Глава 1. Я и мой внутренний мир

Эмоции делают тебя человеком. Даже неприятные переживания нам нужны. Не подавляй их. Если их игнорировать, они становятся только навязчивее и острее.

САБА ТАХИР «ФАКЕЛ В НОЧИ»

Эти невероятные эмоции

Прежде, чем отправиться в наше путешествие, давай разберемся, что такое эмоции. Образно говоря, эмоции – это палитра красок нашего внутреннего мира.



Просыпаясь утром в отличном настроении, в преддверии приятных событий, например, своего дня рождения, ты видишь мир ярким и прекрасным. Зажмуриваешься, представляя как сегодня все будет хорошо, и улыбаешься собственным мыслям.

Если на небе тучи, а впереди неприятная контрольная, мир предстает перед тобой в серых красках – и вот ты выходишь из дома, повесив нос.

Мы часто не обращаем внимание на эмоции и отмахиваемся от них – их нельзя потрогать, примерить перед зеркалом и выбрать ту, что понравилась, при этом остальные спрятать в шкаф.

Эмоции – как воздух, мы их не видим, но от их качества зависит наше здоровье и жизнь.

В этой книге мы научимся распознавать и различать эти эмоции, сделаем их своими помощниками в достижении самых разных жизненных целей.

Нет правильных и неправильных эмоций.

Эмоции – это твое отношение к различным событиям в жизни и как ты реагируешь на них. Одна и та же ситуация может порадовать тебя и расстроить кого-то другого. Но это не значит, что кто-то не прав. Воспринимать мир по-разному – нормально.

Если тебе случается задаваться вопросом: «А правильны ли мои чувства?», предлагаю тебе подумать о том, что человек – существо социальное. Чтобы люди могли жить вместе более-менее комфортно, существует закон и набор обязательных правил для всех. За нарушение правил предусмотрены наказания. Даже если ты прочтешь все существующие законы, ты не найдешь в них наказаний за чувства. Суд не признает виновным за эмоции или мысли.

Нет единственно правильного способа чувствовать. Эмоций слишком много, а люди слишком разные.

Главный инструмент, который будет помогать тебе понимать свои эмоции – это вопрос к самому себе:

«Что я чувствую сейчас?»

Не бойся чувствовать и анализировать свои эмоции. Прежде, чем мы начнем разбирать, какие эмоции бывают, и как они на нас влияют, я прошу тебя обратить внимание на еще одну важную вещь – нет эмоций позитивных или негативных. Любая эмоция может привести как к желательным, так и к нежелательным последствиям. Например, чрезмерная радость, восторг, могут так захватить человека, что он перестанет смотреть по сторонам, рискуя выйти на проезжую часть во время движения транспорта. Страх же, напротив, способен удержать нас от многих опасностей и рисковых авантюр.


Эмоции «нападают» все на одного

Эмоции включаются автоматически и почти мгновенно захватывают нас. Если в комнату входит объект обожания, у тебя может непроизвольно появиться румянец на щеках, заблестят глаза, участится пульс или вспотеют ладони. Ты вдруг начнешь смущаться, заикаться и почувствуешь себя неуверенно, хотя еще секунду назад был абсолютно спокоен.

На человека может действовать одновременно несколько эмоций. Более того, это могут быть противоречивые эмоции: люблю и ненавижу, интересно и страшно, восторг и ужас. Тут не работают законы математики и «плюс на минус» не превращается в ноль. Противоречивые эмоции не обнуляют друг друга, напротив, внутренние противоречия добавляют остроты ощущений и усиливают «внутреннюю бурю», которую не просто успокоить.



Ты, наверное, слышал фразу: «Оказаться во власти эмоций». Это не значит, что человек вдруг начинает действовать спонтанно и бесконтрольно: кричать, скандалить, все крушить или, напротив, прыгать от радости до потолка и обнимать прохожих. Реакция зависит от особенностей характера и воспитания человека. Бывает человек сдерживается, чтобы никто не видел, какой внутри него бушует «эмоциональный вихрь», тогда людям вокруг непонятно его состояние. Более того – то, что с тобой происходит, может быть непонятным даже тебе самому.


