Период 2. 1921-1941 гг. Вариант 3

Часть 1

Ответами к заданиям 1–12 являются последовательность цифр или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например, НиколайВторой).


1. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


СОБЫТИЯ


ГОДЫ


А) Рапалльский договор

Б) Сражение на р. Сити

В) Введение «заповедных лет»

Г) Указ о вольных хлебопашцах


1) 1581 г.

2) 1922 г.

3) 1550 г.

4) 1803 г.

5) 1238 г.

6) 1925 г.


2. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) Приход фашистов к власти в Италии

2) Введение всеобщей воинской повинности

3) Битва на реке Нарве


3. Установите соответствие между событиями (явлениями, процессами) и фактами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)


ФАКТЫ


А) Отношения между Россией и Речью Посполитой в XVII в.

Б) Крымская война

В) НЭП

Г) Феодальная война на Руси второй четверти XV в.


1) Ослепление Василия II.

2) Заключение Вечного мира.

3) Денежная реформа Сокольникова.

4) Оборона Севастополя.

5) Заключение Ясского мира.

6) Брусиловский прорыв.


4. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.



Пропущенные элементы:

1) заключение мирного договора с Речью Посполитой

2) Кронштадт

3) 1820-е гг.

4) Оренбург

5) 1910-е гг.

6) заключение мирного договора со Швецией

7) 1610-е гг.

8) Москва

9) осада войском Е.И. Пугачева


5. Установите соответствие между событиями и их участниками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


СОБЫТИЯ


УЧАСТНИКИ


А) Принятие Новоторгового устава

Б) Разработка плана ГОЭЛРО

В) Подавление восстания древлян

Г) Проведение военной реформы


1) князь Святослав Игоревич

2) княгиня Ольга

3) В.И. Ленин

4) Н.С. Чхеидзе

5) Д.А. Милютин

6) А.Л. Ордин-Нащокин


6. Прочтите отрывок из источника.

«Договор о ненападении был заключён во время боевых действий на Халхин-Голе. Согласно договору, стороны соглашения обязывались воздерживаться от нападения друг на друга и соблюдать нейтралитет в случае, если одна из них становилась объектом военных действий третьей стороны. Участники соглашения также отказывались от союзных отношений с другими державами, «прямо или косвенно направленных против другой стороны». Предусматривался взаимный обмен информацией о вопросах, затрагивающих интересы сторон. Отличительной чертой договора являлся прилагаемый к нему секретный дополнительный протокол о разграничении между сторонами сфер интересов в Восточной Европе на случай «территориально-политического переустройства».

Подписание договора завершило период охлаждения советско-германских политических и экономических отношений, вызванного приходом к власти НСДАП. Получив в Мюнхене очередное наглядное свидетельство того, что великие державы не готовы учитывать мнение СССР в европейской политике, советское руководство было крайне заинтересовано в срыве тенденции европейской консолидации, не учитывающей советские интересы. В этом смысле продолжение экспансии отвечало интересам Москвы, так как резко повышало заинтересованность обеих европейских военно-политических группировок в соглашении с СССР, тогда как советское руководство могло выбирать, с кем и на каких условиях оно будет договариваться с учётом своих интересов».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Данный договор подписал нарком иностранных дел СССР.

2) Боевые действия на Халхин-Голе, о которых говорится в тексте, велись против Китая.

3) Договор был подписан в 1941 г.

4) В год заключения договора началась Вторая Мировая война.

5) По секретному пункту договора к сфере влияния СССР относилась Финляндия.

6) Договор был заключен с Великобританией.


7. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ


ХАРАКТЕРИСТИКИ


А) Мавзолей В.И. Ленина

Б) Собор Василия Блаженного

В) «Моление Даниила Заточника»

Г) «Идиот»


1) Памятник древнерусской литературы XIII в.

2) Памятник культуры в стиле конструктивизм.

3) Памятник культуры создан в честь присоединения Казани.

4) Сюжет произведения связан с событиями русской истории XII в.

5) Произведение Ф.М. Достоевского.

6) Автор проекта – В.И. Баженов.


8. Заполните пропуск в предложении: "События, изображенные на плакате, произошли в тысяча девятьсот __________________ году". Ответ запишите словом.




Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.



9. Укажите название страны, обозначенной на схеме цифрой «1».


10. Укажите название реки, обозначенной на схеме цифрой «2», которая дала название событию, обозначенному на схеме.


11. Прочтите текст о событиях, отраженных на схеме и, используя схему, укажите название высоты, которое пропущено в этом тексте.

«Южная группа выходит к «точке встречи» и усаживается покурить и оправиться. Соответственно, ночью японцы начинают батальонами выводить войска и выкатывать технику из полуокружения – с успехом. Наконец, только 23-го августа – на четвертые сутки операции на окружение с глубиной операции 25 км. – опорный пункт японцев на высоте «______________» добит войсками Северной группы, и японские войска на центральном участке фронта попадают в более или менее полноценное окружение».


12. Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) События, изображенные на схеме, относятся к начальному периоду Великой Отечественной войны.

2) Конфликт, изображенный на схеме, разразился из-за КВЖД.

3) Территория, которую защищали советские войска, позднее вошла в состав СССР.

4) Участником событий был Г.К. Жуков.

