а социальная работа средством достижения этой цели.

2.2. Аксиологическая основа социальной работы как социально-помогающая деятельность и профессия

Социальная работа как социальный институт включает профессиональную и непрофессиональную деятельность. Основное отличие профессиональной и непрофессиональной социальной работы заложено в характеристике ее субъектов. Непрофессиональная социальная работа, включающая в систему субъектов социально-помогающей деятельности представителей общественных и религиозных организаций, добровольных помощников, волонтеров, благотворителей, меценатов и других, предъявляет к ним прежде всего требования, связанные с определенной личной жертвенностью, временем, средствами и т. д., возможностью участия в решении социальных проблем, чувствами сострадания и сопереживания. В отличие от профессиональной деятельности она не накладывает правовой ответственности, т. е. субъекты не несут специальной профессионально-правовой ответственности в процессе социально-помогающей деятельности. Эта деятельность регламентирована нравственными устоями общества и основана прежде всего на системе ценностей ее субъекта (общественных деятелей, добровольцев, благотворителей и др.).

Деятельность профессионалов регламентируется должностными обязанностями, отраженными прежде всего в профессиональном кодексе социального работника.

Функции аксиологической компоненты социальной работы

К базовым функциям аксиологической компоненты относятся:

– основополагающая (основой жизнедеятельности общества и человека в нем являются общечеловеческие ценности: жизнь человека, добро, справедливость, честность, признание высших ценностей и др.);

смыслообразующая (идеальное соотношение общественного смысла социальной работы и личностного смысла, удовлетворяющего потребности субъекта социально-помогающей деятельности как профессионала и личности);

структурообразующая и целеполагающая функции (соподчинение всех структурных компонентов социальной работы (цели, задачи, направления, функции и др.) идеалам социальной работы как социально-помогающей деятельности).

Функции аксиологической компоненты социальной работы заложены в базовых функциях социальной работы.

Основополагающая функция социальной работы отражает ценностный потенциал социальной работы как социально-помогающей деятельности, базирующейся на общечеловеческих ценностях (жизнь, добро, справедливость, честность, гуманизм и др.). Эта функция отражена в ее определениях национальных ассоциаций социальных работников, где социальная работа рассматривается как:

– профессиональная деятельность по оказанию помощи индивидам, группам или общинам в целях усиления или возрождения их способности к социальному функционированию и созданию для этого благоприятных общественных условий (Национальная ассоциация социальных работников США);

– профессия, способствующая реализации социальных изменений в обществе, решению проблем человеческих взаимоотношений и укреплению свободы человека и его права на достойную жизнь (Международная федерация социальных работников).

Системообразующая и смыслообразующая функции аксиологической компоненты раскрываются в сущностной характеристике социальной работы, которая по своей природе, функциям, средствам осуществления и социально-значимым результатам изначально (с ранних этапах развития общественных отношений) выступает социально-помогающим трудом. Основными характеристиками данного вида труда являются его включенность в систему общественных отношений и подчиненность общественным нормам и ценностям, обеспечивающим стабильность социальных отношений и регулирующим процессы социализации личности на всех исторических этапах социального развития.

Целеполагающая и структурообразующая функции аксиологической компоненты заложены в признании человека как высшей ценности, определяющей базовые цели и содержание социальной работы. К основным целям национальных систем социальной работы относится:

– создание благоприятных социальных условий для развития личности, группы, общества;

– объединение общественных сил по активизации жизненной позиции индивида (группы);

– совершенствование способностей каждого человека самостоятельно решать свои социальные проблемы;

– развитие жизненных сил и активной социальной позиции индивида;

– восстановление социального функционирования человека и др.

Этический аспект целеполагания противопоставляется инструментальному, относящемуся к способу достижения поставленных целей, решения конкретных практических задач с точки зрения эффективности, т. е. получения желаемого результата при минимальной затрате сил, времени и средств. Моральный аспект связан с оценкой самих целей с точки зрения их желательности, приемлемости и вообще тех последствий, которые данная деятельность может иметь в отношении людей, судьбы которых прямо или косвенно затрагиваются ею.

Цели, задачи и базовые функции социальной работы заданы (в идеале) общечеловеческой системой ценностей (см. табл. 1) и определяют гуманистическую направленность аксиологической компоненты социальной работы.

