Эссе по обществознанию – это задание №29, которое оценивается максимально в 5 баллов. Школьникам предлагается 5 высказываний, каждое из которых относится к определенной теме. Темы соответствуют 5-ти блокам школьной программы.
• Философия.
• Социология. Социальная психология.
• Политология.
• Экономика.
• Правоведение.
Для выполнения задания необходимо выбрать наиболее близкое и понятное высказывание и написать мини-сочинение, максимально раскрывающее смысл выбранного высказывания-афоризма и содержащее примеры-иллюстрации.
Объем и стиль эссе не регламентированы, поэтому не стоит подходить к его написанию так, как, например, к сочинению по литературе. Важно отразить самую суть и уложиться в отведенное время – 36–45 мин. Достаточно просто продемонстрировать знание предмета и умение находить подходящие примеры, подтверждающие точку зрения, и связно и убедительно изложить свои мысли на экзаменационном бланке. В общем суть эссе по обществознанию сводится к тому, что экзаменуемые должны согласиться или не согласиться с автором высказывания и обосновать свою позицию.
Эссе оценивается по трем критериям, каждому из которых присваивается определенное количество баллов.
1. 1 балл присваивается, если раскрыт смысл высказывания, продемонстрировано понимание мысли автора цитаты. Это ключевой момент выполнения задания 29. Если смысл высказывания раскрыт неверно и работа по первому критерию оценена в 0 баллов, работа дальше не проверяется и не оценивается.
2. 2 балла присваиваются, если при анализе смысла высказывания правильно приведены понятия и термины из школьного курса обществознания. В случае если теоретическое обоснование высказывания сделано верно, не содержит терминологических, понятийных и смысловых ошибок, экзаменуемый получает 2 балла. Если же обоснование неполное, или знание теории продемонстрировано недостаточно, то оценка снижается на 1 балл.
3. 2 балла присваиваются за умение находить подходящие к высказыванию примеры. Для получения высшей оценки по этому критерию надо проиллюстрировать проблему двумя (как минимум) примерами-фактами, подтверждающими основную мысль эссе. Причем они должны быть из источников разного типа. Если используются однотипные примеры, например, оба из художественной литературы, или оба из личного опыта, то оценка снижается на балл. Ноль по данному критерию ставится, если примеры не соответствуют теме или же примеров нет вообще. В качестве источников могут выступать:
• примеры из художественной литературы, художественных и документальных фильмов;
• примеры из научно-популярной литературы, истории разных отраслей науки;
• исторические факты;
• факты, почерпнутые во время изучения других школьных предметов;
• личный опыт и наблюдения;
• сообщения средств массовой информации.
Для того, чтобы облегчить себе написание эссе в условиях малого количества времени, лучше придерживаться стандартной структуры-плана.
1. Введение. Общая постановка проблемы. При желании этот пункт можно опустить и перейти сразу к трактовке высказывания. Но привычнее использовать традиционную композицию текста, но это не обязательно. Многие начинают эссе фразой: «Известный философ в своем высказывании…» В этом случае нужно точно знать, кем является автор высказывания. Если нет уверенности в специализации автора, то этот прием лучше не использовать, чтобы по ошибке не назвать философа экономистом, а политолога – социологом.
2. Раскрытие смысла высказывания. Чтобы раскрыть смысл высказывания, не обязательно приводить его целиком, можно пересказать его своими словами. Необходимо вычленить проблематику высказывания, определить к какой теме оно относится, какому явлению или процессу посвящено. Главное – не ошибиться в определении темы, чтобы не потерять баллы за все эссе целиком.
Важно!. Чтобы. сэкономить время, можно объединить введение и раскрытие смысла высказывания.
Пример (Критерий 1).
«Если вы видите цену, то она автоматически оказывает на вас влияние».
Высказывание известного американского предпринимателя Уоррена Баффетта относится к таким экономическим понятиям, как спрос и предложение. В данном случае цена фигурирует, как фактор спроса, т. е., от размера цены, зависит, купит ли человек товар, или сочтет цену слишком высокой и откажется от товара. Данная проблема актуальна в условиях рыночной экономики. Нельзя не согласиться с автором данного высказывания, цена действительно имеет большое влияние на потребителя.
3. Теоретическая часть. В этой части эссе необходимо подтвердить или опровергнуть точку зрения автора, в зависимости от того, согласен с ней экзаменуемый или нет. Опираясь на знания, полученные на уроках обществознания и используя специальную терминологию, надо обосновать свою позицию. Если говорить кратко, то высказывание автора надо «перевести на теоретический язык».
Пример (Критерий 2).
Рассмотрим высказывание автора в контексте рыночной экономики. Влияние цены на потребителя выражается в спросе. Спрос – это то количество товаров определенного вида, которое покупатели хотят и могут купить при определенном уровне цен. Закон спроса: чем выше цена на товар, тем меньше величина спроса на этот товар. Цена спроса – максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар. Эластичность спроса – сила изменения спроса в зависимости от изменения цены. Спрос может быть эластичным (объём спроса меняется на больший процент, чем цена) и неэластичным (объём спроса меняется на меньший процент, чем цена).