«Не знаю, я пока не разобрался»

Нет ничего неправильного и странного, если ты не можешь быстро разобраться с теми эмоциями, во власти которых оказался.

Чтобы осознать свои эмоции может потребоваться время. Также дополнительное время бывает нужно, чтобы настроиться кому-то о них рассказать. Каждое новое эмоциональное состояние похоже на выход актера на сцену в новой роли. Сначала актер погружается в роль, осмысливает состояние своего нового героя и только после подготовки представляет новый образ зрителям.

Так и с эмоциями – всем нам нужно время, чтобы осмыслить свои изменения внутри, а также как, с кем и когда будет комфортно об этом поговорить.



Обсуждение эмоций всегда предполагает высокий уровень доверия к тому, с кем ты ими захочешь поделиться.

Поэтому, когда спрашивают о том, что с тобой, и ты не знаешь, что ответить, обычно в ход идет: «Все нормально!». «Нормально» – это такое «слово-щит», за котором удобно быстро спрятаться, чтобы не чувствовать себя еще более неловко. А именно так себя обычно чувствует человек, который не может быстро ответить на заданный вопрос. Это выученная неловкость, которую мы приобретаем в школе.

Понимание своих эмоций очень отличается от знания школьных предметов. Попробуй вместо «Нормально» ответить: «Не знаю, я сам пока не разобрался». Так ты дашь сигнал близкому человеку, что тебе может понадобиться помощь с пониманием себя, и в целом, неплохо было бы с кем-то поговорить, но ты не готов сделать это прямо сейчас.


Быстро включаются и проходят

Одни эмоции – яркие, как фейерверки. Другие – слабые, как мерцание светлячка. И яркие, и слабые эмоции объединяет одно – они вспыхивают быстро, но длятся не слишком долго и гаснут. «Быстро» и «долго» – это тоже относительные понятия, зависящие от индивидуальных особенностей каждого человека. Начни наблюдать за собой и обращать внимание, как быстро происходит угасание эмоций лично у тебя.

Скорость включения и угасания эмоций – это та причина, во власти которой не надо принимать поспешных решений.

Здесь я хочу с тобой поделиться притчей о царе Соломоне.


Однажды царь Соломон попросил мудреца избавить его от чрезмерных эмоций. Мудрец дал царю кольцо с надписью: «Все проходит». Царь смотрел на эти слова и находил в них успокоение во время сильного гнева. Однажды в гневе царь взглянул на кольцо, но это не помогло. Тогда он сорвал его с пальца и хотел швырнуть прочь, но вдруг заметил вторую надпись на кольце: «И это пройдет».


Кроме эмоций есть еще другое слово – чувства. Чувством называют длительное эмоциональное состояние. Именно продолжительностью чувства отличаются от эмоций. Например: досада, что твоя собака сгрызла кроссовок – это эмоция; люблю собак – это чувство.


У тебя все получится

Чтобы управлять эмоциями есть определенные техники. Сами техники очень просты, ты найдешь их в этой книге. Но чтобы техники помогли тебе в нужную минуту, они должны быть отработаны, чтобы превратиться в навыки.

Навык – это действие, натренированное до автоматизма и ставшее настолько привычным, что запускается даже когда ты этого и не осознаешь. Было ли у тебя такое, что, выходя из дома, ты закрывал дверь ключом, а через пять минут не мог вспомнить, закрыл ты дверь или нет? Дверь, конечно, оказывалась закрыта. Так действует отработанный навык: мы закрывали дверь минимум один раз в день и повторяли это много дней, недель и даже лет подряд, а теперь руки делают это на автопилоте быстро и без дополнительных подсказок мозга.

