Сноски

1

«…Эстесис – это прямое и простое, непосредственное и неразложимое схватывание, распознавание; в эстесисе сущее открыто нам и мы открыты сущему, даже становимся им. Напоминание о парменидовском тождестве бытия и мышления здесь уместно и даже необходимо. „Знание есть чувство… прямое участие человеческого существа в существовании существующего… В ощущении мы непосредственно соприкасаемся с бытием… вникаем, проникаем в само сущее, а оно прямо втекает в нас“» // В.В. Бибихин. Чтение философии. Приложение. По поводу «Чтения „Теэтета“» А.В. Ахутина. – СПб.: Наука, 2009. – С. 532.

2

Цит. по: Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: очерк истории эстет. аксиологии. – М.: Республика, 1994. – С. 101.

3

Цит. по: Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: очерк истории эстет. аксиологии. – М.: Республика, 1994. – С. 102.

4

Sulzer J.G. Allgemeine Theorie der Schönen Künste. Erster Theil. – Leipzig, 1771. – S. 22–23.

5

Цит. по: К. Гилберт. Г. Кун. История эстетики. Кн. 1; пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Прогресс, 2000. – С. 309.

6

Цит. по: К. Гилберт. Г. Кун. История эстетики. Кн. 1; пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Прогресс, 2000. – С. 308.

7

Кривцун О.А… Эстетика: учебник. – М.: Аспект Пресс, 1998. – С. 14.

8

Кривцун О.А… Эстетика: учебник. – М.: Аспект Пресс, 1998. – С. 9.

9

Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. – М.: Intrada, 2000. – 160 c.

10

Тахо-Годи А.А. «История античной эстетики» А.Ф. Лосева как философия культуры // История античной эстетики. Ранняя классика. Серия «Вершины человеческой мысли». – М.: Высшая школа, 2000. – С. 8.

11

Бибихин В.В. Чтение философии. По поводу чтения «Теэтета». – СПб.: Наука, 2009. – С. 531.

12

Раппопорт С.Х. Эстетическое сознание // Эстетика для музыкантов. – М.: Музыка, 1983. – С. 60.

13

Радугин А.А… Эстетика. – М.: Центр, 2000. – С. 123.

14

Пивоев В.М. Проблемы сущности и генезиса эстетического сознания // Культура и эстетическое сознание. – Петрозаводск, 1989. – С. 13.

15

Овчинников Ю.А. Структура эстетического сознания и культура. – Петрозаводск, 1989. – С. 47.

16

Бычков В.В. Эстетика. Краткий курс. – М.: Проект, 2003. – С. 109.

17

Бычков В.В. Эстетика. Краткий курс. – М.: Проект, 2003. – С. 109.

18

Пивоев В.М… Проблемы сущности и генезиса эстетического сознания // Культура и эстетическое сознание. – Петрозаводск, 1989. – С. 13.

19

Каган М.С. Эстетическое сознание как феномен культуры // Культура и эстетическое воспитание. – Петрозаводск, 1989. – С. 18.

20

Каган М.С. Эстетическое сознание как феномен культуры // Культура и эстетическое воспитание. – Петрозаводск, 1989. – С. 19–20.

21

Эстетическое сознание и культура: Сб. науч. докладов. – Киев, 1983. – С. 64 – 69.

22

Радугин А.А. Эстетика: учебник. – М.: Центр, 2000. – С. 123.

23

Горынь В.И. Общественно-эстетический идеал. – Киев, 1983. – С. 64–69.

24

Крапивенский С.Э. Социальная философия. – М.: ВЛАДОС, 1998. – С. 412.

25

Раппоппорт С.Х. Эстетическое сознание // Эстетика для музыкантов. – М.: Музыка, 1983. – С. 62.

26

Раппоппорт С.Х. Эстетическое сознание // Эстетика для музыкантов. – М.: Музыка, 1983. – С. 62.

27

Закс Л.А. Художественное сознание. – Свердловск: Изд-во Уральск. ун-та, 1990. – С. 66.

28

«Прежде чем строить произведение, художнику предлагает построить себя, свою собственную жизнь как специфическое художественное произведение. Наибольшую известность подобный эстетический канон художника приобрел в Древнем Китае, где он выступил под названием фен-лю (ветер и поток). Правила и символика этого канона указывали на необходимость жизни в простоте, в погруженности в жизненный поток // А.А. Радугин. Эстетика. – М.: Центр, 2000. – С. 131.

29

Данная традиция, зародившаяся в недрах синтоизма, относится в большей степени не к Китаю, а к Японии. Главное в данной традиции заключалось в том, что сам человек своими благими поступками становился олицетворением света, стал светоносным.

30

Радугин А.А. Эстетика. – М.: Центр, 2000. – С. 133.

31

Бычков В.В. Эстетика. Краткий курс. – М.: Проект, 2003. – С. 222.

32

Тахо-Годи А.А. «История античной эстетики» А.Ф. Лосева как философия культуры // История античной эстетики. Ранняя классика. – М.: АСТ, 2000. – С. 8.

