Действия, которые наносят вред законным интересам или правам других, квалифицируются как противоправные и носят название деликта. Понятие и правовая категория «деликт» применяются в гражданском праве со времен Древнего Рима и происходят от латинского delictum, что означает всякое недозволенное действие, правонарушение, «погрешность», «ошибка», «беззаконие», «грех», «преступление» или «проступок»[12]. Деликт представляет собой собирательное понятие для всех противоправных действий, приводящих к нарушению прав других или ущербу. Изучение деликтов в юридической науке позволяет определить ответственность нарушителя и возместить причиненный ущерб.
Выделяют две группы деликтных обязательств:
общий (генеральный) деликт определяет общие условия ответственности за причинение внедоговорного вреда и выражается в следующих трех положениях:
• вред, причиненный личности или имуществу, подлежит возмещению в полном объеме его причинителем;
• сам факт причинения вреда признается противоправным, если причинивший вред не докажет, что был управомочен на совершение действий, которыми был причинен вред, либо действовал в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости, то есть правомерно;
• состав гражданского правонарушения включает в себя: вред, противоправное поведение, причинную связь и вину причинителя.
специальные деликты отражают особенности отдельных составов правонарушений, которые представляют собой исключение из общих правил деликтной ответственности и применяются только в случаях, прямо указанных в законе:
• причинение вреда государственными органами, в том числе правоохранительными и судебными органами, и органами местного самоуправления (далее – ОМСУ);
• причинение вреда деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих;
• причинение вреда несовершеннолетними;
• причинение вреда лицами, признанными полностью или частично недееспособными, а также лицами, не способными понимать значения своих действий.
Согласно положений п. 1 ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. В указанной норме закреплен принцип генерального деликта, определяющего общие условия возмещения вреда.
Статья 1064 ГК защищает граждан, юридических лиц, а также публичные образования, которые участвуют в гражданско-правовых отношениях на равных началах с остальными субъектами[13]. При этом необходимо различать две разные роли государства и муниципалитетов: осуществление ими публично-правовых функций (власти) и участие в гражданско-правовых отношениях на равных началах.
Учитывая эти различия, публично-правовые образования могут по-разному защищать природные ресурсы. Если они могут быть защищены в составе объекта права собственности публично-правовых образований (лесные участки и т. д.), то их можно защищать прямым применением ст. 1064 ГК.
Что касается воздуха, воды и т. п., представляется, что в данном случае государство или муниципалитеты защищают интересы неограниченного круга лиц в порядке выполнения публичной функции обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду. Поскольку санкция в экологическом деликте количественно зависит от размера причиненного вреда, препятствия для применения к экологическому деликту ст. 1064 ГК отсутствуют.
Таким образом, для применения к экологическому деликту ст. 1064 ГК по аналогии остается использовать конституционное положение о том, что природные ресурсы охраняются как основа жизни и деятельности народов (ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации)[14].
Законом предусмотрены случаи, когда применяются правовые нормы, допускающие отступления от правил генерального деликта (специальные деликты) – все они направлены на охрану частных интересов.
К экологическому деликту неприменим принцип генерального деликта, согласно которому «всякое причинение вреда презюмируется противоправным»[15]. Дело в том, что презумпция экологической опасности хозяйственной и иной деятельности[16] усилена Конституционным Судом РФ: теперь «природопользование объективно влечет причинение экологического вреда»[17]. Следовательно, вредоносность сама по себе уже не может быть границей правомерного и противоправного поведения природопользователя. Этот рубеж проходит по линии так называемых нормативов допустимого воздействия на окружающую среду[18]. Соответственно, идея о генеральном деликте на данную сферу правоотношений не распространяется.
У гражданского и экологического права разные объекты: гражданское интересуется благами, принадлежащими частному лицу и позволяющими ему реализовать все аспекты индивидуальности. Экологическое занимается природной средой, включая такие специфические компоненты, как атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы, околоземное космическое пространство. Эти блага существуют физически, они материальны, но тем не менее не могут быть отнесены к объектам гражданских прав, поскольку до них нельзя дотронуться, монопольно владеть и извлекать выгоду из владения.
