Эго и характер

Эго

Эго в переводе с латинского и древнегреческого означает “Я”. Согласно психоаналитической теории, та часть человеческой личности, которая осознается как “Я”, находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия. Эго осуществляет планирование, оценку, запоминание и иными путями реагирует на воздействие физического, духовного и социального окружения.

Эго по Фрейду

Эго является, наряду с Ид (Оно) и Супер-эго (Сверх-Я), одной из трех психологических сущностей, предложенных Зигмундом Фрейдом для описания динамики человеческой психики. Эго по Фрейду осуществляет исполнительные функции, являясь посредником между внешним и внутренним миром. Оно обеспечивает непрерывность и последовательность поведения, реализуя личную точку отсчета, благодаря чему события прошлого (сохраняемые в памяти) соотносятся с событиями настоящего и будущего (представленными воображением). Эго не совпадает ни с психикой, ни с телом, хотя телесные ощущения формируют ядро раннего опыта индивида. Эго, достигнув развития, способно меняться на протяжении всей жизни, особенно под воздействием угрозы, болезни и изменений условий существования.

Прогресс от немедленной реакции к контролируемому поведению, от иррационального к рациональному мышлению происходит медленно и осуществляется в виде многих последовательных стадий на протяжении детства. Даже достигнув физической зрелости, люди существенно различаются между собой в формах и эффективности деятельности Эго. Это важное качество было названо Фрейдом “силой Эго”.

Человеку с “сильным Эго” свойственны следующие характеристики: он объективен в своих оценках окружающего мира и себя; его деятельность организована на протяжении более долгого времени, так что возможны планирование и распорядок; он способен выполнить принятые решения и, не колеблясь, выбирать из имеющихся альтернатив; он не подчиняется слепо своим устремлениям и может направлять их в общественно полезное русло; он способен противостоять непосредственному давлению со стороны физического и социального окружения, обдумывая и выбирая собственный курс.

С другой стороны, индивид со “слабым Эго” более схож с ребенком: его поведение импульсивно и определяется моментом; восприятие действительности и себя искажено; он достигает меньшего успеха в продуктивной работе, поскольку его энергия тратится на защиту искаженных и нереалистических представлений о себе; он может страдать от невротических симптомов.

Аналитическая психология Карла Юнга

В аналитической психологии К. Юнга Эго понимается как комплекс, включающий все содержимое сознания, входящий в структуру психики наряду с бессознательным, состоящем из личного и коллективного бессознательного. Это комплекс данных, конструированный, прежде всего, общей осведомленностью относительно своего тела, своего существования и данными памяти.

У человека есть определенная идея о его прошлом бытии, определенные наборы в памяти. Эти две составляющие и есть главные конституэнты Эго. Поэтому можно назвать Эго комплексом психических факторов. Этот комплекс обладает огромной энергией притяжения как магнит; он притягивает содержание из бессознательного, из этой темной неведомой области; он также притягивает впечатления извне, и когда они входят в связь с Эго, то осознаются.

Психоанализ Жака Лакана

Эго в психоанализе Жака Лакана обозначает воображаемую инстанцию, формирующуюся в результате прохождения стадии зеркала. Проблема в том, что в русском языке довольно сложно передать значение разных понятий психоанализа, как французские “je” и “moi” (англ. “I” и “me”) – обычно и то, и другое переводится как “я”. Однако в теории психоанализа Собственное “Я”, Эго (moi) противопоставляется просто я (je), подчеркивая, что первое из них является представлением, воображаемой инстанцией психики, конструирование которой является задачей для психического аппарата.

Эго в других направлениях

После Зигмунда Фрейда и Карла Юнга понятие Эго раскрывали и другие исследователи. Оно рассматривается как источник поведения и связующий центр личности в ее человеческом окружении. Эго в процессе развития человека выделяется из единого изначального сознания, которое охватывает внешний мир и собственную личность. Если человек отчетливо познает свои телесные и душевные изменения, то он знает, что, несмотря на них, он в глубине своего Эго всегда остается одним и тем же. К наглядной сфере Эго относятся тело и все, что может служить расширению этой сферы (являющемуся предметом постоянного стремления): одежда, украшения, имущество.

Альтер эго

Альтер эго в переводе с латинского означает “другое Я” – реальная или придуманная альтернативная личность человека, либо персонажа, в характере и поступках которого отражается личность автора. Это может быть лирический герой, образ, закрепившийся за псевдонимом, наместник или даже одна из множества личностей, появившихся при наличии у индивида диссоциативного расстройства (раздвоения) личности.

