Фонетика – наука о звуковых средствах языка. Её составные фонетики как науки:
1) функциональная фонетика (фонология) изучает социальное использование звуков языка;
2) артикуляторная фонетика изучает физиологию формирования звуков речи;
3) акустическая фонетика изучает свойства звуков.
Речевой аппарат подразделяется на пять частей:
1. Дыхательный аппарат: грудная клетка, грудобрюшная преграда, лёгкие, бронхи, дыхательное горло. Дыхательный аппарат создаёт воздушную струю.
2. Гортань – трубка из хрящей (перстневидный, щитовидный, черпаловидные), соединённых голосовыми связками. Здесь возникают гласные, шёпотные, согласные звуки.
3. Надставная труба – полости рта и носа, разделённые передним (костным) нёбом и задним (мягким) нёбом, переходящим в нёбную занавеску и язычок. Служит резонатором, в котором создаются дополнительные тоны. При поднятой нёбной занавеске получаются чистые звуки, при опущенной – назализованные. Объём и форма надставной трубы меняется в зависимости от раствора рта, положения языка, губ.
4. Органы произношения подразделяются на активные (язык, губы) и пассивные (нёбо, зубы, дёсны). Сближаясь или смыкаясь, образуют препятствия на пути воздушного потока, осуществляя окончательную отделку звука.
5. Центральная нервная система управляет всей работой голосового аппарата.
Артикуляция – движение и положение органов произношения, необходимых для производства звука.
Артикуляционная база языка – совокупность всех артикуляций данного языка.
Акустические свойства звуков речи регистрируются осциллографами, магнитофонами, диктофонами, спектрографами.
Звук характеризуется:
– высотой;
– силой;
– тембром;
– длительностью.
Ухо человека воспринимает колебания от 16 до 20 000 Герц. Нота «ля» первой октавы, на которую обычно настроены камертоны, даёт колебание 440 Герц.
В живой речи произносится значительно большее, чем мы это обыкновенно думаем, количество разнообразных звуков, которые в каждом данном языке объединены в сравнительно небольшое число звуковых типов, способных дифференцировать слова и их формы, т.е. служить целям человеческого общения. Эти звуковые типы имеются в виду, когда говорят о звуках языка. Мы будем называть их фонемами. (Л.В.Щерба)
Фонема – наименьшая звуковая единица языка, способная передавать различия морфемы, слова, их форм, изменяемая в речевом потоке в пределах, не нарушающих тождества её различных признаков.
Варианты фонемы – её фонетически сходные разновидности, отличающиеся друг от друга частичным изменением отдельных различительных признаков и находящиеся в отношениях дополнительной дистрибуции.
Фонемы выделяются на основе многократного восприятия и воспроизведения звучания многих слов, а не их морфологического состава.
Для обозначения ряда чередующихся фонем их вариантов в составе одной морфемы есть термин «морфонема».
Признаки фонем подразделяются на дифференциальные и нейтральные (иногда их называют интегральными).
Дифференциальные (различительные) признаки фонем – это те признаки, изменение которых приводит к замене одной фонемы другой.
Нейтральные признаки не служат для различения морфем, слов и их форм.
Различительные признаки фонем в разных языках:
1) гласный – согласный
2) твёрдый – мягкий
3) глухой – звонкий
4) носовой – ртовый
5) смычный – щелинный (щелевой) и т.д.
Варьирование дифференциальных признаков может носить лингвистический и нелингвистический характер.
Вариант фонемы – лингвистическое изменение (может быть сохраняющим и нейтрализующим).
Неязыковые причины изменения не влияют на физические соотношения между соседними фонемами речи. Индивидуальное варьирование фонем отдельными говорящими и в различных ситуациях речевого общения не затрагивают систему фонем, т.е. совокупность сходств и различий из дифференциальных признаков.
Дистрибуция – окружение, в котором находится интересующий нас звук.
Два звука находятся в отношении дополнительной дистрибуции, если один из них имеет дистрибуцию, которую никогда не имеет другой. (Они являются вариантами одной фонемы.)
Классификация звуков речи осуществляется на основании различительных признаков фонем, т.е. основания для классификации – лингвистические. Но, разграничивая фонемы, даём им физическое и физиологическое обозначение.
Различие в соотношении между голосом и шумом позволяет разделить звуки на сонорные (гласные, [л], [р], [ н], [м]) и шумные.