Так же работают навыки управления эмоциями – сначала мы много раз их повторяем, потом они запускаются сами.

В этой книге будет много практики. С каждой практикой ты все больше будешь чувствовать, как тебе открывается твой внутренний мир, состоящий из невероятных и увлекательных эмоций. С каждым упражнением будет расти твоя уверенность в себе.


Наблюдай и разделяй

Начнем с главных навыков, которые нам понадобятся в путешествии по внутреннему миру, помогут наблюдать и разделять целое на части. Их мы и освоим первыми.

Ты подумаешь: «Что в них такого?!». Тем не менее, сегодня скорость нашей жизни так высока, что люди очень мало наблюдают, и даже не задумываются о составляющих проблем и ситуаций, а сразу переходят к действиям. Из-за этого принимают неправильные и поспешные решения, о которых потом жалеют. Из-за этого возникают сложности в отношениях дома или в школе.

Давай, посмотрим поближе на наши первые инструменты.


Наблюдать. Этот навык помогает нам собрать детали и факты, чтобы описать, что происходит. Важно удерживать фокус на текущем моменте, не «проваливаться» в прошлое и не достраивать будущее, которого еще нет. С наблюдением связана одна из важнейших эмоций в нашей жизни. Какая? Пока я сохраню интригу и расскажу об этом чуть позже, когда мы будем говорить о базовых эмоциях.

Разделять целое на части. Этот навык нужен, чтобы увидеть, из чего состоит проблема или ситуация. Он требует сосредоточенности и времени на размышления. Практикуя разделение на части, ты будешь делать выводы менее поспешно. Этот навык очень важен для принятия самостоятельных решений – тех самых, из которых состоит взрослая жизнь.

И прямо сейчас нас ждет задание. Мы будем тренировать навыки наблюдения и разделения на части.

Миссия «Два измерения»

Ты любишь истории про тайных агентов, которые ведут наблюдение, ничего не упускают из виду и подмечают то, что скрыто? Ужасно интересная работа!

Поздравляю, в этой книге такой агент – ты. Приветствую тебя в Школе спецагентов. Твое кодовое имя – Агент 00Me!

Твоя первая миссия будет называться «Два измерения». Она будет состоять из наблюдения за объектом и оцифровки.


Часть 1. Наблюдение за объектом

Итак, Агент 00Me, к делу! На выполнение первой части миссии тебе понадобится минимум полдня, а лучше полный день. Сервисный отдел подготовил тебе шаблон для выполнения секретного задания. Шаблон с образцом заполнения ждет тебя ниже.



В течение целого дня тебе надо будет следить за объектом и собирать о нем информацию в двух измерениях:

1. Все его действия.

2. Эмоции, связанные с каждым действием.

В шапке шаблона есть вопросы-подсказки. Создай такую таблицу на компьютере или смартфоне. Но можно писать и ручкой на бумаге.

К одному действию на строку может быть сколько угодно эмоций. Заполняй шаблон в течение дня. Постарайся зафиксировать как можно больше происходящего с твоим объектом внимания. Нужно набрать минимум десять строк, а лучше двадцать.

Не пропускай мелочей и записывай все, даже если эмоции объекта окажутся противоречивыми.


Пример заполнения шаблона для первой части миссии:



Тебе уже не терпится узнать, кто твой объект наблюдения?

Вскрываем конверт с секретным заданием…


Сюрприз! Объект наблюдения – ты сам!

Этот день ты посвятишь сбору информации о себе и узнаешь то, чего не знал раньше.


Дополнительные инструкции:

Помни, что Агента 00Me ведет искренний интерес к объекту изучения – себе самому. Наблюдая за собой, записывай действия и эмоции, которые возникают прямо сейчас, не прошлые истории и не размышления о возможном будущем развитии событий.

