Есть хорошая фраза: «Наибольшую опасность на дорогах представляет машина, которая едет быстрее, чем способен думать её водитель». Соглашусь с ней. В этой главе собраны советы для разных ситуаций, которые вам будут встречаться каждый день.
Когда вы начинаете постоянно эксплуатировать автомобиль:
у вас появляется дополнительная ответственность,
вы как бы приобретаете новую профессию,
вы нарабатываете новые психофизиологические качества и привычки,
меняете образ и качество жизни.
Общий совет: по возможности, практикуйте вождение ежедневно, не делайте длительных перерывов. Занимайтесь хотя бы по полчаса, но стабильно. Постепенно усложняйте задачу: проехаться в час пик, освоить новый маршрут, забрать ребенка со школы, спуститься в подземный паркинг. Ставьте себе задачи по ощущениям, но от простых к более сложным. Не оставляйте никакие вопросы открытыми. Встретили незнакомый знак – придите домой и уточните его смысл. Правила требуют постоянного повторения.
Почувствовали важность и ответственность? Так что давайте сойдемся на том, что лучше прочесть всё целиком и следовать всем рекомендациям.
Для своей первой поездки выбирайте время, когда дорожное движение наименее интенсивно. В дневное время на рабочей неделе или в выходные вам будет легче научиться водить автомобиль, чем, скажем, во время «часов пик» в будние дни. Можете также попробовать первое время выезжать ранним утром, пока дороги свободны.
Надо изучить маршрут в менее интенсивное время суток, чем «час пик». Разделите две задачи: выучить маршрут и доехать до работы живой и здоровой. Не усугубляйте свой стресс – нужна предварительная «репетиция». Если у вас нет инструктора, возьмите с собой более опытную в вождении подругу. Кстати, женщины в качестве наставников более терпеливы и спокойны.
Для того, чтобы начинающему водителю лучше понимать устройство города и организацию движения в нём, – фиксируем всё нужное на бумаге. Так дополнительно мы развиваем важные опции водителя – память и пространственное мышление.
Уличная сеть города может строиться по радиальному (расходящиеся лучи), радиально-кольцевому, прямоугольному или смешанному принципу. Возьмите большой лист, фломастеры, карандаши и нарисуйте центральные улицы, подпишите их, обозначьте достопримечательности, с которыми вам проще будет ассоциировать улицы. Вокруг центра по краям нужно обозначить районы, которые его окружают.
Можете также нарисовать конкретно свой район, те улицы, где вам выезжать. Зарисуйте нужные маршруты (до работы и другие). Нарисуйте объездную (кольцевую) дорогу, «обнимающую» ваш город. Рисуйте развязки, съезды с нее в разные районы, посмотрите, какие районы города соседствуют между собой. Срисовать надо с атласа города или любого навигатора. Красота исполнения значения не имеет, лишь бы вам самой было понятно.
Заведите себе отдельный блокнот и на первых порах рисуйте нужные маршруты. Это очень полезное упражнение. Можно купить бумажный атлас города и фломастером прочертить необходимые маршруты и их альтернативы.
Считаете, что есть навигатор и будете полагаться целиком на него? Вряд ли это хорошее решение: езда по навигатору имеет свойство расхолаживать водителя и отучает думать самостоятельно, а также снимает с мозга ответственность запоминать маршрут. Правильнее относиться к навигатору как к помощнику. И уж точно он не должен отвлекать вас во время езды: смотреть на навигатор можно только при остановке или стоянке. Слушайте навигатор, а не смотрите на него.
Так что рисуйте маршруты и держите свой мозг в тонусе.
Я довольно часто слышу от своих учениц, что их мужчины рекомендуют им ехать в общем потоке, «давай быстрей-быстрей». Могу сказать, что это неверно. До тех пор, пока у вас нет водительского опыта, не выработалась реакция, лучше выбирать комфортную для себя скорость, хоть 20-30 км/ч. Правый ряд дает для этого возможность. Так вы будете успевать заметить дорожную обстановку, знаки, светофоры и выдать на это правильную реакцию. Спешка и паника нам не друзья. Если у вас, как у начинающего водителя, сзади висит восклицательный знак и плюс вы двигаетесь по правому ряду, то претензий по скорости у других участников движения в городе к вам быть не может.
Держать низкую скорость поначалу кажется простым и очевидным советом, но многие этим пренебрегают, гонятся за «потоком». Часто это происходит под давлением мужчин. Но ведь у них своя логика и восприятие, плюс опыт, вероятно, больше вашего. Конечно, желательно постепенно встраиваться в «поток» и ехать с его скоростью. Но это всё позже. Пока вы ещё не адаптировались, держите комфортную вам скорость.
Растерялись – это сигнал замедлиться. Только так вы успеете всё заметить и выдать правильную реакцию, среагировать на изменение обстановки, затормозить, правильно подобрать угол поворота руля и т.д.
Не пренебрегайте этим советом. Очень важно первое время делать всё на комфортной для себя скорости. Левым рядом пользуемся реже, только для левого поворота или обгона. Кому надо – обгонят вас. Худшее, что с вами случится – это некоторое недовольство вашей скоростью едущих сзади машин при узкой дороге, ну ничего, потерпят, в крайнем случае, посигналят. Повторите правила, связанные со скоростью и условиями ее использования.
Ваша скорость не должна быть быстрее, чем способность воспринять дорожную ситуацию во всем разнообразии, «переварить» эту информацию и выдать на нее правильное действие.
Давайте воспользуемся рекомендациями Гарольда Смита, основателя первой американской компании по обучению профессиональной езде. В 1952 году он вывел несколько правил, которые уже много лет помогают людям водить автомобиль безопасно. Его рекомендациями по сегодняшний день успешно пользуются во всем мире.
Система Смита – это серия методов поведения на дорогах, в том числе в форс-мажорах, и оперативного реагирования на них. Эти правила помогают думать и действовать в любых условиях, независимо от того, какой у вас автомобиль и где вы на нем передвигаетесь.
5 правил безопасного вождения по Смиту
Смотрите за горизонт (Aim High). Концентрируйте внимание на всей дороге целиком, а не одном отрезке. Это даст возможность увидеть опасность заранее и сориентироваться в действиях. 200-250 метров вперед – оптимальное расстояние «сканирования» пути.
Воспринимайте общую картину (The Big Picture). Между вами и другими участниками движения существует множество опасностей. Работайте на опережение. Смотрите по зеркалам: кто вас обгоняет, куда перестраивается соседнее авто, кто выезжает со второстепенной дороги.
Держите глаза в движении (Keep Your Eyes Moving). Нельзя ехать на автопилоте, смотря только себе под нос. Вращайте глазами. Переводите взгляд от одного зеркала к другому каждые 5-8 секунд. Это позволит держать себя в тонусе и не даст организму расслабиться.
Имейте пространство для маневра (Leave Yourself an Out). Занимайте выгодную позицию по отношению к другим участникам движения. Держите комфортную дистанцию от впереди идущего транспорта. При вынужденном торможении это убережет от столкновения. «Подкрадывайтесь» к светофору и пешеходным переходам, а не останавливайте авто в последний момент. Старайтесь всегда иметь запас в дистанции и времени для маневра.
Будьте видимыми (Make Sure They See You). Держите контакт с водителями через дальний свет. При необходимости используйте звуковой сигнал. Если вы попали в слепую зону для другого водителя, дайте о себе знать. Сделайте так, чтобы другие вас видели и слышали.