Г

ГАЛОПИРУЮЩАЯ ИНФЛЯЦИЯ – все ускоряющееся обесценивание денежной единицы, быстрое падение ее покупательной способности.

ГАРАНТ – поручитель: государство, учреждение или лицо, дающее в чем-либо гарантию. Гарантия – один из способов обеспечения исполнения обязательств, применяемый в отношениях между хозяйствующими субъектами. Широкое распространение получил в кредитных отношениях, главным образом в банковской сфере. Организациям, которые не выполняют свои обязательства перед банком и допускают нарушения кредитной дисциплины, банк выдает ссуды только при условии предварительного предъявления гарантии. Используется при продаже товаров. Согласно российскому законодательству гарантийный срок начинает действовать с момента передачи товара покупателю, если иное не предусмотрено договором купли-продажи. В отношениях между хозяйствующими субъектами применяется такой инструмент исполнения обязательств, как гарантийное письмо

– официальный документ, содержащий гарантию чего-либо. Используется в международных экономических и иных отношениях, в которых гарантом выступает государство: получение кредитов, поставки товаров, сооружение объектов, заключение соглашений и договоров и т. д.

ГАРАНТИИ СОЦИАЛЬНЫЕ – материальные и юридические средства, обеспечивающие реализацию конституционных, социально-экономических прав членов общества.

ГАРАНТИРОВАННЫЙ ЧЕК— чек клиента, гарантированный его банком.

ГАРАНТИЯ (англ. guarantee) – выполнение каких-либо обязательств перед юридическими и физическими лицами. Используется в кредитных отношениях, главным образом банком. Организациям, которые не выполняют свои обязательства перед банком и допускают нарушения кредитной дисциплины, либо имеют недостаток собственных средств, либо неправомерно изымают оборотные средства, банк выдает ссуды только при условии предварительного предъявления гарантии. В широком смысле слова – документально оформленное ручательство одного лица, называемого гарантом, за выполнение обязательств другого лица перед своим контрагентом. Гарантом может выступать правительственный орган, коммерческая организация, крупная фирма и т. д. Объектом гарантии могут выступать: качество товара, сроки выполнения обязательств, страхование, социальные и политические права граждан и др.

Широкое распространение получила в международной торговле посредством гарантийных писем, выдаваемых грузоотправителем грузоперевозчику с готовностью принять на себя все претензии по количеству, качеству, упаковке груза. Способствует повышению ответственности хозяйствующих субъектов, устойчивости экономических отношений.

ГАРАНТИЯ РИСКА ЭКСПОРТЕРА – разновидность страхования от убытков по экспортным операциям (от риска невыполнения импортером его обязательств); такие гарантии предоставляются специализированными государственными и частными учреждениями.

ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ – правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне и заключаемый между Правительством Российской Федерации, общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей. Такие правовые акты принимаются регулярно: раз в 2–3 года. В 1999 г. было заключено очередное, седьмое по счету, Генеральное соглашение на 2000–2001 гг.

В Генеральном соглашении должны быть обязательно отражены: 1) предложения сторон по повышению минимального размера оплаты труда, соотношение его с прожиточным уровнем; 2) обязательства по повышению уровня заработной платы работников бюджетной сферы и соотношению его с уровнем зарплаты в промышленности; 3) обязательства работодателей по индексации заработной платы; 4) меры ответственности работодателей за обеспечение ее своевременной выплаты.

ГЕОЭКОНОМИКА – новая прикладная наука, исследующая поведение государства в конкретной ситуации, формулирующая его экономическую стратегию и тактику на международной арене. Геоэкономика изучает широкий спектр политико-экономико-географических проблем. Этот термин впервые был введен в научный оборот в США в конце 1980-х гг.

Геоэкономика анализирует действие различных экономических, демографических и экологических факторов в тесной увязке с пространственным положением страны или региона, их природными ресурсами, климатическими условиями.

Учет геоэкономических факторов служит основой при определении стратегии страны, отвечающей потребностям ее развития и национально-государственным интересам. Главное в геоэкономической политике – заинтересованность государства в создании условий, позволяющих повысить конкурентоспособность национальной экономики на мировых рынках.

