Примечания

1

Данные документы предназначены для количественного химического анализа и оценки состояния объектов окружающей среды, с целью государственного экологического контроля и мониторинга.

2

См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации «По делу о проверке конституционности части 2 статьи 99, части 2 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации и положений постановления Правительства Российской Федерации “Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства” в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью “Заполярнефть”» от 2 июня 2015 г. № 12-П // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 24. Ст. 3547; ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 2. Ст. 133. (Далее также – ФЗ «Об охране окружающей среды»).

3

Абз. 6 пункта 3.3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июня 2015 № 12-П.

4

Так, Л. В. Криволапова справедливо отмечает, что имущественную ответственность за экологический вред нельзя отождествлять с гражданско-правовой ответственностью. См.: Криволапова Л. В. Правовое обеспечение возмещения вреда причиненного экологическим правонарушением: дис… канд. юрид. наук: 12.00.06. Саратов, 2000. С. 33, 34.

5

См.: п. 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 14 мая 2009 № 8-П «По делу о проверке конституционности положения подпункта “б” пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации “Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия” в связи с запросом Верховного суда Республики Татарстан» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 22. Ст. 2752; Мисник Г. А. Возмещение экологического вреда в российском праве: автореф. дис… д-ра юрид. наук: 12.00.06. Москва, 2008. С. 34. Далее «право охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности» мы будем называть «экологическим правом».

6

См., напр., постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26 августа 2019 г. по делу № А50-19870/2017.

7

См.: Иоффе О. С. Избранные труды по гражданскому праву: Из истории цивилистической мысли. Гражданское правоотношение. Критика теории «хозяйственного права». 2-е изд., испр. М.: Статут, 2003. С. 545; Братусь С. Н. О разграничении гражданского и административного права (К вопросу о предмете советского гражданского права) // Сборник статей / под. ред. Б. Б. Черепахина и др. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1962. С. 41; Черепахин Б. Б. Труды по гражданскому праву. – М.: Статут, 2001. С. 110.

8

См.: Колбасов О.С. Избранное. М.: РГУП, 2017. С. 204.

9

См., напр., постановление 14ААС от 15 июня 2017 г. по делу № А44-8533/2016 // СПС «КонсультантПлюс».

10

См.: Ребиков И. Ю. Возмещение вреда, причиненного природным объектам и комплексам: автореф. дис… канд. юрид. наук: 12.00.03. Волгоград, 2011. С. 8, 22.

11

Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2018. № 2. Далее также – постановление Пленума ВС РФ № 49.

12

Климович А. В. Обязательства из деликтов в римском праве // Сибирский юридический вестник. 2008. № 1 (40). С. 44.

13

См. пункт 2 ст. 124 ГК РФ, а также определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 1997 г. № 139-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Совета Федерации о проверке конституционности Федерального закона “О переводном и простом векселе”» // СПС «КонсультантПлюс».

14

Конституция Российской Федерации (принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. с изм., одобр. в ходе общерос. голосования 1 июля 2020 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.

15

В таком виде этот принцип сформулирован в постановлении Президиума ВАС РФ от 27 июля 2010 г. № 4515/10 по делу № А38-2401/2008 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2010. № 11.

16

Ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды».

17

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2021 г. № 42-П «По делу о проверке конституционности частей 1 и 3 статьи 17 Федерального закона “О гидрометеорологической службе”, пунктов 3, 4 и 5 Положения об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью “Валмакс” // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 41. Ст. 7064; Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2013 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона “Об охране окружающей среды” и постановления Правительства Российской Федерации “Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия” в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью “Тополь”» // Там же. 2013. № 11. Ст. 1164.

18

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. № 284-О «По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации “Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия” и статьи 7 Федерального закона “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации” // Там же. 2002. № 52, ч. 2. Ст. 5290.

19

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ). Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 31, ч. 2. Ст. 5007.

20

О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре) (вместе с “Положением о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)”): постановление Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1096 (ред. от 28 февраля 2024 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 28, ч. 1. Ст. 5526.

21

Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370: Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 400 (ред. от 30 июля 2024 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 32. Ст. 3347.

22

Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля: Постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336 (ред. от 11 сентября 2024 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 11. Ст. 1715.

