Тема 2. Предмет и задачи эстетики

Термин «эстетика» происходит от древнегреческого слова «айстетикос», что обозначает чувственное восприятие и познание, вызывающее чувство прекрасного. В XVIII в. эстетика трактовалась как наука о прекрасном и способах его воплощения прежде всего в искусстве, что подразумевало достижение определенного совершенства выражения. Тогда же эстетическое стало пониматься как совершенное в своем роде.

Теоретик классицизма Н. Буало считал, что эстетика должна формировать и воспитывать нормы прекрасного. Г. Гегель видел задачу эстетики в определении роли и места искусства в процессе развития, саморазвития Абсолютного Духа. К. Маркс понимал главную задачу эстетики в воспитании социально активной личности. Именно в марксистско-ленинском понимании эстетику рассматривали как науку о наиболее общих принципах эстетического освоения мира. Впервые в марксизме было доказано, что труд есть также эстетическое явление. Труд может вдохновлять, если в процессе трудовой деятельности происходит реализация интеллектуальных, творческих возможностей человека. Эстетический аспект имеет немаловажное значение и в спорте. Ярко выраженным эстетическим началом отличаются многие виды спорта: фигурное катание, художественная гимнастика, синхронное плавание и другие виды, в которых одним из главных достоинств считается артистизм исполнения.

Так, было осознано, что эстетическое является важной стороной любой деятельности человека, любого взаимоотношения человека и мира. Жизнь, природа, человек, его мастерство (например, искусство врача) – все это способно инициировать эстетическое отношение. В наше время эстетическое начало все шире проникает в научные (фундаментальные и прикладные) исследования. Возникают новые разделы эстетического знания. Например, техническая эстетика выявляет, какой технический эффект дает то или иное эстетическое нововведение, как это способно повлиять на качество продукции, чтобы любые технические инновации отвечали эстетическим требованиям. Известный конструктор самолетов А. Туполев говорил: «Вы уж поверьте, некрасивый самолет никогда не взлетит». В XX в. появилась новая трактовка эстетики как науки об исторически обусловленной сущности общечеловеческих ценностей, восприятий, оценок и овладений ими.

Предметом эстетического отношения могут стать любые грани объективной реальности, совокупность как природной, так и общественной жизни человека. И все же главным объектом эстетики как науки во все времена оставалось искусство. Осознание искусства как явления эстетического произошло практически одновременно в философии Востока (Индия, Китай, Япония), а также в Древней Греции (начиная с учения пифагорейцев).

Эстетика изучает чувственно-выразительные формы в природе, общественных отношениях, материальном производстве и культуре, общие принципы творчества, реализуемые по законам красоты, генезис (происхождение) и развитие эстетического отношения в различных сферах объективной реальности, закономерности развития и функционирования эстетического сознания, в том числе и искусства как специфической формы отражения действительности.

Основные функции эстетики состоят в следующем:

– эстетика формирует особое поле познавательно-рецептивного, чувственно-выразительного отношения человека к миру;

– вырабатывает способность оценивать природные и креативно-технологические процессы жизнедеятельности человека с точки зрения гармонии, пропорции, симметрии, различных модусов прекрасного в качестве целесообразных и целеполагающих доминант человеческой деятельности;

– выявляет эстетические основания конструктивно-инновационных экспериментов в утилитарном и неутилитарном аспектах;

– выстраивает общенаучную деятельность по законам красоты, т. е. позволяет в максимальной степени соотносить и гармонизировать собственные узкоспециальные задачи с задачами социума в целом.

В отечественной эстетике советского периода (марксистско-ленинской эстетике) предмет эстетики определялся как изучение различных явлений эстетического в действительности, изучение закономерностей развития эстетической культуры общества и личности, природы и особенностей искусства как важнейшей составной части эстетического сознания.

Эстетическое начало в действительности выражается в понятии «эстетическая культура». Если в XVIII в. предметом эстетики было искусство, то теперь – вся окружающая действительность, где эстетическое начало осознается в эмоционально-чувственной форме, а эстетические отношения присущи самой действительности. Элементами эстетической культуры являются знания, вкусы, отношения и др.; любые отношения в кругу друзей, коллег, среди окружающих мы оцениваем с точки зрения красоты, т. е. наше отношение к действительности связано с отношением к красоте, с ее оценкой. Эстетическое восприятие выражается в отношении к различным проявлениям жизни, вызывающим чувственно-эмоциональное переживание. Повторяющиеся события формируют более глубокое восприятие жизни, формируют эстетические чувства, представление об идеале. Но отношение человека к окружающей действительности не ограничивается лишь отражением в сознании различных сторон, свойств объективной реальности. Эстетическое сознание инициирует действенное, творческое отношение к реальности, побуждает человека творить по законам красоты, что выражается в понятии «эстетическая деятельность». Эстетическая деятельность составляет центральное ядро эстетической культуры.

