Тема 1 Общие положения об экологическом праве

§ 1.1. Понятие, предмет и объекты экологического права

(А. З. Зиннатуллин)


В литературе имеются разные подходы к понятию экологического права как отрасли права. Это связано с определением, прежде всего, соотношения природоохранительного и природоресурсного законодательства1.

Разное соотношение такого законодательства привело к узкому и широкому пониманию самой отрасли экологического права. В узком значении экологическое право (природоохранительное право) – система правовых норм и институтов, образующих комплексную отрасль права, предметом которой являются общественные отношения только по охране окружающей природной среды (природоохранительные)2. В широком значении экологическое право – это общественные отношения не только по охране окружающей природной среды, но и общественные отношения по использованию и охране природных ресурсов и отношения по обеспечению экологической безопасности человека и других объектов (общество, государство)3. При узком подходе лучше удается акцент на мерах по сохранению и восстановлению окружающей среды, при широком подходе можно лучше показать динамику взаимодействия мер по рациональному использованию и охране окружающей среды в целом или отдельных ее компонентов4. Авторы настоящего учебника преимущественно придерживаются широкого понимания экологического права, которое одновременно охватывает и природоохранительное, и природоресурсное право.

Экологическое право является самостоятельной комплексной отраслью права5. Основным признаком комплексности данной отрасли рассматривается сложность ее структуры, поскольку экологическое право объединяет природоохранное и природоресурсное право. При этом предполагается самостоятельность и природоресурсных отраслей права (земельного, водного, лесного, горного, фаунистического права)6.

Таким образом, предметом экологического права являются общественные отношения по поводу охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и использования природных ресурсов.

Общественные отношения, образующие предмет экологического права, можно определить более конкретно. Будучи урегулированными нормами экологического права, они приобретают форму правоотношений. В то же время в зависимости от объекта, субъектов и содержания экологические правоотношения могут быть выделены следующие группы экологических правоотношений:

– по охране окружающей среды от различных видов негативного воздействия;

– по использованию природных объектов и ресурсов.

При характеристике экологических правоотношений, важное значение имеет определение их объектов.

В широком смысле объектом экологического правоотношения в целом является окружающая среда. Определение окружающей среды, как и иных объектов экологических правоотношений, закреплено в ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об охране окружающей среды»7. Окружающая среда определяется как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Наряду с термином «окружающая среда» Федеральный закон «Об охране окружающей среды» в ст. 1 дает толкование термина «природная среда».

Природная среда или природа определяется как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов.

Определения природных, природно-антропогенных и антропогенных объектов приводятся в той же статье названного закона.

Природный объект определяется как естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

Природно-антропогенный объект – это природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.

Антропогенным объектом является объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.

Таким образом, в состав окружающей среды в отличие от природы включены антропогенные объекты. Однако, в соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны являются:

– земля, недра, почвы;

– поверхностные и подземные воды;

– леса и иная растительность, животные и другие организмы, их генетический фонд;

– атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Данный список включает те объекты, которые тем же Федеральным законом включены в определение компонентов природной среды. Антропогенные объекты в список объектов охраны не включены.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет также иные объекты охраны: природные, природно-антропогенные объекты, естественные экологические системы, природные комплексы, природные ландшафты, природные ресурсы, компоненты природной среды.

Компонентами природной среды являются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле. Определения ряда компонентов природной среды установлены отдельными федеральными законами.

§ 1.2. Методы экологического права

Метод правового регулирования – это способ правового воздействия на общественные отношения со стороны государства и иных уполномоченных субъектов.

В науке права признаются два метода:

– административно-правовой (императивный);

– гражданско-правовой (диспозитивный);

Они используются в экологическом праве как самостоятельно, так в сочетании друг с другом.

Суть административно-правового метода заключается в установлении предписания, дозволения, запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний.

