Глава 1 Навстречу новому миру: новое слово о новом веке

Наследственные шаманы, с которыми я работал, а в основном это индейцы из племени виррарика, живущие в горах Сьерра Мадре на западе Мексики, где нет ни дорог, ни электричества, и ведущие традиционный образ жизни, сочли бы слово экошаманизм странным и избыточным: в наше время эко все чаще означает «экология», а в сочетании со словом шаман – становится бессмысленным или, по крайней мере, излишним: эти шаманы работают исключительно с миром Природы и ее духов. Это не те шаманы, о которых говорят проповедники нью эйдж. В современном мире можно найти городских, корпоративных и множество других шаманов, у которых нет или почти нет опыта взаимодействия с Природой и которые, проживая в городе, ведут пагубный для Природы образ жизни.

До сих пор шаманом всегда называли человека, служащего проводником в мир, существующий за пределами человеческого сознания. Истинный шаман, обладающий как знаниями многих поколений предков, так и личным опытом взаимодействия с этим миром, брал на себя обязательства по решению грандиозной задачи – поддержания равновесия между людьми и окружающей средой. В отличие от тех шаманов, у большинства новых шаманов отсутствует даже необходимая в этом вопросе практика; они не принадлежат к той культуре, в рамках которой пытаются работать. В глазах наследственного шамана, проживающего вне промышленного мира, такой – городской – шаман не имеет права заниматься своей деятельностью.

Таким образом, в наше время беспрецедентных экологических катастроф необходимо различать шаманские практики, взаимодействующие с миром Природы и не взаимодействующие. Отсюда и происходит термин экошаманизм.

Экошаманизм: исцеление от травмы

Те разнообразные и тяжелые проблемы окружающей среды, что случаются по вине человека, то количество этических, психологических и духовных проблем, наблюдаемых в современном обществе, делают необходимым поиск средств исцеления и восстановления баланса в отношениях между человеком и Природой. Решить эту задачу пытаются многие современные течения, такие как экошаманизм, глубокая экология, биорегионализм, экопсихология, теория о живых системах, неоязычество и геоцентрические религии.

Экошаманизм присоединяется к этим движениям, помогая современному человеку осознать психическую и физическую реальность нашей взаимозависимости с жизнеутверждающими силами Земли. В том виде, в каком шаманство существует в коренных культурах, это занятие не из легких; то же можно сказать и об экошаманизме. Этим не занимаются, лежа на диване, – в кабинете, оборудованном системой климат-контроля; это – непосредственное общение с миром живой и разумной Природы.

Мир природы, как и психика современного человека, претерпел серьезные разрушения, в некоторых случаях – даже необратимые; исцеление требует переживания опыта подобной, если не большей интенсивности, чем тот, что стал причиной травмы. Единственная сила, превосходящая человеческие технологии массового уничтожения, – сила Природы, наполняющая все живое на Земле. Связь и общение с древней мудростью природных систем Земли и священными духовными элементами – ключевые понятия экошаманизма, цель которого – восстановление нашей психической связи с Землей, единства с окружающей средой, нашими физическими телами и с другими людьми.

Если мы хотим снять заклятье сумасшедшего современного мира – мы должны совершить своего рода революцию, вытащив наружу все самое сокровенное и научившись говорить без слов. Экошаманизм – в этом смысле – должен стать фоном для нашего существования, глотком свежего воздуха посреди мусорной свалки, отсветом природы в глазах молодого бычка, которого ведут в «Бургер Кинг». Когда же мы исцелим себя, тогда сможем отразить природные стихии и начать новую жизнь – с природным духом внутри себя.

Моими учителями в течение многих лет были наследственные шаманы, живущие вдали от цивилизации. Однако чем больше я узнавал о шаманских практиках, тем увереннее приходил к выводу о том, что слышать Природу – в каждый момент времени – гораздо важнее, нежели учиться у людей. Многие из нас уже получили призыв к ученичеству у шаманов, а кто-то еще пока даже не догадывается о том, что ему только предстоит его получить; безусловно, мы должны откликнуться на этот призыв, но что гораздо важнее, – так это не просто получить знание, а применять шаманские техники в точности как это делали древние шаманы – погружаясь в мир Природы своей местности, общаясь с ней и ее духами, живя в согласии с ними.

