Психологическое консультирование осуществляется в диалоге. Основной инструмент консультирования (для начинающих психологов) – задавание вопросов. Не все вопросы в психологическом консультировании являются хорошими. Надо уметь задавать правильные вопросы.
Эффективные вопросы – это те вопросы, которые помогают клиенту осознавать его трудности и способствуют его продвижению к решению проблемы. Эффективные вопросы бывают поисковыми (направлены на поиск новой информации о клиенте), уточняющими (уточнить детали, побудить клиента к продолжению разговора), переломными (переход от одной логически завершенной части сессии к другой), гипотетическими (типа «Что будет, если?»).
Несколько правил, которые следует иметь в виду, задавая вопросы клиентам:
1) Вопросы "Кто, что?" чаще всего ориентированы на факты, т.е. вопросы такого типа увеличивают вероятность фактологических ответов.
2) Вопросы "Как?" в большей мере ориентированы на человека, его поведение, внутренний мир.
3) Вопросы "Почему?" нередко провоцируют защитные реакции клиентов, поэтому их следует избегать в консультировании. Задав вопрос такого типа, чаще всего можно услышать ответы, опирающиеся на рационализацию, интеллектуализацию.
4) Надо избегать постановки одновременно нескольких вопросов (иногда в одном вопросе заложены другие вопросы). Клиенту может быть неясно, на какой из вопросов отвечать, потому что ответы на каждую часть двойного вопроса возможны совершенно разные.
5) Не следует один и тот же вопрос задавать в разных формулировках. Клиенту становится неясно, на какой из вариантов надо отвечать. Подобное поведение консультанта при постановке вопросов свидетельствует о его тревоге.
6) Нельзя вопросом опережать ответ клиента. Например, вопрос "Все ли хорошо ладится?" чаще всего побуждает клиента дать утвердительный ответ.