Исходным понятием, как любого научного метода, примем одно из известных положений науки – все объекты и явления в мире связаны между собой и функционально обусловлены, то есть мир един, как движущаяся материя. Условно выделенные объекты или явления, необходимые для изучения, будем рассматривать как систему, а внутреннее строение условно выделенного объекта или явления следует назвать структурой. Почему условно выделенные – потому, что, выделяя объекты или явления из общей взаимосвязи мира, мы огрубляем, упрощаем объективную реальность, иначе невозможно ничего понять (нельзя объять необъятное), но к общему пониманию мира мы все равно должны стремиться. Основными понятиями, составными частями структуры являются элемент, связь, целостность. Таким образом, структура есть способ связи элементов в единое целое, (рис. 1). Элемент – это наибольшая составная часть выделенного объекта. Связь – это закономерность взаимодействия между элементами и качества, которые проявляет данный объект в результате своей целостности. Структура – это не простая сумма элементов, это нечто большее, позволяющее выделить как относительно самостоятельную целостность, объект, обладающий определенными качественными характеристиками. Только разделив объект на составные части, становится возможен синтез, представление объекта, как целостность (без разделения нет синтеза).
Рис. 1. Структура
В свою очередь, элемент можно рассматривать как структуру со своими выделенными элементами, связями и целостностью. Исходя из этого, возникает новое понятие – уровень структурной организации материи. Точно так же структура может быть рассмотрена как элемент более высшего уровня структурной организации (рис. 2). Таким образом, может быть рассмотрена вся объективная реальность – это и будет единая научная картина мира, как последовательная цепь уровней структурной организации материи до мельчайших объектов, называемых элементарными частицами с одной стороны и до максимальных объектов, называемых Вселенной с другой стороны.
Рис. 2. Элемент более высшего уровня структурной организации
Каждый уровень структурной организации, рассматриваемый как квант материи, является главной частью единой картины мира, отвечающей за качество материального объекта, присущее только этому уровню структурной организации материи, этой ее части.
Теперь, предположим, есть объект, но мы не знаем, из каких элементов он состоит, или не знаем, как связаны элементы, возможно, не знаем, ни того, ни другого или, же зноем чего-то не полностью (так бывает при повышенной динамичности или многофакторности системы), тогда структура может быть представлена как черный ящик (рис. 3). На него действуют внешние связи (входящие), те, в свою очередь, воздействуя на структуру, трансформируя ее, вызывают воздействие ее на внешнюю среду или другие структуры (выходящие связи). Процесс воздействия внешних связей (входа), деформирующих структуру (не видимую в данный момент), в результате чего возникают внешние связи, (выход), называется функционированием структуры, или динамической структурой (черный ящик, постепенно прояснив элементы и связи между ними, превращается в обычную структуру – рис. 1). Процесс построения структуры, таким образом можно назвать моделированием, а структура и есть модель. Динамические структуры предназначены не только для изучения функционирования объекта исследования, но и для изучения процессов развития, исторических процессов, путем преобразования в структуре входных связей в выходные посредством причинно-следственных взаимодействий. Безусловно, в конкретных ситуациях, в частных науках могут быть особенности, но, в общем плане, этого вполне, достаточно, чтобы начать осуществлять процесс познания, в данном случае (в методологическом плане), переходя от общего к частному и от частного к общему, прослеживается переход количественных изменений в качественные. Эти переходы должны быть постоянными, без этого не может быть нормального, качественного познания и научного исследования любого объекта, явления или процесса.
Рис. 3. Структура, как черный ящик
Если рассматривать структуру вместе с внешними связями, то это более похоже на систему, то есть, система – более широкое и сложное понятие, чем структура, когда рассматривается взаимодействие нескольких соседних структур, деформирующих элементы, связи и целостность, при этом необходимо дополнить среду и условия функционирования структуры. Структура представляется как бы подсистема системы, а процесс познания есть многократный переход от структуры (выделения элементов, рассмотрения связей и целостности) к системе (более широкому рассмотрению объекта-структуры в условиях среды) и обратно – от системы к структуре посредством выделения уровней структурной организации (возможно через черный ящик). Здесь важна последовательность перехода с одного уровня структурной организации на другой, учитывая разветвление уровней и динамизм, что уменьшает упрощение при их выделении из целостного мира. Конечно, система и структура имеют составные части, связанные между собой. Не случайно, многие не видят разницы между ними, и дают почти одинаковые определения, хотя разница вполне определенная есть. Черный ящик обычно используется для исследования структуры – элементов, связей и целостности, как свойств, характеристик объекта. Тем более, не случайно, система и структура тесно связаны между собой как системно – структурный и структурно – функциональный метод исследования, а такие понятия как «системный подход», «системный анализ», «теория систем» и некоторые другие могут использоваться как синонимы, хотя некоторые дают свои определения каждому из них, засоряя и усложняя сущность.
Рассмотрены очень простые, специально ограниченные, методологические принципы необходимые и достаточные для построения единой картины мира и любого исследования. Главным в данном случае является уровень структурной организации материи и последовательность перехода по лестнице иерархии этих уровней, как в относительно стационарных, так и в динамических системах. Каждый уровень имеет свое определенное качество материи, присущее только ему, как квант – разница качества целостности и суммы качеств элементов (без такого четкого разделения объективной реальности на уровни, с присущими только им качества материи, невозможно построение единой картины мира). Переход с одного уровня на другой, как вверх, так и вниз по лестнице иерархии связан с изменением качественной характеристики объекта, т. е. есть качественные характеристики, присущие только данному объекту.
Конечно, методологические принципы могут быть уточнены, дополнены и расширены, например, математическими методами. Кроме того надо иметь в виду, что это не окончательная методологическая концепция познания действительности. Предоставляя единую картину мира, как цепь уровней структурной организации материи, мы обязаны возвращаться к системно структурному методу исследования, с целью подправлять, дополнять его, и такой постоянный круговорот мыслительной деятельности, полезен как для системной методологии и единой картины мира, так и для любого объекта познания и научного исследования. Точно также следует уточнять и дополнять представление объекта исследования, постепенно приближаясь к объективной реальности, уменьшая огрубление при условном выделении объекта, осторожно подходя при этом к вводу новых понятий, без которых можно обойтись. Конечно, в объективной реальности нет таких элементов в виде кружочков и связей в виде линей между ними, как на рис. 1–3. Мир един, подвижен, бесконечен и вечен – мы постоянно должны иметь это в виду.
Если с помощью данной методологии можно построить единую картину мира в концентрированном, синтезированном виде, то она пригодна для исследования любого объекта и явления. Сначала у объекта исследования выделяются элементы (составные части) из которых он состоит, затем связи между ними, и также объект представляется как целостность с определенными качественными характеристиками. Кроме того рассматриваются внешние связи, воздействующие на объект, а также воздействие данного объекта на другое объекты, тем самым данный объект как бы встраивается в реальную действительность, из которой он был выделен.
Единая картина мира системно структурным методом представлена в общем виде единой схемой, приведенной на последней странице данной книги. Эта схема представляет в еще более концентрированном виде единую картину мира.
Теперь надо с чего-то начать представление объективной реальности в виде единой картины мира с позиции теории систем. Наиболее подходящим для этого, на мой взгляд, является простой химический элемент – атом, представленный периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева. Не вдаваясь в историю создания и множества вариантов этой системы, важна лишь ее суть.