В нашей жизни мы привыкли больше внимания уделять действиям. От нас постоянно требуют быть занятыми и что-то делать. Тех, кто не следует этому правилу, называют «бездельниками». Правда, сейчас эта идея поставлена под сомнение, ведь для полноценного отдыха просто необходимо иногда позволять себе бездельничать. Тем не менее, наша жизнь пронизана действиями, поэтому записывать их будет проще всего.

Тебе придется подумать об эмоциях, сопровождающих действия, потому что мы редко напрямую говорим или думаем о них в ежедневных бытовых ситуациях.


Подсказка: Чтобы тебе было легче определять свои эмоции, пользуйся словариком в конце книги.


Твоя миссия началась!



Часть 2. Оцифровка

Лучше посвятить отдельный день сбору информации, а цифры проставить на следующий. Так ты сможешь лучше заметить ограниченность срока действия эмоций. Возможно, действие каких-то эмоций все еще будет продолжаться. Но действие других уже закончится. Заметить это поможет оцифровка собранных данных после заполнения шаблона.

Итак, наблюдение закончено. Теперь возьми два маркера разных цветов – например, зеленый и красный. В каждой колонке выдели зеленым маркером то, что откликается как позитивные или нейтральные ощущения, красным – то, что вызывает негативные ассоциации (см. таблицу ниже). Если сложно сразу отнести написанное к положительному или неприятному, руководствуйся не логикой («так должно быть»), а своими личными ощущениями.

Теперь посчитай в каждой из колонок, сколько ты выделил красным, а сколько – зеленым. Впиши цифры в табличку ниже.



Посмотри на то, что получилось в каждой категории итоговой таблицы.


Больше положительного. Если в твоих подсчетах положительных или нейтральных действий, эмоций и личных качеств оказалось больше, чем расстраивающих и критичных, поздравляю: ты относишься к немногочисленному типу людей с приоритетным позитивным мышлением, которые умеют видеть светлую сторону во всем.

Но не торопись откладывать книгу, в ней найдется немало полезного и для тебя.


Больше отрицательного. Если перевесили негативные эмоции и критика, ты можешь похвалить себя, что сделал первый шаг к пониманию своего внутреннего мира и осознанному управлению своими эмоциями. Продолжай движение по главам книги. Впереди еще много интересного.


Своими впечатлениями от выполнения миссии делится наша команда поддержки:


Настя: «Я раньше не задумывалась, сколько раз за день меняются эмоции. Не знала, какую важную роль они играют в жизни. Было очень интересно и познавательно описывать свое состояние.

Я заметила, что некоторые эмоции не меняются весь день, но другие могут быстро появляться и почти мгновенно пропасть.

Было трудно, когда не знала, как назвать то или иное чувство. Словарик в конце книги очень помог.

Еще было приятно перечитывать записи на следующий день и распределять их на положительные и отрицательные. Получилось немного лучше разобраться в себе».



Вот несколько примеров из миссии Насти:



Вадим: «Я открыл для себя то, что простые, бытовые действия могут вызывать довольно яркие эмоции. Было довольно весело и интересно понаблюдать за ними со стороны.

Я не зря потратил время на упражнение: определил, какие эмоции у меня вызывают повседневные действия. Было здорово уделить внимание своему эмоциональному состоянию».



Вот как выполнил миссию Вадим:


Личность, действия, эмоции

Поздравляю, твоя первая миссия успешно завершилась. Мы покидаем школу спецагентов, но мы еще вернемся.

Идем дальше. И сейчас я расскажу, почему мы разделяли наши наблюдения на действия и эмоции.

Произнося слово «мир», мы обычно представляем себе что-то огромное. Внутренний мир, к тому же, невидим. Когда человек думает о чем-то огромном и невидимом, обычно это его пугает. Люди часто предпочитают совсем не думать о таком, чтобы не бояться.

