В своем высказывании В. Г. Белинский – выдающийся литературный критик XIX века – указывает на неразрывную связь деятельности, интересов, цели и жизни человека в целом. Автор абсолютно прав, говоря о том, что деятельность зависит от цели, а цель от интересов, и что без деятельности нет жизни. В данном случае Белинский имеет в виду осознанную, продуктивную деятельность биосоциального существа – человека.
Рассмотрим высказывание Белинского в философском контексте. Насколько тесно взаимосвязаны цель, деятельность и интерес? И почему деятельность так важна для жизни? Если у человека нет цели, то он не будет заниматься деятельностью. А при отсутствии интересов, цель не может быть поставлена.
Деятельность – это форма активности, присущая исключительно человеку, характеризующаяся продуктивностью, сознательностью, и социальностью. Мотив – то, что побуждает человека к деятельности, то, почему действует человек. Мотивом, как правило, является в первую очередь интерес к результату деятельности. Так возникает цель – то, ради чего осуществляется деятельность, идеальный образ желаемого результата. Важным аспектом является обязательная связь с обществом в процессе деятельности, т. е. социализация. Таким образом, жизнь человека складывается из ряда актов деятельности, обязательным элементом которой является связь с социумом в процессе ее осуществления.
Обратимся к примерам из истории. Вспомним биографию поистине великого полководца Александра Васильевича Суворова. Он рос больным и слабым ребенком. Отец готовил его к гражданской службе. Но у Александра Васильевича был интерес к военному делу. Из этого интереса возникла цель: стать военным. Эта цель привела его к деятельности в двух направлениях: он стал развиваться духовно и физически. Будучи еще ребенком, он часто пользовался богатейшей отцовской библиотекой, изучая военные науки. Особое внимание он уделял закаливанию и занятиям физкультурой. Впоследствии постоянное духовное и физическое саморазвитие станет ключевым моментом в его жизни. Навряд ли тогда он думал, что войдет в историю, как великий полководец, не проигравший ни одного сражения. Совершенно очевидно, что он смог этого добиться благодаря тому, что всю жизнь работал над собой. Таким образом мы видим, что проявлять интерес, ставить цели – это очень важно. Но наша жизнь начинает меняться только тогда, когда мы начинаем действовать.
Приведем другой пример, подтверждающий мысль В. Г. Белинского. Довольно часто в новостных репортажах по телевидению говорят о плачевном состоянии деревень и сел, о том, что молодое поколение стремится уехать из родных мест. Причиной данного явления зачастую является отсутствие интереса к сельскому хозяйству и животноводству. У молодежи нет мотива развивать свое хозяйство, поэтому нет желания заниматься этой деятельностью. Следствием этого явления стало изменение структуры населения. Именно поэтому Россию называют страной умирающих деревень. Там нет деятельности, поэтому и жизнь постепенно затухает.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что жизнь представляет собой череду актов деятельности, обусловленной целеполаганием, возникающим из интересов человека. В процессе деятельности возникают новые интересы, соответственно – новые цели. Таким образом, деятельность, мотивы, цели и интересы – это замкнутая система, являющаяся смыслом жизни.
В данном высказывании великий поэт и драматург У. Шекспир поднимает проблему влияния процесса мышления на жизнь человека. Мышление – процесс активного отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях. Свойства мышления – это социальный характер, связь с языком, опосредованный характер, личностный характер. Мышление человека формируется в процессе деятельности и развивается по мере освоение новых форм деятельности.
Автор высказывания хочет донести до нас то, что без процесса мышления человек просто существует как животное. Именно мышление и членораздельная речь отличает нас от животных, ведь только человек обладает мышлением и членораздельной речью. Чувственное и рациональное познание протекает как единый процесс, любая информация, поступающая в мозг, должна быть переработана.
Сходная с Шекспиром точка зрения и у Рене Декарта. Одно из известных его высказываний: «Я мыслю, следовательно я существую». Слово «существую» в данном контексте относится к понятию «живу», «действую».
Данная тема является актуальной в условиях преодоления духовного и нравственного кризиса. Всем известно, что только с помощью самопознания, изучения личностью собственных психических и физических особенностей, человек достигает вершины развития в духовной жизни, связанной с производством и распределением духовных ценностей. С автором безусловно можно согласиться, потому что, только размышляя и действуя, можно жить полной жизнью.