По соотношению тона и шума (периодических и непериодических колебаний) звуки делятся на: гласные (состоящие только из тона) и согласные (сочетающие тон и шум).
Гласные в русском языке отличаются тембром. В основание терминологии положено указание физиологических различий между ними.
Физиологически гласные различаются:
1) положением языка и губ
2) раствором губ
3) раствором рта
4) участием или неучастием полости носа.
При образовании звуков переднего ряда язык передней частью поднимается и продвигается вперёд ([и], [э]).
При образовании звуков среднего ряда поднимается средняя часть языка ([а], [ы]).
При образовании звуков заднего ряда часть языка, расположенная между средней и задней частью (средне-задняя) поднимается и отодвигается назад ([о], [ у]).
По степени подъёма языка гласные подразделяются на звуки нижнего подъёма, среднего подъёма и верхнего подъёма.
При образовании звуков нижнего подъёма язык остаётся в нижнем положении ([а]).
При образовании звуков среднего подъёма язык слегка поднимается, не доходя до крайнего верхнего положения ([э], [о]).
При образовании звуков верхнего подъёма язык поднимается, в большей степени приближаясь к крайнему верхнему положению ([ы], [и], [у]).
Таким образом, получаем следующую классификацию гласных звуков:
По участию губ гласные подразделяются на лабиализованные и нелабиализованные.
Лабиализованные гласные произносятся при выдвижении и округлении губ ([о], [у]).
Нелабиализованные гласные произносятся без участия губ ([и], [ы], [э], [а]).
По степени раствора рта гласные делятся на широкие ([а]) и узкие ([и]).
Чистые звуки получаются при поднятой нёбной занавеске. Носовы (назализованные) звуки получаются при опущенной нёбной занавеске.
Гласные также подразделяются по степени напряжения органов речи. По силе (амплитуде колебаний) звуки подразделяются на сильные (громкие) и слабые (тихие)
Гласные делятся на устойчивые и неустойчивые. К неустойчивым относятся дифтонги.
Гласные могут подразделяться на долгие и краткие. (Степень долготы в различных языках может быть разной.)
Гласные подразделяются на усечённые (редуцированные) и неусечённые (нередуцированные). Редуцированными в русском языке оказываются гласные в безударной позиции.
По высоте (числу колебаний в единицу времени) звуки делятся на высокие, средние, низкие.
Согласные звуки являются шумными. Хотя в их произношении может участвовать голос.
Физиологические отличия образования согласных звуков:
1. При образовании согласных звуков создаётся препятствие на пути воздушной струи, в то время как гласные образуются при наличии свободного прохода.
2. При произнесении согласных нет равномерной напряжённости всего речевого аппарата.
3. Образование гласных вызывает сильную воздушную струю.
Классификация согласных осуществляется на основе следующих признаков:
1) по месту образования;
2) по способу образования звука;
3) по соотношению голоса и шума, в зависимости от степени участия голосовых связок в образовании звука;
4) по дополнительной к основному тембру окраске;
5) также существует дополнительная акустическая классификация.
По месту образования звука согласные подразделяются на:
1) губные, которые, в свою очередь, подразделяются на билабиальные и лабиодентальные.
При образовании билабиальных звуков ([п], [п’], [б], [б’],[м], [м’]) преграда на пути воздушного потока образуется при сближении нижней губы с верхней губой.
При образовании лабиодентальных звуков ([ф], [ф’], [в], [в’]) преграда на пути воздушного потока образуется при сближении нижней губы с верхними зубами.
2) переднеязычные, которые, в свою очередь, подразделяются на дорсальные, апикальные, какуминальные.
При образовании дорсальных звуков ([т], [д]) кончик языка опущен к нижним зубам, а передняя его часть – у альвеол.
При образовании апикальных звуков (англ.[t], [d]) кончик языка поднят к верхним зубам или к альвеолам.
При образовании какуминальных звуков (русск.[р]) передняя часть языка вогнута, а кончик приподнят.
3) среднеязычные (палатальные) – [j] в немецких словах: ich, mich (ich-Laut).
При образовании среднеязычных звуков происходит сближение средней части спинки языка с твёрдым нёбом.
4) заднеязычные (велярные) – [к], [г], [х].
При образовании заднеязычных звуков происходит сближение задней части спинки языка с мягким нёбом.
5) увулярные – ch в немецких словах: ach, Buch (ach-Laut).
При образовании увулярных звуков происходит сближение задней части языка с язычком (uvula).