5) События, изображенные на схеме, произошли в конце 30-х гг.

6) Противником СССР выступили войска Японии.

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (13-21) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №2. Запишите сначала номер задания (13, 14 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.


Прочтите отрывок из источника и кратко ответьте на вопросы 13–14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из речи В.И. Ленина 2 октября 1920 г.

«Без ясного понимания того, что только точным знанием культуры, созданной всем развитием человечества, только переработкой ее можно строить пролетарскую культуру – без такого понимания нам этой задачи не разрешить.

Пролетарская культура не является выскочившей неизвестно откуда, не является выдумкой людей, которые называют себя специалистами по пролетарской культуре. Это все сплошной вздор. Пролетарская культура должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которые человечество выработало под гнетом капиталистического общества, помещичьего общества, чиновничьего общества.

Когда мы слышим нередко и среди представителей молодежи, и среди некоторых защитников нового образования нападки на старую школу, что старая школа была школой зубрежки, мы говорим им, что мы должны взять то хорошее, что было в старой школе. Мы не должны брать из старой школы того, когда память молодого человека обременяли безмерным количеством знаний, на девять десятых ненужных и на одну десятую искаженных, но это не значит, что мы можем ограничиться коммунистическими выводами и заучить только коммунистические лозунги. Этим коммунизма не создашь.

Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество.

Нам не нужно зубрежки, но нам нужно развить и усовершенствовать память каждого обучающегося знанием основных фактов, ибо коммунизм превратится в пустоту, превратится в пустую вывеску, коммунист будет только простым хвастуном, если не будут переработаны в его сознании все полученные знания. Вы должны не только усвоить их, но усвоить так, чтобы отнестись к ним критически, чтобы не загромождать своего ума тем хламом, который не нужен, а обогатить его знанием всех фактов, без которых не может быть современного образованного человека. Если коммунист вздумал бы хвастаться коммунизмом на основании полученных им готовых выводов, не производя серьезнейшей, труднейшей, большой работы, не разобравшись в фактах, к которым он обязан критически отнестись, такой коммунист был бы очень печален. И такое верхоглядство было бы решительным образом губительно. Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше, но если человек будет говорить, что он коммунист и что ему и знать ничего не надо прочного, то ничего похожего на коммуниста из него не выйдет».

13. Укажите название государственной должности В.И. Ленина в период, когда данная речь была им произнесена. Назовите одну из организаций, занимавшихся в тот период развитием пролетарской культуры. Назовите политику, которая проводилась советской властью в социально-экономической сфере в год произнесения речи.

14. Какой недостаток «старой школы» выделяет Ленин? К чему, по его мнению, выраженному в этой речи, должен стремиться в обучении настоящий коммунист? Укажите 2 суждения. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.


Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15. Укажите название события, которому посвящен данный плакат. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.




16. Какой из представленных памятников архитектуры создан в период события, которому посвящен плакат? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры. Напишите фамилию архитектора.




17. Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «Движение возникло в СССР и было названо по имени забойщика шахты «Центральная-Ирмино», добывшего в ночь с 30 на 31 августа за смену 102 тонны угля при норме в 7 тонн, а впоследствии 19 сентября – 227 тонн. В начале следующего года этот рекорд выработки был побит, когда шахтёр из Горловки Никита Изотов добыл 607 тонн. Движение серьёзно материально поощрялось премиями и пропагандировалось Всесоюзной Коммунистической партией как новый этап социалистического соревнования и форма повышения производительности труда».

Б) «Согласно исследованиям, участники движения по ряду параметров олицетворяли собой единый социокультурный тип. Присущими ему чертами были: сопричастность «общему делу», настойчивость в достижении поставленных целей, смелость, состязательность, тяга к знаниям, стремление к повышению профессионального уровня, ответственность за себя и коллектив. Из отрицательных черт выделялась повышенная амбициозность и вытекающее из неё стремление к постоянному вниманию к себе, а также к получению разного рода материальных и нематериальных преференций».

Укажите фамилию рабочего, которая дала название движению, о котором идет речь в обоих фрагментах. Назовите год начала этого движения. Приведите одно любое суждение, в котором автор одного из отрывков рассказывает об отрицательных чертах участников движения.


18. Решения, принятые на X съезде РКП(б), означали отказ партии большевиков от проведения политики «военного коммунизма» и переход к новой экономической политике (нэп). Укажите

а) причину перехода к НЭПу, связанную с общественно-политической ситуацией в России в этот период

б) причину перехода к НЭПу, связанную с предыдущей экономической политикой

в) последствие перехода к НЭПу для крестьян


19. Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия “коллективизация”. Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведенный факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.


20. Запишите один любой тезис (обобщенное оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в содержании политики «военного коммунизма» и нэпа по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов).

Ответ оформите в следующем виде.

Тезис: ___________________________________________________________

Обоснования тезиса:

____________________________________________________________

____________________________________________________________


21. В 1920-е гг. в СССР И.В. Сталин боролся за власть в стране, а в Италии к власти пришли фашисты.

Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что данные события повлияли на внутреннюю политику страны: один аргумент для Советского Союза и один для Италии. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде:

Аргументы для СССР:

________________________________________________

Аргументы для Италии:

_________________________________________________

Загрузка...