Великий психолог, основатель гуманистической психологии А. Маслоу выделял высшей духовной потребностью – потребность в самореализации, которая достигается только через познание самого себя. Только благодаря оценке собственных действий, размышлениям о том, что хорошо, а что плохо, человек способен жить полной жизнью. Однако, если он будет просто видеть мир как способ выживания, находясь на первых ступенях пирамиды Маслоу, такая жизнь может быть более близкой к существованию животного, а не человека.
Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним роман И. А. Гончарова «Обломов». В этом произведении главный герой Обломов представлен очень ленивым человеком, не имеющим никаких интересов, никаких мотивов к действию. Его образ жизни не давал ему никакой пищи для размышлений.
Таким образом, жить полноценно может только тот человек, который занимается самопознанием, анализирует окружающие его явления, может структурировать свое время и свою деятельность, что возможно только в результате размышлений.
Джон Локк, английский философ и педагог, утверждает, что «Образование создает разницу между людьми». Нельзя не согласиться с автором высказывания, ведь от уровня образования человека во многом и зависит то, какое место в социуме он будет занимать, какую работу выполнять и какой заработок иметь. Поэтому образование и создает разницу между людьми.
Чтобы проанализировать высказывание автора, сначала ответим на вопрос: что представляет собой образование? Под образованием понимают целенаправленную познавательную деятельность людей по получению знаний, умений и навыков либо по их совершенствованию. Образование, знания могут являться как целью деятельности, так и средством достижения материального благополучия, признания человека обществом. Образование – один из способов становления личности путём получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации. Основные пути получения образования – обучение и самообразование.
Выделяют следующие функции образования: экономическая, социальная и культурная функции. Образование непрерывно развивается, и социологи вывели ряд тенденций в его развитии. К ним относятся: демократизация системы образования, рост продолжительности и непрерывность образовательного процесса, гуманизация и гуманитаризация образования, интернационализация и компьютеризация процесса образования.
Целью образования является социализация личности, другими словами процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей. В ходе процесса обучения происходит подготовка человека к его самостоятельной творческой деятельности в выбранной сфере труда. От качества образования зависит многое: статус личности, т. е. позиция в социальной структуре группы или общества, а также престиж, а именно оценка обществом социальной значимости того или иного статуса. Кроме того, оно является одним из каналов социальной мобильности, то есть обеспечивает перемещение отдельных индивидов или социальных групп от одной позиции к другой, и тем, что создает разницу между людьми.
Одним из ярчайших примеров, подтверждающих тезис Джона Локка, является всем известный Михаил Васильевич Ломоносов – первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик, художник, историк, поэт и писатель, «универсальный» человек. Тяга к знаниям побудила его отправиться пешком из Архангельской губернии в Москву. Несмотря на социальное неравенство того времени, будучи незнатного происхождения он смог получить образование в нескольких Академиях, доступных только высшему сословию. Благодаря своим усилиям Ломоносов овладел рядом научных дисциплин, стал первым русским ученым-естествоиспытателем мирового значения. Всю свою жизнь он потратил на получение знаний и подарил миру множество ценных научных открытий. Так сын крестьянина из Архангельской губернии благодаря образованию смог стать статским советником, профессором химии, членом Санкт-Петербургской Императорской академии наук и почётным членом Королевской Шведской академии наук.
В заключение хотелось бы отметить, что в современном мире образование превратилось в одну из важнейших сфер общественной жизни, на которую тратятся ежегодно огромные суммы денег. Всё потому, что только при наличии высококвалифицированных кадров можно добиться эффективного развития экономики, которое в настоящее время доступно только на базе достижений НТП.
1. «Мы не должны дозволить никому переделывать историческую истину».
Николай Иванович Пирогов – русский хирург и учёный-анатом, основатель русской школы анестезии, XIX век.
2. «Говорят, мир возник из хаоса. Мы должны позаботиться, чтобы он не кончил тем, с чего начал».
Владимир Михайлович Жемчужников – русский поэт и государственный служащий, один из создателей Козьмы Пруткова, XIX век.
3. «Все было встарь, все повторится снова».
Осип Эмильевич Мандельштам – русский поэт, прозаик и переводчик, эссеист, критик, литературовед, XX век.
4. «Созидается общество началами нравственными».
