Эгоизм чаще всего рассматривается как отрицательное качество человека. Эгоизм ненавистен, и те, кто не подавляют его, а только прикрывают, всегда вызывают неприязнь окружающих. Многие философы видят причину страданий человека и общества именно в этом, а по мнению французского писателя Р. Ролана, если эгоистическое благополучие является единственной целью жизни, то она быстро становится бесцельной.
Эгоизм начинается не тогда, когда человек заботится о собственных интересах, а тогда, когда он обособляет свои интересы от интересов окружающих и противопоставляет их друг другу. То есть дело не только в удовлетворении интересов эгоиста, но и в пренебрежении интересами других. Удовлетворяя свои интересы за счет других, такая личность создает конфликтную ситуацию, получая в ответ такой же негатив, какой он сам и породил.
Эгоистичная личность (не страдающая нарциссизмом) зависит не от внешней, а, напротив, от внутренней оценки, его интересует сравнение себя не с социальным окружением, а с определенными внутренними представлениями об успешности и должном поведении, присущими идеальному “Я”. Евгений Ильин в книге “Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия” отмечает, что эгоист просто не в состоянии замечать, что окружающие страдают от его поведения. На мир он смотрит как потребитель и всех оценивает с позиции полезности только ему самому. В окружающих его людях он в основном видит только отрицательные черты.
Зигмунд Фрейд говорил, что маленькие дети чрезвычайно эгоистичны. Ребенок абсолютно эгоистичен, он интенсивно испытывает свои потребности и неудержимо стремится к их удовлетворению – особенно же против своих соперников, других детей и главным образом против своих братьев и сестер.
Эгоизм – не только лишь одержимое соблюдение своих интересов, но и требование к другим жить так, как вы этого хотите. Он имеет весьма широкий спектр проявления: от равнодушия и злобы до одержимого стремления понравиться окружающим людям. В глубине души эгоист, невзирая на внешнее любование своими действиями, ненавидит не только окружающих, но и себя самого. Вероятно, в этом и кроется суть этого явления.
В отношениях эгоист привык только получать, для него отдача представляет собой нечто неестественное. Он воспринимает свое внимание как ценность, которую нужно заслужить. Эгоист не умеет искренне радоваться за чужие достижения, если в этих отношениях для него нет пользы. Без выгоды любое дело быстро надоедает зацикленной на себе личности. Если окружающие люди ему подыгрывают или потакают, эгоист не видит причин для внутренних изменений.
По своей сути данный феномен представляет создание искусственной, искаженной реальности. Эгоист не видит проблемы, не замечает, что его поведение иррационально и ненормально. Проявляется эта черта в любовных, рабочих и социальных отношениях. В таких связях есть только эгоист и его насущные потребности.
Человек руководствуется принципами “дай”, “мое” и “мне”. Изредка эгоист может дать что-то кому-нибудь. Искоренить в себе эгоизм – трудная задача. Так или иначе, мы будем идти в сторону самопожертвования, отдачи себя другим, но эгоизм так цепляется за нас или мы цепляемся за него, что это ведет к вечной борьбе.
Формула “дай мне, да побольше” порождает ненависть, потому что не все, чего нам хочется, оказывается для нас полезным. Чаще всего, наоборот. Как говорил апостол Павел: “Все мне дозволено, но не все полезно”. Эгоизм – это склонность личности к саморазрушению. Она может проявляться в различных формах от простой тяги к наслаждениям любой ценой до полного противопоставления себя окружающим людям. Опасность эгоизма заключается в вероятном озлобленном одиночестве.
Человеческая природа устроена так, что в ней заложена потребность любить и отдавать что-то другим. Если эта потребность не реализуется, то личность встает на путь своих примитивных желаний и страстей. По этой причине самооценка человека снижается, он начинает озлобляться, может впасть в депрессию и отчаянье. При этом человек не приемлет себя, пытается быть похожим на кого-то и добиваться невероятных успехов, выстраивая нереалистичный образ собственного “Я”. В таком состоянии человек воспринимает себя несчастным объектом, оторванным от людей, зацикливаясь на собственных ощущениях и переживаниях.
Эгоизм проявляется в трех формах:
1. Замаскированная тирания – это скрытый контроль над окружающими. Такие люди постоянно жалуются на все: здоровье, отсутствие аппетита, слабость. Однако на самом деле они намного сильнее остальных. Их жизнь – тонкая игра, которую они очень умело ведут, постоянно выставляя себя жертвой.
2. Нарциссическое расстройство – человек озабочен только своей собственной персоной. Такие люди могут говорить о себе бесконечно. Они преувеличивают свои важность и значимость и совершенно не выносят критики. В действительности в глубине их души лежат обман, нелюбовь к себе, постоянная неудовлетворенность и даже беспомощность.
3. Истерический тип – это люди, живущие с постоянным чувством тревоги и напряженности. Они все время находятся в ситуации, связанной с личной драмой, и готовы разыграть спектакль в любую минуту. Для них это единственный способ привлечения внимания. Если привлечь внимание не удалось, человек раздражается, впадает в гнев и обвиняет окружающих в чем-либо. Равнодушие окружающих для них невыносимо, так как они нуждаются в постоянном подтверждении своих достоинств. На самом деле это очень мнительные и неуверенные в себе люди, хотя пытаются это тщательно скрывать.
Эгоизм, как правило, связан с неадекватно завышенными самооценкой и уровнем притязаний, с отказом принимать на себя ответственность за неудачи и с приписыванием себе незаслуженных успехов, с преимущественно внешним локусом контроля, нередко с авторитарностью и стремлением к доминированию. Эгоисты более склонны к антисоциальным формам поведения, не способны к конструктивному взаимодействию и обладают рядом личностных свойств, превращающих личные контакты с ними в деструктивное общение, чреватое осложнениями, унижением, незаслуженными огорчениями и страданиями для партнеров.