Итак, эстетическая культура включает:

– эстетические представления;

– эстетические вкусы;

– идеи людей;

– эстетическую деятельность и ее результаты.

В классической эстетике задачи эстетики были обусловлены: 1) уровнем эстетического сознания; 2) характером освоения действительности, всеми формами эстетической деятельности; 3) характером философских систем, на которые опиралась эстетика. Эстетика в исследовании своего предмета опирается не только на философию, но и обращается к другим наукам (искусствоведение, филология, психология) и методам этих наук для своих целей.

Эстетику как дисциплину можно разделить на следующие разделы:

1. История эстетики.

2. Теория эстетики.

3. Критика современных направлений эстетики.

Необходимо помнить, что эта структура не является константной, поскольку эстетическое знание развивается, изменяются и способы изучения эстетических явлений.

Поскольку эстетика – это философская наука, то в ней немаловажное значение имеют и такие философско-эстетические вопросы и проблемы, как:

– изучение специфики субъекта и объекта эстетического познания;

– соотношение материального и идеального как в эстетическом восприятии, так и в эстетической деятельности;

– проблемы обоснования классовости, народности, партийности искусства;

– проблемы взаимосвязи искусства с другими видами общественного производства и формами общественного сознания;

– проблемы исторических закономерностей развития искусства;

– проблемы эстетического воспитания.

Эти общие философско-эстетические вопросы служат методологической основой для изучения эстетических свойств и признаков общественной практики.

На основе теоретических положений курса учащийся должен не просто реконструировать налично данный уровень эстетического сознания, но и концептуально и креативно подойти к рефлексии собственного эстетического опыта, что может содействовать появлению новых подходов к решению проблемы создания, сотворения художественного текста, его анализа и интерпретации.

Творческий подход к изучаемому материалу должен способствовать выработке теоретических положений для объяснения и интерпретации различных явлений эстетической реальности, способствовать интеграции различных сфер знания: научного, художественного и философского, структурированию и классифицированию гносеологических возможностей механизмов эстетического сознания для создания эстетического объекта.

Общетеоретические положения эстетики должны помочь студентам-исследователям выйти в область чистого искусствознания (музыковедения, литературоведения) в рассмотрении конкретных художественных произведений с точки зрения историко-философского и эстетического подходов.

Эстетика как наука является звеном между философией и конкретным исследованием искусства. Эстетика использует методы психологии, моделирования, семиотику (науку о знаковых системах), кибернетику, психологию. В задачу эстетики входит овладение способами анализа произведений искусства – от общефилософских до конкретных научных методов. Эстетика является методологической основой для других частных наук, изучающих искусство и эстетическое сознание.

Представим основные методы эстетики.

1. Структурно-функциональный позволяет анализировать стилистику художественного произведения, жанр, формообразующие связи, тематизм, специфику образной системы.

2. Историко-генетический рассматривает историю и социальную обусловленность того или иного вида искусства.

3. Сравнительно-исторический раскрывает связи и взаимодействие между различными видами искусства в различные эпохи.

4. Системно-типологический помогает установить общие закономерности для различных видов искусства, выходит за рамки искусствоведческих дисциплин и составляет переходную ступень между эстетикой и теорией того или иного искусствоведческого явления.

5. Метод художественной критики. Использует компаративистское сопоставление искусствоведческих, литературоведческих и собственно эстетических наработок в применении к конкретному эстетическому и художественному феномену и на этой основе осуществляет анализ и интерпретацию эстетического объекта с соответствующими оценками и выводами.

Таким образом, эстетика как учение о прекрасном, осознанное еще в античные времена, оказывает благотворное воздействие на материальную и духовную жизнь человека. Эстетика формирует глубокое восприятие жизни и оказывает огромное влияние на формирование человеческой личности. Обращение к эстетике, философии искусства, художественному опыту прошлого помогает не только понять и отобразить важнейшие черты современной культуры, но и в какой-то степени их переосмыслить, а также предвидеть, спрогнозировать дальнейшие пути ее развития.

Вопросы

1. Что изучает эстетика?

2. Как понималась эстетика в XVIII в. Взгляды Н. Буало на эстетик у.

3. В чем, по мнению Гегеля, заключается задача эстетики?

4. Как трактуется эстетика в марксистско-ленинской философии?

5. В чем состоит особенность понимания эстетического в XX в.? Что представляет собой техническая эстетика?

6. Какова роль эстетического в познании мира, общественных отношениях, творчестве, искусстве?

7. Какие человеческие качества и чувства формирует эстетика?

8. Каковы задачи эстетики? Чем они обусловлены?

9. Каковы методы эстетики?

Загрузка...