– … Вчера я проверила ваши сочинения по теме: «Эгоизм – это хорошо или плохо?». В целом, ход ваших мыслей мне понравился. Тетради с оценками раздам в конце урока. – Оксана Борисовна, учитель русского языка и литературы, медленно прохаживалась вдоль доски, стуча каблуками по деревянному полу. – Но, не могу не отметить несколько работ, которые мне показались особо интересными. Фамилии авторов называть не буду, просто зачитаю отрывки из сочинений.
Уроки литературы всегда проходили в спокойной обстановке. Даже Максим с Ильей перестали провоцировать беспорядки. Оксана Борисовна, несмотря на молодой возраст, заслужила уважение детей. Она никогда не кричала на учеников, не ставила в дневники двойки и не жаловалась классному руководителю на отсутствие дисциплины. Часто отступая от школьной программы, она поднимала на уроках важные вопросы, тем самым, позволяя детям чувствовать себя взрослыми. Они, в свою очередь, с удовольствием рассуждали над жизненными проблемами, все больше проявляя интерес к предмету.
Оксана Борисовна взяла со своего стола чью—то тетрадь, обложку завернула таким образом, чтобы никто не смог догадаться, кому принадлежит сочинение:
– «…Лично я всегда считала, что эгоизм – это плохо. Эгоистичные люди думают только о себе и любят только себя. И я уверена, что права, называя такие качества отрицательными. Люди – это не животные, хотя наш класс – это всего лишь часть природы, созданный не людьми, а самой природой. И, тем не менее, даже звери заботятся о своем потомстве, доказывая, что эгоизм природой не заложен. Если говорить об эгоизме в моей жизни, могу с уверенностью ответить: мне бы хотелось, чтобы мои близкие и родные люди думали не только о себе, но и обо мне. Я даже боюсь себе представить, что было бы, если бы моя мама была эгоисткой и ничего не делала для меня…» – Оксана Борисовна положила тетрадь на место, – Очень интересную параллель между эгоизмом и природой провела ваша одноклассница. Молодец! Хотя, я повторю, все ваши работы достойны похвалы.
Учительница взяла в руки вторую тетрадь, аккуратно ее открыла и начала читать:
– «… Если я не ошибаюсь, в Евангелие сказано: «Возлюби ближнего своего, как себя самого». Это значит, что человек сам себя любит изначально, и это не плохо, это никем не оспаривается, иначе было бы сказано: «Не люби себя, а люби ближнего…». Но!!! Эгоист никогда не сможет полюбить кого—то, кроме себя. Соответственно, если ты любишь себя – это само по себе не плохо и не превращает тебя в эгоиста. Отсюда следует, что эгоизм – это не только когда человек любит себя, это значит, что человек НЕ ЛЮБИТ НИКОГО, кроме СЕБЯ. Поэтому, эгоизм – это плохое качество, с ним надо бороться…». Дальше идут примеры из жизни, хочу отметить, грамотно подобранные.
Все ученики посмотрели на Максима, мальчик смутился и опустил голову. Оксана Борисовна обратила внимание на движение в классе, едва заметно улыбнулась:
– Извини меня, Максим, забыла, что твое «Но!!!» всегда тебя выдает. Но стесняться тут нечего, твои работы всегда оригинальны. Молодец! – учительница не стала класть тетрадь в общую стопку, – отдала ее мальчику.
– Не могу не зачитать еще одно сочинение, – Оксана Борисовна взяла со стола третью тетрадь, – «… Однажды в разговоре, отец процитировал Островского: «Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…». Возвращаясь к теме, хочу задать вопрос: сможет ли эгоист прожить жизнь так, чтобы не было ему перед смертью стыдно? Напрашивается ответ: смотря какую жизненную цель ставил перед собой тот самый эгоист. Интересно, какие могут быть цели у эгоиста? Ответ прост: брать, брать, брать и ничего не давать взамен. В итоге получится существо, напоминающее паразита. Подобных людей не так и мало, но нужно вспомнить поговорку: «Что посеешь, то и пожнешь». То есть жить нужно так, чтобы дети и внуки ухаживали за тобой в старости по собственному желанию, от души и с любовью; чтобы были настоящие друзья, которые, и в радости, и в болезни будут рядом, спасая от одиночества; чтобы после смерти ни у кого не возникло желания плюнуть на твою могилу…»
Все ученики повернулись в сторону Ильи. У него особенный стиль: все его сочинения строятся на вопросах—ответах, и тон имеют назидательно—поучительный. Девчонки заулыбались, ловя взгляд его голубых глаз и надеясь получить ответную улыбку. Всем известно, что женская половина класса без памяти влюблена в Илью. Только он пока никому из девочек своего предпочтения не отдал, со всеми одинаково вежлив.