Одной из сторон является – уполномоченный орган государства. В экологическом праве этот метод опосредуется в форме установления различных нормативов, лицензирования, обязательности ведения кадастров (реестров) и мониторинга, регулируемое размещение и захоронение отходов, а также применения мер юридической ответственности за экологические правонарушения.

Гражданско-правовой метод основывается на равенстве сторон правоотношения. Он предоставляет им решать вопрос о форме своих взаимоотношений, урегулированных нормами права. Участники гражданско-правовых отношений выступают как равноправные субъекты, не зависимые друг от друга. Примерами реализации рассматриваемого метода в сфере природопользования может служить заключение договоров водопользования, договоров аренды лесных участков, охотхозяйственных соглашений и т. п.

В современный период проявляется тенденция, когда охрана окружающей среды получат все более расширяющееся правовое присутствие в иных отраслях российского права. Примером является Кодекс об административных правонарушениях РФ8 (глава 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования» ст. ст. 8.1–8.49), Уголовный кодекс РФ9 (глава 26 «Экологические преступления» и содержащиеся в ней 18 составов экологических преступлений ст. ст. 246–262), и т. д. Таким образом, можно говорить о существовании метода экологизации, специфического метода экологического права.

Помимо метода правового регулирования большое значение приобретает тип правового регулирования, который показывает правовой режим отрасли права10. При этом доказано, что одна отрасль права не может иметь в своей основе одновременно два принципиально противоположных режима (типа) правового регулирования, т. е. одновременно и общедозволительный, и разрешительный11.

Для экологического права характерен разрешительный тип правового регулирования. В основе разрешительного типа регулирования лежит общий запрет, он строится по принципу «запрещено все, кроме…», а значит, субъекты могут совершать только те действия, которые разрешены в нормах права, причем в большинстве случаев еще необходимо иметь компетентное решение государственного органа12.

§ 1.3. Принципы экологического права

Принципы права – это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора. В число принципов экологического права следует включать не только общие принципы права, такие как, социальная справедливость, законность, единства прав и обязанностей, но и принципы охраны окружающей среды ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», а также принципы природоресурсного законодательства. (Лесной кодекс РФ13, Водный кодекс РФ14, Земельный кодекс РФ15, Федеральный закон «О животном мире» и т. д.). М. М. Бринчук выделяет следующие принципы на которых базируется современное экологическое законодательство16:

– предотвращения вреда окружающей среде в процессе социально-экономического развития;

– комплексного подхода к правовому регулированию экологических отношений;

– охраны жизни и здоровья человека. По существу, это принцип экологической безопасности человека;

– экосистемного подхода к правовому регулированию охраны окружающей среды и природопользования. Этот принцип обусловлен диалектической взаимосвязью предметов, явлений и процессов в природе. Реализуется посредством установления требований по охране других природных объектов и окружающей среды в процессе землепользования, лесопользования, недропользования, водопользования, пользования иными природными богатствами;

– охрана окружающей среды дело каждого. Основой этого принципа является ст. 58 Конституции РФ17, в соответствии с которой каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным ресурсам;

– свободы реализации полномочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей и другими природными ресурсами с учетом экологических интересов настоящего и будущих поколений людей;

– обеспечения рационального использования природных ресурсов, в соответствии с которым должно быть обеспечено неистощительное, экологически обоснованное природопользование в интересах настоящего и будущих поколений, сохранение долгосрочного потенциала национальных природных ресурсов;

– устойчивого экологически обоснованного экономического и социального развития. Его содержание определяется обеспечением учета экологических требований в хозяйственной, управленческой и иной деятельности, в том числе намечаемой, в интересах настоящего и будущих поколений;

– экологических требований в хозяйственной, управленческой и иной деятельности, в том числе намечаемой, в интересах настоящего и будущих поколений;

– свободного доступа к экологической информации. Полная, достоверная и своевременная информация о состоянии окружающей среды и уровнях антропогенного воздействия на нее является открытой и доступной. Такая информация не может составлять государственную и иную тайну;