Как сделать изучение огромного и невидимого мира менее пугающим? Очень просто – нужно сделать его видимым и уменьшить в размерах. Возможно, это звучит немного странно. Но так, например, поступают ученые, они создают модели планет или космических кораблей, и изучают их свойства не в реальном мире, а в научных лабораториях. Тем, кто любит компьютерные игры, это может напомнить создание игровых компьютерных симуляций.

В нашем случае мы поступим еще проще. В предыдущем упражнении ты применил крутые навыки наблюдения и разделения, собрал о себе информацию двух видов: действия (поведение) и сопровождающие их эмоции.

Теперь добавим третий элемент – личные качества. Из этих трех элементов мы и построим упрощенную модель нашего внутреннего мира. Как это выглядит мы увидим на следующей странице.



Давайте я чуть больше расскажу про каждый из блоков:


«Я+». ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. Этот блок – про твой характер, ценности и темперамент.

Главное, что тебе надо запомнить про личность – здесь заложено понимание, что человек прекрасен такой, какой он есть, и его намерения всегда позитивны.

Думаю, тут кто-то захочет возразить: «Разве может иметь в основе хорошие намерения, скажем, желание хулиганить, травить других?»

Идея понимания позитивных намерений личности в том, что человек всегда хочет сделать как лучше, исходя из понимания о хорошем лично для себя. Поэтому одному человеку может казаться, что его поступки продиктованы благими намерениями, но другие могут с этим не согласиться.

Например, через буллинг, может проявляться желание того, кто травит, обратить на себя внимание, почувствовать себя главным. Иногда травят других чтобы «развлечься», если окружающие смеются. Тот, кто это делает, может действительно не осознавать, что наносит своей жертве душевную травму, и ей совсем не смешно. Про буллинг мы поговорим в третьей главе о личных границах.



Хулиганы могут демонстрировать так свою смелость совершать то, на что не решаются другие под страхом наказания. Это их способ заслужить «уважение» и известность. Почему они выбирают этот путь? Один из вариантов – не знают, как выделиться иначе, не видят своих ценных качеств, кроме силы и смелости нарушать общие правила.


Смотри на себя позитивно

Человек устроен так, что замечает неприятное и плохое в себе и в мире вокруг. В этом есть определенная логика: так мозг готовится быстро среагировать и выставить защиту в случае опасности.

Чтобы осознать свои позитивные стороны, нужно выделить время, приложить усилия, заметить их и осмыслить. Необходимо уметь смотреть на себя со стороны. Друзья или члены семьи могут помочь подсветить те качества, на которые ты, возможно сам не обращал внимания и не знал, что за них тебя ценят другие.

Если ты видишь себя в позитивном свете, слабости понимаются не как недостатки личности, а как зоны, требующие внимания, развития и роста. Важно понимать и замечать свои позитивные стороны, чтобы в трудных ситуациях помнить и держаться за них.

Про сложные ситуации в жизни говорят: «Земля уходит из-под ног». Твердо стоять ногами на земле в любой ситуации тебе поможет наша следующая практика. В трудную минуту ты сможешь открыть эту страницу и вернуть себе опору под ногами.


ДЕЙСТВИЯ. Мы можем поступить правильно или можем ошибиться, можем быть в мире с родителями и друзьями, а можем оказаться в ссоре – в любом случае личность человека остается неизменно прекрасной, ведущей позитивными намерениями. Поведение можно изменить, а ошибки исправить, если по прошествии времени пришло понимание, что нужно было что-то сделать иначе.

Вот как связаны блоки «Действия» и «Я+». Если ты получил двойку, потерял мобильный телефон или опоздал на встречу, ты не становишься от этого «плохим человеком». Нужно исправить отдельное действие или тип поведения, но достоинств твоей личности это никак не отменяет.



Если какие-то действия происходят постоянно, то их имеет смысл включить в характеристики личности. Например, если человек постоянно опаздывает, значит он рассеян, не может спланировать время. Это зоны для его развития. Но такие люди часто бывают очень творческими, они могут создавать произведения искусства и изобретения. Кстати, очень многие полезные изобретения появились в мире из-за ошибочных действий. Например, суперклей и печенье с кусочками шоколада. Так что, не бойся ошибаться!