23

СПС «КонсультантПлюс».

24

СПС «КонсультантПлюс».

25

Об утверждении перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования: приказ Росприроднадзора от 30 декабря 2020 г. № 1839 (ред. от 23 августа 2024 г.) // Там же.

26

Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 33. Ст. 3895.

27

СПС «КонсультантПлюс».

28

СПС «КонсультантПлюс».

29

СПС «КонсультантПлюс».

30

СПС «КонсультантПлюс».

31

Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 9 Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля»: решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 30 августа 2022 г. № АКПИ22-494 // СПС «КонсультантПлюс».

32

Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 19. Ст. 2060.

33

СПС «КонсультантПлюс».

34

СПС «КонсультантПлюс».

35

Брославский Л. И. Ответственность хозяйствующего субъекта за причинение экологического вреда // Хозяйство и право. 2023. № 5. С. 69–96.

36

См.: Хлуденева Н. И. Правовые пределы имущественной ответственности за вред окружающей среде // Журнал российского права. 2019. № 3. С. 152–164; Краснова С. А. Возмещение экологического вреда: взгляд сквозь призму деликтного права // Хозяйство и право. 2023. № 5. С. 97–109.

37

Пункт 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 г. № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» (Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2018. № 2). См. также: Краснова С. А. Возмещение экологического вреда: взгляд сквозь призму деликтного права // Там же.

38

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации «По делу о проверке конституционности части 2 статьи 99, части 2 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации и положений постановления Правительства Российской Федерации “Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства” в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью “Заполярнефть”» от 2 июня 2015 г. № 12-П // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 24. Ст. 3547.

39

См., напр., апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 7 июля 2020 г. № АПЛ20-161 (СПС «КонсультантПлюс»).

40

Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 7 апреля 2021 г. № АКПИ21-31, апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 7 июля 2020 г. № АПЛ20-161, решение Верховного Суда РФ от 22 апреля 2015 г. № АКПИ15-249.

41

Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 7 июля 2020 г. № АПЛ20-161, определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 20 июня 2018 г. по делу № 302-ЭС18-1483, А33-15344/2017, постановление 5ААС от 27 апреля 2018 г. по делу № А24-1626/2017 (Там же).

42

Постановление Конституционного Суда РФ от 2 июня 2015 г. № 12-П «По делу о проверке конституционности…».

43

Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Ува-молоко» на нарушение конституционных прав и свобод частью 2 статьи 69 Водного кодекса Российской Федерации и пунктом 3 статьи 77, пунктом 1 статьи 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды»: определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. № 1743-О-О // СПС «КонсультантПлюс».

44

Краснова С. А. Возмещение экологического вреда: взгляд сквозь призму деликтного права // Там же.

45

Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства: приказ Минприроды России от 13 апреля 2009 г. № 87 // СПС «КонсультантПлюс». (Далее – Методика № 87).

46

Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды: приказ Минприроды России от 8 июля 2020 г. № 238 // Там же. (Далее – Методика № 238).

47

Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды: приказ Минприроды России от 28 января 2021 г. № 59 // Там же. (Далее – Методика № 59).

48

Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства: постановление Правительства РФ от 29 декабря 2018 г. № 1730 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2019. № 1. Ст. 25.

49

Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам: приказ Минсельхоза России от 31 марта 2020 г. № 167 // СПС «КонсультантПлюс». (Далее – Методика № 167).

50

Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам: приказ Минприроды России от 8 декабря 2011 г. № 948 // Там же. (Далее – Методика № 948).

51

Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания: приказ Минприроды России от 28 апреля 2008 г. № 107 // Там же. (Далее – Методика № 107).

52

Часть 3 статьи 77 ФЗ «Об охране окружающей среды».

53

Краснова С.А. Возмещение экологического вреда: взгляд сквозь призму деликтного права // Там же.

54

Верховный Суд РФ признал допустимость применения астрента (судебной неустойки в терминологии суда) еще в 2017 г. до введения соответствующих положений в процессуальное законодательство. См. п. 20 постановления Пленума ВС РФ № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» (Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2018. № 2).