С окончанием «холодной войны», распадом СССР в начале 1990-х гг. XX в. кардинально изменилась конфигурация геоэкономических сил. И хотя США все еще остаются самой могущественной в экономическом, политическом и военном отношении державой, главная тенденция мирового экономического развития состоит в формировании множества экономических центров, переходе мировой экономической системы к полицентризму.

Формирование стратегии развития России в первые десятилетия XXI в. исходит из ее геополитических и геоэкономических интересов. Они состоят в обеспечении национальной безопасности, создании условий для выхода экономики страны из кризиса и подъема ее на новый уровень, повышении международного престижа страны.

ГЕРБОВЫЙ СБОР – налог, взимаемый государством с некоторых видов сделок (например, с ценными бумагами) за регистрацию соглашений и документов.

ГИПЕРИНФЛЯЦИЯ – исключительно быстрый рост цен, ведущий к резкому обесценению денежной единицы, расстройству платежного оборота и к экономическому кризису в стране. Принято считать, что гиперинфляция наступает при росте цен более чем на 50 % в месяц. Однако отдельные специалисты оспаривают такой критерий, полагая, что гиперинфляция не может иметь какого-либо количественного измерителя. Разрушение денежно-кредитной системы, массовое «бегство» от денег есть признак ее наступления. Причины этого явления следующие: обвальное падение производства; разрыв хозяйственных связей; потеря управляемости; чрезмерный дефицит государственного бюджета. Последствия гиперинфляции чрезвычайно губительны: обесценение результатов труда; рост безработицы; снижение инвестиционной активности и др. Наиболее радикальный способ борьбы с гиперинфляцией – восстановление производства, рост его эффективности.

ГЛАВНАЯ КНИГА БУХГАЛТЕРСКАЯ – книга, где собраны все синтетические счета организации, которые расположены в соответствии с планом счетов. В нее переносятся записи из журналов-ордеров и вспомогательных книг. Запись текущих оборотов в Главную книгу является одновременно и регистрацией учетных данных, отраженных в журналах-ордерах.

Главная книга открывается на год и служит для обобщения данных из журналов-ордеров, взаимной проверки правильности произведенных записей по отдельным счетам и для составления сальдового бухгалтерского баланса. В Главной книге показываются вступительное сальдо, текущие обороты и исходящее сальдо по каждому синтетическому счету В Главной книге данные о текущих оборотах имуще-

ства (средств) записываются только по синтетическим счетам. Обороты по кредиту каждого синтетического счета отражаются одной записью, а обороты по дебету – в корреспонденции с кредитуемыми счетами. Проверка правильности записей, произведенных в Главной книге, осуществляется путем подсчета сумм оборотов и сальдо по всем счетам бухгалтерского учета. Суммы дебетовых и кредитовых оборотов, а также суммы дебетовых и кредитовых сальдо должны быть соответственно равны.

ГЛАВНАЯ КНИГА КАЗНАЧЕЙСТВА – предназначена для регистрации всех операций, связанных с поступлением в федеральный бюджет доходов и средств из источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также с санкционированием и финансированием расходов федерального бюджета. Ведется на основе плана счетов, утверждаемого Федеральным казначейством. Записи в Главной книге казначейства осуществляются по факту совершения соответствующих операций. Федеральное казначейство ведет сводный реестр получателей бюджетных средств. Данные Главной книги казначейства являются основой для формирования отчетов об исполнении федерального бюджета.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ – одна из закономерностей мирового развития. Неизмеримо возросшая по сравнению с интеграцией взаимозависимость экономик различных стран. Связана с формированием экономического пространства, где отраслевая структура, обмен информацией и технологиями, география размещения производительных сил определяются с учетом мировой конъюнктуры, а экономические подъемы и спады приобретают планетарные масштабы.