Строго говоря, нормы ГК РФ о деликте нельзя использовать для возмещения вреда, причиненного этим специфическим компонентам. Сама их природа такова, что вред, однажды причиненный, затем невозможно устранить, поэтому денежное возмещение в данном случае является скорее публичным штрафом, нежели способом восстановления права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. В то же время загрязнение воздуха создает условия для дальнейшего причинения вреда здоровью граждан – благу, которое в качестве объекта охраняется гражданским правом.
Причинение вреда одним субъектом другому само по себе является основанием возникновения рассматриваемого обязательства и признаётся противоправным.
Противоправность поведения предстает в качестве формального (юридического) признака любого правонарушения.
Противоправность как условие наступления деликтной ответственности означает, что для того, чтобы лицо было признано виновным в совершении деликта и возмещению ущерба, необходимо доказать, что его действия были противоправными. Понятие противоправности включает в себя нарушение закона или причинение вреда без законных оснований.
В рамках данной темы важно разобрать практические примеры толкования противоправности.
Освобождая администрацию города, как собственника земельного участка, от обязанности по возмещению вреда, причиненного почвам, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 16 января 2024 г. по делу № А83-21638/2021 указал: «Суд апелляционной инстанции полагает, что в действиях по причинению вреда окружающей среде (земельному участку) нет ни вины, ни противоправного поведения Администрации города Симферополя.
То обстоятельство, что муниципальное казенное учреждение в письме не возражало против складирования свалочных масс на земельном участке в восточной части объекта рекультивации площадью 22.500 кв. м, не освобождает Общество от ответственности, и не перекладывает обязанность по возмещению ущерба на Администрацию города Симферополя.
Также следует учесть, что закон не содержит понятия “разрешение на противоправное поведение”, поэтому каждый участник гражданских правоотношений должен самостоятельно оценивать характер своих действий и самостоятельно принимать решения о совершении или не совершении тех или иных действий, а также самостоятельно нести ответственность, если его действия содержат признаки деликта.
На основании изложенного, а также исходя из принципа “загрязнитель платит”, и учитывая, что причинение вреда окружающей среде стало результатом волевого поведения Общества, суд апелляционной инстанции не находит признаков деликта в действиях Администрации города Симферополя, а потому приходит к выводу об отказе в иске».
В деле № А06-2981/2022 о возмещении вреда, причиненного незаконным выловом водных биологических ресурсов, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд дает следующее толкование понятия «противоправность»:
«Понятие “вред” включают всю совокупность негативных последствий противоправного деяния. Убытки представляют собой денежное выражение вреда. Ущерб характеризует определенную разновидность вреда (утрата или повреждение имущества и расходы на восстановление нарушенного права).
При комплексном и системном толковании законодательства об охране окружающей среды, о животном мире, о рыболовстве следует, что компенсации подлежит вред, причиненный объектам животного и подводного мира и среде их обитания. Законодательство не содержит характеристики вреда, причинение которого дает право на получение компенсации в установленном порядке. Следовательно, противоправным может быть признано любое воздействие на животный и подводный мир, совершенное с нарушением установленного порядка пользования животным и подводным миром и повлекшее качественное либо количественное изменение его состояния. Такой вред, например, может выражаться в гибели биоресурсов, птиц, отдельных наземных диких животных, а также их заболеваний».
Таким образом, противоправность является одним из условий для наступления деликтной ответственности.
Соблюдение процедуры, в ходе которой добыты доказательства противоправности, является ключевым этапом в рассмотрении экологических дел. Этот процесс не только играет решающую роль в определении правомерности или неправомерности действий лиц, но и обеспечивает справедливость и защиту законных интересов сторон.
В работе контрольных (надзорных) органов повсеместно выявляются и пресекаются факты проведения контрольных (надзорных) мероприятий (далее КНМ) при отсутствии оснований, без согласования с органами прокуратуры и обнародования обязательных сведений в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.
В силу ч. 2 ст. 90 Закона № 248-ФЗ в случае выявления при проведении КНМ нарушений контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий обязан:
• выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда;
• при выявлении признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган или при наличии полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности;
• принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, при неисполнении предписания в установленные сроки принять меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о его принудительном исполнении.
В случае если органом государственного контроля (надзора) при проведении КНМ допущены грубые нарушения, то такие КНМ и их результаты подлежат отмене контрольным (надзорным) органом, проводившим КНМ, вышестоящим контрольным (надзорным) органом или судом, в том числе по представлению (заявлению) прокурора (ч. 1 ст. 91 Закона № 248-ФЗ).
