Вариант 2

Часть 1

Ответами к заданиям 1–12 являются последовательность цифр или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например, НиколайВторой).

1. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


СОБЫТИЯ


ГОДЫ


А) Стоглавый собор

Б) Перенос митрополичьей кафедры в Москву

В) Свержение Директории

Г) Судебная реформа


1) 1918 г.

2) 1871 г.

3) 1864 г.

4) 1326 г.

5) 1920 г.

6) 1551 г.


2. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) Учреждение Лиги Наций

2) принятие Новоторгового устава

3) Подписание Фридрихсгамского мирного договора


3. Установите соответствие между войнами и сражениями и древнерусскими князьями, участвовавшими в них. В ответ запишите последовательность цифр.


ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)


ФАКТЫ


А) Междоусобная война во второй четверти XV в.

Б) Гражданская война в 1918-1920 гг.

В) Правление Бориса Годунова

Г) Внутренняя политика Александра I


1) Восстание под предводительством С.Т. Разина

2) Восстание Хлопка

3) Битва на р. Шелони

4) Создание военных поселений.

5) Восстание чехословацкого корпуса.

6) Пленение Василия II ханом Улу-Мухаммедом.


4. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.



Пропущенные элементы:

1) заключение мирного договора с Германией

2) Бухарест

3) Барановичи

4) сражение с французским войском

5) 1910-е гг.

6) Москва

7) 1800-е гг.

8) открытие Славяно-греко-латинской академии

9) 1700-е гг.


5. Установите соответствие между именами древнерусских князей и событиями, произошедшими в их правление.


СОБЫТИЯ


УЧАСТНИКИ


А) Октябрьская революция

Б) поход на Константинополь

В) подписание "Вечного мира" с Речью Посполитой

Г) Опубликование полного собрания законов Российской Империи


1) В.В. Голицын

2) М.М. Сперанский

3) князь Игорь Старый

4) Л.Д. Троцкий

5) П.А. Столыпин

6) М.Т. Лорис-Меликов


6. Прочтите отрывок из источника.

«…2. Своеобразие текущего момента в России состоит в переходе от первого этапа революции, давшего власть буржуазии в силу недостаточной сознательности и организованности пролетариата, – ко второму ее этапу, который должен дать власть в руки пролетариата и беднейших слоев крестьянства.

… 3. Никакой поддержки Временному правительству, разъяснение полной лживости всех его обещаний, особенно относительно отказа от аннексий. Разоблачение, вместо недопустимого, сеющего иллюзии, "требования", чтобы это правительство, правительство капиталистов, перестало быть империалистским».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Текст был опубликован после Октябрьского переворота большевиков.

2) Автором текста был лидер партии большевиков.

3) Данный текст известен под названием «апрельские тезисы».

4) Основная идея текста – передача всей власти Советам.

5) Публикация текста вызвала апрельский кризис Временного правительства.

6) Автор текста – В.И. Ленин.


7. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ


ХАРАКТЕРИСТИКИ


А) картина «Бурлаки на Волге»

Б) Церковь Вознесения в Коломенском

В) икона "Троица"

Г) Ярославский вокзал


1) Данный памятник культуры создан в XVI в.

2) Автор – И.Е. Репин.

3) Памятник культуры создан в честь освобождения от монголо-татарского ига

4) Автор – А. Рублев

5) Памятник культуры создан в стиле модерн

6) Данный памятник культуры создан в XII в.


8. Заполните пропуск в предложении: "Операция, названная по фамилии генерала, изображенного на марке, началась в тысяча девятьсот ______________ году. Ответ запишите словом.




Рассмотрите схему и выполните задания 9-12



9. Укажите название полуострова, захват которого отображен на схеме.


10. Напишите фамилию лидера, возглавлявшего армию белых в событиях, обозначенных на схеме.


11. Прочтите текст о событиях, отраженных на схеме и, используя схему, укажите название залива, которое пропущено в этом тексте.

«Окончание военных действий с Польшей позволило Красной Армии сосредоточить на крымском направлении основные силы. В сентябре 1920 г. был образован Южный фронт, превосходивший противника по численности. Части В. Блюхера отбили все атаки белых и перешли в контрнаступление. Только в Северной Таврии красные взяли в плен около 20 тыс. человек. Командующий белых был заперт в Крыму. Вход в него лежал через Перекопский перешеек. В ночь на 8 ноября несколько дивизий Красной Армии перешли вброд залив ___________, чем отвлекли на себя резервы белых. В то же время другие силы атаковали Турецкий вал. С тяжелыми боями и тысячными потерями позиции белых у Перекопа были прорваны, их попытки организовать сопротивление оказались безрезультатными».


12. Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) События, обозначенные на схеме, происходили до подписания Брестского мира.

2) Одним из военачальников красных, принимавших участие в событиях, обозначенных на схеме, был М.В. Фрунзе.

3) На схеме изображена морская эвакуация сил красных.

4) Белой армией в событиях, обозначенных на схеме, командовал Н.Н. Юденич.

5) В событиях, обозначенных на схеме, победу одержали красные.

6) В ходе событий, изображенных на схеме, погибли последние представители мужской ветви Романовых.

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (13-21) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №2. Запишите сначала номер задания (13, 14 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.