Растущая глобализация экономики выражается в резком увеличении масштабов и темпов перемещения капиталов, опережающем росте международной торговли по сравнению с ростом ВВП, возникновением круглосуточно работающих в реальном масштабе времени мировых финансовых рынков. Созданные за последние десятилетия информационные системы неизмеримо усилили способность финансового капитала к быстрому перемещению, что содержит в себе, по крайней мере потенциально, способность к разрушению устойчивых экономических систем.

Глобализация экономики – сложный и противоречивый процесс. С одной стороны, она облегчает хозяйственное взаимодействие между государствами, создает условия для доступа стран к передовым достижения человечества, обеспечивает экономию ресурсов, стимулирует мировой прогресс. С другой, глобализация несет негативные последствия: закрепление периферийной модели экономики, потеря своих ресурсов странами, не входящими в «золотой миллиард», разорение малого бизнеса, распространение на слабые страны глобализации конкуренции, снижение уровня жизни и др. Сделать плоды глобализации доступными максимальному числу стран – одна из задач, стоящих перед мировым сообществом.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО – общество, основанное на политическом равенстве, гражданской общности и юридической свободе. Принципиально отличается от традиционного общества, которое основано на замкнутости экономических и социальных (клановых, сословных) связей, на господстве традиций и ритуалов. Гражданское общество формируется и развивается на базе рынка и идустриализа-ции, в результате которых иерархически сословная организация трансформируется в новое социально-экономическое пространство, где формируются объективно необходимые для товаропроизводителя отношения политического и гражданского равенства. В результате на смену индивиду, опутанному неписаными регламен-тациями, приходит гражданин, свободный от диктата социальной ячейки, свободный в своих целях и потребностях, однако вынужденный условиями рыночной конкуренции к предельному напряжению своих сил.

Соответственно новым социально-экономическим связям и типу личности формируется государственная структура, в основе которой лежит право, четкая система гражданских прав и свобод. Главным для политического устройства гражданского общества является его характеристика как правового государства преимущественно в форме республики.

В гражданском обществе в процессе роста машинного и духовного производства происходит формирование невиданных ранее светских социальных институтов: науки, образования (школы, институты), искусство (театры) и т. д. Соответственно, церковь занимает нишу, соответствующую новой культуре и новой системе социальных институтов. На основе гражданского общества успешно развиваются такие формы социальной самоорганизации, как движения, партии, органы самоуправления, что обусловливает достижение все большей полноты демократии.

ГРАНТ (англ. grant) – 1) форма целевой государственной помощи для выполнения научных исследований и разработок. Оформляется в виде заказа с последующим целевым финансированием; 2) форма финансовой помощи научным коллективам, отдельным ученым, работникам искусства, литературы и т. д., осуществляемая отдельными лицами, фондами в порядке благотворительности.

ГОЗНАК – главное управление (объединение предприятий), занимающееся печатанием рублей и ценных бумаг, чеканкой монет, изготовлением орденов, медалей, наградных часов. Кроме того, здесь монопольно печатаются бланки ценных бумаг, паспортов аттестатов, свидетельств о рождении и браке, лотерейные билеты и акцизные марки. По своему статусу выступает одним из стратегических объектов России.

Свою историю ведет от основанной в 1818 г. Экспедиции изготовления государственных бумаг. В 30-е гг. прошлого века стал крупнейшим бумажно-полиграфическим комплексом, подчиненным Наркомфину СССР. Ныне, действуя в соответствии со строго секретными заказами Банка России, формально подчиняется Минфину России. Само объединение состоит из десятка предприятий, среди которых Московский и Санкт-Петербургский монетные дворы, Научно-исследовательский институт «Гознака», Московская и Пермская печатные фабрики, Краснокамская и Санкт-Петербургская бумажные фабрики.

ГОЛЛАНДСКАЯ «БОЛЕЗНЬ» – В 60-е годы XX столетия в Голландии были открыты крупные месторождения природного газа. Рост экспорта голландского газа повлек за собой существенное повышение курса голландской валюты по отношению к валютам других стран, что негативно сказалось на других экспорто-ориентированных отраслях экономики. Впоследствии подобная зависимость была обнаружена и в других странах.