55

Об утверждении Методики оценки размера вреда, причиненного окружающей среде повреждением и (или) уничтожением зеленых насаждений на территории города Москвы: постановление Правительства Москвы от 14 ноября 2006 г. № 897-ПП // СПС «КонсультантПлюс»; Об исчислении размера вреда, причиненного не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам: Постановление Правительства Москвы от 31 июля 2007 г. № 630-ПП // Там же.

56

Абзац 2 пункта 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской̆ Федерации // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2018. № 2.

57

Решение АС Оренбургской области от 23 мая 2022 г. по делу № А47-15792/2021 // СПС «КонсультантПлюс».

58

Оставлено в силе постановлениями 3ААС от 13 марта 2024 г. (URL: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/131ba70f-e98e-4318-a821-844e4f2a0d22/7cab15ee-1b9e-4287-9411-bf8203c7c21a/A33-20854-2021_20240313_Postanovlenie_apelljacionnoj_instancii.pdf?isAddStamp=True) и АС ВСО от 8 июля 2024 г. (СПС «КонсультантПлюс»).

59

Находящейся на 18,5 км выше по течению от места сброса.

60

См., напр., постановление АС Северо-Кавказского округа от 30 ноября 2023 г. по делу № А32-16134/2020; определение Верховного Суда РФ от 21 апреля 2021 г. по делу № А76-1618/2017; постановление АС Поволжского округа от 25 августа 2021 г. по делу № А12-28752/2020; постановление АС Северо-Западного округа от 7 октября 2020 г. по делу № А26-9159/2017 (СПС «КонсультантПлюс»).

61

Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2014. № 6.

62

См., напр.: Постановление АС Московского округа от 18 сентября 2023 г. по делу № А40-232064/2021; определение 8КСОЮ от 6 июня 2023 г. по делу № 88-9409/2023; постановление 7ААС от 25 января 2021 г. по делу № А27-10416/2020, постановление 15ААС от 17 ноября 2023 г. по делу № А53-8401/2023 и др. (СПС «КонсультантПлюс»).

63

Там же.

64

Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 9 июня 2020 г. № Ф02-1793/2020 по делу № А74-3619/2018 // СПС «КонсультантПлюс».

65

См., напр., постановление АС Поволжского округа от 5 февраля 2024 г. по делу № А06-11385/2019, решение АС Свердловской области от 6 февраля 2024 г. по делу № А60-13124/2023 и др.

66

ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения, утв. постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. № 607-ст. // СПС «КонсультантПлюс».

67

См., напр., постановление АС Северо-Кавказского округа от 20 сентября 2023 г. по делу № А32-36837/2022, постановление АС Дальневосточного округа от 5 апреля 2023 г. по делу № А51-11778/2022 (СПС «КонсультантПлюс»).

68

Постановление 3ААС от 11 октября 2023 по делу № А33-11183/2023, постановление АС Северо-Западного округа от 6 февраля 2018 г. по делу № А21-2002/2017, постановление 1ААС от 25 января 2021 г. по делу № А79-6235/2016, постановление 13ААС от 25 марта 2019 г. по делу № А56-99728/2018 (Там же).

69

Абзац 2 преамбулы, ст. 36, 39, 42–44, 50 ФЗ «Об охране окружающей среды».

70

Определения СК по экономическим спорам ВС РФ от 3 июля 2023 г. № 305-ЭС22-27963, от 10 октября 2023 г. № 304-ЭС23-8238, от 25 октября 2022 г. № 304-ЭС22-12117 (СПС «КонсультантПлюс»).

71

Чрезвычайного, непредотвратимого, внешнего явления.

72

См., напр., решение Арбитражного Суда Санкт-Петербурга от 1 марта 2021 г. по делу № А56-9026/2019 // СПС «КонсультантПлюс».

73

Илларионова Т. И. и др. Советское гражданское право: Учебник. В 2-х томах. Т. 1 / Под ред. О. А. Красавчикова. 3-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 1985. С. 516.

74

Постановление 12ААС от 16 августа 2024 г. по делу №А06-10303/2023 // СПС «КонсультантПлюс».

75

СПС «КонсультантПлюс».

76

СПС «КонсультантПлюс».

77

СПС «КонсультантПлюс».

78

СПС «КонсультантПлюс».

79

Там же.

Загрузка...