Это значит, что, прежде чем приступать к изучению каких-либо техник древних племен, необходимо встретиться с миром Природы. Установление физического и психического контакта с ней дает духовную связь шамана с Природой; именно это и должно стать вашей первой целью. В сущности, речь идет о том, чтобы выработать определенный взгляд на мир, позволяющий сформироваться здоровой среде для развития и применения шаманских практик.

Такие процессы не происходят вдруг. Мировоззрение формируется годами, как и подлинные шаманские практики. Я понимаю, что эта перспектива куда менее привлекательна, нежели, например, поездка в какую-либо экзотическую страну, сулящая опыт работы с шаманом какого-нибудь древнего племени. Но даже и в этом случае, если вам повезет и вы найдете именно такого, настоящего шамана, а их осталось крайне мало, и он в свою очередь согласится обучать вас – вам предстоит проделать не менее тяжелую работу. Эта работа начинается именно здесь, на нашей (вашей) земле, под небом, что простирается над моей (вашей) головой. И чтобы постигнуть глубинную шаманскую связь с Миром и Вселенной, мы прежде всего должны заново познакомиться с тем, что составляет основу нашей повседневной жизни. Экошаманские практики в этом смысле могут стать тем самым мостом, перейдя который мы обретем целостный взгляд на мир, что станет отправной точкой нашего путешествия.

Шаманское видение мира

Первыми хранителями духовного знания стали именно шаманы. Принято считать, что истоки такого явления, как шаманизм, следует искать в Северной и Центральной Азии, однако не меньше оснований полагать, что параллельно он мог начать развиваться как в Африке, Австралии или Европе, так и в Америке. Сегодня шаманов можно найти скорее на Американском континенте, среди немногих древних племен и народов, сумевших сохранить эту священную традицию. Среди своих соплеменников они исторически выполняли огромное множество функций: были знахарями и психологами, провидцами и актерами, но главное – посредниками между миром людей и миром, существующим за пределами человеческого сознания. Они были духовными лидерами, обладавшими познаниями не только в области физического мира со всеми его существами – людьми, животными и растениями, но и в области мира космоса, мира духов, мира божеств. В наше время шаманы, как правило, также служат посредниками между своей древней культурой и современностью – как дипломаты или политики.

Культурная платформа и учение о шаманизме – очень древняя система, если не старейшая из известных человечеству. Поэтому можно сказать, что шаманы древнее богов; именно их изображения – танцующих в масках – на стенах пещер каменного века предшествовали появлению первых мировых религий. Древний классический шаманизм не основывался на почитании одного бога или зашифрованных писаний; он включал особые техники и идеологию обращения к духовным сущностям и экологическим реальностям. Шаманы, понимая единство и взаимопроникновение природных систем, частью которых являлись и они сами, и их племена, видели свою обязанность в том, чтобы поддерживать равновесие между обществом и Природой, работать с сообществом как с социальной единицей и применять свои таланты в деле исцеления соплеменников. Таким образом, с объективной точки зрения шаман – это интеллектуальный знахарь и мистик, хотя подобное утверждение и представляет собой яркий контраст современному фрагментированному представлению о мире, поскольку наше так называемое цивилизованное (в частности, западное) сознание разделяет сознание, тело и дух, а соответственно, и функции психотерапевта, врача и священника.

Шаманизм учит, что ключ к здоровью – личная гармония; современное же представление о терапии относит исцеление к внешнему источнику. Другими словами, если врач диагностирует болезнь и прописывает определенное лечение, шаманизм учит человека жить в гармонии с миром изначально – так, чтобы болезнь вообще никогда не возникла. Если человек заболевает – первое, что следует сделать с точки зрения шаманизма, – это определить наличие дисбаланса в жизни человека, чтобы найти средство для облегчения симптомов недуга и исцеления. Этот метод основан на идее изначальной ценности равновесия между миром людей и миром Природы.