6) фарингальные: украинское [h] –[hолова], немецкое [h] – Held, haben. При образовании фарингальных звуков преграда создаётся в полости глотки путём её сужения, связанного с движением корня языка назад, и путём сокращения мускулов, находящихся в стенке зева.
7) гортанные – близки к фарингальным. Гортанные звуки образуются в гортани при работе голосовых связок. Это шум, образующийся при прохождении струи воздуха через голосовую щель.
По способу образования звука согласные подразделяются на следующие группы:
1) смычные (мгновенные)
При образовании смычных согласных ([д], [т], [б], [п], [к], [г], [d], [t]) органы речи смыкаются. Артикуляция состоит из следующих друг за другом смычки (имплозии), выдержки, эксплозии (взрыва).
2) щелевые (фрикативные)
При образовании щелевых согласных ([в], [ф], [ш], [ж], [щ], [х], [v], [f]) органы речи образуют узкую щель.
3) смычно-щелевые (аффрикативные)
При образовании смычно-щелевых согласных ([ц] =[ts], [ч] =[т’ш’]) органы речи сначала смыкаются, затем смычка переходит в щель.
4) смычно-проходные, которые, в свою очередь, подразделяются на боковые (латеральные), носовые и дрожащие.
При образовании смычно-проходных согласных одни органы речи образуют смычку, другие – проход для воздушной струи.
При образовании боковых согласных ([л]) проход для воздушного потока располагается по бокам языка.
При образовании носовых согласных ([н], [м]) проход для воздушного потока открыт в полость рта.
При образовании дрожащих согласных ([р]) проход для воздушного потока чередуется со смычкой.
В зависимости от степени участия голосовых связок в образовании звука, согласные подразделяются на шумные (шум преобладает над тоном) и сонорные (тон преобладает над шумом). Шумные включают две подгруппы: глухие (состоящие только из шума) и звонкие (присутствует тон при преобладании шума). В образовании звонких согласных ([д], [л], [ж], [з]) участвуют голосовые связки. В образовании глухих ([ш], [т], [к], [ п]) голосовые связки не участвуют
По дополнительной к основному тембру окраске звуки могут быть:
– палатализованными (средняя часть языка поднимается к твёрдому нёбу)
– веляризованными (задняя часть языка поднимается к мягкому нёбу) – например, [л] в слове «лук».
– назализованными.
Поток речи расчленён паузами.
Интонационная фраза – поток звуков между «глубокими» паузами.
Речевой такт – поток звуков между соседними паузами.
Речевой такт делится на слоги и отдельные звуки. Внутри речевого такта средством членения становится не пауза, а переход одних звуков в другие.
Внутри речевого такта есть звуки разной степени тоновости и сонорности (преобладания гармонического колебания над шумом). К более тоновому и сонорному примыкает менее тоновый и сонорный. Речевой такт состоит из нескольких нарастаний и спадов тоновости и сонорности.
Слог – часть речевого такта, характеризующаяся усилением тоновости и звучности.
Граница между слогами проходит там, где заканчивается спад существующей тоновости и звучности и начинается усиление последующей тоновости и звучности.
Для образования слога нужен сонорный звук. В русском языке таковым является гласный звук. Но в других языках таковым может быть сонорный согласный. Например, в сербском языке в слове «Србиja» звук [р] является слогообразующим.
Ударение бывает слоговым, словесным и фразовым.
Слоговое ударение – изменение силы звучания или тона слогообразующего звука.
Есть пять типов слогового ударения:
1) ровное (сила или тон слога заметно не меняются);
2) восходящее (сила или тон повышаются к концу слога);
3) нисходящее (сила или тон понижаются к концу слога);
4) восходяще-нисходящее (сила или тон повышаются и затем понижаются);
5) нисходяще-восходящее (сила или тон понижаются и затем повышаются).
Словесное ударение – выделение одного из слогов в слове путём усиления звучности, изменения тона или увеличения длительности.
Силовое (динамическое) ударение – выделение ударного слога посредством усиления звучности.
Музыкальное (тоновое) ударение– выделение ударного слога посредством изменения тона.
Квантитативное (количественное) ударение – выделение ударного слога посредством увеличения длительности звучания.
В русском, немецком, английском языках ударение – динамическо-квантитативное.
В словах некоторых языков (например, греческого), наряду с главным, существует также и побочное ударение.
Словесное ударение даётся не каждому слову. Слово, не имеющее самостоятельного ударения, примыкает к соседнему.