К грубым нарушениям ч. 2 ст. 91 Закона № 248-ФЗ относит следующее:
• отсутствие оснований проведения КНМ;
• отсутствие согласования с органами прокуратуры проведения КНМ в случае, если такое согласование является обязательным;
• нарушение требования об уведомлении о проведении КНМ в случае, если такое уведомление является обязательным;
• нарушение периодичности проведения планового КНМ;
• проведение планового КНМ, не включенного в соответствующий план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
• принятие решения по результатам КНМ на основании оценки соблюдения положений нормативных правовых актов и иных документов, не являющихся обязательными требованиями;
• привлечение к проведению КНМ лиц, участие которых не предусмотрено Законом № 248-ФЗ;
• нарушение сроков проведения КНМ;
• совершение в ходе КНМ контрольных (надзорных) действий, не предусмотренных Законом № 248-ФЗ для такого вида контрольного (надзорного) мероприятия;
• не предоставление контролируемому лицу для ознакомления документа с результатами контрольного (надзорного) мероприятия;
• проведение КНМ, не включенного в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований и выездного обследования;
• нарушение запретов и ограничений, установленных п. 5 ст. 37 Закона № 248-ФЗ.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 апреля 2022 г. № Ф04-1032/2022 по делу № А75-8313/2021.
Фабула дела: в результате аварии на трубопроводе произошел разлив нефти, анализ проб почвы показал превышение концентраций загрязняющих веществ. Росприроднадзор обратился в суд с требованием о взыскании ущерба, причиненного почвам.
Позиции сторон: Управление Росприроднадзора: для осуществления своих полномочий Управление имеет право предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду. Возмещение вреда одному компоненту окружающей среды не заменяет исполнения обязанности по компенсации вреда, причиненного другим ее компонентам.
Общество: у истца отсутствуют полномочия для обращения в арбитражный суд с заявленными исковыми требованиями.
Позиция суда: «Действующее законодательство в сфере лесных отношений четко разграничивает полномочия органов государственной власти в части осуществления государственного лесного контроля (надзора) и к полномочиям Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов относится осуществление лесного надзора только в отношении земель особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Поскольку спорный земельный участок не относится к землям особо охраняемых природных территорий федерального значения, а полномочия по федеральному государственному лесному надзору (в том числе в отношении почвы лесов), определению размера вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушения обязательных требований законодательства, и предъявлению исков о его возмещении на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры возложены на третье лицо, судами сделан верный вывод о том, что в рассматриваемом случае с исковыми требованиями обратилось неуполномоченное лицо.
С учетом изложенного судами обоснованно указано на отсутствие в рассматриваемом случае правовых оснований для удовлетворения заявленного требования административного органа.».
В силу ч. 1 ст. 65 ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный экологический контроль (надзор) осуществляется посредством:
• федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого на объектах, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности), в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и подразделением федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности на объектах, подведомственных указанному федеральному органу исполнительной власти;
• регионального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого уполномоченными исполнительными органами субъектов Российской Федерации, в соответствии с положениями, утверждаемыми высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации.
На осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора) уполномочена Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. № 1096 утверждается положение, устанавливающее порядок организации и осуществления федерального государственного экологического контроля (надзора) (далее – ФГЭН), его предмет и объект, контрольные мероприятия и проводимые в их рамках контрольные действия[20].
В пункте 5 Постановления Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 400 определены полномочия Росприроднадзора в рамках осуществления федерального государственного экологического контроля (надзора)[21].
Дублирование функций государственного контроля (надзора) на федеральном и региональном уровне не допускается.
Подача искового заявления в суд неуполномоченным органом является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.
В настоящее время действует мораторий на проверки бизнеса, установленный Постановлением Правительства от 10 марта 2022 г. № 336[22].
Мораторий на проверки бизнеса представляет собой ограничение плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий. Первоначально Правительство РФ объявило, что мораторий будет действовать на протяжении 2022 года. По предложению Президента действие моратория продлили.
Значительно ограничено проведение плановых проверок. Так, в силу п. 11 (3) Постановления Правительства от 10 марта 2022 г. № 336 до 2030 года в планы проверок разрешено включать только объекты контроля, отнесенные к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, опасным производственным объектам II класса опасности, гидротехническим сооружениям II класса.