Сегодня задача шаманов более чем когда-либо прежде состоит в том, чтобы создать духовную среду для восстановления экологии и почтительного отношения человека к питающим Источникам жизни, способствовать прекращению наступления промышленности на наш духовный дом – Природу. Шаманское видение мира предполагает взаимодействие между мирами – привычным и тем, что лежит за пределами человеческого понимания; на мой взгляд, это – важнейший аспект шаманизма начала двадцать первого тысячелетия. Однако в последнее время внимание антропологов и спиритологов Нового века было сосредоточено главным образом на эзотерических трансовых состояниях и мистических способностях шаманов – без подробного изучения механизма их достижения и значения как для самого шамана, так и для его племени, и без учета того, что все шаманские практики древности были обращены к опыту людей, живущих в реальности мира Природы, и принимали во внимание определенные жизненные обстоятельства. Место, на котором проживало племя, считалось чем-то гораздо большим, чем просто географическая местность: все здесь – животные, растения, воздух и – в особенности – земля – было неразрывно связано с самоидентификацией каждого представителя племени.

Сегодня наше восприятие самих себя, к сожалению, лишено этой органичности, поэтому, прежде чем принимать участие в каких бы то ни было шаманских обрядах и церемониях, необходимо понять, как именно они соотносятся с нашей жизнью. Экошаманские практики воссоединения человеческого сознания/тела/духа с миром Природы не принесут желаемого результата, если мы будем пытаться применять их в условиях экологического дисбаланса.

Это значит, что наша первостепенная задача будет состоять в работе над строительством платформы, с которой возможно оценить экошаманский опыт на рациональном уровне. Все шаманские опыты и прозрения, даже самые глубокие, должны быть основаны на повседневной жизни, в противном случае они окажутся бесполезными с практической точки зрения. В этом смысле вполне рациональной платформой может стать наше понимание мира – с философской и психологической точек зрения; я называю его видением мира.

Эта платформа должна быть не только устойчивой, но и имеющей потенциал роста за счет экошаманских опытов. По мере того как наша картина мира разрастется и станет включать в себя такой опыт, какой сейчас мы даже не можем себе представить, нам потребуется выстраивать на нашей платформе дополнительные элементы.

В качестве примера я расскажу о том, в какой ситуации оказалась моя подруга – назовем ее Марией – из племени виррарика, получившая три года назад призыв стать маракаме (поющим шаманом). Она совершала паломничество в священную пустыню Вирикута, когда однажды ночью хикури (пейотль) и Дедушка Огонь даровали ей множество видений. Самым важным среди них было видение двух магических перьев орла, парящих над огнем. Ей был голос, велевший поймать эти перья и взять их с собой, поскольку однажды она сама должна будет стать поющим шаманом, и эти перья обязательно помогут ей во время пения голосом Огня.

Подобные видения – один из способов получения призыва стать шаманом; важно, что с этого момента необходимо начинать учиться, в данном случае – искусству пения голосом Огня. Мария должна была выучить песню каждого священного места и постепенно менять свою повседневную жизнь и видение мира в соответствии с этим призванием.

Племя Марии полностью принимает и почитает подобные видения, и отныне ее обязанность – учиться искусству шаманского пения. Каждое ее паломничество в священное место с просьбой о помощи в обучении расширяет круг ее повседневных занятий и углубляет понимание себя, включая эти новые опыты. Кроме того, она чувствует постоянную поддержку племени, поскольку ее шаманские способности воспринимаются как поддерживающие восприятие мира, образ жизни и космологию ее общества и культуры.

Я привел этот пример, поскольку он дает понять, насколько видение Марии и призыв стать поющим шаманом несовместимы с современной культурой. Паломничество в священное место, к которому Мария готовилась с детских лет, ситуация, в которой были получены видение и призыв, а с ним и обязанность учиться искусству шаманского пения голосом Огня предполагают отличное от современного, обывательского взгляда видение мира, которое можно отнести к отдельной реальности человеческого существования.