Проклитика – слово, не имеющее собственного ударения и примыкающее в произношении к следующему за ним слову: по лугам и по лесам – [полугáм и полесáм].
Энклитика – слово, не имеющее собственного ударения и примыкающее в произношении к предшествующему ему слову: по небу, что же ты – [пóнебу, чтóжеты].
По месту в слове ударение бывает: 1)связанное или свободное; 2)неподвижное или подвижное.
Одноместное (связанное) ударение – ударение, падающее во всех словах на один и тот же по счёту слог. (Во французском языке ударение всегда падает на последний слог.)
Свободное (разноместное) ударение характерно для языка, в котором ударение в разных словах может приходиться на разные по порядку слоги.
Неподвижное (постоянное) ударение не переходит с одного слога на другой при изменении грамматических форм слова. Подвижное ударение при изменении формы слова (при склонении, спряжении) может переходить с одного слога на другой.
Функция словесного ударения состоит в том, что оно
1) фонетически организует слово, стягивает в единый звуковой комплекс звуковую словесную оболочку;
2) способствует разграничению слов в потоке речи;
3) если ударение подвижно, то оно, кроме того, участвует в выражении и различении грамматических значений.
Фразовое ударение – наиболее интенсивное словесное ударение. Оно служит для членения и выражения содержания высказывания.
Интонация включает в себя не только изменение высоты тона, но одновременно изменение интенсивности звучания, темпа, изменение тембра, а также паузы.
Интонация – это движение, изменение, динамика тона, сопровождающего, окрашивающего высказывание.
Звуковая сторона любого высказывания включает в себя и звуки речи, и их объединение в слоги, и организацию слогов в речевые такты, и словесные и фразовые ударения, и охватывающую и пронизывающую всё это интонацию.
Интонация передаёт сложные оттенки работы сознания и участвует в их формировании.
Интонация социальна. Язык вырабатывает и даёт говорящим наборы интонационных схем, которые применяются в речи. Так, в русском языке существует интонационный рисунок повествовательного, вопросительного, побудительного предложений и т.д. Но эти рисунки трансформируются в пределах, допускаемых закономерностью языка.
Исторические изменения фонем – это исчезновение одних фонем и появление других в системе языка.
Функциональные изменения – варьирование и чередование фонем (обычно в пределах одной морфемы).
Пример варьирования фонем: [э]тот – [э]ти (открытый звук – закрытый звук),
ба[л] – ба[л]ы (слабый звук – сильный звук), д[а]ль – в д[ʌ]ли (разные варианты фонемы [а]).
Примеры чередования фонем: лё[т] – ль[д[ы, в[ʌ]да – в[о]дный.
Варьирование и чередование бывают:
1) комбинаторными (вызываемыми взаимным влиянием фонем, находящихся по соседству, объясняемыми связанностью работ артикуляций, производящих звуки).
К комбинаторным чередованиям относятся аккомодация, ассимиляция, диссимиляция.
Аккомодация – это приспособление одних звуков к другим: гласного к согласному или согласного к гласному: эти – этот ([э] [т’]и), ([э]тот), пел – пели (пе[л], пе[л’]и).
Ассимиляция – это уподобление одного звука другому в потоке речи.
Сингармонизм – частный случай ассимиляции. Сингармонизм – это уподобление гласных аффиксов (приставок и суффиксов) гласному корня.
Диссимиляция – это расподобление звуков.
По направлению влияния изменения могут быть прогрессивными и регрессивными.
Прогрессивное изменение – это изменение звука, происходящее под влиянием предшествующего звука.
Регрессивное изменение – это изменение предшествующего звука под влиянием последующего звука.
По расстоянию между звуками различают контактные изменения и дистантные изменения звуков.
Контактные изменения – изменения, происходящие под влиянием соседнего звука.
Дистантные изменения – изменения, происходящие под влиянием звука, отделённого от подвергающегося изменению звука другими звуками.
Варьирование и чередование звуков бывают позиционными, то есть вызванными положением звука в слове.
Редукция – частный случай позиционного изменения. Оно представляет собой ослабление звука под влиянием фонетических условий, таких как: положение в конце слова, безударное положение и т.д. Согласные могут ослабляться в конце слова.
Чередование фонем может быть живым, актуальным, традиционным, пережиточным.
Нефонетические чередования вызваны лексическими и морфологическими причинами. Звуковые изменения и чередования закономерны.