Вариант 2

Часть 1

Ответами к заданиям 1–12 являются последовательность цифр или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например, НиколайВторой).


1. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


СОБЫТИЯ


ГОДЫ


А) призвание Рюрика на княжение

Б) восстание древлян

В) битва при Доростоле

Г) поход Олега на Византию



1) 862 г.

2) 882 г.

3) 907 г.

4) 945 г.

5) 971 г.

6) 988 г.


2. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) крещение Руси

2) распад Франкской империи

3) захват Киева Олегом

3. Установите соответствие между войнами и сражениями и древнерусскими князьями, участвовавшими в них. В ответ запишите последовательность цифр.


ВОЕННЫЕ ПОХОДЫ


КНЯЗЬЯ


А) поход на Корсунь

Б) поход на Византию 941 г.

В) поход на Хазарский каганат

Г) поход на Византию 907 г.


1) Святослав Игоревич

2) Владимир Святославич

3) Олег Вещий

4) Игорь Рюрикович

5) Ярослав Мудрый

6) Рюрик


4. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.



Пропущенные элементы:

1) гибель князя Игоря

2) разгром хазар

3) Константинополь

4) 1030-е гг.

5) 1110-е гг.

6) 940-е гг.

7) Итиль

8) Новгород

9) разгром печенегов


5. Установите соответствие между именами древнерусских князей и событиями, произошедшими в их правление.


КНЯЗЬЯ


ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ


А) Ольга

Б) Игорь Рюрикович

В) Святослав Игоревич

Г) Владимир Святославич







1) поход 944 г.

2) принятие крещения в Константинополе

3) постройка Десятинной церкви в Киеве

4) строительство Софийского собора в Новгороде

5) заключение договора с Иоанном Цимисхием

6) образование Древнерусского государства


6. Прочтите отрывок из Повести временных лет.

«В лето 6605 (летоисчисление от Сотворения мира) Собрались [князья] в Любече для устроения мира, и говорили между собой: «Зачем губим Русскую землю, сами на себя усобицы поднимая? А половцы землю нашу растаскивают и радуются, что нас раздирают междоусобицы. Да ныне соединимся в единое сердце и будем соблюдать Русскую землю. И пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк – Киевом, отчиной Изяславовой, Владимир – Всеволодовой, Давид, Олег и Ярослав – Святославовой, и кому Всеволод раздал города: Давыду – Владимир, Ростиславичам же: Володарю – Перемышль, Васильку – Теребовль. И на том целовали крест: «Если теперь кто на кого поднимется, против того будем все».

Используя отрывок, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) указанное событие произошло в 1097 г.

2) съезд способствовал укреплению раздробленности на Руси

3) Киевский князь Святополк был сыном Ярослава Мудрого

4) одним из противников княжеского съезда «на устроение мира» был Владимир Всеволодович Мономах

5) Любеч находился на территории Новгородской земли

6) дальнейшие княжеские междоусобицы были остановлены после съезда


7. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ


ХАРАКТЕРИСТИКИ


A) Десятинная церковь

Б) Софийский собор в Новгороде

B) «Поучение детям»

Г) «Русская Правда»


1) Памятник создан в честь победы над печенегами.

2) Литературный памятник, написанный Владимиром Мономахом.

3) Первый каменный христианский храм на Руси.

4) Первый законодательный памятник на Руси.

5) Памятник архитектуры, сохранившийся до настоящего времени.

6) Представляет собой каменный шатровый храм.


8. Заполните пропуск в предложении: "Князь, изображенный на почтовом блоке, княжил в Киеве в __________________ веке". Ответ запишите словом.




Рассмотрите схему и выполните задания 9-12



9. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».


10. Укажите век, в котором происходили события, обозначенные на схеме. Ответ запишите словом.


11. Прочтите текст о событиях, отраженных на схеме и, используя схему, укажите название города, пропущенное в тексте.

«Описание Хазарского похода князя обрамлено упоминанием вятичей, плативших ранее дань хазарам. Это в какой-то мере определяет маршрут похода, во время которого русские войска воевали в Волжской Болгарии, в земле буртасов и в Хазарии, где взяли Итиль и древнюю столицу каганата – Семендер на Каспийском море. После этого поход был закончен на Таманском полуострове, где был завоеван город ____________________».


12. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Князь, походы которого обозначены на схеме, планировал перенести столицу Древнерусского государства на Дунай

2) Последствием походов князя, обозначенных на схеме, стала раздробленность русских земель.

3) Князь, походы которого отображены на схеме, воевал с половцами.

4) На город, обозначенный на схеме цифрой «2», ходил походом князь Олег.

5) Отцом князя, походы которого отображены на схеме, был Рюрик

6) Во время походов князя, которые обозначены на схеме, государством управляла его мать.

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (13-21) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №2. Запишите сначала номер задания (13, 14 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.


Прочтите отрывок из источника и кратко ответьте на вопросы 13 – 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из источника:

«В год 6476 пришли впервые печенеги на Русскую землю, а __________ был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга со своими внуками – Ярополком, Олегом и Владимиром в городе Киеве. И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города, и нельзя было ни выйти из города, ни вести послать, и изнемогали люди от голода и жажды. И собрались люди той стороны Днепра в ладьях, и стояли на том берегу, и нельзя было никому из них пробраться в Киев, ни из города к ним.