Я осознал это, когда участвовал в экошаманских практиках под руководством кавитеро из племени Марии, а вернувшись от индейцев виррарика домой, понял: без кардинального изменения своего видения мира я не смогу превратить опыт постижения этой «отдельной реальности» в часть своей повседневной жизни. Это ошеломляющее открытие чуть было не толкнуло меня на то, чтобы оставить древнее искусство, которому меня учили. Лишь в результате кропотливой работы по изменению своей картины мира и повседневных занятий я смог построить мост между экошаманскими практиками и современным пониманием человека и мира.

Мне стало ясно, что для успешного осуществления экошаманских практик необходимо найти такие «уголки» в нашей повседневной жизни, где бы мы смогли понемногу строить свои мосты в новый мир. При этом нам нужно иметь возможность пересекать эти мосты в обе стороны, чтобы постепенно адаптировать наше видение мира и воспринимать экологичный образ жизни и экошаманские практики на более глубоком уровне.

В качестве основы для определения таких уголков, где бы мы смогли начать строить эти мосты, я предлагаю вам воспользоваться таблицей, в которой приведены некоторые тезисы касательно двух картин мира, и обдумать возможности построения и поддержания экошаманской платформы в повседневной жизни. Это позволит обрести экошаманский опыт.

Чем ближе наше видение мира к тому, что представлено в этой таблице второй строкой, – тем глубже мы сможем пережить опыты, описанные в этой книге, и сделать их частью своей повседневной жизни. Прийти к такому восприятию мира мы сможем лишь тогда, когда начнем действовать соответствующим образом в повседневной жизни. Ниже приведены несколько способов утверждения этого видения мира в современном обществе.



• Участвуйте в движении против идеологии потребления: покупайте только то, что нужно для обеспечения ваших насущных потребностей, и не позволяйте себе убегать от жизни посредством шопинга.

• Раздайте личное имущество, оставив себе лишь необходимый минимум.

• Уровень вашей жизни в материальном выражении не должен значительно отклоняться от уровня жизни в так называемом третьем или четвертом мире.

• Пользуйтесь старыми, но исправно служащими вам вещами и не покупайте новые лишь потому, что они новые.

• Занимайтесь таким делом, которое имеет значение для жизни, а не просто «зарабатывайте».

• Занимайтесь только осмысленной деятельностью и никогда – механической, лишь ради того, чтобы только чем-то себя занять.

• Ведите такой образ жизни, в основе которого – гуманизм и уважение к Природе и к людям.

• Живите на природе, а не просто изредка посещайте национальные парки и красивые пригороды, переполненные по выходным усталыми горожанами.

• Воспитывайте в себе чувство ответственности перед местной экосистемой.

• Не оставляйте следов своего пребывания на природе.

• Приобретайте овощи и фрукты, выращенные в вашей местности, или выращивайте их самостоятельно.

Вот основные условия перехода от потребительского образа жизни к экологичному; их выполнение необходимо, поскольку подразумевает переживание уникального личного опыта и позволяет принять на себя личную ответственность и выработать собственное практическое руководство к действию. Это – мост к экошаманским опытам.


Цель такого опытного постижения экошаманизма – преодоление убеждений, мнений, представлений, правил и ограниченного видения мира, на которое мы либо согласились, либо были принуждены вследствие необходимости приспосабливаться к общепринятому образу жизни, противоречащему как природе, так и скромным потребностям и желаниям нашего организма. В результате потребительского образа жизни мы незаметно утрачиваем глубочайшие психические, физические и духовные связи с Природой, за что платим высокую цену. Жизненная сила, творческий импульс, спонтанность, чувство единства, самоуважение и следование той дорогой в жизни, которая приносит удовлетворение, – все это уходит, когда мы забываем о главных потребностях своего организма. Сам принцип работы механизированной фабрики или сборочного конвейера подавляет спонтанные, эмоциональные и случайные стороны человеческой натуры, и все это ради беспрестанного усиления власти денег, сопровождающегося забвением священного.