Таблица 1

Базовые ценности человека

Гуманистическая направленность аксиологической компоненты социальной работы выражается в следующем:

– гуманизации системы ценностных ориентаций клиента, взаимного влияния общечеловеческих ценностей и социальных аналогов;

– создании условий для открытости и готовности клиента к непрерывному обогащению социокультурного опыта с целью реализации общечеловеческих ценностей в их конкретном образе жизни;

– упрочении норм уважительного отношения к другим людям;

– создании условий для реализации потребностей и интересов клиента, побуждение новых интересов;

– предоставлении клиенту возможности выбора деятельности, способов и средств достижения цели, группы общения и т. п.;

– признании личности клиента с ее достоинством и потенциалом в качестве самоцели;

– обеспечении свободы совести, вероисповедания и мировоззрения, участия в различных общественных и политических организациях, не противоречащих конституционным и нравственным нормам и др.

Проблемы для обсуждения

1. Этико-аксиологическая направленность функций социальной работы.

2. Базовые принципы формирования национальных институтов социальной работы в современный период общественного развития.

3. Этико-аксиологический компонент содержания, целей и функций социальной работы.

4. Профессиональный и непрофессиональный уровни социальной работы.

5. Национально-этические координаты современной социальной работы.

6. Гуманистическая ориентация ценностей социальной работы как помогающей деятельности и профессии.

Литература

Основная

1. Холостова Е. И. Управление в социальной работе / Е. И. Холостова, Е. И. Комаров, О. Г. Прохорова, А. Е. Илларионова: учебник для бакалавров. М.: Дашков и К°, 2013.

2. Платонова Н. М. Теория и методика социальной работы: учебник. М., изд. центр «Академия», 2011.

3. Холостова Е. И. Социальная политика и социальная работа: учеб. пособие. М.: Дашков и К°, 2011.

Дополнительная

1. Коныгина М. Н. Личность субъекта социально-помогающей деятельности: монография. Ставрополь: Сервисшкола, 2006.

2. Коханович В. П. Философские проблемы социально-гуманитарных наук. Ростов н/Д: «Феникс», 2005.

3. Кохановский В. П., Лешкевич Т. Г. и др. Основы философии науки. Ростов н/Д, 2004.

3. Профессиональная этика социального работника

3.1. Особенности профессионально-этической системы социальной работы

Понятие профессиональная этика используется применительно к кодексу поведения специалиста той или иной профессиональной деятельности. Кодекс поведения обеспечивает нравственный характер взаимоотношений между субъектами и объектами профессионального взаимодействия. Профессиональная этика конкретизирует общие моральные требования применительно к своеобразию соответствующей профессии. В связи с этим применительно к профессиональной этике встает проблема соотношения общего и особенного в нравственности. Профессиональная этика базируется на понятиях профессионального долга, фиксирующего служебные обязанности человека, и профессиональной чести, отражающего место и роль данной профессии в жизни общества (В. Ф. Дружинин, Л. А. Демина). Если человек честно выполняет свой профессиональный долг, то его деятельность неизбежно будет социально ориентирована и может рассматриваться как полезная для общества в целом. С точки зрения современной этики в основе профессиональной этики лежит принцип гуманизма, т. е. любая деятельность имеет смысл тогда, когда она имеет в виду благо человека. Это то общее, что заключено в профессиональной морали. В то же время в различных сферах деятельности существуют специфические требования к этике поведения участников.

Этический момент присутствует в любой деятельности человека, однако этико-аксиологическая компонента является определяющей в тех сферах социального труда, непосредственным объектом которых является человек (медицина, педагогика, юриспруденция, психология, социальная работа). Этический аспект противопоставляется инструментальному, относящемуся к способу достижения поставленных целей, решения конкретных практических задач с точки зрения эффективности, т. е. получения желаемого результата при минимальной затрате сил, времени и средств. Моральный аспект связан с оценкой самих целей с точки зрения их желательности, приемлемости и вообще тех последствий, которые данная деятельность может иметь в отношении людей, судьбы которых прямо или косвенно затрагиваются ею.

В повседневной деятельности специалисты профессионального труда, непосредственно направленного на человека, постоянно сталкиваются с проблемами, которые не имеют однозначных решений. В этих случаях специалисту приходится учитывать разные обстоятельства, взвешивать доводы за и против, оценивать степень риска, находить компромиссы.

Общая характеристика профессиональной этики (этических кодексов поведения) современных профессий, относящихся к типу «человек – человек», отражает гуманистическую направленность профессиональных ценностей.

Специфика профессионально-этических систем различных видов профессий типа «человек – человек»

Этика административно-управленческого аппарата:

– безусловное уважение к человеку, добросовестность, честность, порядочность, культура общения;

– запрещение бюрократизма, волокиты, осуждение черствости, равнодушия, высокомерия, лести и подхалимства перед начальством.