«ГОЛУБЫЕ ФИШКИ» ценные бумаги наиболее известных и устойчиво работающих компаний. Являются одним из ликвидных инструментов на рынке корпоративных ценных бумаг. Служат индикатором предпринимательской активности. В России к «голубым фишкам» можно отнести акции Газпрома, РАО ЕЭС и некоторых других крупных компаний.

«ГОРЯЧИЕ ДЕНЬГИ» краткосрочные «блуждающие» капиталы, переводимые в спекулятивных целях из одной страны в другую и, соответственно, из одной национальной валюты в другую.

Вызвано разницей в процентных ставках устанавливаемых различными финансовыми центрами. В поисках наибольшей выгоды владельцы краткосрочных авуаров размещают капиталы на различных рынках, к которым они имеют доступ. Внезапность перемещений порождает отрицательные последствия будоражит валютные рынки, создает кризисные ситуации. Главный способ предотвращения – создание стабильной международной валютной системы, основанной не на господстве американского доллара, а на укреплении других валют, включая коллективные. В этом смысле создание ЕВРО представляет собой попытку, которая в случае удачи могла бы стать первым шагом на пути стабилизации международной валютной системы.

ГОСКОРПОРАЦИИ – некоммерческие организации, учреждаемые государством для выполнения экономических, социальных, управленческих и иных общественно-полезных функций. Каждая ГК учреждается специальным законом. ГК не отвечает по обязательствам России, равно как и Россия не отвечает по ее обязательствам. Имущество, переданное Россией ГК, становится собственностью последней. Федеральные органы государственной власти, органы субъектов РФ, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность ГК. Они не обязаны отчитываться перед госорганами о своей деятельности, за исключением ежегодного представления Правительству России годового отчета. На январь 2009 г. в России образовано шесть ГК: «Внешэкономбанк» (Банк развития), «Роснанотех», «Российские технологии», «Росатом», «Фонд развития ЖКХ», «Олимпстрой». Процесс создания государственных корпораций продолжается.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА (англ. public service) – профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Включает в себя: федеральную государственную службу, находящуюся в ведении РФ и ведении субъектов РФ. Отношения регулируются Законом о государственной службе, Указом Президента РФ «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» и другими нормативными актами.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ – одна из основных форм участия государства в экономике, состоящая в его воздействии на распределение ресурсов и доходов, на уровень и темпы экономического развития и благосостояние населения страны. Для современной рыночной экономики характерно многообразие методов, форм и институтов государственного регулирования. Различаются административные, правовые, прямые и косвенные формы и методы государственного регулирования. К административным методам относится, в частности, выдача лицензий, разрешающих какую-либо деятельность, установление квот на экспорт и импорт, квот для молодежи при создании новых рабочих мест, контроль над ценами, качеством продукции, доходами и др. Государственное правовое регулирование осуществляется на основе гражданского и хозяйственного законодательства через систему норм и правил, устанавливаемых ими. Прямое экономическое регулирование реализуется в форме безвозвратного адресного финансирования секторов, отраслей, территорий и отдельных предприятий. К нему относятся субвенции и субсидии, которые включают различного рода дотации, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различного уровня (общенационального, регионального, местного). Сюда же входят льготные кредиты и налоговые льготы. К косвенным формам экономического регулирования относится регулирование объема денежной массы, определение условий предоставления централизованных кредитов и ставки процента, политика в области налогов, валютного курса, таможенных пошлин и др.

Прямые формы регулирования способствуют выравниванию финансового положения отдельных звеньев хозяйства. В то же время они искажают реальное соотношение цен и издержек, реальную конкурентоспособность предприятий, снижая тем самым действенность рыночных регуляторов. В отличие от них косвенные формы государственного регулирования задействуют экономические стимулы и открывают простор для действия механизмов рыночного регулирования. Так, снижение налога на прибыль предприятия, так же как и ставки процента за кредит, ведет к расширению производства в соответствии со спросом.