Личный опыт глубокой психической и духовной связи с живым телом Земли – наша единственная защита от индустриализации и дегуманизации жизни.

ШСС и ЭСС

Шаманское состояние сознания (ШСС) – термин, обозначающий искусственно вызываемое состояние с целью постижения и осознания информационной природы Вселенной, не зависящей ни от каких концепций и представлений. В этом состоянии восприятие свободно от предубеждений и теоретизирования, реальность воспринимается вне пространства и времени, а внутреннее и внешнее – не существуют. Это состояние не является чем-то сверхъестественным, оно помогает обрести опыт расширенного восприятия реальности.

Наглядно представить это поможет следующее описание восприятия действительности человеческим сознанием на различных уровнях.


1. Первый уровень восприятия действительности характерен как для современной западной культуры, так и для всех других культур, утративших понимание своего единства с Природой и Космосом. На этом уровне эго сосредоточено исключительно на себе и изолировано от мира, существующего за пределами человеческого сознания.

2. На втором уровне появляется некоторое осознание связи каждого человека с другими существами, соседствующими на одной с нами планете, и миром Природы в целом. Как следствие – начинает развиваться способность к эмпатии; но пока она не будет развита в полную силу, еще не сможет уберечь человека от причинения вреда чему-то или кому-то.

3. На третьем уровне эго периодически соединяется с окружающей средой или другими существами.

4. Четвертому уровню в шаманизме уделяется особое внимание, так как здесь мы отождествляем свой организм с единым большим организмом Природы – с растениями и животными, со всеми явлениями и формами коммуникации, недоступными нашему сознанию на предыдущих уровнях. На этом этапе оно свободно от человеческих суждений и оценок.

5. На пятом уровне понимание единства своего «Я» с окружающей средой приводит к «молчаливому знанию» или знанию без слов, телепатии, способности передавать энергию и/или исцелять, сжимать или растягивать время, к раскрытию способностей, которые обычно считаются сверхъестественными или экстрасенсорными. Опыт, получаемый на этом уровне, словами описать невозможно.

6. Шестой уровень – уровень свободы от всех человеческих привязок; организм и сознание неотделимы от Единого Сознания Космоса.


Опыт шаманской связи, выраженный в единении с Абсолютом, случается, как правило, на третьем, четвертом и пятом уровнях. И он тем интенсивнее, чем активнее происходит контакт с Природой, способствующий укреплению связи с окружающей средой и, соответственно, – освобождению от исключительно человеческих забот и проблем. Различные церемонии, определенные ритуалы, специальные практики, направленные на расширение сознания, помогают осознать это единство. Сначала – с подобными себе, затем – с другими существами, обитающими в обширном природном мире, и наконец – с силами, непостижимыми обычным восприятием в условиях линейного времени.

Хочу подчеркнуть, что техники, представленные в этой книге, относятся к опытам, которые я называю положительными. Другими словами, вы не найдете здесь практик, направленных на причинение вреда кому-то или чему-то, делающих человека уязвимым перед недобрыми намерениями других людей. Все шаманские культуры владеют знаниями о черной магии, и большинство таких практик предполагает применение потенциально опасных галлюциногенных или стимулирующих растений и веществ. Таких рецептов вы здесь не найдете, но экошаманский опыт в определенном смысле подобен положительному воздействию отдельных галлюциногенных растений. Каких именно – вам следует знать наверняка, чтобы глубже понять это состояние сознания.

Во-первых, значительную роль играют место и обстановка, поскольку они, наравне с целью проведения обряда, определяют качество опыта и состояние сознания, которого вы сможете достичь. Это надо понимать, поскольку многие антропологи и последователи течения нью эйдж относят все шаманские опыты к одной категории, а также потому, что огромное количество интересующихся шаманизмом даже не догадывается о необходимости узнать, на какой именно – с точки зрения истории этноса – земле они живут, прежде чем приступать к попыткам получения шаманского опыта. Что касается достижения ШСС, то, возможно, самые важные условия для проведения ритуала – это место и обстановка.

