Ответами к заданиям 1–12 являются последовательность цифр или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например, НиколайВторой).
1. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ
ГОДЫ
А) начало правления Владимира Мономаха в Киеве
Б) битва на реке Альте
В) смерть Ярослава Мудрого
Г) начало строительства Софийского собора в Киеве
1) 1054 г.
2) 1017 г.
3) 1113 г.
4) 1068 г.
5) 1037 г.
6) 1111 г.
2. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) «Крестовый поход» русских князей против половцев
2) Нормандское завоевание Англии
3) Крещение Руси
3. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)
ФАКТЫ
А) междоусобная война между Святополком Окаянным и его братьями
Б) внешняя политика Владимира Мономаха
В) законодательная политика Ярослава Мудрого
Г) распространение христианской культуры на Руси
1) строительство собора Святой Софии в Новгороде
2) Любечский съезд
3) «Крестовый поход» русских князей против половцев
4) ограничение кровной мести
5) убийство Бориса и Глеба
6) битва на реке Альте
4. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
Пропущенные элементы:
1) гибель князя Игоря
2) 1040-е гг.
3) 1090-е гг.
4) поход Олега
5) поход на город Святослава
6) Киев
7) Константинополь
8) основание города
9) Любеч
5. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ
УЧАСТНИКИ
А) религиозная реформа
Б) Любечский съезд
В) строительство собора Святой Софии в Киеве
Г) захват города Переяславец
1) Владимир Мономах
2) Ярослав Мудрый
3) Изяслав Ярославич
4) Святослав Игоревич
5) Владимир Святославич
6) Игорь Рюрикович
6. Прочтите отрывок из источника.
«Первая семейная междоусобица разразилась после смерти князя, который оставил трех сыновей. Ярополк получил власть в Киеве, Олег – на территории древлян, а ______ – в Новгороде. Первое время после смерти отца братья жили мирно, однако потом начались конфликты за территорию. По приказу князя Олега на территории древлян, где правил ______, был убит сын одного из воевод Ярополка. Узнавший об этом воевода доложил Ярополку о случившемся и уговорил его напасть с войском на Олега. Так было положено начало междоусобице, которая длилась несколько лет… Первая феодальная междоусобица положила начало длительному периоду внутренних войн между князьями, который будет длиться почти полтора века».
Используя отрывок, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) Князь, имя которого пропущено в тексте, отец Ярослава Мудрого.
2) В тексте речь идет о междоусобице сыновей Святослава.
3) Междоусобная война, о которой говорится в тексте, началась в 1015 г.
4) Князь, одержавший победу в междоусобной войне, – Ярослав Мудрый.
5) Князь, который пришел к власти после междоусобной войны, принял первый русский Судебник.
6) Князь, который пришел к власти после междоусобной войны, распространил христианство на Руси.
7. Установите соответствие между памятниками культуры и их характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
A) «Сказание о Борисе и Глебе»
Б) «Слово о законе и благодати»
B) «Повесть временных лет»
Г) Золотые ворота
1) Автор – Иларион.
2) Автор – киевский князь.
3) Памятник архитектуры, построенный в Новгороде.
4) Памятник архитектуры, построенный в Киеве.
5) Произведение посвящено первым русским святым.
6) Памятник относится к летописному жанру.
8. Заполните пропуск в предложении: "Князь, изображенный на почтовом блоке, княжил в Киеве в __________________ веке". Ответ запишите словом.
Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.
9. Назовите имя и отчество русского князя, руководившего походом, обозначенным на схеме цифрой «8».
10. Укажите век, когда был совершен поход, обозначенный на схеме пунктирной стрелкой. Ответ запишите словом.
11. Прочтите текст о событиях, отраженных на схеме и, используя схему, укажите название города, пропущенное в тексте.
«Первый поход киевского князя Владимира был обращен на запад, в район Западного Буга и реки Сан. В древности эти города назывались Червенскими – по наименованию здешней "столицы" – Червена. Позднее эта территория была известна как Червонная Русь. Овладение Червенскими городами сулило немалые выгоды русскому князю.
Летописные сведения о походе весьма лапидарны. "Иде Владимир к ляхам и занял города их: ____________, Червен и Владимир, которые и до сего дня находятся под Русью"».
12. Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Сыном русского князя, руководившего походом, обозначенным на схеме цифрой «8», был Ярослав Мудрый.
2) Район расселения племенного союза древлян обозначен на схеме цифрой «3».
3) На схеме цифрой «1» обозначен город Юрьев.
4) Цифрой «5» на схеме изображен город, ставший столицей Руси в 862 г.
5) Цифрой «4» на схеме обозначена река Калка.
6) Цифрой «7» на схеме обозначена столица Византии.
Для записи ответов на задания этой части (13-21) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №2. Запишите сначала номер задания (13, 14 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.