4. Фактическая часть. Здесь надо привести минимум два примера, подтверждающих тезисы, выдвинутые в предыдущем абзаце. В этой части лучше избегать «общих слов» и говорить о конкретике. И не забывать указывать источники информации. Например, «в научно-популярной литературе неоднократно описывались эксперименты, посвященные…»; «как мы знаем из школьного курса физики…», «писатель N. N. в своем романе „Без названия“ описывает ситуацию…», и т. д.
Пример (Критерий 3).
Согласно статье в интернете «Влияние цены на поведение потребителей», для потребителя цена товара – один из ключевых факторов для принятия решений о покупке. По уровню цены потребитель может составлять мнение о качестве и уникальности товара, воспринимать цену товара, как «справедливую» и «несправедливую». Также в статье говорится о «спонтанных покупках», когда люди, соблазнившись низкими ценами покупают не всегда нужные им товары.
Еще один пример влияния цены на потребителя – это практика «черных пятниц» в крупных торговых центрах, когда люди специально дожидаются пятницы, чтобы купить товары со скидкой, т. е. по более низким ценам, чем в другие дни недели.
5. Заключение. Для завершающей части эссе достаточно 1–2-х предложений.
Пример.
В заключение можно сделать вывод, что цена является регулятором потребительского поведения и фактором влияния продавцов на покупателей.
1. Выбрать понятное высказывание.
2. Четко определить тему, к которой относится высказывание.
3. Вспомнить всю терминологию по теме и выписать ее на бланк черновика.
4. Приводить разнородные примеры со ссылкой на источники.
5. Разбивать эссе на абзацы.
6. Не тратить время на написание эссе на черновике полностью, иначе можно не уложиться в отведенное время.
7. Даже если ни одно высказывание не показалось достаточно понятным, все равно выполнить задание, чтобы получить хотя бы минимум баллов.
8. Если времени для двух примеров недостаточно, то привести хотя бы один пример. Это позволит получить 1 балл.
9. Чтобы облегчить написание эссе, можно воспользоваться фразами-клише.
Для формулирования понимания высказывания.
• В своем высказывании автор имел в виду, что…
• Автор хотел донести до нас мысль о том, что…
• Смысл данного высказывания состоит в том, что…
• Автор обращает наше внимание на то, что…
• Мысль автора состоит в том, что…
• Актуальность поднятой проблемы состоит в том, что…
• Данная проблема (тема) является актуальной в условиях…
• … глобализации общественных отношений;
• … формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;
• … обострения глобальных проблем современности;
• … особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;
• … развития международной интеграции;
• … современной рыночной экономики;
• … развития и преодоления мирового экономического кризиса;
• … жёсткой дифференциации общества;
• …открытой социальной структуры современного общества;
• … формирования правового государства;
• … преодоления духовного, нравственного кризиса;
• … диалога культур;
• … необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.
Для формулирования собственной позиции.
• Я согласен с автором в том, что…
• Нельзя не согласиться с автором данного высказывания…
• Автор был прав, утверждая, что…
• Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что…
• Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу…, но не могу согласиться с…
• На мой взгляд, автор совершенно чётко отразил в своём высказывании картину…
• … современной России…
• … современного общества…
• … ситуацию, сложившуюся в обществе…
• … одну из проблем современности…
Для анализа высказывания.
• Высказывание можно анализировать с разных сторон…
• Рассмотрим высказывание в разных аспектах…
• В содержании высказывания можно увидеть два аспекта…
• Высказывание можно анализировать как в широком, так и в узком смысле…
• Стоит отметить, что…
Для теоретической аргументации.
• Рассмотрим высказывание с точки зрения экономической (политической, социологической…) теории…
• Обратимся к теоретическому смыслу высказывания…
• В экономической (политической, социологической…) теории данное высказывание имеет свои основания…
• Данное высказывание имеет глубокое теоретическое обоснование…
• Для обоснования данного высказывания с теоретических позиций…
• В курсе обществознания (экономики, социологии…) …
Для эмпирической аргументации (примеры).
• Приведем примеры из общественной жизни, подтверждающие мою мысль…
• Обратимся к примерам из истории…
• Что говорят нам факты общественной жизни…
• Многочисленные примеры из общественной жизни опровергают мысль автора…
• Подтверждение мысли автора мы встречаем на каждом шагу…
• Множество примеров из нашей жизни подтверждает мысль автора…
• Свою мысль я могу подтвердить примерами из собственной жизни…
• Мой личный опыт (опыт моих родителей, одноклассников…) говорит об обратном…
Для заключения.
• Таким образом…
• В заключение можно сделать вывод, что…
• Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что…
• На основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что…