ЭМОЦИИ. Выполняя миссию Агента 00Me, ты заполнял шаблон интуитивно, имея очень мало знаний об эмоциях. Изучению эмоций посвящали свои труды многие известные психологи.

Например, Пол Экман в 1972 году выделили шесть базовых эмоций – радость, злость, отвращение, страх, грусть и удивление.

Почти десять лет спустя, в 1980-м году, Роберт Плутчик создал знаменитое колесо эмоций, состоящее из трех кругов. В центре колеса набор из восьми эмоций, которые переживаются наиболее ярко: восторг, восхищение, ужас, изумление, горе, отвращение, гнев и настороженность. Плутчик назвал их «аффектами» (самыми яркими эмоциями).

На среднем круге – базовые и более простые эмоции – радость, доверие, страх, удивление, грусть, неудовольствие, ожидание и злость. На внешнем круге сложные эмоции, получаемые соединением простых чувств. Это очень похоже на смешивание красок в цветовом круге. Здесь мы снова возвращаемся к идее, что эмоции похожи на краски внутреннего мира.

На внешнем колесе Плутчика расположены эмоции, которые переживаются наименее интенсивно, например, интерес, печаль, скука. На внешнем круге очень любопытно посмотреть, как Роберт Плутчик видел появление одних эмоций через смешение других, подобно краскам на палитре. Например, агрессия – это интерес плюс досада. А любовь – это безмятежность плюс принятие. В нашей книге мы не будем использовать кольцо эмоций Плутчика, но его легко найти в Интернете.

Третий исследователь – психолог Кэррол Изард выделил уже десять базовых эмоций: радость, интерес, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и вину. Он описал их действие очень подробно, акцентируя внимание, что нет хороших эмоций или плохих – все в равной степени нужны. Этой классификацией будем пользоваться и мы.

Мир эмоций многогранен и разнообразен. Все эмоции запомнить невозможно. Да это и не нужно. Для практических целей существуют разнообразные словарики эмоций. Один из них ты уже видел в конце этой книги, когда выполнял первую миссию Агента 00Me.

Нет какой-то одной правильной классификации эмоций, которую надо заучить, как таблицу умножения, чтобы ими управлять. Все классификации существуют, чтобы упростить и упорядочить огромное многообразие эмоций, ощущений, которые возникают у человека, но ни одна из них не окончательна и не идеальна. Возможно, ты даже придумаешь собственный способ. Все эти инструменты помогут тебе понять свои эмоции, а также окружающих людей.

Как эмоции связаны с действиями и с «Я+»? Предположим, что человек совершил какую-то оплошность, и это вызвало негативную эмоцию то, он, очевидно, расстроен. В этом случае мы говорим, что негативная эмоция быть расстроенным временна. Почти любую оплошность можно исправить, но сам человек не становится плохим. Он по-прежнему хороший такой, какой он есть, и мы помним, что им двигали позитивные намерения.

Чтобы твои действия не привели к нежелательным результатам, когда ты расстроен, есть важное правило:

«Не я плохой, а мне плохо».

Плохо сейчас, в конкретный момент. Мы помним, что эмоции краткосрочны и их действие проходит. Значит и состояние «мне плохо» тоже пройдет. В этом ключ к позитивной оценке самого себя.

Практика «Зеленые зеркала»

Когда мы говорили, что человек прекрасен такой, какой он есть, я обещала тебе практику на раскрытие твоих позитивных качеств. К ней мы и переходим прямо сейчас.

Представь, что прямо сейчас ты входишь в прекрасный тайный сад. Ты идешь по ухоженным дорожкам, вокруг цветут невероятные цветы, зеленеют интересные экзотические растения. Вокруг поют птицы и порхают бабочки. Вдруг поодаль в глубине лужайки ты замечаешь большое зеркало в твой полный рост и направляешься к нему.