Пунктом 3 данного Постановления установлен исчерпывающий список оснований для проведения внеплановых проверок в 2024 году и случаи, когда для проведения внеплановой проверки необходимо согласование органов прокуратуры.
Учитывая, что развитие предпринимательства представляет собой приоритетное направление российской государственной политики, полагаем, что действие моратория на проверки бизнеса будет продлено.
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 3 мая 2024 г. по делу № А19-1014/2023[23].
Фабула дела: По результатам проведенной Росприроднадзором внеплановой выездной проверки Обществу выдано предписание, с которым оно не согласилось и обратилось с заявлением в арбитражный суд о признании предписания недействительным.
Позиции сторон: Управление Росприроднадзора: выводы о выявлении нарушений в отношении объекта, не являющегося объектом проверки, являются ошибочными, поскольку в решении о проведении внеплановой выездной проверки отражено, что выездная проверка проводится в отношении деятельности Общества, в рамках соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды, предусмотренных положением о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре).
Общество: контрольно – надзорные мероприятия Росприроднадзора проведены с грубыми нарушениями, в отношении объекта, не указанного в решении о проведении проверки.
Позиция суда: «Поручением заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Федеральной службе по надзору в сфере природопользования в границах территории городского округа г. Усолье – Сибирское Иркутской области, подвергшейся загрязнению в результате прошлой экономической деятельности, связанной с производством химической продукции, поручено проведение контрольных (надзорных) мероприятий в виде выездных внеплановых проверок в период с 27 октября 2022 г. по 01.03.2023 г. в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора) на предмет соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами, в области охраны атмосферного органа и в области обращения с отходами производства и потребления в отношении объектов недвижимости, находящихся в частной собственности и эксплуатируемых юридическими лицами, согласно Приложению № 1, в котором среди подлежащих проверке объектов Общества проверенное сооружение не поименовано, соответственно, и в решении о проведении внеплановой выездной проверки не отражено; поскольку в рамках проведенных контрольных (надзорных) мероприятий проводилась проверка осуществляемой обществом деятельности применительно к конкретным эксплуатируемым им объектам, основания для проведения проверки в отношении иных объектов у управления в рассматриваемом случае отсутствовали».
В соответствии с ч. 2 ст. 87 Закона № 248-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки выявлено нарушение обязательных требований, в акте проверки должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено.
Частью 5 ст. 19 этого же Закона установлено, что информация, которая не внесена в Единый реестр КНМ и в отношении которой предусмотрена обязательность такого внесения, не может использоваться в целях принятия решений при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, за исключением случаев неработоспособности единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, зафиксированных оператором реестра.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22 мая 2023 г. по делу № А55-9349/2022.
Фабула дела: Общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительным предписания Ростехнадзора, выданного по результатам внеплановой выездной проверки.
Позиции сторон: Управление Росприроднадзора: Сведения были внесены в ЕРКНМ, но с незначительным опозданием. Общество: не согласно с предписанием, считает его незаконным и необоснованным.
Позиция суда: «Судами правомерно отмечено, что все сведения о выявленных нарушениях (с указанием статей и пунктов нормативных актов) подлежат внесению в ЕРКНМ.
Суды пришли к выводу, что невнесение сведений о выявленных нарушениях обязательных требований фактически означает незаконность акта проверки в части фиксации факта их наличия».
В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 91 Закона № 248-ФЗ грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) является принятие решения по результатам контрольного (надзорного) мероприятия на основании оценки соблюдения положений нормативных правовых актов и иных документов, не являющихся обязательными требованиями.
Имеется коллизия нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования в рамках государственного экологического надзора (контроля).
В Министерстве юстиции РФ за номером 67560 зарегистрирован приказ Росприроднадзора от 22 февраля 2022 г. № 115 «Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами при осуществлении федерального государственного экологического контроля (надзора)» (далее – Приказ № 115)[24].
В пункте 12 приложения к данному Приказу закреплен перечень нормативных правовых актов, которыми установлены обязательные требования, проверяемые в рамках государственного экологического надзора, в том числе реквизиты и структурные единицы таких нормативных актов.