33

Курс теории музыки / под общ. ред. А.Л. Островского. – Л.: Музыка, 1978. – С. 10.

34

Дмитриев А.С. Хаос, фракталы и информация // Наука и жизнь. – 2001. – № 5. – С. 44.

35

Дмитриев А.С. Хаос, фракталы и информация // Наука и жизнь. – 2001. – № 5. – С. 44.

36

См. Гегель Г.В.Ф. Религия откровения // Феноменология духа. – СПб.: Наука, 1999. С. 399–421.

37

Художественное исполнение музыканта-интерпретатора в полном смысле слова можно назвать творчеством. Развернутый анализ исполнительского искусства представлен в работе Е.Г. Гуренко. Проблемы художественной интерпретации (Философский анализ) / под ред. М.Ф. Овсянникова и В.В. Целищева. – Новосибирск: Наука, 1982. – 256 с.

38

См.: Фромм Э. Психоанализ и этика. – М.: Республика, 1993. – 415 с.

39

Напомним, что категории бесцельности и самоценности в отношении искусства, точнее, понятия «красоты» впервые были введены И. Кантом в «Критике способностей суждения». (1790 г.) См. также статью Адорно Т.В. Целесообразность без цели // Эстетическая теория. – М.: Республика, 2001. – С. 204–206.

40

Лосев А.Ф. Статьи для энциклопедии философских наук // Форма. Стиль. Выражение. – М.: Мысль, 1995. – С. 884–885.

41

В книге «Философия И. Канта и современность» содержится обзор эстетических теорий, развивающих в том числе философскую категорию «игра»: «Книга А. Требельса „Сила воображения и игра“ представляет собой диссертацию, написанную под руководством профессора И. Хайдеман, и в известной степени воспроизводит аргументацию ее работ о Канте. … Большое значение придается понятию „игра“, которое выводится из принципа „спонтанности мышления“» // Философия Канта и современность. – М.: Мысль, 1974. – С. 275.

42

Адорно Т.В. Эстетическая теория. – М.: Республика, 2001. – С. 287.

43

Берн Э. Игры, в которые играют люди. – Л.: Лениздат, 1992. – 400 с. См. также Хейзинга Й. Homo Ludens. Человек играющий. – М.: Азбука-классика, 2001. – 384 с.

44

Любопытно, что композитором изначально назывался человек, который составляет, «компонует» музыкальный план церковной службы. Отсюда структурообразующее, рациональное начало изначально присуще творческой деятельности композитора.

45

См. Иванов В.В. Чет и нечет: Асимметрия мозга и знаковых систем. – М.: Сов. радио, 1978. – 185 с.; Маслов С. Ю. Асимметрия познавательных механизмов и ее следствия // Семиотика и информатика. Вып. 20. – М.: 1983.; Симерницкая Э.Г. К нейропсихологическому анализу мозговой организации сенсорных процессов // Психологические исследования. – М.: Изд-во МГУ, 1976. Вып. 6. – С. 102–106.

46

См. Михайлова А.А. О художественной условности. – М.: Мысль, 1966. – С. 95.

47

Здесь уместно уточнить, что само этимологическое значение слова «умозрение» непосредственно подводит к феномену визуального мышления.

48

Разумеется, беспредметного мышления быть не может. Однако вопрос заключается в том, что мы понимаем под предметом мысли. Абстрактные математические формулы, законы постклассической логики – и есть предмет мысли в том числе вне зависимости, имеют ли эти объекты онтологический статус. Даже на ранней стадии своего развития мышление оперирует не реальным предметом, а понятием об этом предмете.

49

См. Гуссерль Э. Логические исследования. – М.: АСТ; Минск: Харвест, 2000. – 752 с.

50

Заметим, что музыкальная педагогика, а также личный педагогический опыт автора свидетельствуют, что без эмоционального резонанса в принципе невозможно интеллектуальное постижение сути музыкальных произведений.

51

Ганслик Э. О музыкально-прекрасном. Опыт переосмысления музыкальной эстетики. – М.: Либроком, 2012. – 232 с.

52

Психология. Словарь. – М.: Политиздат, 1990. – С. 224; Холопова В.М. Общий взгляд на музыкальные эмоции // Музыка как вид искусства. – М.: Лань, 2014; Психология эмоций. Тексты. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – 288 с.

53

Бассин Ф.Б, Рожнов В Е. О современном подходе к проблеме неосознаваемой психической деятельности (бессознательного) // Вопросы философии. – 1975. – № 10; Бунге М. Интуиция и наука. – М., 1967; Налчаджан А.А. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания. – М., 1972; Агафонов А.Ю. Основы смысловой теории сознания. – СПб., 2003.

54

Некоторые философы (например, Г. В. Ф. Гегель) и писатели (И. В. Гете) теоретически обосновывают значительную роль в творческом процессе фантазии.

55

Психология мышления / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. – М.: Изд-во МГУ, 1981. – С. 255.

Загрузка...