Это «Зеленое зеркало». Не только потому, что оно отражает буйство зелени вокруг. Зеркало показывает только самое позитивное и прекрасное в каждом человеке, который в него смотрит.



Есть и еще одно важное свойство – «Зеленое зеркало» не слышит критику. Так оно устроено, что полностью игнорирует самокритичные мысли наподобие этих:

• да нет у меня никаких талантов;

• я не привык себя хвалить;

• как будто я хвастаюсь, а это – плохо;

• да ладно, что тут такого;

• это каждый может;

• ничего особенного я не сделал;

• тут не о чем рассказывать;

• не за что;

• не стоит благодарности;

• мне просто повезло.


Теперь, когда ты знаешь, как устроено «Зеленое зеркало», можно приступать. У нас будет несколько уровней. Я буду рядом и дам тебе полезные подсказки, чтобы успешно их пройти.


Уровень 1. Отправь в отпуск внутреннего критика. В каждом из нас несет свою службу строгий внутренний критик. Это очень важная и ответственная работа. Внутренний критик хочет, чтобы ты развивался и становился лучше. Но за долгие годы он ужасно устал от своей сложной работы, и у него здорово испортился характер. Увы, злиться, брюзжать и ворчать стало для него нормальным способом общения. Внутренние критики тоже эмоционально выгорают. Представь, что сейчас ты встречаешь его на поляне около «Зеленого зеркала» и начинаешь с ним говорить.

Поприветствовав его, скажи, что понимаешь, как важна его работа, но ты видишь, как сильно он устал. Предложи ему отправиться в отпуск. Спроси, куда он хотел бы поехать? Получив ответ, разреши ему тебя покинуть на какое-то время. Пусть ему там будет хорошо. Теперь, когда больше некому тебя критиковать, и ничто тебе не мешает, закрой глаза, поймай позитивную волну, и мысленно повтори несколько раз: «Я – хороший человек и мои намерения всегда позитивны».

Открой глаза и подойди к «Зеленому зеркалу».


Уровень 2. Поговори с «Зеленым зеркалом». Продолжая фразу «Я – хороший человек, потому что…», подумай и запиши минимум пять своих положительных качеств в список ниже. Назови их вслух для «Зеленого зеркала». Не останавливай себя, если получается больше.

Например, про себя я бы написала: умная, ответственная, веселая, умею слушать, умею поддержать других, люблю экспериментировать и придумывать что-то новое, умею находить общий язык с людьми.

Теперь твоя очередь.


Запиши слова и фразы, отражающие твое хорошее отношение к самому себе. Я…




Помни, что твой внутренний критик сейчас в отпуске да и «Зеркало» не принимает критику. Ты сейчас собираешь позитивную основу, на которую в любой момент сможешь опереться, чтобы поддержать себя.


Уровень 3. Цветок или растение? Ты назвал «Зеленому зеркалу» свои положительные качества. Теперь спроси его: «Если бы я был цветком или растением, то каким?»

Чтобы узнать ответ «Зеркала», открой привычный тебе интернет-браузер в мобильном устройстве или ноутбуке. Немного подумай над уточнением формулировки запроса. Например, это может быть: нежный цветок, крупный, растение с широкими листьями, вьющийся плющ и прочее. Набери свою формулировку запроса в браузере и перейди в закладку «Картинки». Нужны фотографии, а не рисунки.

На экране будет длинная лента иллюстраций. Скроль вниз, пока у одного из фото тебе не захочется сказать: «Это похоже на меня!». Сохрани себе фото рядом со списком своих прекрасных качеств из Уровня 2. И рядом обязательно напиши короткий комментарий, почему ты выбрал именно это растение или цветок. Какой образ у тебя появился?

Загрузка...