Кроме того, имеется приказ Росприроднадзора от 30 декабря 2020 г. № 1839 (далее – Приказ № 1839), которым также закрепляются нормативные правовые акты, соблюдение которых оценивается в рамках государственного экологического надзора[25]. Однако он, в отличие от Приказа № 115, государственную регистрацию в Минюсте России не прошел, вследствие чего, как не вступивший в силу, применяться не может.
Так, согласно пунктов 10, 19 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 (далее – Правила № 1009)[26], государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, содержащие правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение. Федеральные органы исполнительной власти направляют для исполнения нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, только после их регистрации и официального опубликования. При нарушении указанных требований нормативные правовые акты, как не вступившие в силу, применяться не могут.
Данный вывод подтверждается судебной практикой, например, постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 22 мая 2023 г. по делу № А55-9349/2022 (стр. 9 абз. 2) (цит.): «Исключение из проверочного листа перечня обязательных требований фактически означает декриминализацию несоблюдения предписаний соответствующего нормативного правового акта в рамках текущего вида государственного контроля (надзора)»[27].
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 56 Закона № 248-ФЗ одним из контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом является выездное обследование (ст. 75 Закона № 248-ФЗ). Под выездным обследованием понимается контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое в целях визуальной оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.
Выездное обследование проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту осуществления деятельности гражданина, месту нахождения объекта контроля. В ходе такого обследования инспектор может осуществлять осмотр общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектов. Мероприятие проводится без информирования контролируемого лица. Срок проведения выездного обследования одного объекта (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать один рабочий день.
Выездное обследование является мероприятием без взаимодействия с контролируемым лицом, в связи с чем, Законом № 248-ФЗ предусмотрено не вручение контролируемому лицу акта выездного обследования на месте его проведения, а направление контролируемому лицу акта выездного обследования в порядке, предусмотренном ст. 21 Закона № 248-ФЗ (в электронном виде либо по почте).
В практике встречаются случаи, когда орган контроля в целях придания видимости законности действий по проведению проверки, уклонения от необходимости соблюдения требований Закона № 248-ФЗ под видом КНМ без взаимодействия (выездное обследование) фактически проводят полноценную выездную проверку.
Постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 10 мая 2023 г. по делу № 16-3232/2023[28].
Фабула дела: По результатам выездного обследования Общество привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ с назначением административного штрафа 400 тыс. руб.
Позиции сторон: Управление Росприроднадзора: специалистами Управления осуществлено выездное обследование в границах водоохраной зоны Черного моря в муниципальном образовании город-курорт Анапа в связи с поступлением сведений о нарушении требований законодательства.
Общество: доказательства по делу получены с нарушением закона, и нарушен порядок привлечения лица к административной ответственности.
Позиция суда: «Как следует из материалов дела, в качестве основания для выездного обследования на территорию водоохранной зоны и акватории Черного моря, примыкающей к границам МО согласно приказу приказа Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора без взаимодействия с контролируемым лицом названо систематическое наблюдение за соблюдением обязательных требований в области окружающей среды.
Между тем, основанием для планирования и проведения выездного обследования административным органом явился рапорт помощника прокурора на имя прокурора, в котором сообщалось о том, что им в порядке мониторинга информаций, размещенных в сети Интернет YouTube, обнаружена публикация, содержащая сведения о том, что в прибрежной и береговых полосах Черного моря, неизвестными лицами осуществляется снос песчаных дюн и лесных насаждений, порча земли вредными продуктами хозяйственной и иной деятельности, на основании которого сделан запрос в Черноморо-Азовское морское управление Росприроднадзора, обязывающий названный орган фактического и правового реагирования.
В порядке выездного обследования факт осуществления перемещения лицами с использованием каких-либо технических средств песка не установлено, о чем уведомлен природоохранный прокурор административным органом.
Вместе с тем, установлено накопление водорослей, образовавшихся в результате уборки акватории Черного моря.
Изложенное с очевидностью свидетельствует о том, что основание для выездного обследования территории водоохранной зоны Черного моря (обобщено), названное в приказе административного органа, и фактическое (внеплановая проверка), послужившее поводом для выездного обследования определенной территории, вступают в противоречие друг с другом. Названный факт представляется важным юридическим обстоятельством для вывода о том, соблюден ли был порядок привлечения юридического лица к административной ответственности, если исходить из того, что административным органом осуществлена внеплановая проверка на предмет подтверждения или отсутствия сведений, полученных из опубликованной в сети Интернет информации, а не выездное обследование в порядке осуществления систематического наблюдения за соблюдением обязательных требований в области окружающей среды без взаимодействия с контролируемым лицом.