И стали тужить люди в городе, и сказали: "Нет ли кого, кто бы смог перебраться на ту сторону и сказать им: если не подступите утром к городу, – сдадимся печенегам". И сказал один отрок: "Я проберусь", и ответили ему: "Иди". Он же вышел из города, держа уздечку, и побежал через стоянку печенегов, спрашивая их: "Не видел ли кто-нибудь коня?". Ибо знал он по-печенежски, и его принимали за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Увидев это, печенеги кинулись за ним, стреляли в него, но не смогли ему ничего сделать.

На том берегу заметили это, подъехали к нему в ладье, взяли его в ладью и привезли его к дружине. И сказал им отрок: "Если не подойдете завтра к городу, то люди сдадутся печенегам". Воевода же их, по имени Претич, сказал: "Пойдем завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на этот берег. Если же не сделаем этого, то погубит нас ___________".

И на следующее утро, близко к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили, а люди в городе закричали. Печенеги же решили, что пришел князь, и побежали от города врассыпную. И вышла Ольга с внуками и людьми к ладьям. Печенежский же князь, увидев это, возвратился один к воеводе Претичу и спросил: "Кто это пришел?". А тот ответил ему: "Люди той стороны (Днепра)". Печенежский князь спросил: "А ты не князь ли?". Претич же ответил: "Я муж его, пришел с передовым отрядом, а за мною идет войско с самим князем: бесчисленное их множество". Так сказал он, чтобы их припугнуть. Князь же печенежский сказал Претичу: "Будь мне другом". Тот ответил: "Так и сделаю". И подали они друг другу руки, и дал печенежский князь Претичу коня, саблю и стрелы. Тот же дал ему кольчугу, щит и меч.

И отступили печенеги от города, и нельзя было коня напоить: стояли печенеги на Лыбеди. И послали киевляне к _____________ со словами: "Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?". Услышав это, __________ с дружиною быстро сел на коней и вернулся в Киев; приветствовал мать свою и детей и сокрушался о перенесенном от печенегов. И собрал воинов, и прогнал печенегов в степь, и наступил мир».

13. Назовите имя князя, пропущенное в тексте. Укажите год его смерти. Назовите отца князя, имя которого пропущено в тексте.

14. Используя текст, ответьте на вопросы.

Как осажденный город смог известить дружину о бедственном положении осаждённых? Почему печенеги сняли осаду с Киева? Укажите две любые причины. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.


Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15. Укажите год смерти князя, принявшего княжение, о котором идет речь. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.




16. Какая из представленных репродукций картин отражает событие из жизни князя, о котором идет речь в предыдущем задании? В ответе запишите цифру, которой обозначена эта репродукция. Укажите в каком году произошло это событие.




17. Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «В год 6370… Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные – норманны и англы, а еще иные готы – вот так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И поставили город Ладогу. И сел старший, в Ладоге, а другой – Синеус, – на Белом озере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля»

Б) «Битва под Киевом была завершающей в истории русско-печенежских войн. На юго-восточных границах Руси установился 25-летний мир, нарушенный впоследствии приходом половцев. В дальнейшем основная часть печенегов ушла в степи Северо-Западного Причерноморья, а в 1046―1047 годах под руководством хана Тираха перешла по льду Дунай и обрушилась на Болгарию, являвшейся в то время Византийской провинцией, которая периодически то вела с ними ожесточённую войну, то задаривала их подарками. Далее печенеги, не выдержав натиска торков, половцев и гузов, а также войны с Византией, частью на правах федератов поступили на византийскую службу, частью были приняты венгерским королём для несения пограничной службы, и с той же целью частью были приняты русскими князьями. Другая часть печенегов сразу после своего поражения под Киевом ушла на юго-восток, где ассимилировались среди других кочевых народов».

Укажите имя старшего из трех братьев, о которых идет речь в первом фрагменте. Укажите год битвы, описанной во втором фрагменте. Приведите одно любое суждение, которым автор одного из отрывков показывает зарождение государственности у славян.


18. В 1097 г. был созван Любечский съезд. Укажите

а) политическую причину созыва съезда

б) последствие съезда, повлиявшее на внешнюю политику

в) последствие съезда для Владимира Мономаха


19. Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия “закуп”. Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведенный факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.


20. Запишите один любой тезис (обобщенное оценочное суждение), содержащий информацию о различиях между итогами религиозной политики Святослава Игоревича и Владимира Святославича по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ оформите в следующем виде.

Тезис: ___________________________________________________________

Обоснования тезиса:

____________________________________________________________

____________________________________________________________


21. В том же период, когда на Руси Владимир Мономах совершил "крестовый поход" на половцев, начались Крестовые походы Западной Европы против мусульман. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что оба события повлияли на внешнюю политику данных стран: один аргумент для Руси и один для стран Западной Европы. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде:

Аргумент для Руси: _________________________________________________

Аргумент для Западной Европы: ______________________________________

Загрузка...