Вместе с тем государство использует методы прямого регулирования в сферах и отраслях, конкурентоспособность которых по тем или иным причинам не может быть обеспечена только при посредстве рыночного механизма. Это – сектора, где решаются крупномасштабные стратегические задачи (фундаментальная наука, оборона, образование); где частные инвестиции связаны с высокими рисками и на их основе неосуществимы или трудно осуществимы долгосрочные и наиболее дорогостоящие проекты (аэрокосмическая промышленность, атомная энергетика, другие наукоемкие отрасли); где общественная выгода значительно превышает выгоду отдельных предприятий или влечет за собой дополнительные расходы (например в сфере экологии).

Все большее значение приобретает ныне гуманитарная функция государственного регулирования, состоящая в формировании социальной направленности развития экономки. На рубеже 1990-х гг. в индустриально развитых странах государство, перераспределяя доходы, тратило от одной трети до половины валового внутреннего продукта (ВВП), тратило на социальные нужды половину и более всех бюджетных расходов.

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО (ГЧП) (англ. PPP – Private Public Partnership) – совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.

В числе базовых признаков государственно-частных партнерств в узкой (экономической) трактовке можно назвать следующие:

1) сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес;

2) взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе;

3) взаимодействие сторон имеет равноправный характер;

4) ГЧП имеет четко выраженную публичную, общественную направленность;

5) в процессе реализации проектов на основе ГЧП консолидируются, объединяются ресурсы и вклады сторон;

6) финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее определенных пропорциях.

Как правило, ГЧП предполагает, что не государство подключается к проектам бизнеса, а, наоборот, государство приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов.

В широком смысле к основным формам ГЧП в сфере экономики и государственного управления можно отнести:

1) любые взаимовыгодные формы взаимодействия государства и бизнеса;

2) государственные контракты;

3) арендные отношения;

4) финансовую аренду (лизинг);

5) государственно-частные предприятия;

6) соглашения о разделе продукции (СРП);

7) концессионные соглашения.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ – финансовые и иные ресурсы, поступающие в казну и используемые государством для осуществления своих функций. Складываются из налоговых поступлений и других платежей, перечисляемых в бюджет государства. Налогообложение – необходимое условие существования государства. За счет налогов формируется 80–90 % доходной части государственного бюджета. В доходы федерального бюджета перечисляется также часть доходов предприятий, в которых государство является участником (например в акционерных обществах).

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ – использование денежных ресурсов, аккумулированных в доходной части государственного бюджета на экономические, социальные, военные и иные нужды. В России расходы государства осуществляются на основе ежегодно принимаемого федерального закона о федеральном бюджете.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ – инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий достижение перспективных целей и задач путем использования имеющихся ресурсов.

Содержание государственной программы связано с определением главной перспективной (стратегической) цели, подцелей в их соподчиненности («дерево целей»), этапов достижения цели, комплекса увязанных между собой мер по достижению целей (организационных, социально-экономических, научно-технических и др.), определением субъектов, участвующих в реализации программы, механизма реализации, включая источники финансирования, методы стимулирования, ответственности и др.

Начало использования программно-целевых методов государственного регулирования относится к 30-м гг. XX в. в индустриально развитых странах Европы. В середине 60-х гг. данный метод относительно широко, особенно в США, использовался для целенаправленного формирования бюджетной политики, рассматривался как элемент непрерывного планирования. Министерством обороны США была разработана система ППБ (планирование – программирование – бюджетирование). На последующих этапах государственные программы стали более совершенными (были преодолены противоречия между программно-целевым и ведомственно-отраслевым принципами управления, значительно усовершенствованы методы разработки и реализации программ) и в настоящее время являются главным, стержневым элементом государственного регулирования экономики.

Большой опыт разработки и реализации Государственных программ был накоплен в СССР. Например, комплексная программа электрификации России (ГО-ЭЛРО) 1920 г., в последующем осуществлялась программная проработка наиболее важных проблем (экономических, научно-технических и др.). В конце 70—80-х гг. перманентно разрабатывалась Комплексная программа научно-технического прогресса, основные параметры которой закладывались при составлении пятилетних планов развития страны. Однако многие государственные программы в силу особенностей командно-административной системы не были реализованы.