Оксана Борисовна взяла со своего стола стопку тетрадей и, медленно проходя по рядам, стала их раздавать ученикам.
– Давайте подведем итог, – обратилась она к классу, – эгоистичное поведение отталкивает окружающих людей или притягивает?
Нестройным хором ученики ответили: «Отталкивает».
– Хорошо, тогда объясните мне, почему многие психологи на своих тренингах утверждают обратное? Внушают людям, что чем эгоистичнее они будут себя вести, тем больше их будут ценить и уважать. Откуда берутся такие убеждения? Подумайте, какие качества характера на самом деле привлекают окружающих людей? – Оксана Борисовна остановилась, обвела взглядом учеников, – Судя по вашим сочинениям, могу сказать, что сегодняшние психологи перепутали понятие эгоизма с чем—то еще…
Молчание в классе затянулось.
– Илья, может быть, тебе есть что сказать?
Высокий, спортивного телосложения мальчик с темно—русыми короткими волосами и ясным взглядом голубых глаз поднялся с места.
– Лично меня привлекают в человеке внутренняя сила и ум, по этим качествам я ориентируюсь, интересен он мне, как личность, или нет.
– Достоин ли он твоего внимания? – Оксана Борисовна лукаво улыбнулась, отмечая, смущение Ильи: мальчик, видимо, понял, что его высказывание выглядит нескромно, хотя сам Илья не высокомерен по своей натуре. Учительница это знает, но все равно заострила на этом внимание, возможно, для разрядки обстановки, а может, с другой целью.
Все ученики действительно заулыбались, но Илья тут же продолжил:
– Согласен, звучит немного пафосно, но Вы спросили, какие человеческие качества вызывают у меня уважение и желание общаться, – Илья посмотрел на Оксану Борисовну, та кивнула и едва заметно улыбнулась, – Так вот, первое качество – внутренняя сила. Она помогает человеку ставить перед собой цели и достигать их, невзирая на трудности. Неудачи не ломают сильных людей, а лишь делают их еще сильнее. Второе необходимое качество – это ум. Люди, обладающие гибким умом, умеют воспринимать и анализировать любую информацию, у них всегда есть свое мнение. С ними интересно общаться, у них есть чему поучиться.
Оксана Борисовна закончила раздавать тетради и вернулась к доске.
– Спасибо, Илья, садись, – учительница сцепила руки в замок, сделала несколько шагов вдоль доски и повернулась лицом к классу, – Илья перечислил ценные качества, достойные уважения и позволяющие считать человека личностью. Именно умение анализировать и совершать самостоятельные выводы препятствует внушению ложных ценностей. К сожалению, в нашем обществе произошли серьезные подмены понятий. Эгоизм – это всего лишь одно из них. Поэтому, будьте внимательны, не позволяйте никому манипулировать вашим сознанием. Слушайте сердце и имейте свое мнение.
Прозвенел звонок.
Оксана Борисовна взяла со стола мобильный телефон.
– Со следующего урока у нас по программе Бунин. Ознакомьтесь дома с его биографией и начинайте читать «Темные аллеи», – учительница обвела взглядом всех детей и улыбнулась, – Урок закончен, до свидания. – Услышав в ответ дружное: «До свидания!», сосредоточилась на экране своего телефона и вышла из класса.
Илья с нетерпением ждал окончания учебного дня, ему хотелось рассказать Максиму о субботнем разговоре с отцом. Конечно, можно было бы встретиться с другом вчера, но мамино наказание никто не отменял, и Илье пришлось все выходные просидеть дома, без телефона и интернета.
Урок литературы сегодня был последним, ученики стали складывать вещи в портфели, желая поскорее покинуть школу. Илья с Максимом исключениями не были. Быстро собравшись и выйдя на улицу, друзья вместе отправились в сторону своих домов. По дороге Илья рассказал о предстоящем эксперименте в летнем лагере и о том, что отец предложил ему в нем поучаствовать.
– А тебе—то зачем в лагерь? Ты, вроде, не сидишь за компом сутки напролет. – Настроение Максима явно испортилось. Он так сильно ненавидел всех психологов, особенно Солодкову, что любое напоминание о ней травило ему душу. Отец с ним всегда был откровенен, не видел смысла скрывать от сына причину смерти матери и, более того, рассказал ему о собственных расследованиях, которые ведет совместно с Вадимом Николаевичем – отцом Ильи.
