Вариант 12

Часть 1

Ответами к заданиям 1–12 являются последовательность цифр или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например, НиколайВторой).

1. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


СОБЫТИЯ

ГОДЫ


А) авария на Чернобыльской АЭС

Б) водружение знамени Победы над Рейхстагом

В) принятие Судебника Ивана IV

Г) сражение под Малоярославцем



1) 1945 г.

2) 1944 г.

3) 1812 г.

4) 1986 г.

5) 1550 г.

6) 1597 г.


2. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) аншлюс Австрии

2) создание Академии наук

3) деятельность Негласного комитета


3. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. В ответ запишите последовательность цифр.


ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) внешняя политика князя Олега

Б) процесс коллективизации

В) «раскол» в Русской православной церкви

Г) правление Николая II


ФАКТЫ

1) восстание древлян

2) восстание Хлопка

3) казнь протопопа Аввакума

4) поход на Византию в 907 г.

5) публикация статьи «Головокружение от успехов»

6) трагедия на Ходынском поле


4. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.



Пропущенные элементы:

1) основание города

2) проведение летней Олимпиады

3) проведение XIX Всесоюзной партконференции

4) Новгород

5) 1800-е гг.

6) присоединение к великому княжеству Московскому

7) Санкт-Петербург

8) 1300-е гг.

9) Рязань


5. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


СОБЫТИЯ


УЧАСТНИКИ СОБЫТИЙ


А) учреждение Вольного экономического общества

Б) Первая мировая война

В) Семибоярщина

Г) Ялтинская конференция


1) Ф.И. Мстиславский

2) Екатерина II

3) А.А. Брусилов

4) Василий II

5) Ю.В. Андропов

6) И.В. Сталин


6. Прочтите отрывок из источника.

«И новгородцы по старине созвали вече и стали выбирать из иеромонахов архиепископа. И послали к великому князю Ивану посла своего Никиту Ларионова бить челом и защиты просить, чтобы избранного ими чернеца Феофила почтил, велел бы к себе в Москву прибыть и поставить бы его велел… на архиепископство. Князь же великий отпустил послов со всем, о чем просили его новгородцы… И когда тот посол их Никита Ларионов воротился в Новгород и передал им то многие там бывшие люди рады были.

Некоторые же из них: посадничьи дети Исаака Борецкого с матерью их Марфою и с остальными иными изменниками начали кричать: «Не хотим за великого князя московского, и вотчиною зваться его не хотим! Вольные все мы люди – Великий Новгород, а московский князь великий многие обиды и неправды над нами чинит! А хотим за короля польского и великого князя литовского Казимира!».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке, верные суждения.

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Упомянутый в тексте польский король являлся противником России в Ливонской войне.

2) В тексте речь идет о событиях XV в.

3) Город, о котором идет речь в тексте, имел республиканские черты правления.

4) Великий князь Иван, упомянутый в тексте, был дедом Ивана Грозного.

5) В период правления великого князя, о котором идет речь в тексте, была введена опричнина.

6) В тексте речь идет о периоде Смуты.


7. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ


ХАРАКТЕРИСТИКИ


А) «Бриллиантовая рука»

Б) «Братья Карамазовы»

В) Успенский собор Московского кремля

Г) памятник «Тысячелетие России»


1) комедия Л. Гайдая

2) памятник находится в Новгороде

3) памятник культуры создан в период правления Ивана IV

4) первый цветной фильм в СССР

5) архитектор – А. Фиорованти

6) роман Ф. Достоевского


8. Данная монета выпущена в две тысячи _______________ году. Ответ запишите словом (словосочетанием).




Рассмотрите схему и выполните задания 9-12



9. Назовите правителя России, в период правления которого произошли события, изображенные на схеме.


10. Назовите город, обозначенный на схеме цифрой «3».


11. Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название города в именительном падеже, которое пропущено в этом тексте.

«Потерпев неудачу у Головчина, русская армия отступила за Днепр и сосредоточилась в укрепленном лагере у местечка Горки. Не дождавшись прибытия корпуса генерала А. Левенгаупта, выступившего в июне из Риги с большим транспортом продовольствия и боеприпасов на соединение с главной армией, Карл XII в августе двинулся из ____________ на Смоленск, но был остановлен русской армией и повернул на Украину. В конце сентября шведы вышли к Костеничам (по дороге на Стародуб) и остановились р ожидании корпуса Левенгаупта. 28 сентября 1708 года у деревни Лесная (юго-восточнее г. ____________) произошло сражение».


12. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. В битве, обозначенной на схеме цифрой «1», русские войска одержали победу.

2. Заштрихованные территории были присоединены к России по итогам данной войны.

3. Цифрой «2» на схеме обозначена столица России.

4. После завершения войны, события которой обозначены на данной схеме, Россия стала империей.

5. По итогам данной войны Россия получила выход к Балтийскому морю.

6. Война завершилась подписанием Портсмутского мирного договора.


Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов №1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.


Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (13-21) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №2. Запишите сначала номер задания (13, 14 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.