Врачебная этика:

– руководствоваться представлениями о гуманном значении труда медика, соображениями о необходимости поддержания телесного и духовного здоровья пациентов (не считаясь с трудностями, а иной раз и с требованиями безопасности);

– сохранение врачебной тайны;

– недопустимость экспериментирования в лечебных учреждениях.

Этика правоохранительных органов:

– неподкупность, верность духу и букве закона;

– соблюдение принципа равенства всех перед законом;

– презумпция невиновности (считать обвиняемого невиновным, пока не доказана его вина);

– использование силы закона не только для наказания, но и для воспитания, исправления правонарушителя.

Педагогическая этика:

– уважение личности ученика, но и требовательность к нему;

– поддержание авторитета самого учителя, педагогического коллектива;

– соблюдать правила корректного ведения различных видов деятельности в учебно-воспитательном процессе закрепления авторитета наставника и старшего товарища.

Этика в сфере обслуживания:

– культура общения, честность;

– недопустимость круговой поруки, протекционизма и др.

Особенности профессионально-этической системы социальной работы заключается в том, что социальная работа как практическая деятельность обладает чертами, отличающими ее от других видов профессиональной деятельности, относящихся к типу профессий «человек – человек». Одной из основных отличительных черт является характерная специфика профессионального действия и интеракций между специалистом и клиентом. В отличие от ролевых субъект-объектных отношений, свойственных различным видам профессий, в социальной работе доминируют субъект-субъектные отношения, носящие доверительный характер, при которых клиент сохраняет за собой преимущественное право при принятии решений.

Специфика профессиональной этики обусловливается прежде всего особенностями клиентов социальной работы, социального обслуживания как базового направления данной деятельности. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 23 декабря 2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают условия его жизнедеятельности:

1) полная или частичная утрата способности либо возможности самообслуживания, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличии инвалидности;

2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида, нуждающегося в постоянном уходе;

3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;

4) отсутствия возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;

5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами наркотической и алкогольной зависимости, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие в насилия в семье;

6) отсутствие определенного места жительства, в том числе не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

7) отсутствие работы и средств к существованию;

8) наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признанны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.

Именно такие обстоятельства становятся определяющими в характеристике объектной группы (клиента социальной помощи) в системе социальной работы. За помощью обращаются преимущественно представители материально необеспеченных, социально уязвимых или маргинальных слоев общества. Эти категории населения требуют особого внимания и особых профессиональных навыков в процессе оказания различных видов социально-помогающей деятельности.

Профессиональные услуги социального работника, решающего личностные проблемы клиента на уровне консультанта-психолога или педагога, специалиста-менеджера по кадрам (персоналу) или занимающегося организационной, социально-аналитической, прогностической и другими видами социально-помогающей деятельностью, требуют основательной теоретической подготовки, специфических навыков профессионального общения в различных социальных сферах (здравоохранение, педагогические системы, юридические учреждения и ведомства, социальные учреждения и др.).

3.2. Этика социальной работы как наука и учебная дисциплина

Как философская наука, отличная от обыденного морального сознания, стихийно формирующегося в процессе социальной практики людей, этика возникла в результате отделения духовно-теоретической деятельности от материально-практического труда. Предметом изучения этики является мораль, выступающая формой общественного сознания и общественным институтом, который выполняет функцию регулирования поведения человека (И. С. Кон). Мораль, наряду с другими формами общественной дисциплины, тесно переплетается с ними и вместе с тем представляет собой нечто специфическое. Мораль регулирует поведение человека во всех без исключения сферах его общественной жизни: труде и быту, политике и науке, семье и общественных местах, хотя и играет в них не одинаковую роль (нравственность труда, профессиональная этика, нравственность быта, брачно-семейная мораль). Синонимом морали является понятие нравственность (русский вариант лататинского термина «мораль» происходит от слова «нрав»).

Профессиональная этика – одна из фундаментальных теоретических основ любой профессиональной деятельности, представляющей собой науку о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии и обеспечивающих взаимоотношения между людьми, складывающиеся в процессе труда и вытекающие из содержания их профессиональной деятельности. Профессиональная этика – это нравственное самосознание профессиональной группы, ее психология и идеология.

Профессиональная мораль – система моральных норм и требований, обязательных для работников определенной профессии, отражающаяся в моральном сознании общества в качестве его составной части.