Прочтите отрывок из источника и кратко ответьте на вопросы 13 – 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из источника

«___________, фактически сосредоточивший в своих руках правительственную власть, очутился в особенно трудном положении: он не мог не понимать, что только меры сурового принуждения, предложенные Корниловым, могли ещё, быть может, спасти армию, освободить окончательно власть от советской зависимости и установить внутренний порядок в стране. Несомненно, освобождение от советов, произведённое чужими руками или свершившееся в результате событий стихийных, снимавших ответственность с Временного правительства и ___________, представлялось ему государственно полезным и желательным. Но добровольное принятие предуказанных командованием мер вызвало бы полный разрыв с революционной демократией, которая дала [ему] имя, положение и власть и которая, невзирая на оказываемое ею противодействие, всё же, как это ни странно, служила ему хоть и шаткой, но единственной опорой. С другой стороны, восстановление власти военного командования угрожало не реакцией – об этом [он] часто говорил, хотя вряд ли серьёзно в это верил – но, во всяком случае, перемещением центра влияния от социалистической к либеральной демократии, крушением социал-революционной партийной политики и утратой преобладающего, быть может, и всякого, влияния его на ход событий.

К этому присоединилась и личная антипатия между ________ и генералом Корниловым, из которых каждый не стеснялся высказывать подчас в весьма резкой форме свое отрицательное отношение один к другому и ожидал встретить не только противодействие, но и прямое покушение с противной стороны. Так генерал Корнилов опасался ехать к 10-му августу в Петроград на заседание Временного правительства, ожидая почему то смещения с поста и даже личного задержания… И, когда все же по совету Савинкова и Филоненко он поехал, его сопровождал отряд текинцев, которые поставили пулеметы у входов в Зимний дворец во время пребывания там Верховного главнокомандующего.

В свою очередь _________ ещё 13–14 августа в Москве, в дни Государственного совещания, ожидал активного выступления со стороны приверженцев Корнилова и принимал меры предосторожности. Несколько раз ____________ возбуждал вопрос об удалении Корнилова, но, не встречая сочувствия этому решению ни в военном министерстве, ни в среде самого правительства, с тревогой ждал развития событий. Ещё 7 августа помощник комиссара… предупредил Корнилова, что вопрос об его отставке решён в Петрограде окончательно. Корнилов ответил: "Лично меня вопрос о пребывании на посту мало занимает, но я прошу довести до сведения кого следует, что такая мера вряд ли будет полезна в интересах дела, так как может вызвать в армии волнения"…»

13. Укажите год, когда происходили события, описанные в тексте. Укажите политического деятеля, фамилия которого пропущена в тексте. Назовите пост, который занимал в период описанных событий, упомянутый в отрывке генерал Л.Г. Корнилов.

14. Укажите причину, по которой, по мнению автора воспоминаний, меры, предложенные генералом Л. Г. Корниловым, могли быть выгодны политическому деятелю, фамилия которого пропущена в тексте. Укажите причину, по которой, по мнению автора, эти меры не устраивали политического деятеля, фамилия которого пропущена в тексте. Чем, по мнению Л.Г. Корнилова, была опасна его отставка? При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.


Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15. Укажите событие, юбилею которого посвящена данная монета. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.




16. Какой из представленных памятников архитектуры создан в период правления императора, изображенного на монете? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры. Напишите фамилию архитектора, спроектировавшего данное здание.




17. Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «Основные события революции произошли стремительно. За несколько дней в Петрограде, Москве и других городах прошла волна забастовок с лозунгами «Долой царское правительство!», «Долой войну!». Затем, политическая стачка стала всеобщей. Расстрелы, аресты были не в состоянии остановить революционного натиска масс. Правительственные войска были приведены в боевую готовность. На сторону рабочих перешли солдаты Павловского, Преображенского и Волынского полков. Это решило исход борьбы правительство было низложено».

Б) «Госдума IV созыва, сыгравшая во время революции огромную роль, вскоре после неё полностью потеряла всякое влияние. После образования Временного правительства Госдума практически перестала заседать (только в порядке частных совещаний её членов), и была окончательно распущена в октябре. Требование ответственного министерства, за которое Дума безуспешно боролась несколько лет, начало стремительно превращаться в политический анахронизм. Революция декларировала отмену смертной казни, а также даровала равные права всем гражданам России независимо от пола, вероисповедания или национальной принадлежности. Были отменены дискриминационные ограничения в отношении евреев – в частности, ограничение на место жительства («черта оседлости») и запрет на производство в офицеры лиц иудейского вероисповедания. Граждане получили возможность вступать в любые объединения и свободно собираться на любые собрания».

Укажите императора, в период правления которого произошли события, описанные в источниках. Назовите год, в который произошли события, описанные в источниках. Приведите одно любое суждение, которым автор описывает положение евреев после революции.


18. В августе 1917 г. началось восстание Корнилова. Укажите

а) причину выступления Корнилова

б) причину неудачи выступления Корнилова

в) последствие восстания Корнилова для большевиков


19. Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия “Временное правительство”. Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведенный факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.


20. Запишите один любой тезис (обобщенное оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в политике красных и белых в ходе гражданской войны по какому(-им)-либо признаку(-ам).

Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ оформите в следующем виде.

Тезис: ___________________________________________________________

Обоснования тезиса:

____________________________________________________________

____________________________________________________________


21. В 1917 г. в России состоялась Октябрьская революция.

Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что это событие повлияло на общественно-политическую жизнь: один аргумент для Российской империи и один для Европы. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде:

Аргумент для России:

_________________________________________________

Аргумент для Европы:

_________________________________________________

Загрузка...