Тридцатые годы

В сезон 1931–32 годов главным режиссёром театра становится Геннадий Андреевич Мирский. Он учился в Москве на драматических курсах школы Адашева. Затем работал в труппах Нижнего Новгорода и Рыбинска, Харбина, Благовещенска и Владивостока. С 1918 года стал заниматься режиссурой, потом руководил театрами Ярославля, Архангельска, Чернигова, Брянска… В Грозном он интересно поставил «Страх» А. Афиногенова, «Хлеб» В. Киршона и бессмертную комедию Н.В. Гоголя «Ревизор». В советских пьесах у Мирского ярко играли К. Суковская, В. Мельников, Н. Васильева, Г. Глебов, А. Селезнев… В «Ревизоре» блистали актеры: в роли городничего Сквозника-Дмухановского И. Любич (в будущем народный артист УССР), Анны Андреевны – Т. Коренцова, их дочери Марьи Антоновны – Т. Будкевич. Ярчайший образ Хлестакова создал В. Мельников. Кроме основного состава был ещё и вспомогательный. Это говорит о том, что театр мог брать в репертуар пьесы с массовыми действиями. 10 февраля 1932 года состоялся первый юбилей театра. По этому случаю состоялось торжественное заседание, как полагалось, с речами и поздравлениями, а потом были сыграны 2-й акт «Пурги», 7-я картина «Страха» и монтаж спектакля «Ревизор», сделанный Г. А. Мирским.

Зрителю нравилось видеть на сцене тех, с кем он постоянно встречается на улице или на работе, но манило их все-таки в театре не повседневное.

Конечно, актёрам было куда интереснее играть пьесу Гоголя. Эпоха, костюмы, манеры, иная речь – всё то, по чему истосковались трамовские артисты, да и зрители тоже. Артисты всех поколений принимали участие в этом спектакле. Надо сказать, что число артистов в труппе было вполне достаточным для того, чтобы позволить режиссёру ставить впечатляющие массовые сцены.

Любич очень выразительно сыграл Владимира в «Пурге» и Романова в «Хлебе», но в «Ревизоре» артист просто «купался» в роли, переходя из одного состояния в другое. Мельников тоже отдавал предпочтение Хлестакову, хотя был убедителен в роли Бородина в «Страхе».

Зрителю хотели дать увидеть на сцене праздник.

В середине тридцатых годов в спектаклях проявляется ярко выраженная романтическая струя, приподнятость сценических образов. Обращаясь к героике Октября и Гражданской войны, к зарубежной классике, театр стремился к вдохновенной интерпретации событий, к приподнятой и романтической трактовке характеров героев. Многие спектакли были решены в жанре психологической драмы. Актёры и режиссёры весь талант направляли на правдивое изображение и жизни, и характеров. Но в это время советский театр вступил в сложную пору своего существования.


Новым событием, уже без Мирского, стала постановка китайской сказки Карло Гоцци «Принцесса Турандот». Прошло одиннадцать лет с тех пор, как Евгений Багратионович Вахтангов поставил её в театре, теперь носящем его имя. В периферийных театрах практиковалось ставить спектакли «по мизансценам» известных столичных театров. Владимир Утешинский поставил собственный, оригинальный спектакль – правда, от музыки Н. Сизова и А. Козловского отказаться не смог. Конечно, режиссёр находился под гипнотическим обаянием вахтанговского спектакля, известного зрителям не одного поколения. В каждом времени у «вахтанговцев» была своя принцесса Турандот – Цецилия Мансурова, Валентина Вагрина, Галина Пашкова, Юлия Борисова, Людмила Максакова, Анастасия и Марианна Вертинские, Марина Есипенко… В спектакле грозненцев китайскую принцессу играла З. А. Лихолет. В ней было что-то задиристо-хулиганское, капризное и изящное. Не зря следующая роль артистки тоже стала яркой и заметной – Санька в «Интервенции» Л. Славина.

1933 год. Новые артисты, новые спектакли. Итак, была поставлена «Интервенция» – с одесским колоритом и подпольщиками. Пьеса «написана о французской армии в Одессе 1919 года. Здесь было всё: кабачок с варьете и горячительными напитками, штаб интервентов, подпольный областком и конечно же большевики. Одна из удач драматурга – Селестен, французский солдат-балагур (артист Молотов) и бандит Филька-анархист (Ю. Н. Петровский). Постановке удалось передать многонациональный колорит города и его жителей.

Центром спектакля режиссёр делал Л. В. Лович в роли француженки Жанны Барбье и Е. Т. Ленского, сыгравшего Бродского. Оба были интересны и убедительны в своих ролях не менее, чем Ю. Н. Петровский в роли Фильки-анархиста и В. А. Стрельбицкий, игравший Женю Ксидиас. Постановка пьесы Славина, как и фильм Геннадия Полоки, с Владимиром Высоцким, Ольгой Аросевой, Юлией Бурыгиной, Ефимом Копеляном и Валерием Золотухиным, вызывала много споров: на чьей стороне быть – подпольщиков или белых? Не случайно фильм много лет пролежал «на полке» перед тем, как выйти на экраны. В декабре Е. Т. Ленский поставил пьесу Б. Шоу «Ученик дьявола», причем сыграл в ней главного героя – Ричарда. Прекрасное знание литературы и столичная выучка позволили Ленскому сделать интересные спектакли. Во многом он был последователем эстетики Александра Таирова и Алисы Коонен, с которыми несколько лет работал в Камерном театре и ездил с ним на длительные зарубежные гастроли.