Прочтите отрывок из источника и кратко ответьте на вопросы 13 – 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

«От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике, через весь континент, был опущен «железный занавес». За этой линией располагаются все столицы древних государств Центральной и Восточной Европы: Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест и София, все эти знаменитые города с населением вокруг них находятся в том, что я должен назвать советской сферой, и все они, в той или иной форме, объекты не только советского влияния, но и очень высокого, а в некоторых случаях и растущего контроля со стороны Москвы…

Коммунистические партии, которые были очень маленькими во всех этих восточноевропейских государствах, были выращены до положения и силы, значительно превосходящих их численность, и они стараются достичь во всем тоталитарного контроля…

Я не верю, что Россия хочет войны. Чего она хочет, так это плодов войны и безграничного распространения своей мощи и доктрин. Но о чем мы должны подумать здесь сегодня, пока еще есть время, так это о предотвращении войн навечно и создании условий для свободы и демократии как можно скорее во всех странах. Нам нужно добиться урегулирования, и чем больше времени оно займет, тем труднее оно пойдет и тем более грозными станут перед нами опасности. Из того, что я наблюдал в поведении наших русских друзей и союзников во время войны, я вынес убеждение, что они ничто не почитают так, как силу, и ни к чему не питают меньше уважения, чем к военной слабости. По этой причине старая доктрина равновесия сил теперь непригодна…».


13. Укажите фамилию политика, который произнес данную речь, а также год выступления. Назовите город, в котором была произнесена данная речь.


14. Каковы, по мнению автора выступления, причины нарастания противоречий между СССР и бывшими союзниками по участию во Второй мировой войне? Используя текст, укажите не менее трёх причин. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.


Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.


15. Назовите событие, изображенное на марке. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.




16. Какой из представленных памятников архитектуры был создан в период правления императора, в период правления которого было образовано общество, восстание которого изображено на марке? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры. Укажите название данного памятника архитектуры.




17. Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «В течение 12 июля на Воронежском фронте шла величайшая битва танкистов, артиллеристов, стрелков и летчиков, особенно ожесточенная на прохоровском направлении, где наиболее успешно действовала 5-я гвардейская танковая армия под командованием генерала П.А. Ротмистрова.

В тот же день на командный пункт Брянского фронта мне позвонил Верховный и приказал срочно вылететь в район Прохоровки и принять на себя координацию действий Воронежского и Степного фронтов.

Ознакомившись с обстановкой, действиями противника и своих войск, мы пришли к выводу, что надо еще энергичнее продолжать начатый контрудар, с тем чтобы на плечах отходящего противника захватить ранее занимаемые им рубежи в районе Белгорода. После этого, произведя в сжатые сроки подготовку войск, перейти всеми силами обоих фронтов решительное контрнаступление.

На всех участках фронта шли ожесточенные, кровавые бои, горели сотни танков и самоходных орудий. Над полем стояли тучи пыли и дыма. Это был переломный момент в сражении на Белгородском направлении».

Б) «Наибольшую опасность мы у себя на Центральном фронте видели основании Орловского выступа, нависавшим над нашим правым крылом. Поэтому было решено создать здесь наиболее плотную группировку сил. На этом же направлении предусматривалось расположить и основную часть фронтовых резервов.

Такое решение вытекало из следующих соображений. Наиболее выгодным для наступления противника являлось орловско-курское направление, и главный удар (на юг или юго-восток) нужно было ожидать именно здесь. Наступление немецко-фашистской ударной группировки на любом другом направлении не создавало особой угрозы, так как войска и средства усиления фронта, располагавшиеся против основания Орловского выступа, могли быть в любое время направлены для усиления опасного участка. В худшем случае это наступление могло привести только к вытеснению наших войск, а не к их окружению и разгрому».

Укажите название битвы, к которой относятся оба представленных отрывка. Укажите кодовое название одной любой операции, проведенной Красной Армией в ходе этой битвы. Приведите одно любое суждение, которым автор одного из отрывков указывает на подготовку командования Красной Армии к возможному наступлению противника.


18. В 1955 г. была создана ОВД. Укажите:

Укажите:

а) причину, связанную с внешнеполитической обстановкой после Второй мировой войны

б) причину, связанную с внешней политикой ФРГ в 1950-е гг.

в) причину, связанную с военно-стратегическими планами стран Запада


19. Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия “вира”. Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведенный факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.


20. Запишите один любой тезис (обобщенное оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в развитии культуры в 1 пол. и 2 пол. XIX в. по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ оформите в следующем виде.

Тезис: ___________________________________________________________

Обоснования тезиса:

____________________________________________________________

____________________________________________________________


21. В XVI в. в Англии проводила реформы королева Елизаветы I Тюдор, а в России – Елена Глинская. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что указанные реформы, оказали существенное влияние на развитие экономики в России и Англии: один аргумент для России и один для Англии. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде:

Аргумент для России:

_________________________________________________

Аргумент для стран Англии:

_________________________________________________

Загрузка...