Таким образом, проведя правовой анализ основания выездного обследования, названных обстоятельств, приведенных выше положений закона, представляется верным вывод о том, что административным органом фактически проведена внеплановая проверка на предмет установления наличия или отсутствия конкретного нарушения требований закона и совершения правонарушения юридическим лицом, в отношении которого получено сообщение от прокурора в целях проведения проверки в порядке госконтроля, когда законом установлен иной порядок привлечения юридического лица к административной ответственности, предполагающий обязательное взаимодействие с контролируемым лицом.
В этой связи, судья кассационного суда полагает возможным согласиться с доводом заявителя жалобы о том, что административным органом нарушен порядок привлечения к административной ответственности, что делает недопустимым все полученные доказательства по делу об административном правонарушении».
Согласно части 3 статьи 75 Закона № 248-ФЗ в ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектах могут осуществляться:
• осмотр;
• отбор проб (образцов);
• инструментальное обследование (с применением видеозаписи);
• испытание;
• экспертиза.
В соответствии с частью 1 статьи 76 Закона № 248-ФЗ под осмотром понимается контрольное (надзорное) действие, заключающееся в проведении визуального обследования территорий, помещений (отсеков), производственных и иных объектов, продукции (товаров) и иных предметов без вскрытия помещений (отсеков), транспортных средств, упаковки продукции (товаров), без разборки, демонтажа или нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.
Осмотр осуществляется инспектором в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи (часть 2 статьи 75 Закона № 248-ФЗ).
Так как выездное обследование проводится без взаимодействия с контролируемым лицом, то обязательным условием является применение видеозаписи при осмотре.
Аналогичное требование содержит п. 2 ст. 81 Закона № 248-ФЗ при осуществлении отбора проб.
Отсутствие видеозаписи при выполнении осмотра и отбора проб в рамках выездного обследования лишает возможности оценить соблюдение всех процедур органом контроля и трактуется судами как основание для отказа в удовлетворении требований органов контроля.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 мая 2024 г. по делу № А56-87911/2023[29].
Фабула дела: Росприроднадзор обратился с требованием о взыскании ущерба, причиненного почвам, нарушения выявлены в ходе выездного обследования.
Позиции сторон. Управление Росприроднадзора: Обществом был причинен вред почвам в результате разлива фильтрата в результате работы полигона твердых бытовых отходов.
Общество: не согласно с заявлением Росприроднадзора, считает его незаконным и необоснованным.
Позиция суда: «В нарушение части 2 статьи 75 Закона № 248-ФЗ проведенный должностными лицами Управления в ходе выездного обследования осмотр территории около объекта размещения отходов, эксплуатируемого Обществом, произведен без применения видеозаписи.
В нарушение требований части 2 статьи 81 Закона № 248-ФЗ отбор проб (образцов) почвы и жидких отходов также произведен без применения видеозаписи.
Отсутствие видеозаписи осмотра и отбора проб лишает возможности оценить соблюдение процедуры отбора проб; из фототаблицы к протоколу осмотра от не представляется возможным установить координаты места фотосъемки».
Основания освобождения от доказывания обозначены в статье 69 АПК РФ. В ней указано, что не подлежат доказыванию обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда (ч. 2); решением суда общей юрисдикции по гражданскому делу (ч. 3); приговором суда по уголовному делу в той части, имело ли место определенное действие и совершено ли оно определенным лицом (ч. 4).
Постановления по делам об административных правонарушениях в статье 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не указаны и преюдицию для арбитражного суда не создают.
Такие элементы состава деликтного обязательства, как виновность и противоправность, не могут быть установлены преюдициально, так как их содержание в деликтном обязательстве и в составе административного правонарушения являются различными (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 1 июня 2022 г. № 301-ЭС21-16516 по делу № А17-5367/2020)[30].
В соответствии с п. 9 постановления Правительства от 10 марта 2022 г. № 336 должностное лицо контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении, в случаях, установленных законодательством, вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления), исключительно в случае, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 90 Закона № 248-ФЗ (за исключением случаев необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности).