Путь до дома проходил через сквер. Часто, идя из школы, мальчики задерживались здесь и разговаривали на разные темы. Вот и сейчас Илья остановился около одной из лавочек, смахнул с нее снег, расчищая место для школьного рюкзака, и, скинув его с плеча, засунул руки в карманы. Максим встал рядом, поставив одну ногу на металлическую боковину лавочки.
– Отец сказал, что неплохо бы найти применение моему таланту и сорвать эксперимент, – Илья прищурился, глядя на хмурое небо, – Он считает, что с моей помощью можно помешать психологам «вешать лапшу на уши» девчонкам.
Илья надеялся, что Максим заинтересуется и поможет ему составить план действий. Вдвоем у них всегда здорово получалось придумывать. Но друг смотрел себе под ноги и молчал. Илья почувствовал себя виноватым, но не понимал, в чем.
– Только я еще не решил, как буду себя вести и так далее…
Робко произнесенная фраза Ильи была резко прервана гневной тирадой друга:
– Я вот только не пойму, почему мне отец ничего не сказал?! Это я должен отомстить этим уродам, а не ты! – Максим отвернулся и уже собрался уходить.
– Макс, – Илья положил руку другу на плечо, – остынь. Ты и сам все понимаешь, я первым делом спросил своего отца о тебе…
– И?.. – Максим посмотрел на Илью.
– Твой отец боится, что ты не сдержишься и что—нибудь натворишь, не подумав, – Илья понизил голос и опустил голову.
– Ты тоже так думаешь? – глаза мальчиков встретились. Максим смотрел с вызовом, но прямой открытый взгляд друга подействовал успокаивающе.
– Я верю в твой самоконтроль, – спокойно продолжил разговор Илья, – но что, если в лагерь заявится сама Солодкова? Сможешь ли ты сдержаться в ее присутствии и сыграть свою роль до конца, не выдав нас? А она, я думаю, вполне может наведаться.
Максим со злостью плюнул в сторону, засунул руки в карманы.
– Вы правы, одному мне не справиться, – Максим нахмурился и замолчал. Через секунду его взгляд посветлел, на лице появилось восторженное выражение, – Илюх! Набирают двух пацанов?!
– Двух, – Илья понял задумку друга и широко улыбнулся, предвкушая нечто грандиозное.
– Значит…
– Значит, будем участвовать вместе! – перебил Максима Илья, – только, думаю, наши отцы не согласятся.
– Надо уговорить. Обязательно. Мы должны будем защитить двух девчонок от внушения.
– Ага, но для этого надо будет найти с ними общий язык, а они, между прочим, чокнутые, повернутые на всяких «Одноклассниках» и неизвестно, как с ними вообще общаться, – Илья слепил снежок и запустил его в дальнюю урну. Попал.
– Придется поднапрячься и подружиться с ними, – Максим постучал ногами, стряхивая снег с ботинок
– Да выкрутимся как—нибудь, проведем свой эксперимент по укрощению строптивых, – усмехнулся Илья.
– И назовем его «Эксперимент «СП», – Максим улыбнулся.
– «СП»? Это чтоб никто не догадался?
– Чтоб никто не догадался – это «Ы», а у нас будет «СП» – значит «Сопротивление и Противостояние».
– О! Прикольно, мне нравится. Некий ответ Солодковой на её «СП».
– Ладно, пошли быстрее, – Максим нахмурился, – мне еще предстоит серьезный разговор с отцом.
***
Любую крупную фирму или завод можно сравнить с муравейником. Когда заканчивается смена, рабочие высыпают на улицу, создавая шумную толпу. Кто—то торопится на транспорт, кто—то садится в личный автомобиль, но всех объединяет желание оказаться подальше от места работы.
Евгений вышел за проходные, взглянул на небо: луна уже хорошо видна, звезды, наверное, тоже, но облака не дают рассмотреть. Сегодня понедельник, рабочая неделя, можно сказать, только началась. Вот в пятницу на заводе короткий день, сокращенный на час. Но сегодня только лишь понедельник. Евгений направился в сторону трамвайной остановки, перечисляя в памяти все необходимое, что нужно купить в супермаркете около дома.
Неожиданно, слева притормозил серебристый автомобиль, Евгений удивился лишь на секунду, но увидев за рулем улыбающуюся Юлю, испытал радость, его сердце забилось чаще, но, взяв себя в руки, подавил желание улыбнуться в ответ. Девушка слегка нахмурилась, видя, что мужчина ей не рад, но, опустив окно пассажирской дверцы, сказала:
– Евгений, садитесь, пожалуйста, я Вас подвезу.