Данный термин иногда используется в литературе и кино для описания персонажей, психологически схожих между собой или с автором. Форма альтер эго используется в повести Роберта Стивенсона “Странная история доктора Джекила и мистера Хайда”.

В кинематографе использование альтер эго можно наблюдать в фильме Дэвида Финчера “Бойцовский клуб”, где персонаж Тайлер Дерден (Брэд Питт) выступает в качестве альтер эго главного рассказчика (Эдвард Нортон). Также в фильме "Майор Гром. Чумной Доктор", снятому по одноименному комиксу, персонаж Сергей Разумовский имел в качестве альтер эго Птицу, творящую беззаконие.

Если вы хотите познать свое альтер эго, вы захотите познать свое второе "Я", которое характеризуется тем, что обладает личностью, отличной от вашей. Альтер эго может быть реальным или вымышленным человеком, независимо от этого, мы отождествляем себя со своим альтер эго, чувствуем абсолютную уверенность и каким-то образом идеализируем себя в этом "человеке".

Происхождение термина "альтер эго". В 1730-х годах проводились исследования с использованием гипноза для отделения того, что тогда называлось "другим Я". Эти эксперименты, проведенные Антоном Месмером, показали, что люди в бодрствующем состоянии действовали иначе, чем когда они были загипнотизированы. Первым же, кто произнес эти слова, был греческий философ Зенон Китийский, живший в IV—III веках до н. э.

Однако термин "альтер эго" был введен в обиход только в 19 веке, когда было официально зарегистрировано первое диссоциативное расстройство идентичности, первоначально известное как множественное расстройство личности. Важно подчеркнуть, что наличие альтер эго не подразумевает страдание раздвоением личности. На самом деле, основное различие заключается в том, что обычно те, у кого раздвоение личности, не полностью осознают эти личности, в то время как те, у кого есть альтер эго, не только осознают, но и используют этот способ действия или альтер эго по собственной воле.

Большая часть эволюции, которую человек может претерпеть в своем самопознании, берет начало в концепции, утверждающей о наличии у нас "Я" превосходства над остальными ролями, принимаемыми на себя в нашей жизни. Под этим "Я" существуют различные альтер эго, которые мы можем принимать на протяжении всего нашего опыта или как продукт образования, получаемый на протяжении всей жизни. Некоторые из этих альтер эго довольно универсальны, роли, которые мы все или почти все принимаем на себя в определенных жизненных обстоятельствах, например, роль защитника, контролера, героя, жертвы и т. д.

Характер

Характер – структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают отпечаток на все ее проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни.

Раздел психологии, который занимается изучением различий между характерами называется дифференциальной психологией. Структура характера включает отношение к:

– самому себе;

– окружающим людям;

– окружающему миру;

– труду и своему делу;

– своим и чужим вещам.

Выражается подобное отношение через черты характера, которые систематически обнаруживаются в его деятельности, поведении (трудолюбие-леность, самоуверенность-самокритичность, вежливость-грубость, ответственность-недобросовестность, убежденность-беспринципность). Другая группа черт относится к познавательной, эмоциональной и волевой сферам (сообразительность, впечатлительность, решительность). Таким образом, характер есть система привычных способов поведения в определенных условиях.

Характер в строго психофизиологическом смысле – это система условно рефлекторных связей с действительностью, основой для которых служат безусловно рефлекторные связи (темперамент). Темперамент и характер имеют общую физиологическую основу (тип высшей нервной деятельности), формирование характера зависит от свойств темперамента (они могут способствовать или противодействовать) и социальных взаимоотношений.

Вследствие взаимодействия физиологического и социального факторов образуется тип темперамента и изменений под воздействием среды, называемый фенотипом или характером. Взаимодействие темперамента и характера может отражаться на разном проявлении общительности у сангвиников и флегматиков.

Каждому здоровому характеру в патологии соответствует врожденно-патологический характер (расстройство личности) или характер как крайний вариант нормы (акцентуация). Свои классификации подобного рода характеров выдвигали многие ученые: типология К. Юнга (1921), социальные типы характеров Э. Фромма (1947), биоэнергетический анализ А. Лоуэна (1958), классификация подростковых характеров А. Е. Личко (1977) и другие.

Древнегреческий врач Гиппократ выделил четыре вида темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический. Сангвинический и холерический темпераменты – это виды реакций, характеризующиеся легкой возбудимостью и быстрой сменой интереса; интересы слабы у первого и сильны у второго. Флегматический и меланхолический темпераменты, напротив, характеризуются стойкой, но низкой возбудимостью интереса; у флегматиков интересы слабы, а у меланхоликов сильны. По мнению Гиппократа, эти различные виды реакций были связаны с различными соматическими источниками.

Загрузка...