Противоречие указанного пункта Постановления иным нормативным правовым актам являлось предметом рассмотрения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ по заявлению граждан[31].
В заявлении граждане указали, что установленный пунктом 9 запрет нарушает их права, поскольку устанавливает ограничения для рассмотрения их заявлений в порядке, предусмотренном КоАП РФ.
Так, письменными ответами органы контроля (надзора) на их обращения, касавшиеся нарушений их прав, разъяснена невозможность проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия и возбуждения дела об административном правонарушении.
Однако Верховный суд РФ отказал в удовлетворении заявления, разъяснив, что Постановление издано высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации во исполнение полномочия, предусмотренного федеральным законом. Контрольные (надзорные) мероприятия являются одной из форм деятельности федеральных органов исполнительной власти, по результатам которой могут быть выявлены (обнаружены) признаки административных правонарушений, если они связаны с нарушением обязательных требований контролируемым лицом.
Буквальное толкование оспариваемого в части пункта 9 Постановления во взаимосвязи с приведенными выше положениями федерального законодательства свидетельствует о том, что он непосредственно связан именно с указанной формой деятельности федеральных органов исполнительной власти, которой, однако, не исчерпываются полномочия данных органов, предусмотренные другими федеральными законами.
Вместе с тем при поступлении обращения гражданина или объединения граждан уполномоченное должностное лицо обязано с учетом характера и содержания обращения определить в пределах своих полномочий, в каком порядке оно подлежит рассмотрению, принимая во внимание тот факт, что наряду с общим порядком рассмотрения обращений граждан, предусмотренным Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»[32], федеральными конституционными законами или иными федеральными законами может устанавливаться особый порядок рассмотрения отдельных видов обращений граждан и их объединений (часть 2 статьи 1).
Судебная практика по вопросу законности возбуждения дела об административном правонарушении без проведения КНМ складывается неоднозначно.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12 декабря 2023 г. по делу № А41-302/2023[33].
Фабула дела: граждан обратился в арбитражный суд с требованием о признании незаконным определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Позиции сторон: Управление Роспотребнадзора: указало на ограничения по проведению КНМ, введенные Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336, и невозможность возбуждения дела об административном правонарушении без проведения КНМ с учетом норм Закона № 248-ФЗ.
Гражданин: отказ нарушает его права и законные интересы.
Позиция суда: «Ранее применение положений КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении не было связано с законодательством о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
В последующем принят Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 290-ФЗ, которым применение положений КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении было увязано с законодательством о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле».
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 3 июля 2024 г. по делу № А49-9720/2023[34].
Фабула дела: граждан обратился в арбитражный суд с требованием о признании незаконным определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Позиции сторон. Управление Роспотребнадзора: указало на ограничения по проведению КНМ, введенные Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336 и невозможность возбуждения дела об административном правонарушении без проведения КНМ с учетом норм Закона № 248-ФЗ. Гражданин: отказ нарушает его права и законные интересы.
Позиция суда: «Вопреки ошибочным доводам Управления, введение Постановлением № 336 ограничений на возбуждение дел об административных правонарушениях по результатам государственного контроля (надзора), муниципального контроля не отменяет предусмотренные КоАП РФ процессуальные механизмы получения доказательств по делу и производства по нему, включая возможность проведения административного расследования.
Вывод административного органа о том, что возбуждение дела об административном правонарушении без проведения контрольного (надзорного) мероприятия со взаимодействием исключается, является неправомерным, поскольку Закон № 248-ФЗ и Постановление № 336 не относятся к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении в силу статьи 24.5 КоАП РФ».
• предусмотрены ли действия Законом № 248-ФЗ;
• соблюден ли порядок их проведения;
• имеют ли существенное значение допущенные нарушения порядка проведения КНМ (влияют ли на достоверность выводов, например, результат экспертизы получен после окончания КНМ, а вывод на его основании сделан уже в акте КНМ)?
• могло ли лицо отбирать пробы по КоАП;
• были ли понятые или видеосъемка при отборе проб;
• соблюдена ли методика отбора судя по видеозаписи;
• не были ли понятые в двух местах одновременно;
• соблюдены ли права Общества при назначении экспертизы в деле по КоАП?