Во-вторых, вы получаете информацию из источника, не ограниченного исключительно человеческим восприятием. Знания могут приходить в форме видений, интуитивных озарений, познания жизни растений и общения с животными.

В-третьих, вы осознаете смерть и перерождение. Вы можете пережить опыт расчленения на части, растворения, взрывания или какой-то другой смерти, чтобы затем возродиться заново и почувствовать себя более здоровым и сильным. Эти опыты могут оказаться для вас слишком тяжкими, но просветляющими и вдохновляющими.

В-четвертых, интенсивность опыта можно усилить за счет обращения к музыке, пению, танцу, барабанному бою.

В-пятых, этот опыт можно считать опытом духовного восприятия, поскольку его возможно достигнуть посредством самых разнообразных средств, и в этой книге рассказывается о многих из них.

Добавлю, что эти аспекты, общие для опытов с применением стимулирующих растений с целью вхождения в ШСС, в современных практиках, известных как неошаманизм, отсутствуют. В этом плане практики и видение мира, характерные для экошаманизма, намного ближе к тому, что называют классическим шаманизмом. Чтобы четко понимать разницу между ними и обозначаемыми ими явлениями, а также термином «коренной шаманизм», давайте разберем их подробнее.


Неошаманизм отражает интерес современных людей к шаманизму, возникший прежде всего благодаря популярным работам Мирча Элиаде, Карлоса Кастанеды и Майкла Харнера.

Коренной шаманизм – основа неошаманизма; его зачинателем стал Майкл Харнер, возглавляющий Фонд Шаманских Исследований.

Классический шаманизм предполагает обращение к практикам коренных шаманских племен и народов.


Неошаманизм настолько далек от классического и настолько ярко индустриализован и коммерциализирован, что для понимания разницы между ними достаточно двух моментов. Во-первых, то, что преподносится в современном потребительском обществе под видом шаманизма и так называемых сопутствующих ему товаров, не имеет никакого отношения к практикам коренных шаманских племен и народов. Это: CD с записями барабанного звучания, видео с сюжетами, в которых люди принимают неестественные позы, и историями о жизни природы, сочиненными городскими писаками, методички по технике направленной медитации вместо путешествия души и так далее. Авторы неошаманизма, безусловно, достойны признания за то, что сумели вызвать в западном мире интерес к шаманизму, но – я знаю – сейчас многие люди готовы к более глубоким и аутентичным знаниям.

Во-вторых, очевидное различие неошаманизма и классического шаманизма заключается в направленности практик. Если первый сосредоточен на личностном и духовном развитии тех, кто осуществляет эти практики, то в основе второго – идея служения обществу и обязательства каждого перед всеми. Последователи неошаманизма преследуют цель личностного роста, стремясь посредством шаманских техник «найти себя», чтобы стать лучше и полнее реализовать свой человеческий потенциал, тогда как классический шаманизм преследует цель служения обществу.

В таблице ниже приводится краткий обзор других, наиболее значимых аспектов, по которым различаются неошаманизм, экошаманизм и классический шаманизм.



Я убежден, что время для признания современных людей, получивших призыв к шаманскому служению, наступило; пора предоставить им все возможности для обучения и развития, понимая вместе с тем, что существует огромная разница между шаманским служением и использованием шаманских практик для личного роста. В обоих случаях, и особенно – для тех, кто был призван стать практикующим шаманом, эта книга – только трамплин для установления личных отношений с духами, что станут вашими настоящими учителями. Когда вы установите эти отношения, именно они, духи, укажут вам следующие шаги к изменению; вам будут преподнесены особые уроки, открыты обряды посвящения и проведена шаманская «специализация».

Возможно, самое важное, что классический шаман делает для своего сообщества, – это поддержание целостного видения мира. Каждое поколение шаманов всякий раз, излечивая болезнь, благословляя ребенка, проводя церемонию, направленную на взаимодействие с Природой и Космосом, не дает Миру распасться. Современная культура трагически утратила такое восприятие действительности, но новые шаманы способны помочь восстановить его и вернуть в наш мир духов.