Сезон стал заметным и примечательным ещё и благодаря появлению в труппе артистки Валентины Иосифовны Никитиной. До Грозного она играла в театрах Ростова-на-Дону, Херсона, Харькова, Махачкалы. Артистка всегда стремилась к свежему восприятию и воплощению своих ролей. На заре театральной юности состоялся её разговор с известным провинциальным режиссёром Г. С. Свободиным.

– Я не могу играть те роли, которые вы мне поручаете. Не верю в то, что играю. Не могу лгать со сцены.

– Но ведь вы имеете успех, – утешал её режиссёр.

– Всё это обман.

– Чего же вы хотите?

– Хочу играть роли характерные, бытовые. Старух буду играть.

– Какая же из вас старуха, ведь вы так молоды?

– Давайте попробуем.

Так родилась артистка, которую мечтали видеть в своих труппах десятки провинциальных театров. Начав с молодых лет играть роли старух, Никитина всегда была востребована в пьесах Островского, а её кумушки, матушки и свахи становились любимыми персонажами зрителей, рукоплескавших актрисе. Этот удивительный дар – играть старух – поставил Валентину Иосифовну в один ряд с такими выдающимися артистками, как, М. А. Блюменталь-Тамарина, В. Н. Рыжова, Е. А. Корчагина-Александровская. «В сентябре 1934 года поезд привез меня из Грозного в Калугу», – вспоминала Никитина. В этом городе она стала не только почётным его гражданином, но и народной артисткой РСФСР.

Вскоре в театре появился интересный артист – Зиновий Бестужев. Пресса восторженно писала о его Арсении в «Скутарском» Л. Леонова, а вскоре артист, как и Ленский, поставил несколько спектаклей, среди которых явно выделялся «Дорога цветов» В. Катаева. В этой постановке Бестужев сыграл главного героя Завьялова.

Советский театр требовал новых пьес. В Москве Николай Павлович Охлопков у себя в Реалистическом театре поставил «Аристократов» Н. Погодина – пьесу о строительстве Беломорско-Балтийского канала, о зэках и бандитах, ворах и проститутках. «АРИСТОКРАТЫ» шли на сценах чуть ли не всех театров страны

Грозный не стал исключением. В марте 1936 года А.А. Иванов показал грозненцам свою постановку. И, хотя её героями были настоящие воры и проститутки. Драматург и театр романтизировали их, и зритель верил, что и такие люди, как Сонька-уголовница (А. Т. Неведрина) и главный герой – рецидивист, «вор в законе Костя-капитан (В. И. Флоринский), могут переродиться. В исполнении Флоринского Костя – человек талантливый, и это проявлялось особенно во второй половине спектакля, когда Костю назначают руководителем работ на строительстве канала. В ролях уголовников были очень запоминающимися А. Н. Воробьёв (Берет) и Л. Б. Чиниджанц (Лимон). Начальника лагеря Громова очень сдержанно и в то же время ярко играл И. В. Загорский.


…Надо сказать, что с появлением в театре Л. Чиниджанца, А. Неведриной, В. Флоринского, А. Воробьева, И. Загорского в труппе сформировался очень сильный и разнообразный актерский состав. Неведрина и Воробьев после странствий по театрам страны через несколько лет снова приедут в Грозный и на какие-то годы займут в театре ведущее положение. Зрители не могли отдать предпочтения кому-то одному из исполнителей – будь то Загорский в роли Громова, или Неведрина (Сонька), или Флоринский (Костя-капитан), Воробьев (Берет) или Чиниджанц (Лимон).

В спектакле «Семья Волковых» Давурина кроме уже известных Неведриной (Елена Сергеевна) и Воробьева (Сазонов) появились яркие актёрские работы Б. Г. Кеворкова – в роли Волкова – и А. М. Южной, сыгравшей Веру.

Вновь театр обратился к пьесе «Интервенция». Иванов назначил на роли подпольщиков А. Т. Неведрину, Л. Б. Чиниджанца, И. В. Загорского, а французов играли А. Н. Воробьев и Б. Г. Кеворков. Как всегда, одной из центральных фигур спектакля стал Филька-анархист, на сей раз в исполнении В. Я. Смагина.

В Грозненском театре тех лет расцвёл талант молодой актрисы Галины Базий. В спектакле В. Утешинского «Слава», по пьесе В. Гусева, она сыграла Наташу, а вскоре в «Егоре Булычове и других» – Антонину Достигаеву, декадентку с изломанной трагической судьбой. Кто мог подумать тогда, что Галина Базий через много лет, работая в Ростовском театре Красной армии, встретит замечательного советского писателя Виктора Некрасова и они полюбят друг друга. Потом в её жизни будет театр Кривого Рога, где актриса сыграет много интересных ролей, среди которых будет Васса Железнова. После супруги окажутся в Киеве, откуда эмигрируют во Францию. Сегодня их имена выгравированы на памятнике на русском кладбище Сен Женевьев де Буа. Вот и ещё одна судьба, связанная с городом Грозным как началом творческой жизни.

Раз уж был упомянут спектакль «Егор Булычов и другие», по пьесе М. Горького, то стоит сказать, что в нём играли Неведрина (Варвара), Кеворков (Лаптев), В. И. Белов (Мокроусов), Н. И. Волынская (Шурка). Заглавного героя Егора Булычова М. М. Климов играл ярко, открыто, по-горьковски немного размашисто. Он же сыграл Муромского в спектакле В. Утешинского «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина.

Загрузка...