Институт права собственности на природные ресурсы имеет эколого-экономическую сущность, т. к. природные ресурсы – это основа жизнедеятельности народов, живущих на соответствующей территории и в то же время являющихся объектами частной, государственной, муниципальной форм собственности. Особо важную роль земля играет в агропромышленном комплексе. Здесь она и главное средство производства, и пространственная основа всякой деятельности.
Основы права собственности на природные ресурсы определены Конституцией РФ. В законодательстве об окружающей природной среде закрепляются специфические черты и формы собственности на конкретные природные ресурсы, а также особенности механизма реализации правомочий собственника земли, вод, недр, лесов и т. д.
Под правом собственности на землю и другие природные объекты понимается: 1) совокупность правовых норм, регулирующих данный вид собственнических отношений (ст. 8, 9, 35, 36, 72 Конституции РФ, Гражданский кодекс РФ и другие правовые акты), иначе – это право собственности в объективном смысле; 2) совокупность правомочий лица по владению, пользованию и распоряжению объектом собственности (право собственности в субъективном смысле); 3) правоотношение, возникающее между собственником и иными лицами, как собственниками, так и не являющимися собственниками, а это значит, что право собственности имеет структуру, сходную со структурой любого правоотношения.
Под правом собственности на природные ресурсы в субъективном смысле понимается совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей, водами, лесными ресурсами и др. объектами собственности. Находящиеся в собственности природные ресурсы используются собственником свободно, по своему усмотрению. Но это не абсолютное право. Право собственности ограничивается общественно значимыми интересами, то есть собственник имеет право свободно пользоваться принадлежащими ему природными ресурсами, если это не наносит вреда окружающей природной среде. Собственник обязан в законодательном порядке обеспечить рациональное использование принадлежащих ему природных ресурсов.
Признаки права собственности на природные ресурсы: овеществленность, неотделимость от окружающей природной среды.
Экологическая система страны рассматривается законодательством с трех основных позиций: 1) как целостный интегрированный объект; 2) как определенные части этого целостного интегрированного объекта, обладающие определенной самостоятельностью; 3) как индивидуальные природные объекты, обладающие относительной самостоятельностью.
Экологическая система страны представляет собой систему экологических систем, каждая из которых обладает своей неповторимой целостной обособленностью от других и неразрывной взаимосвязью с остальными. Несмотря на их индивидуальность, можно типизировать эти экосистемы, и поэтому в законодательстве предусмотрены такие объекты, как типичные ландшафты, курортные местности, заповедники, заказники, достопримечательные природные объекты и другие составные части экологические системы.
Правовое регулирование экосистемы страны идет по трем основным уровням, регулируя использование и охрану экосистемы страны в целом, отдельные экосистемы, входящие в экосистему страны, отдельные природные объекты (землю, недра, леса и иную растительность, животный мир, микроорганизмы, поверхностные, подземные воды, генетический фонд, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы, природные ландшафты и др.), природные ресурсы континентального шельфа, являющиеся первичными элементами экосистемы страны и составляющих ее экосистем.