Источники экологического права. Этапы развития экологического права

Под источником экологического права понимаются нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в области взаимодействия общества и природы. Чтобы служить источником экологического права, документ должен отвечать следующим требованиям:

– иметь объективно выраженную форму, определенную законом – закон, указ Президента РФ, постановление Правительства РФ и т. д.;

– быть принятым уполномоченным органом – государственным органом либо негосударственной организацией, которой делегированы права на принятие данных нормативно-правовых актов;

– быть принятым в условиях установленной процессуальной формы правотворчества;

– быть официально опубликованным.

Особенности источников экологического права:

1) это предмет совместного ведения Федерации и ее субъектов; экологоправовые нормы устанавливаются на обоих уровнях; 2) экологические нормы могут относиться к разным отраслям права. Экологическое законодательство – это совокупность законов, регулирующих отношения, образующие предмет экологического права.

Поэтому совокупность законов можно разделить на две группы: законодательство об окружающей среде и природоресурсное законодательство. Объектом первой группы является окружающая среда в целом, второй – отдельные природные ресурсы.

Классификация источников экологического права:

1. По юридической силе – законы и подзаконные акты. Законы как источники экологического права представляют собой нормативные акты, принимаемые представительным и законодательным органом Российской Федерации – Федеральным Собранием РФ, состоящим из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы (Лесной кодекс РФ, Федеральный закон о животном мире от 22 марта 1995 г.). Подзаконные нормативно-правовые акты представляют собой документы правового характера, принимаемые Правительством РФ, правительствами республик, входящих в состав РФ, представительными и законодательными органами субъектов РФ, министерствами и ведомствами, а также иными органами и должностными лицами, имеющими право на принятие данных актов.

2. По предмету регулирования все источники можно классифицировать на общие и специальные. Общие источники – предмет их регулирования широк и охватывает как экологические общественные отношения, так и иные, не относящиеся к сфере экологии. Специальные источники имеют предметом регулирования только экологические или преимущественно экологические общественные отношения.

3. По направленности правового регулирования все источники можно подразделить на материальные и процессуальные. Материальные источники регулируют экологические общественные отношения, складывающиеся по поводу использования тех или иных природных объектов. Процессуальные источники направлены на процедуру обеспечения экологопользования, являются формой его обеспечения.

4. По степени значимости в регулировании экологических отношений источники экологического права можно подразделить на основные нормативно-правовые акты и вспомогательные. Основные нормативно-правовые акты составляют конструкцию действующего законодательства и представляют собой закрепленные в этих актах правила общего характера, распространяемые на неопределенный круг лиц, общий характер экологических поступков и т. п. Вспомогательные нормативно-правовые акты имеют, как правило, технико-юридический характер и позволяют правильно применять тот или иной нормативный правовой акт к регулируемому отношению.

5. Особое место среди источников экологического права занимают источники права, содержащиеся в международно-правовых договорах. В ст. 15 Конституции РФ сказано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором, в котором участвует РФ, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в национальном законодательстве, то применяются правила международного договора при условии его ратификации в установленном порядке.

6. Судебная и арбитражная практика. Руководящие разъяснения Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ нельзя относить к числу источников экологического права, но они оказывают определенное влияние на совершенствование экологических отношений, действующего законодательства (ст. 104 Конституции РФ предоставляет данным организациям право законодательной инициативы).

Установление и основные этапы развития экологического права:

Периодизация может быть проведена по разным основаниям. Если за основу взять развитие и углубленное понятие охраны окружающей природной среды, то можно выделить три этапа.

I этапконсервационный (конец XIX-первая половина XX вв.): под охраной природы понимали охрану редких видов животных и растений. Создавались различные заповедники, заказники, национальные парки. Так, в 1913 г. на Международной конференции в Берне центральной темой была охрана дикой фауны от истребления в погоне за неограниченной прибылью при неограниченной ее эксплуатации. В этот период в России созданы первые заповедники – Баргузинский, Астраханский и др.

II этапприродоресурсовый (1950-1980-е гг.): характеризуется расширением понятия охраны природы, под которым понимается охрана всех природных ресурсов как таковых. Тогда в СССР был принят ряд законов об охране природы. В России это был Закон «Об охране природы в РСФСР», взявший под свою защиту не только исчезающих и редких животных и растения, но практически все природные ресурсы (включая атмосферный воздух, типичные ландшафты, редкие и достопримечательные природные объекты), что хотя и не являлось природным ресурсом в собственном смысле этого слова, но представляло значительный экологический интерес.

III этапэкологический (с начала 1980-х гг. по настоящее время) – характеризуется всеохватывающим пониманием охраны окружающей природной среды, а не только природных ресурсов. Так охраняется сама природная среда обитания человека, что является непременным условием не только дальнейшего прогресса нашей цивилизации, но и самого ее существования. Появляется понятие экологического права, вводятся учебные курсы по экологическому праву в вузах и т. д.

До 1917 г. охрана природных ресурсов осуществлялась через защиту прав собственности, экономических, военных и налоговых интересов государства. В 1915–1916 г. в России был разработан первый (неосуществленный) проект российского Закона «Об охране природы».

В советское время, вплоть до 1970-х гг., регулирование природопользования и охраны природы осуществлялось применительно к отдельным природным ресурсам.

Декретом о земле, принятым 26 октября 1917 г., была проведена национализация земли вместе с другими природными ресурсами. Частная собственность была отменена. Проблема охраны природы от загрязнения оценивалась в этот период в основном как санитарная, а не экологическая (учитывались преимущественно интересы охраны здоровья человека, а не всех живых организмов, страдающих от загрязнения).

В период с 1970 г. по 1982 г. были приняты Кодексы РСФСР – земельный, водный, о недрах, лесной и др. – в соответствии с Основами земельного, водного, лесного и горного законодательства СССР и союзных республик.

В период с 1980 г. преобладали не законы, а подзаконные акты в виде постановлений Правительства СССР и РСФСР. Был принят Закон «Об охране природы РСФСР», но главным образом правовое регулирование по поводу окружающей природной среды осуществлялось в совместных постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР.

Низкая эффективность законодательства, истощение природных богатств, постоянное ухудшение состояния окружающей среды – все это требовало новых подходов к правовому регулированию природопользования и охраны окружающей среды.

На современном этапе экологическое право развивается с учетом факторов кризисного состояния окружающей среды в стране и общественных потребностей в восстановлении благоприятной окружающей среды, дефектов существующего экологического законодательства (для него характерны пробелы, введение многообразия форм собственности на природные ресурсы).

Загрузка...