В современных условиях России государственным целевым программам придается большое значение. Вместе с тем ресурсные ограничения являются главным критерием при отборе проблем для программной проработки, что нередко приводит к приоритетности текущих (хотя и важных) проблем над стратегическими. При формировании федерального бюджета утверждается Перечень федеральных целевых программ, предполагаемых к финансированию из федерального бюджета.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ – инструмент мобилизации средств всех секторов экономики для проведения внутренней и внешней политики, представляющий собой единый комплекс финансовых операций органов государственного и муниципального управления, с помощью которого они аккумулируют денежные средства и осуществляют денежные расходы. В федеративных государствах объединяют финансы федерального, регионального и местного (муниципального) уровня.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ – финансовый план государства на текущий год, роспись доходов и расходов государства на определенный период времени. Если государственные расходы превышают доходы, то возникает дефицит государственного бюджета, если же государственные доходы превышают расходы, то имеет место профицит государственного бюджета. В России Федеральный бюджет принимается в форме федерального закона Государственной Думой по представлению Правительства РФ и вносится после этого на утверждение Совета Федерации

Федерального Собрания РФ. Исполнение Федерального бюджета обеспечивается Правительством РФ.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВНЕБЮДЖЕТНЫЙ ФОНД – форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленным федеральным законом, либо в ином в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом РФ. Государственные федеральные внебюджетные фонды относятся к федеральной собственности. К государственным социальным внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

Доходы и расходы государственного внебюджетного фонда образуют его бюджет, предназначенный для финансового обеспечения выполняемых фондом задач и функций. Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов разрабатываются их органами управления и представляются в органы исполнительной власти, которые передают их на рассмотрение в законодательные органы. Государственные внебюджетные фонды относятся к бюджетной системе РФ, поэтому их проекты представляются одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.

Источниками формирования доходов бюджетов внебюджетных фондов являются: 1) обязательные платежи, предусмотренные соответствующими законодательными актами; 2) добровольные взносы юридических и физических лиц; 3) прочие доходы. Направления расходов государственных внебюджетных фондов устанавливаются в строгом соответствии с их социальным назначением и действующим законодательством. Отчет об исполнении бюджета федерального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется на рассмотрение и утверждение Государственной Думой и Советом Федерации в форме федерального закона.

В аналогичном порядке осуществляется представление отчета. Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляют органы, обеспечивающие контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ – долговые обязательства государства, образовавшиеся в результате кредитного финансирования бюджетных расходов. Использование заемных средств государством для финансирования различного рода расходов является обычной практикой многих государств мира. Предельные объемы заимствований в разных странах регулируются по-разному. В России они определяются Государственной Думой РФ.

В зависимости от происхождения кредитных средств государственный долг делится на внутренний и внешний. Увеличение государственного долга, особенно внешнего, без учета возможностей его обслуживания превращает государство в банкрота, создает угрозу экономической безопасности, ведет к утрате государственного суверенитета.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ – поручение, выдаваемое от имени государства на производство и поставку продукции или оказание услуг. Госзаказ обеспечивает удовлетворение важнейших общегосударственных потребностей, в т. ч. оборонного характера, а также потребностей федеральных бюджетных организаций. Исполнение госзаказа не только почетно, но и выгодно исполнителю, т. к. при надлежащем качестве продукции и услуг гарантируется полная оплата в соответствии с договором, а следовательно, и соответствующая прибыль. Поэтому получение госзаказа во многих случаях становится предметом лоббирования, а затем и жесткой конкуренции между потенциальными исполнителями. В связи с этим госорганы, правомочные выдавать госзаказы, организуют тендеры и конкурсы, на которых выявляются исполнители, предлагающие наилучшие условия (наиболее низкие цены, удобные сроки и объемы поставок, высокое качество и т. п.).

