Женщин-водителей появляется все больше и больше. Это чаще всего дамы самостоятельные, активные, любознательные, деловые. Специальные программы для обучения женщин в автошколах – редкость, но инструкторы по вождению со знанием женской психологии там были бы полезны. Не всегда мужчинам-инструкторам удается спокойно передать свои знания и навыки.
Лучше настроить себя так, что дорога равноценна для водителей обоих полов, и не может быть никаких специальных приемов и поблажек для дам. Дорога и техника суровы ко всем. Водительское удостоверение – подтверждение вашей обязанности отвечать перед людьми и законом за последствия неосторожности, непрофессионализма или безответственности.
В освоении вождения у женщин бывают такие особенности:
• Теория дается женщинам проще, чем практика.
• У женщин в среднем, по сравнению с мужчинами, более занижена самооценка. Однако у этого есть положительные стороны: женщины более осторожны, рассудительны и дисциплинированны в соблюдении правил, и аварийность статистически меньше (по разным оценкам, от 4 до 10 раз).
• Дамы могут испытывать стресс от тех факторов, которые не являются стрессовыми для мужчин (незнакомые маршруты, темное время суток, поведение других участников движения и др.)
• Женщины более мужчин чувствительны к несправедливости на дороге.
• Причинами происшествий у дам могут быть недооценка своих способностей, излишняя осторожность, чрезмерная уступчивость, страх. Эти причины в сложные моменты могут заставить женщину тормозить, вместо того чтобы увеличивать скорость, т.е. срабатывает инстинкт, а не разум.
Избегайте сложных ситуаций, предусматривайте их заранее. Это проще сделать, когда знаешь собственные особенности, специфику маршрута и автомобиля.
Для водителя очень важным является предвидение и прогнозирование. Чем большим объемом знаний по волнующему вопросу вы обладаете, тем меньше вероятность эмоционального срыва. Стрессу часто подвергаются те, для кого отсутствие информации и невозможность контролировать ситуацию – синонимы угрозы. Не зная точно, что может произойти, вы чувствуете себя неуютно.
Так что вы можете сделать сейчас, чтобы снизить уровень неопределенности? Решение – запастись максимальным количеством информации заранее.
О чем надо знать?
О будущем маршруте (найти, зарисовать, выставить на навигаторе).
О правилах дорожного движения (как можно чаще на первых порах надо соотносить практику вождения с теорией, освежать в памяти значения дорожных знаков, «прорешивать» экзаменационные билеты, в спокойной обстановке дома анализировать допущенные ошибки).
О возможных неприятностях и способах их быстрого разрешения.
Проведите предварительную разработку запасных действий и стратегий в случае чрезвычайной ситуации.
Любое дело начинается с появления мотивации к нему. Высокая мотивация – это основной фактор для начала вождения. Найдите свою мотивацию, это очень важно! Чтобы найти силы преодолеть сопротивление и сесть за руль, нужно поискать мотивацию. Это первое с чего надо начать. Ищите что-то вдохновляющее вас или необходимое, чтобы это было сделано, решено при помощи автомобиля. Что-то очень-очень нужное, то, что бы вам было просто необходимо реализовать, не откладывая на потом. И сделать именно при помощи автомобиля. Именно самой. Только представьте, как будет удобно доехать – быстро, в комфорте, не в автобусе, а с ветерком; не носить тяжелые пакеты в руках, а поставить их в багажник; возить в автомобиле детей, ездить на дачу и на отдых!
Создайте себе мотив поездки, напитайте его своей позитивной эмоцией. Не думайте о предстоящей дороге как о наказании, как о чем-то тяжелом и неизбежном. Чем острее необходимость ехать и выше мотивация, тем быстрее вы преодолеете внутренний психологический барьер (поначалу он есть у всех, поверьте). Главное, чтобы первая неуверенность не решила за вас, начать вам водить или отступить.
Говоря откровенно, даже лучше, если ваша ситуация – ездить или нет – не оставляет вам выбора. Для начала это самая идеальная картина. Когда есть выбор или в наличии кто-то, кто вас возит, мысли «не очень-то и хотелось» или «на автобусе мне удобнее», вы оставляете своему мозгу лазейки, чтобы откладывать или даже вовсе отказаться от вождения. Вы же знаете слово «прокрастинировать»? А вот если «надо»… Надо – это надо поливать теплицу раз в неделю в саду, надо ездить на работу, надо возить ребенка в спортивную секцию… Если уже есть права и имеется машина, то лучшее время начать водить – это сегодня.