– платности природопользования, согласно которому любое использование природных ресурсов осуществляется за плату, за исключением общего природопользования граждан, а также случаев, прямо указанных в законодательных актах;

– разрешительного порядка негативного воздействия на окружающую среду, в соответствии с которым любая хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляется только на основе соответствующего разрешения, а в необходимых случаях при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы;

– в соответствии с принципом «загрязнитель платит» любое лицо обязано платить за отрицательное воздействие осуществляемой им деятельности на окружающую среду. Основан на идее создания условий экономической заинтересованности загрязнителя оплатить проведение превентивных природоохранных мер.

§ 1.4. Система экологического права

Под системой экологического права понимается структура основных элементов отрасли: ассоциаций норм, субинститутов, институтов, мегаинститутов, подотраслей18.

Экологическое право представлено в виде учебной дисциплины, науки и отрасли права.

Экологическое право как учебная дисциплина состоит из общей и особенной частей.

В общей части экологического права рассматриваются предмет, методы, система, принципы экологического права, источники экологического права, право собственности, право природопользования, система управления охраной окружающей среды и природопользованием, экономический механизм охраны окружающей среды и природопользования, а также ответственность за нарушение экологического законодательства.

В особенной части экологического права подробно рассматриваются вопросы правового регулирования отношений по использованию и охране отдельных видов природных объектов (ресурсов).

Экологическое право как наука базируется на отрасли права, однако в отличие от отрасли права эколого-правовая наука призвана, прежде всего, раскрыть закономерности развития самих экологических общественных отношений, прогнозировать тенденции их правового регулирования в целях социального, экономического и экологически сбалансированного развития Российской Федерации, создания научной основы охраны окружающей среды, разработки научно обоснованных мероприятий по улучшению и восстановлению окружающей среды, обеспечению устойчивого функционирования естественных экологических систем, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Экологическое право как отрасль права представляет собой систему правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения в сфере взаимодействия государства, общества, человека и окружающей среды. Исходя из этого, условно можно выделить общую и особенную части экологического права. Обычно в общую часть входят следующие институты экологического права: (1) принципы экологического права, (2) экологические права и обязанности физических и юридических лиц, (3) экологическое управление, (4) экологический мониторинг, (5) экологическое нормирование, (6) оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза, (7) экологический надзор и контроль, (8) экономическое регулирование в области охраны окружающей среды, (9) юридическая ответственность за экологические правонарушения и другие институты.

В особенной части экологического права выделяются такие институты, как (1) правовой режим использования и охраны недр, (2) правовой режим использования и охраны водных объектов, (3) правовой режим использования и охраны лесов, (4) правовой режим использования и охраны животного мира, (5) правовой режим охраны атмосферного воздуха, (6) правовые режимы особо охраняемых природных территорий и лечебно-оздоровительных местностей и курортов и другие институты.

Можно выделить и специальную часть экологического права как отрасли права, что и сделано в настоящем учебнике (тема 14). Ее образует международно-правовая охрана окружающей среды.

В структуре институтов экологического права можно выделить и более мелкие объединения эколого-правовых норм. Например, правовые институты, образованы из субинститутов, в состав которых входят ассоциации норм. Например, правовой субинститут рационального использования природных ресурсов в целом состоит из ассоциации норм о рациональном использовании отдельных природных ресурсов19.

При характеристике экологического права как комплексной отрасли (суперотрасли) важно иметь в виду наличие в его системе сформировавшихся и признанных отраслей права земельного, горного, водного, лесного, фаунистического и воздухоохранительного. Развитие этих отраслей и экологического права в целом связано с реализацией дифференцированного подхода к правовому регулированию общественных отношений по природопользованию и охране окружающей среды применительно к отдельным природным объектам. Эти отрасли являются в значительной степени самостоятельными по отношению к отрасли экологического права. В системе экологического права они могут рассматриваться как его подотрасли. Они имеют собственную внутреннюю структуру.

Загрузка...