Возраст – не всегда синоним мудрости. Мудрость необязательно подразумевает высокий уровень развития интеллекта.
Клэр Норт, «Пятнадцать жизней Гарри Огаста»
Раньше я совершенно не умела сдерживать эмоции, как ребенок. Если что-то было не по мне, начинала плакать и обижаться, чтобы прибежали взрослые и решили мои проблемы. Вынашивала обиды неделями, если этого не случалось. И не задумывалась о том, что вполне могла бы сама заняться своей жизнью.
Я не умела принимать решения, и надеялась, что кто-то их примет за меня. Иногда подходила к мужу и просила: «Не знаю, идти мне на эту встречу или нет, реши за меня, пожалуйста».
Сталкиваясь с чем-то новым, я ощущала беспомощность, страх и желание спрятаться, вместо того чтобы исследовать новые возможности. Эта реакция до сих иногда дает о себе знать.
Во мне очень прочно сидела подростковая зависимость от того, что люди скажут. Я чувствовала, что существую, только когда получала обратную связь от окружающих. У меня не было собственных ценностей и принципов, я цеплялась за мнение авторитетов.
Одна знакомая-психолог посоветовала мне перестать читать книги и начать думать. Я задумалась… и поняла, что, по большей части, думаю цитатами из книг.
Начала пробовать думать своими мыслями – и надолго застряла на юношеской стадии умствований, собирая информацию, строя планы, вынашивая великие идеи…
Сложно было преодолеть себя и начать действовать. Сложно было решиться пойти против норм и правил, уволиться со стабильной работы и шагнуть в никуда.
Все мы проходим разные стадии взросления: от ребенка до подростка, от подростка до юноши, от юноши до взрослого человека и мудреца.
Физически – да, но психологически многие люди застревают на стадии ребенка или подростка, некоторые дорастают до юноши и лишь немногим удается повзрослеть по-настоящему.
От нашего психологического возраста зависит, как мы управляем эмоциями, принимаем решения, строим отношения с людьми.
В период до 7 лет ребенок учится обращаться с эмоциями, их распознавать и проявлять. Чутко улавливает сигналы, подаваемые родителями, их одобрение или порицание. Он чувствует: «это хорошо, это плохо, так можно, а так нельзя, это работает, а это нет».
С 7 до 14 лет, в подростковом возрасте, происходит социализация. Подростку важно быть принятым в коллектив, иметь успех, почувствовать свою значимость. Он учится следовать нормам и правилам общества. Тут развивается один из двух сценариев: быть как все, не выделяться, главное, что люди скажут (у большинства) или – быть круче всех.
После 14 начинается развитие интеллекта. Тут уже важно сформировать свое мнение и ценности, донести и отстаивать их. Юноши много читают, изучают, любят вести философские дискуссии и споры. Много мечтают, планируют, бесконечно ищут информацию, пытаясь все предугадать и учесть.
В идеале после 21 наступает взрослая жизнь, когда от умствований юноши переходят к реальным делам и начинают реализовываться во всех сферах жизни, руководствуясь собственными ценностями. Строят карьеру, заводят семью, растят детей… Взрослые люди в состоянии действовать, полагаясь на логику и интуицию.
Они готовы экспериментировать и не боятся ошибиться, на ошибках учатся, делают выводы и идут дальше. Ими руководят не мнение и идеалы толпы, а их собственные внутренние ориентиры.
А после сорока наступает мудрость. Когда человек способен жить в потоке и наслаждаться каждым прожитым днем.
Вот только большинство людей по уровню психологического развития застревает на стадиях детей, подростков и юношей.
Ярче всего психологический возраст проявляется в состоянии стресса.
Представьте себе ситуацию: злые ежи забрались ночью на кухню и слопали все съестное, что смогли найти.
Кругом разруха, пустые банки-коробки, крошки и следы маленьких ножек, указывающие на виновников преступления.
Заходит утром на кухню психологический ребенок, садится на пол и начинает рыдать. А если заметит, что его любимое печенье пропало, то устроит истерику! И будет ждать, что кто-то придет, все уберет, починит и принесет новую еду.
У подростка с утра пораньше шок: продукты пропали, завтрак не приготовить. Что делать?! Лучше всего позвонить родителям, нажаловаться на злых ежей и спросить, как быть. Получить четкую инструкцию: навести порядок, сходить в магазин, проверить двери и засовы.
А если это подросток с замашками «я круче всех», то он может решить сделать все сам, схватит вилы и погонится за ежами, попутно порушит все, что те не успели, сам навернется, да еще и соседу забор сломает. А потом: «А я чё?! Я ничё!».
Оголодавший юноша запрется в кабинете и начнет поиски информации. Прошерстит форумы «как бороться с ежами», «как выследить ежей», «как навести порядок в доме», «что делать, если пришли ежи», «как подготовиться к приходу ежей»…
Быть может, на тренинг запишется: «как сохранять внутренний покой, когда кругом ежи». Восемь часов чистой пользы, гарантия результата, плюс бонусы – надо брать! Наверняка привлечет к диспуту коллег и друзей, обсудит разные варианты действий…
Вот только до самих действий вряд ли дойдет. А если и дойдет, то когда ежи уже все слопают, что было в доме, и уйдут к соседям. Тогда придется идти на новые тренинги: «как устранить последствия ежиной атаки и вернуть уверенность в себе».
Взрослый же человек оценит обстановку и ущерб. Осмотрит помещение, обнаружит, как ежи пробрались в дом. Починит и укрепит засов, чтобы предотвратить дальнейший разбой. Затем наведет порядок, посмотрит, каких продуктов не хватает, и сходит в магазин. Предупредит соседей, чтобы были начеку. После чего спокойно займется своими делами.
А если злые ежи повторят свой набег, он пересмотрит меры предосторожности и попробует другой метод. Например, поставит ловушку с приманкой или уберет подальше все съестные припасы. И будет менять тактику до тех пор, пока она не сработает.
С подростками сложно договориться, они не уверены в себе и обидчивы. Их действиями управляет страх не справиться, «облажаться». Они оценивают себя через чужое мнение. Им безопасно быть в серой массе, не выделяться, не привлекать внимания. Та небольшая часть подростков, которым надо быть «круче всех», тоже не руководствуется собственными желаниями. Им надо заполучить то, что недоступно другим, и тем самым выделиться.
Психологические юноши вынашивают великие идеи, могут много и долго о них рассуждать, но никаких практических шагов к реализации планов не предпринимают. Они бесконечно учатся и планируют. Их пугает неизвестность, им все время кажется, что они еще недостаточно хорошо подготовились и не все изучили, не все варианты просчитали.
Взрослый человек тоже учится, но подход у него другой. Он идет учиться под конкретную свою жизненную задачу. Получает необходимую информацию, обрабатывает, извлекает то, что полезно, и внедряет в жизнь.
Взрослый человек принимает решения и действует в соответствии со своими принципами. Его самооценка определяется не чьим-то мнением, а самоощущением, он может трезво оценивать свои навыки и действия и корректировать их при необходимости.
В каком описании вы узнали себя? Родных, друзей, близких?
Наша с вами задача – научиться опираться на собственные ценности, а не на мнение других людей, строить жизнь, ориентируясь на свои желания, а не пытаясь что-то доказать, развить интуицию и способность экспериментировать, быстро оценивать разные варианты, действовать, ошибаться, менять подходы и снова действовать.
Слушать себя, распознавать свои эмоции, не поддаваясь их влиянию и не выплескивая на окружающих, понимать, что за сигнал они подают, и выбирать оптимальную для нас реакцию.
Будем взрослеть!