Какой—то нетерпеливый водитель сзади начал сигналить Юле, показывая свое недовольство из—за перекрытой дороги. Именно это поспособствовало внезапному решению Евгения. Он открыл дверь и быстро сел в автомобиль, тем самым, принимая предложение девушки. Краем глаза заметил, что лицо Юли приняло довольное выражение. Сам же Евгений пребывал в замешательстве, уже начал жалеть о своем поступке. Но самобичевание было прервано звонким веселым голосом:
– Евгений Михайлович, вы так быстро покинули рабочее место, что я даже не успела Вам сказать, что нам сегодня по пути.
Спрашивать, откуда она знает его адрес, Евгений не стал. Зачем? Ему давно уже по секрету рассказали, что новая сотрудница, Юлия Сергеева, им заинтересовалась.
Ярко—зеленые глаза смотрели лукаво, согревали душу. Евгений невольно улыбнулся в ответ, наблюдая, как рыжие короткие кудрявые волосы растрепались, подчиняясь порыву ветра.
– Ой, прошу прощения, сейчас закрою окно, – только и смог сказать Евгений, радуясь появившейся возможности отвернуться от девушки и вырваться из власти ее взгляда.
Юля не замолкала ни на минуту, не давая воцариться неловкому молчанию. Не задавала вопросов, чувствуя, что Евгений не расположен общаться, но темы для разговора у нее не заканчивались. Создавалось впечатление, что она заранее готовилась к этой встрече, желая покорить красноречием сердце собеседника. Евгений, поняв, что нетактичных вопросов со стороны Юли не последует, заметно расслабился, наслаждаясь звуком ее голоса. Запомнил ли он истории, рассказанные девушкой? Вряд ли. Но чувства покоя и уюта, испытанные им в салоне автомобиля, теперь будут ассоциироваться с зелеными глазами, ярко—рыжими волосами и озорной улыбкой.
– Где остановить? – задала Юля вопрос, сворачивая с основной дороги и проезжая мимо супермаркета.
Евгений оторвал взгляд от лица девушки, и с удивлением осознал, что получасовой путь закончен. Даже не заметил, как оказался почти около дома.
– Вот здесь, около магазина, пожалуйста.
Девушка удобно припарковала машину и радостно улыбнулась Евгению, наблюдая, как он расстегивает ремень безопасности.
– Юля, спасибо, что подвезли, – Евгений почувствовал себя неловко, ему казалось, что девушка ждет от него каких—то действий или слов, но что он может ей предложить? Воспитание взрослого сына? Кучу проблем? Да и неизвестно, как вообще воспримет сын эти отношения. Вдруг сочтет предательством? Она – ангел. К тому же, моложе его на восемь лет, месяц назад праздновала на работе свое тридцатилетие. Нет, пусть все остается как есть. Евгений, приняв решение, серьезно посмотрел девушке в глаза. – До свидания. – Вышел из машины, аккуратно закрыл за собой дверь и уверенной походкой направился к автоматическим дверям магазина.
***
Максим ждал отца на кухне, то и дело выглядывая из окна второго этажа. Конец зимы. Темнеет рано, но уличные фонари еще не включились. Фигуру отца мальчик различил сразу, как только тот показался из—за угла. Прислонившись лбом к окну, Максим некоторое время следил за знакомым силуэтом, невольно оценивая внешний вид родного человека: высокий мужчина в светло—сером пуховике и черных джинсах уверенной походкой идет к дому. В руках несет пакет, судя по объемам, тяжелый. Не так давно Максим, ожидая отца с работы, взглядом выискивал синий автомобиль «Нексиа», а теперь папа ходит пешком. Мальчик почувствовал благодарность за подаренный фотоаппарат и сразу перестал злиться.
Открылась входная дверь – отец пришел домой. Разделся, принес пакет на кухню. Сын, как обычно, помог разложить продукты в холодильник и накрыть на стол. Пока разогревался в микроволновке ужин, Максим решил начать важный для него разговор:
– Пап, ты мне доверяешь?
Евгений с некоторым удивлением посмотрел на сына:
– Странный вопрос. Ты знаешь, что доверяю.
– Тогда почему не предложил мне поехать в лагерь на эксперимент Солодковой?
Евгений глубоко вздохнул, достал из микроволновки блюдо с макаронами и котлетами, поставил его на стол и сел напротив сына.
– Ты сам не понимаешь, почему?
– Как же, Илья объяснил! Поэтому и спрашиваю: ты мне доверяешь?
Евгений неопределенно качнул головой.
– Доверяю.
– Запишешь меня на проект? – спросил Максим и замер в ожидании, боясь получить отрицательный ответ.
Евгений прикрыл глаза, едва заметно нахмурился, кивнул каким—то своим мыслям и, видимо, приняв решение, прямо посмотрел в серые глаза сына.
– Постараюсь.