Прочтите отрывок из источника и кратко ответьте на вопросы 13–14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
«Прежде всего княгиня наказала убийц мужа… Княгиня, возвратясь в Киев, собрала многочисленное войско и выступила с ним против ____, уже наказанных хитростию, но еще не покоренных силою… ____ бежали с поля и затворились в городах своих. Чувствуя себя более других виновными, жители Коростена целое лето оборонялись с отчаянием. Тут княгиня прибегнула к новой выдумке. Для чего вы упорствуете? велела она сказать им: Все иные города ваши сдались мне, и жители их мирно обрабатывают нивы свои: а вы хотите умереть голодом! Не бойтесь мщения: оно уже совершилось в Киеве и на могиле супруга моего. Они предложили ей в дань мед и кожи зверей; но Княгиня, будто бы из великодушия, отреклась от сей дани и желала иметь единственно с каждого двора по три воробья и голубя! Они с радостию исполнили ее требование и ждали с нетерпением, чтобы войско киевское удалилось. Но вдруг, при наступлении темного вечера, пламя объяло все домы их… Хитрая ___ велела привязать зажженный трут с серою ко взятым ею птицам и пустить их на волю: они возвратились с огнем в гнезда свои и произвели общий пожар в городе. Устрашенные жители хотели спастися бегством и попались в руки воинам. Великая Княгиня, осудив некоторых старейшин на смерть, других на рабство, обложила прочих тяжкою данию… Оставив сына в Киеве, она поехала в северную Россию, в область Новогородскую; учредила по Луге и Мсте государственные дани; разделила землю на погосты, или волости; сделала без сомнения все нужнейшее для государственного блага по тогдашнему гражданскому состоянию России и везде оставила знаки своей попечительной мудрости».
13. Укажите название события, на которое княгиня отреагировала местью. Укажите год, в который произошло данное событие. Назовите внука княгини, который княжил в Киеве до второго десятилетия XI века.
14. Используя отрывок источника, укажите не менее трех событий, произошедших в период правления княгини. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.
15. Укажите название события, изображенного в правой части почтового блока. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.
16. Какой из представленных памятников архитектуры был создан в период жизни князя, изображенного на марке? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры. Укажите название данного памятника архитектуры.
17. Прочтите отрывки из воспоминаний современников.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «В лето 6605 (летоисчисление от Сотворения мира) Собрались [князья] для устроения мира, и говорили между собой: «Зачем губим Русскую землю, сами на себя усобицы поднимая? А половцы землю нашу растаскивают и радуются, что нас раздирают междоусобицы. Да ныне соединимся в единое сердце и будем соблюдать Русскую землю. И пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк – Киевом, отчиной Изяславовой, Владимир – Всеволодовой, Давид, Олег и Ярослав – Святославовой, и кому Всеволод раздал города: Давыду – Владимир, Ростиславичам же: Володарю – Перемышль, Васильку – Теребовль. И на том целовали крест: «Если теперь кто на кого поднимется, против того будем все».
Б) «Пришли иноплеменники на Русскую землю, половцев множество. Изяслав же и Святослав и Всеволод вышли им навстречу на реку. И когда настала ночь, они пошли друг на друга. За грехи наши напустил Бог на нас поганых, и побежали русские князья, и победили половцы.
…Изяслав со Всеволодом бежали в Киев, а Святослав в Чернигов. Киевляне же прибежали в Киев и устроили вече на торгу и, обратившись к князю, сказали: “Половцы рассыпались по земле; выдай, князь, оружие и коней, еще будем биться с ними”. Изяслав же этого не послушал. И начали люди наговаривать на воеводу Коснячка; пошли на гору с веча и пришли на двор Коснячков и, не найдя его, остановились у двора Брячислава и сказали: “Пойдем, освободим дружину свою из погреба”. И разделились надвое: половина их пошла к погребу, а половина пошла по мосту, эти же пришли на княжий двор».
Укажите год, в котором произошло событие, описанное в первом фрагменте источника. Укажите название битвы, описанной во втором фрагменте. Приведите одно любое суждение, которым автор одного из отрывков показывает разобщенность русских князей.
18. В 988 г. произошло крещение Руси. Укажите
а) экономическую причину крещения Руси
б) внутриполитическое последствие крещения Руси
в) последствие крещения Руси, связанное с международными отношениями Руси
19. Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия “погосты”. Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведенный факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
20. Запишите один любой тезис (обобщенное оценочное суждение), содержащий информацию о различиях между правовым положением свободных людей при Ярославе Мудром и Владимире Мономахе по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.
Ответ оформите в следующем виде.
Тезис: ___________________________________________________________
Обоснования тезиса:
____________________________________________________________
____________________________________________________________
21. Согласно норманнской теории, в IX в. на Руси появилась норманнская (варяжская) династия Рюрика и его потомков. В XI в. в Англии также была установлена власть норманнской династии Вильгельма Завоевателя. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что оба события положительно повлияли на развитие этих стран: один аргумент для Руси и один для Англии. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде:
Аргумент для Руси: _________________________________________________
Аргумент для Англии: ______________________________________________