Федор Михайлович Достоевский – русский писатель, мыслитель, философ и публицист, автор романов «Преступление и наказание», Братья Карамазовы», «Бесы» и др., XIX век.
5. «Регресс имел место так же часто, как и прогресс».
Герберт Спенсер – английский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, XIX век.
6. «Любая реформа, кроме моральной, бесполезна».
Томас Карлейль – британский писатель, публицист, историк и философ, XIX век.
7. «Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы, увещевания, назидания, награды и наказания были бы бессмысленны».
Фома Аквинский – итальянский философ и теолог, XIII век.
8. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество».
Виссарион Григорьевич Белинский – русский литературный критик, XIX век.
9. «Иногда для того, чтобы стать бессмертным, надо заплатить ценою целой жизни».
Фридрих Ницше – немецкий философ, XIX век.
10. «Но если неизбежность смерти несовместима с истинной любовью, то бессмертие совершенно несовместимо с пустотой нашей жизни».
Владимир Сергеевич Соловьев – русский религиозный мыслитель, мистик, публицист, литературный критик, XIX век.
11. «Волю и желание нельзя смешивать… Я хочу действия, которое тянет в одну сторону, в то время как мое желание тянет в другую, прямо противоположную».
Джон Локк – английский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма, XVII век.
12. «Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит тебе практика».
Людвиг Фейербах – немецкий философ-материалист, атеист, XIX век.
13. «Будьте внимательны к своим мыслям – они начало поступков».
Лао-Цзы – древнекитайский философ, VI–V век до н. э.
14. «Нравственный закон, который человек должен свободно открыть в себе, автоматически дает свои предписания, одинаковые для всех людей и для всех случаев жизни».
Николай Александрович Бердяев – русский религиозный и политический философ, XIX–XX век.
15. «Наука – это истина, помноженная на сомнение».
Поль Валери – французский поэт, эссеист, философ, XIX–XX век.
16. «Зверь никогда не доходит до такого страшного падения, до какого доходит человек».
Николай Александрович Бердяев – русский религиозный и политический философ, XIX–XX век.
17. «Искусство должно учить добродетели и ненавидеть порок».
Дени Дидро – французский писатель, философ-просветитель, XVIII век.
18. «Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования».
Николай Александрович Рубакин – русский писатель, книговед, библиограф, XIX–XX век.
19. «Познание и жизнь неотделимы».
Лион Фейхтвангер – немецкий писатель, XIX–XX век.
20. «Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого».
Сенека – римский философ-стоик, поэт и государственный деятель, 4 г. до н. э.
21. «Без борьбы нет прогресса».
Фредерик Дуглас – американский писатель, просветитель, аболиционист, XIX век.
22. «Природа не терпит пустоты: там, где люди не знают правды, они заполняют пробелы домыслом».
Бернард Шоу – выдающийся ирландский драматург и романист, лауреат Нобелевской премии в области литературы, XIX–XX век.
23. «Естественным состоянием людей до объединения в общество была война, и не просто война, а война всех против всех».
Томас Гоббс – английский философ-материалист, XVI–XVII век.
24. «Живые всегда, и всё более и более, управляются умершими: таков фундаментальный закон человеческого порядка».
Огюст Конт – французский философ, основоположник социологии как самостоятельной науки, XIX век.
25. «Философы лишь различным образом объясняют мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».
Карл Маркс – немецкий философ, социолог, экономист, XIX век.
Фридрих Энгельс – немецкий политический деятель, философ, XIX век.
26. «Многие знают многое, но никто не знает всего».
Античный аудизм.
27. «Мир – это зеркало, и оно возвращает каждому его собственное изображение».
Уильям Теккерей – английский писатель-сатирик, мастер реалистического романа, XIX век.
28. «Здравый смысл мы находим лишь у тех, кто с нами согласен».
Франсуа де Ларошфуко – французский писатель, автор сочинений философско-моралистического характера, XVII век.
29. «Человек – нечаянная, прекрасная, мучительная попытка природы осознать самое себя».
Василий Макарович Шукшин – советский кинорежиссёр, актёр, сценарист и писатель, XX век.
30. «Разум и чувство – две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвые и ничтожные одна без другой».
Виссарион Григорьевич Белинский – русский литературный критик, XIX век.
31. «Нужно много учиться, чтобы немногое знать».
Шарль Луи Монтескье – французский писатель, правовед, философ и политолог, XVIII век.