ГОСУДАРСТВО – совокупность институтов власти, обслуживающих интересы общества. Вплоть до XX в., пока главной движущей силой развития были различные формы и виды социальной борьбы между классами и социальными слоями, государство выступало прежде всего как носитель интересов господствующего класса, тех или иных социальных слоев и групп внутри них. Начавшаяся с 1930-х гг. посткапиталистическая трансформация в индустриально развитых странах сопровождалась коренным изменением природы, экономической роли и функций государства. Государство во все большей степени превращается в агента общества, выступающего от имени общества, которое это государство контролирует. Оно, хотя и испытывает давление узкокорыстных интересов отдельных социальных групп, все больше трансформируется в систему институтов по обслуживанию интересов и нужд населения. Властный аппарат используется для оказания обширного комплекса социальных услуг, начиная от обеспечения внутренней и внешней безопасности.

По мере превращения государства в инструмент выполнения общих политических, экономических и социальных функций меняется содержание государственной собственности, которая приобретает черты общенациональной ассоциированной собственности. Как субъект собственности государство преследует ныне общенациональные цели, ориентируясь прежде всего на удовлетворение потребностей населения, повышение конкурентоспособности национальной экономики на мировых рынках.

Принципиально меняется и роль государства как регулятора экономических и социальных процессов. Политика государства в развитых странах приобретает новое программное качество. Разрабатываются и реализуются стратегические долгосрочные социальные, экономические, научно-технические, экологические и другие программы. Это придает во все большей мере управляемый характер социально-экономическому развитию стран Запада, Японии, всего мирового сообщества. Главным направлением государственного стратегического программного управления становится усиление социальной ориентации экономики.

Формируется новый тип «социально-трансфертного» государства. Его социальные расходы растут как в абсолютном, так и в относительном выражении. Они составляют ныне от одной четверти до половины валового внутреннего продукта (ВВП). Это позволяет государству проводить активную политику, направленную на укрепление системы социальных гарантий, смягчение социальной дифференциации, вызываемой действием рыночного механизма, достижение баланса интересов, поддержание социального консенсуса.

ГОСУДАРСТВО ВСЕОБЩЕГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ – программный лозунг социал-демократии. Государство рассматривается как главный агент распределения общественного продукта в интересах всех членов общества. Образцом воплощения этого идеала считается Швеция, в которой социал-демократы многие годы находятся у власти. Самый высокий в мире уровень налогообложения позволяет перераспределять через государственный бюджет 57 % валового национального продукта (ВНП). Одной из самых узких в Европе является шкала дифференциации доходов. Действуют специальные механизмы регулирования заработной платы и занятости, обеспечивающие низкий уровень безработицы. Существует большой общественный сектор, служащий основой приоритетного развития социальной сферы.

Нарушение оптимального соотношения между собственно экономической и социальной сферой, экономической эффективностью и социальной справедливостью вызвало кризис шведской модели государства всеобщего благосостояния и потребовало пересмотра ее некоторых характеристик.

Принцип социальной справедливости, заложенный в идее «государства всеобщего благосостояния», реализуется в известной мере в социально ориентированной рыночной экономике других индустриально развитых стран (Германии, Франции, США).

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС – единый законодательный акт (свод законов), в котором системно изложены нормы права, регулирующие гражданские отношения и права.

Попытки кодификации законов, регулирующих те или иные стороны общественных отношений, предпринимались, начиная с глубокой древности: Судебник царя Хаммурапи в Вавилоне (XVII в. до н. э.), Законы Ману в Индии (II в. до н. э. – II в. н. э.), Свод Римского гражданского права (VI в. н. э.).

Классической кодификацией Гражданского права европейских государств явился Французский гражданский кодекс 1804 г.

В России единая кодификация правовых норм, регулирующих те или иные аспекты общественных отношений, осуществлялась постепенно. В Судебнике 1497 г. была сделана первая попытка свести воедино правовые нормы. Свод законов Российской империи, сформированный в XIX в., просуществовал до революции 1917 г. В 1922 г. был принят Гражданский кодекс РСФСР, на смену которому был утвержден Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. Ныне действующий на территории России Гражданский кодекс был разработан и утвержден в середине 90-х гг. Часть первая Гражданского кодекса была принята Государственной Думой 21 октября 1994 г. Часть вторая Гражданского кодекса РФ была принята Государственной Думой 22 декабря 1995 г. и введена в действие с 1 марта 1996 г.

Загрузка...