Согласно ГОСТ Р 58811–2020, п. 3.1.13, «Центр обработки данных; ЦОД: Специализированный объект, представляющий собой связанную систему ИТ-инфраструктуры и инженерной инфраструктуры, оборудование и части которых размещены в здании или помещении, подключенном к внешним сетям, как инженерным, так и телекоммуникационным».
С точки зрения процессов под центрами обработки данных (ЦОД) мы будем подразумевать такие ИТ-площадки, которые достигли некоторого объема и зрелости процессов внутри организации, позволяющих организовывать эксплуатацию инженерной инфраструктуры отдельно от ИТ-инфраструктуры. В противном случае, когда поддержкой инженерной инфраструктуры ЦОД по старой памяти продолжает заниматься команда ИТ-отдела, это малоэффективно.
Наилучшее решение здесь – использование услуг колокации.
Колокация, колокейшн (от англ. colocation, сокращенно colo) – услуга, состоящая в том, что провайдер услуги размещает оборудование клиента в своем дата-центре, подключает его к электричеству, обеспечивает обслуживание и подключение к каналам связи с высокой пропускной способностью[4].
Данная услуга востребована, так как для поддержания инженерной инфраструктуры ЦОД неспециализированной ИТ-компании потребуется достаточно большое количество непрофильных для нее процессов и специалистов, таких как электрики, механики и т. д.
По построению инфраструктуры и организации эксплуатации ЦОД условно можно разделить на три категории:
• Корпоративные ЦОД. Для внутренних ИТ-нужд организаций.
• Гиперскейл-ЦОД[5], дата-центры крупных интернет-компаний, мировых лидеров ИТ-индустрии.
• Колокейшн-провайдер ЦОД[6]. Коммерческие дата-центры.
Корпоративные ЦОД в большинстве случаев относительно просты по уровню резервирования и обслуживания. Круг решаемых задач очевиден и формулируется заранее, что позволяет выбрать, например, однотипное оборудование с низкими требованиями к параметрам окружающей среды. У таких ЦОД лишь один внутренний клиент, с которым достаточно просто договориться об остановке ЦОД для проведения каких-либо работ. Естественно, есть корпоративные ЦОД, отказ которых может быть видимым для всех, и к таким ЦОД предъявляются самые жесткие требования по инженерной структуре и бесперебойной работе. Но обычно это характерно лишь для достаточно крупных организаций, а в остальных случаях корпоративный ЦОД – просто «серверная комната».
Гиперскейл-ЦОД – гипермасштабируемые ЦОД, зачастую имеют меньшее резервирование компонентов инженерной инфраструктуры, так как падение ЦОД может быть компенсировано другими ЦОД этой же организации, что значительно удешевляет строительство ЦОД при мощности в сотни мегаватт. Такие ЦОД могут позволить себе использовать специально заказанное у вендора ИТ- и телеком-оборудование, способное работать в гораздо более широких температурных диапазонах с очень низкими запросами к внешней среде (например, нормальная температура эксплуатации до +40 °C без требований к уровню влажности), позволяя упростить системы охлаждения и требования к ним.
Колокейшн-провайдеры – компании, предоставляющие места в своих ЦОД для коммерческих клиентов. Тут применяются наиболее жесткие требования по беспрерывной работе и температурно-влажностным режимам по причине того, что диапазон размещаемого оборудования может быть очень широк по своим эксплуатационным параметрам и ЦОД должен соответствовать самым жестким требованиям. Для колокейшн-провайдеров характерны дополнительные специфические аспекты, которые требуют четкой регламентации, например наличие службы физической безопасности и отдела поддержки клиентов.