Предисловие

Основными характеристиками социальной работы являются ее гуманистическая сущность и социально-помогающая направленность, характеризующая субъекта деятельности как «человека помогающего». Субъект такой деятельности должен обладать особыми личностными качествами и профессиональными умениями. В связи с этим в подготовке будущего профессионала социальной сферы центральное место занимают дисциплина «Этические основы социальной работы», способствующая формированию профессионально-этической направленности, основанной на гуманистических ценностях социально-помогающей деятельности, развивающейся в конкретном социокультурном пространстве. Базовая цель дисциплины соотносится с необходимостью формирования у студентов набора общекультурных и профессиональных компетенций, позволяющих выпускнику выполнять свой профессиональный долг, соблюдая профессионально-этические требования, регламентирующие социальную работу как специфическую профессию; среди основных задач:

– изучение специфики профессионально-этических основ социальной работы как социально-помогающей деятельности;

– освоение базисных ценностей, стандартов и норм поведения в процессе взаимоотношения субъектов деятельности;

– развитие творческих умений использования ценностей социальной работы в выработке норм и стандартов поведения при решении конкретной профессиональной задачи.

Представленное авторами пособие «Этические основы социальной работы» в содержательном плане включает рассмотрение этических проблем социальной работы в общем контексте профессионализации данного вида деятельности; при этом проводится анализ базовых ценностей социальной работы как социально-помогающей деятельности и вытекающих из них норм профессионального поведения. Отдельные темы разделов учебного пособия отражают этнокультурный аспект профессионально-этической подготовки будущих социальных работников, деятельность которых проходит в регионах России, отличающихся полиэтническим составом населения и спецификой функций социально-помогающего труда. Задания предлагаемых практикумов направлены на формирование профессионально-этических умений социального работника, взаимодействие которого проходит в различных условиях и с различными категориями населения (пожилые, инвалиды, категории людей группы риска).

В приложении представлены основные документы, регламентирующие деятельность профессионала и очерки о национально-культурных традициях народов, проживающих в поликультурных регионах России. Данные материалы, а также отдельные задания практикумов могут быть использованы в системе подготовки студентов к социальной работе на территориях, отличающихся ценностно-нормативным содержанием традиционных культур.

Теоретический материал и задания практикумов направлены на освоение базовых дидактических единиц, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки «Социальная работа».

Загрузка...