32. «Все наши теории – это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов».
Виктор Амазаспович Амбарцумян – армянский, советский астрофизик, астроном, один из основоположников теоретической астрофизики, XX век.
33. «Знание – орудие, а не цель».
Лев Николаевич Толстой – один из наиболее известных русских писателей и мыслителей, автор романов «Война и мир», «Анна Каренина» и др., XX век.
Авторитет – общепризнанное неформальное влияние какого-либо лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте.
Агностицизм – термин, принятый для характеристики философского воззрения, отрицающего познаваемость мира.
Алгоритм – программа, определяющая способ поведения (вычислений), т. е., система правил (предписаний) для эффективного достижения цели (решения задачи).
Атрибут – необходимое, существенное и неотъемлемое свойство объекта.
Благо – по Аристотелю: телесные – здоровье, сила и т. п.; внешние – богатство, честь, слава и т. п.; духовные – ум, знания, добродетель и т. п.
Брак – исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.
Бытие – общая философская категория, фиксирующая свойство, присущее всему, что окружает человека; в обыденном понимании – это все, что существует: отдельные вещи, предметы, люди и т. п.
Вещь – отдельный предмет материальной действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования (основные характеристики: свойства, место и роль).
Возможность – наличие условий для реализации чего-либо.
Гипотетико-дедуктивный метод – метод рассуждения, основанный на выведении (дедукции) заключений из гипотез и др. посылок, истинное значение которых неизвестно.
Дедукция – переход по правилам логики от некоторых данных предположений-посылок к их следствиям (заключениям); теория построения правильных выводов (умозаключений).
Детерминизм – учение о всеобщей закономерной взаимосвязи всего существующего.
Дисфункция – тип отношений, когда последствия некоторого явления, события, действия, процесса оказываются неблагоприятными для данного объекта.
Догма – мысль, ставшая твердым убеждением человека.
Идеальное – это нематериальное.
Иерархия – принцип структурной организации сложных многоуровневых систем, состоящий в упорядочении взаимодействия между уровнями в порядке от высшего к низшему.
Имманентное – внутренне присущее предмету, явлению или процессу свойство.
Иррационализм – философское течение, отвергающее разум как основу человеческого бытия.
Истина – это соответствие мысли предмету; достоверность – доказанная истина.
Казуистика – изворотливость (ловкость) в доказательствах (обычно ложных или сомнительных) положений.
Категория (греч. – признак) – понятие, отражающее наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания (качество, количество, причина, система, и др.).
Класс – совокупность (множество) предметов, удовлетворяющих какому-либо условию (условиям) или свойству (признаку); предметы, входящие в класс, называются элементами данного класса.
Метод (путь исследования, познания или построения и обоснования) – совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.
Норма – средняя величина, характеризующая какую-либо массовую совокупность случайных событий, явлений; общепризнанное правило, образец поведения или действия.
Обоснование – мыслительная процедура, основанная на использовании определенных знаний, норм, установок для принятия каких-либо утверждений, оценок или решений о практических действиях.
Определение – логическая операция, заключающаяся в формулировке отличий объекта от др. объектов или специфических способов его построения, употребления, назначения.
Парадигма – теория (модель постановки проблемы), принятая в качестве образца решения исследовательских задач.
Причина – явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечет за собой др. явление, называемое следствием.
Прогнозирование – разработка вероятного суждения о состоянии какого-либо явления, объекта, системы в будущем; научное исследование перспектив.
Процесс – последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-либо; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.
Редукция – логическая операция, заключающаяся в упрощении структуры какого-либо объекта (системы).
Событие – то, что произошло.
Субъект (лат. – лежащий внизу, в основе) – носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект.
Субъективный – отрицающий объективные законы природы и общества.
Сущность – внутреннее содержание предмета (объекта).
Тенденция – направление развития явления (процесса), форма проявления законов.
Теория – комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления.
Термин – имя предмета (объекта) со специфическим научным его значением.
Условие – то, от чего зависит нечто другое.
Функция – отношение двух (или более) объектов, в котором изменению одного из них сопутствует изменение другого; – служебная роль (назначение) одного из элементов социальной системы по отношению к другому или к системе в целом (напр. функции государства, образования и др.).
Явление – то или иное обнаружение (выражение) внутреннего содержания предмета (объекта, процесса), внешние формы его существования.