Шаманский обряд посвящения и измененные состояния сознания

Инициация или обряд посвящения в шаманизме имеет очень большое значение. Он включает множество процессов – как физических, так и метафизических, а именно – смерть и воскресение, ритуальное расчленение и извлечение внутренних органов, употребление сильнодействующих лекарственных растений, в том числе галлюциногенных, уединение в безлюдных местах, пост, экстатические путешествия в состоянии транса, особые отношения, в том числе сексуальные, с духами и многое другое.

Призыв к шаманской работе иногда посылается в виде болезни или личной трагедии, однако главные формы посвящения – очищение и наставление, и эти процессы совершаются не в один год. Шаманский путь – длинный и трудный; он сопряжен со множеством испытаний. Их цель – срывание масок и разрушение стен, которыми вы себя окружили. Люди, воспитанные в древних шаманских культурах, хорошо это понимают. Именно по этой причине они, как правило, неохотно следуют шаманскому призванию. Но лично я считаю, что мы, дети западной культуры, должны следовать этим путем, поскольку иначе мы так и будем продолжать жить в индустриализованной пустыне техногенного потребительства и никогда не познаем удивительных тайн Земли и Космоса.

Трудности и страдания – неотъемлемая часть шаманских обрядов – объясняются абсолютной необходимостью, а не мазохистской природой. На самом деле это трансцендентные инструменты, позволяющие взлететь и парить в воздухе. Они освобождают от движущейся по кругу, не приносящей удовлетворения жизни, раскрывают тайны мира, которые иначе могли бы открыться вам лишь в конце жизни. Мы сейчас говорим не о страданиях, испытываемых теми, кто стал жертвой трагических обстоятельств. В контексте шаманских практик страдание – необходимый опыт, цель которого – просветление. Это обучение – через боль (и радость) узнавания окружающего мира. Один из парадоксов шаманизма – знание через страдание, здоровье через болезнь, целостность через разделение, смерть в одной жизни и радостное воскресение в другой.

Шаманские обряды и практики изменяют сознание. В этом смысле они, можно сказать, нарушают обычное течение мыслей и задают новый ритм психическому восприятию. Измененные состояния сознания (ИСС) служат следующим целям:


• играют важную роль в шаманских обрядах;

• улучшают физическое и психическое функционирование;

• усиливают действие шаманских ритуалов и церемоний;

• переживаются как учеником, так и учителем во время обучения;

• вызываются старейшинами племени с целью поиска ответов на вопросы, в частности, вызываемые кризисом, в том числе современного мира;

• необходимы для установления взаимодействия между племенем и окружающим миром – флорой и фауной, стихиями Природы и силами Космоса;

• необходимы во время целительных практик и при колдовстве;

• необходимы для общения с духами, в том числе – умерших предков.


Общая и главная характеристика ИСС, вызываемых экошаманскими практиками, – достижение единства. Мы стремимся достичь измененных состояний сознания, которые в итоге откроют нам тайны мира и мы больше не будем отделены от него. Только так мы сможем продвигаться дальше по дороге трансформаций и трансмутаций, поскольку только так они и могут быть названы в этом контексте.

Приведенная таблица демонстрирует различия между обычным, повседневным состоянием сознания и измененным (ИСС), вызываемым экошаманскими обрядами и практиками.

В этой таблице представлены положительные стороны экошаманского опыта и отрицательные стороны современного мира, которых, конечно, значительно больше, но помните: на глубинном уровне экошаманские состояния сознания не поддаются словесному описанию, и поэтому многие аспекты ИСС здесь не указаны.

Итак, изучая и познавая во время шаманских обрядов и практик измененные состояния сознания, мы открываем для себя другую сторону вещей, переворачиваем их с ног на голову и выворачиваем наизнанку. Зачем? Прежде всего, с целью изменения мировоззрения. Расширяя свое сознание и углубляя понимание мира, мы познаем другие измерения реальности. Практическое их использование внушает нам надежду и придает силы вернуть человечеству духов, которых мы потеряли.


Загрузка...