Этика социальной работы – учение о нравственных основах профессиональной социальной деятельности по оказанию помощи социально незащищенным слоям населения, усилению или восстановлению их способности к функционированию и созданию благоприятных условий для достижения этих целей, профессионально-этических норм поведения специалистов по социальной работе, работников социальных служб.

Этика социальной работы – наука о разных аспектах нравственной деятельности субъектов социальной работы, отражающая специфику функционирования морали (нравственности) в условиях целостного процесса профессиональной деятельности социального работника.

Профессиональная мораль специалиста – социального работника – это определенная система принципов и норм, оценок и убеждений, оказывающих влияние на исполнение профессионального долга, на взаимоотношения с клиентом, представителями социальных институтов, коллегами, обществом.

В основе профессиональной морали специалиста по социальной работе лежат принципы этики социальной работы (принцип моральной ответственности перед клиентом, обществом, коллегами и профессией). Она включает также общие нормы – наиболее широкие требования, обобщающие большой круг реальных отношений специалиста с субъектами профессиональной деятельности.

Моральные требования и нормы находят обобщенное выражение в моральных принципах, определяющих стандарты профессионального поведения специалиста, которые предусматривают определенную меру вмешательства в практическую деятельность социального работника. Это означает, что обществу предоставляется гарантия того, что социальный работник прошел необходимое обучение и подготовку, владеет всеми необходимыми навыками и отличается известной мерой настойчивости и упорства в предоставлении профессиональных услуг.

Объектом изучения этики социальной работы является профессиональная мораль специалистов, а предметом – возникающие в процессе работы этические отношения, этическое сознание и этические действия социальных работников.

Основные задачи этики социальной работы:

– исследование методологических проблем, сущности, категорий и специфики профессиональной морали;

– исследование характера нравственных отношений в социальной сфере;

– разработка нравственных аспектов социальной работы как профессиональной деятельности;

– выявление требований, предъявляемых к профессионально-нравственной культуре социального работника;

– разработка вопросов нравственного развития и самовоспитания социального работника.

Содержание этики социальной работы включает нравственное сознание (взгляды, убеждения, чувства), нравственное отношение (отношение с клиентом, коллегами и другими субъектами профессиональной деятельности), нравственную деятельность (социальная помощь, развитие, опыт).

Нравственное сознание специалиста по социальной работе – центральный компонент нравственной культуры личности, детерминирующий профессиональные отношения и деятельность.

Нравственные отношения – совокупность поступков, совершенных не по соображениям выгоды, а по велению совести, по критерию справедливости и добра. В социальной работе это отношения между субъектами деятельности, в основе которых лежат принципы этики социальной работы.

Нравственная деятельность – это момент или сторона других видов человеческой деятельности: производственной, политической, научной, художественной. Она составляет нравственный мотив деятельности – желание совершить добро, исполнить долг, отстоять личную честь и достоинство. Нравственная сторона деятельности в социальной работы является детерминирующей данной профессиональной деятельности, системообразующим звеном во всех ее видах (социальная помощь клиенту, профессиональное развитие и самообразование, научно-исследовательская работа и т. д.).

Основные категории этики социальной работы – это основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны профессиональной морали и составляющие теоретический аппарат этики социальной работы.

В профессиональной этике социальной работы основополагающее значение имеют категории профессиональной чести и совести, справедливости и достоинства, профессионального долга, авторитета и самодисциплины. В них основные стороны нравственности выражаются в понятиях морального сознания, моральных отношений и чувств, моральной деятельности. Всякое моральное представление (понятие) нормативное, оно всегда что-либо предписывает.

Профессиональная справедливость – понятие морального сознания, выражающее должный порядок человеческих взаимоотношений в социальной работе. Выступает как благо, идеал или норма взаимодействия и поведения субъектов социальной деятельности.

Профессиональный долг – превращение требований нравственности, в равной мере относящихся ко всем людям, в личную задачу конкретного специалиста, сформулированную применительно к частным ситуациям, но базирующихся на общенормативных требованиях профессиональной деятельности в области социальной работы.

Профессиональная честь – понятие морального сознания, сходное с категорией «достоинство», включает осознание специалистом себя как профессионала. Профессиональная честь социального работника раскрывает отношение человека к самому себе как профессионалу конкретной деятельности.

Совесть — одна из высших форм способности человека оценивать и контролировать свои поступки (в том числе и поступки в профессиональной деятельности) с точки зрения моральных требований (требований профессиональной морали). В качестве своей основы совесть включает понимание личностью ответственности перед другим человеком, социальной группой или обществом. В социальной работе это выражается в моральной ответственности специалиста перед клиентом, коллегами, обществом.

Загрузка...