Основные сведения по вопросу эпидемиологии заболеваний, вызываемых неполимиелитными энтеровирусами, накоплены в течение эпидемического периода, относящегося к 1954–1962 годам. В этот период установлена широкая и чрезвычайно быстрая распространенность ЭВИ, особенно серозных менингитов, на всех континентах мира и высокая их контагиозность. В 1954 году в Швеции была зарегистрирована первая эпидемия серозных менингитов, вызванная вирусом ECHO 9. Она началась в Стокгольме, вскоре охватила другие города этой страны, а затем многие страны (Данию, Норвегию, Бельгию, ФРГ, Англию и др.). На отдельных территориях было зарегистрировано по несколько тысяч случаев заболеваний. Некоторые вспышки охватывали до 1/3 детей и подростков в пораженных коллективах. В селах нередко поражалось все население. В бывшем Советском Союзе крупная вспышка серозных менингитов была впервые зарегистрирована в 1958 году в Приморском крае, в течение которой на протяжении 3,5 месяцев, индекс заболеваемости составил 2.000 на 100.000 населения. Массовое мировое распространение в эпидемический период получили вспышки плевродинии, герпетической ангины и бостонской экзантемы энтеровирусной природы. Они регистрировались в США, Австралии, Англии, Бельгии и др. странах, и чаще всего обуславливались вирусом ECHO 9, развиваясь на фоне серозного менингита, вызванного этим же вирусом.
После охвата эпидемическим процессом практически всех стран наступил значительный спад заболеваемости этими инфекциями и с середины шестидесятых годов вспышки различной выраженности регистрируются, время от времени, в отельных странах. Так, имеются сведения о крупных вспышках в Японии, Западном Берлине, Финляндии, Колумбии, Аляске. В начале восьмидесятых годов начался подъем заболеваемости. В 1982 году в Польше эпидемия энтеровирусной инфекции охватила 240(Х) человек. В начале 90–х годов в этой стране регистрировалось в среднем в год около одной тысячи больных серозным менингитом. После небольшого эпидемического затишья, в 1995 году в Польше опять стал отмечаться рост числа случаев вирусного серозного менингита, переболело только серозным менингитом около 4500 человек, а с февраля по июль 1996 года было зарегистрировано 1500 случаев. Страдали в основном дети до 10 лет и, как правило, их родители. Возбудить – вирус ECHO 30. Передавался с продуктами питания во время еды и капельным путем.
В 1994 году в Японии при вспышке энтеровирусной природы в виде серозного менингита пострадало 5060 человек. В начале 90–х годов и Великобритании такая регистрировалась вспышка ЭВИ, заболело около 400 человек, вспышка характеризовалась высокой летальностью.
В 1994–1995 годах на Дальнем Востоке (в Хабаровске, Комсомольске на Амуре) вспышка была вызвана энтеровирусами Коксаки, отмечено около 300 заболевших.
В Беларуси вспышки ЭВИ регистрировались, начиная с 1964 года. Так. в 1964 году в г. Витебске заболело 234 человека, более 200 случаев энтеровирусной инфекции было зарегистрировано в 1974 году в г. Молодечно, в 1984 году в Минске была отмечена внутрибольничная вспышка энтеровирусной природы с числом пострадавших около 50 человек, и, наконец, с июля по ноябрь 1997 года в г. Гомеле зарегистрирован 631 заболевший.
Постоянное клинико–этиологическое и эпидемиологическое изучение этих заболеваний позволяет выявлять патогенные типы энтеровирусов, потенциально способных вызвать активизацию эпидемического процесса.
В родильных домах, в палатах для новорожденных иногда возникают вспышки тяжелого, нередко смертельного миокардита, возбудителями которых являются вирусы Коксаки (В3, В4 и др.).
Так, на северо–западных территориях России, в Беларуси установлено участие в развитии эпидемического процесса в общей сложности около 20 серологических типов энтеровирусов. На территории Беларуси в 90–х годах от больных, из воды открытых водоемов, питьевой воды, пищевых продуктов выделялись вирусы Коксаки группы В (2. 3: 4. 5), ECHO (18, 2, 13).
В 1997 году во время вспышки в г. Гомеле от больных (ликвор, носоглоточные смывы, кровь, фекалии) выделялись энтеровирусы ECHO 2, 12, 16, 30, Коксаки В2. Определяющими были вирусы ECHO 30 и 2.
В 1966–74 гг. при обследовании на присутствие энтеровирусов водопроводной, речной и сточных вод в ряде городов бывшего СССР энтеровирусы были выделены приблизительно в 50% сточных вод. В Москве при исследовании водопроводной и речной воды в отдельные годы энтеровирусы выделялись из 90% исследованных проб сточных вод, 40% проб водопроводной воды и 36% проб речной воды.
Обнаружение наиболее патогенных типов энтеровирусов позволяет контролировать иммунологическую подготовленность к ним восприимчивого населения.
Вирусы Коксаки и ECHO довольно регулярно обнаруживаются во внешней среде: сточных водах, почве водопроводной воде, на поверхности овощей, на лапках мух, в молочных и других пищевых продуктах.
ЭВИ является кишечной инфекцией со сложным механизмом заражения: фекально–оральным, осуществляющимся в наиболее интенсивной степени с участием водного и пищевого факторов, контактно–бытовой передачи вируса, а также воздушно–капельным механизмом заражения (В.И. Вотяков).
Источник инфекции – больные люди, а также люди со стертыми и бессимптомными формами энтеровирусной инфекции, число которых значительно преобладает над количеством больных с клинически выраженными формами заболевания.
В течение первой недели болезни вирус присутствует в отделяемом зева, а также в крови и спинно–мозговой жидкости. На протяжении двух недель он регулярно обнаруживается в фекалиях; этот срок определяет период заразительности больных. Значительная роль рассеивания вируса принадлежит инаппарантным формам, в связи с чем в большинстве вспышек первоисточник, как правило, остается неизвестным. Большинство эпидемиологов считают, что передача инфекции во время эпидемий осуществляется воздушно–капельным путем. Об этом свидетельствует короткий инкубационный период, быстрая широкая диссеминация заболеваний и выраженная семейно–квартирная очаговость при исключении водного и пищевого факторов, а также высокая частота выделения вирусов из смывов с предметов, окружающих больного. При эпидемиях фекально–оральному способу передачи придается второстепенное значение, скорее всего этот способ играет главную роль в условиях спорадической заболеваемости.
ЭВИ характеризуются летне–осенней сезонностью с максимумом заболеваемости в августе–сентябре, в то же время не исключено появление эпидемий и в другие сезоны.
Основная заболеваемость относится к детям и подросткам до 14 лет, особенно к младшим возрастным группам. Взрослые болеют реже и вовлекаются в эпидемический процесс в последнюю очередь. Однако описаны эпидемии с интенсивной заболеваемостью во всех возрастных группах. Пораженность городского населения выше, чем сельского. Иногда эти различия резко выражены, что и отмечалось в Гомельской области.