Эгоисты склонны пренебрегать долгом, нормами морали и закона, пренебрежительно относятся к людям. Для них приемлемы агрессивные формы поведения (драка, месть, заказное убийство), сексуальная неразборчивость, нечестность. Они приписывают ближайшему окружению злобу, завистливость, эгоизм, мстительность, цинизм, продажность. Из позитивных свойств приписывают другим людям относительно нейтральные качества, такие как чувство юмора, оптимизм.
В трудных ситуациях используют малопродуктивные тактики борьбы с трудностями жизни (мечты, фантазии, бесконечные обсуждения). Тем не менее они часто преуспевают и ощущают себя счастливыми. Эгоистам свойственно ханжеское отношение к нравственным проблемам, отсутствие благожелательности и милосердия, у них нет внутренней гармонии, но присущи неосознаваемые внутренние конфликты; при этом они высоко ценят успех и не видят смысла помогать людям – полезность людям, как принцип повседневной жизни и общения с людьми, ими отвергается.
Во взглядах на причины появления у человека эгоизма нет единой точки зрения. Одни утверждают, что эгоистами не становятся, а рождаются, обосновывая свою версию тем, что любое млекопитающее существо сразу от момента зачатия становится абсолютным эгоистом, иждивенцем. Растущий эмбрион использует ресурсы материнского организма. И после рождения человеческий младенец дольше всех прочих млекопитающих нуждается в родительском уходе, заботе. Как минимум до того времени, пока малыш не начнет перемещаться в пространстве самостоятельно, ему необходимо постоянное присутствие взрослого, способного обеспечить потребности младенца.
Другие утверждают, что рассмотрение эгоизма как врожденного свойства человека, благодаря которому якобы обеспечивается защита его жизнедеятельности и наиболее полное соблюдение его интересов, является необоснованным, и что развитие эгоизма и превращение его в доминирующую направленность личности является следствием дефектов воспитания. Если тактика семейного воспитания объективно направлена на закрепление таких проявлений, как завышенная самооценка и эгоцентризм, то у ребенка формируется стойкая ценностная ориентация, при которой принимаются в расчет лишь его собственные интересы и переживания.
Эгоистическая направленность детского самосознания укрепляется, когда родители весь уклад семейной жизни ориентируют на потребности и комфорт своего ребенка. Это способствует пресыщению имеющимся, развитию прихотей и капризов, формирует установку на ожидание и требование подарков, укрепляет потребительское отношение к окружающим. К тем же последствиям приводит и привычка родителей демонстративно отдавать ребенку все самое вкусное, первому подавать за столом еду.
Ошибкой является также стремление освобождать ребенка от любого физического усилия, от самообслуживания, от участия в труде. Это приводит к формированию иждивенческой жизненной позиции. Однако и противоположное (холодное, безразличное, унижающее) отношение к ребенку порождает эмоциональную тупость, бездушие к окружающим, агрессивную готовность отстаивать даже самый незначительный собственный интерес.
Бенджамин Спок в книге “Разговор с матерью” отмечает, что если окружающие, чаще всего родители, безмерно балуют ребенка, все ему прощают и пытаются предотвратить малейшие трудности, то ребенок вырастает эгоистом, требующим внимания, отчего он будет страдать всю жизнь.
Если мать будет ему потакать, то разовьет в нем комплекс неполноценности, потому что в дальнейшем он будет от окружающих хотеть всего. Ее действия будут переноситься им на других людей – “мама делала так, значит, все должны так же делать”. Но мать просто мирилась и не думала о последствиях, а потом много раз будет раскаиваться, если, конечно, же поймет причины поведения ребенка.
Понять причины поведения своего ребенка родители способны далеко не всегда. Если мать, например, была беспокойной, испытывала трудности в личной жизни, страдала от перфекционизма, считала себя идеальной и стремилась иметь умного ребенка, имела неприятие критики в свой адрес на уровне комплекса, то в будущем виновным во всех своих бедах она будет считать именно ребенка. Ведь она столько заботилась о нем, а он вырос эгоистом.
Когда родитель считает себя идеальным и не способным допустить малейшей ошибки, у него формируется искаженное восприятие действительности и непонимание причин проблемы, что только усугубляет ситуацию. Это самый сложный случай в отношении родителей и детей со взаимными претензиями и обидами, которые могут длиться десятилетиями. Формирование нарцисса-ребенка возможно благодаря воспитанию нарциссом-родителем. Это классическая ситуация в психологии.
Если мать сможет понять причины поведения ребенка, то прочувствует все деформации воспитательного процесса на себе, но ребенок уже вошел во взрослую жизнь и начинает всех использовать. Если ему не будут давать желаемое (отказы в отношениях с противоположным полом, в выполнении просьбы, приеме на работу и т. д.), он будет обижаться и озлобляться, поскольку такое отношение он воспринимает тяжелее всего.
Такая ситуация часто наблюдается в неполных семьях, чаще всего состоящих из матери и сына (или нескольких сыновей). Если родитель потакает всем прихотям ребенка, безмерно балует, не наказывает за какие-либо пакости и все прощает, не объясняет, что хорошо, а что плохо, то в ребенке формируется чувство вседозволенности, при котором он считает, что способен делать все, что захочет.
Такое отношение к жизни чревато проблемами как в отношениях с окружающими, так и в собственной жизни: ребенок думает, что может делать все, ведь “мама все разрешала”. Он вырастает развязным в поведении, не приемлет общепринятых норм, может злоупотреблять алкоголем, не желать работать и всю жизнь подчинить удовлетворению своих прихотей, к чему он так привык в детстве.