Хорошо, когда в ваших первых маршрутах есть конкретная точка назначения. Выбирайте радостную и притягательную цель. Вы должны хотеть туда! Заехать к массажисту, к маме на чай с тортом, наконец-то начать тренировки в бассейне или в зале, съездить на шопинг в торговый центр… Найдите что-то нужное, и в то же время приятное. И желательно долгосрочное, требующее от вас дисциплины и повторений.
Составьте себе список дел, которые вы можете реализовать, когда освоите автомобиль. Какими будут ваши новые радости, ваши реальные выгоды от того, что вы за рулём? Прочувствуйте, насколько больше вы теперь станете успевать, быстрее перемещаться в пространстве, как вам будет хорошо, как роскошно вы будете смотреться в своем автомобиле с развевающимися волосами и опущенными стеклами… Создайте в воображении образ себя новой. Здесь важно загореться. Всё, что угодно, чтобы внутри действительно захотеть быть за рулём.
Я не преувеличиваю: у вас в жизни действительно наступает новый этап, где вы обретаете лучшее качество жизни. Составьте вдохновляющий список дел и своих новых преимуществ.
Свяжите воедино позитивные эмоции и вождение автомобиля. Это успокоит тревогу и добавит вам азарта поскорее освоить новое дело.
«Поезжу первое время с мужем (папой, подругой), пусть подстрахует меня». Да, эта мысль вполне логична и может вас посетить. Однако будьте внимательны к этому решению, оно не всегда и не всем подходит. Передать свой опыт вождения требует умения. Нисколько не хочу преуменьшить навыки вождения ваших близких! Однако человек может прекрасно управляться с автомобилем – и быть не в силах объяснить что, как и почему он делает в данный момент.
Для новичка важно понять алгоритм и причины тех или иных действий за рулём. Поэтому лучше доверить все объяснения автоинструктору. Никаких нервозности, насмешек, нравоучений или припечатывающей фразы «Да тебе просто не дано». Сбережёте нервы и мужчины/папы/друга, и свои, и не поссоритесь, как оно часто бывает в таких случаях.
Любой навык – это повторяющиеся, отработанные по алгоритму действия. К вождению это относится напрямую. Можно пробовать, ошибаться, пробовать снова, искать свои пути, найти или не найти, бояться и делать или бояться и не делать, или даже бросить навсегда… У вас масса вариантов выбора, это лишь вопрос эмоциональных издержек, последствий и затраченного времени. Но надо ли «изобретать велосипед»? Для новичка всегда есть более короткий путь, как выработать правильные навыки вождения – быстро, без стресса, не подвергая риску себя и других участников движения – взять несколько уроков у инструктора.
Для получения прав на управление автотранспортом нужно учиться в автошколе выделяет штатных инструкторов, это ясно. Однако даже если у вас уже есть водительские права, автоинструктор может быть полезен вам в случаях:
если вы боитесь ездить одна;
если был значительный (в несколько лет) перерыв в вождении или с момента получения водительских прав;
если вам не хватило практики в автошколе;
если тот, кто должен был вас поддерживать, критикует и нервирует своими замечаниями;
если вы водите, но лишь по одному отработанному маршруту и никуда больше;
если вам страшно и неуютно на городских дорогах или трассе, а добираться (на работу, на дачу, по делам) необходимо.
Лучше не пренебрегать этим советом, и если узнали себя, воспользоваться услугами автоинструктора. Найдите грамотного, опытного наставника с хорошими отзывами и спокойной манерой преподавания. Это даст понимание ваших реальных навыков и пробелов, убережет от мелких аварий и придаст уверенности в себе. Хорошо, если инструктор сможет научить вас учиться водить, чтобы в дальнейшем вы замечали и копировали успешные приемы других водителей, были любопытны к новой информации.
Есть ещё совет: не стесняйтесь играть в компьютерные игры, имитирующие автогонки – они развивают реакцию и наблюдательность. В скорости и маневрах можете попробовать себя на картинге.
Что бы вы ни делали, чтобы добавить себе водительского опыта, одна или с инструктором – оценивайте свои шансы адекватно, ведь ставки очень высоки.
Куда планировать свои первые поездки? Пусть это будет не самый длинный маршрут. Какое-то место в вашем районе. Туда и обратно домой. Не забывайте о восточной мудрости «Путь в тысячу шагов начинается с первого шага». Если вы хорошо знаете свой район, тем лучше. Начнем с известных вам мест, а дальше будем расширять горизонты.
Начинать готовиться к поездке нужно дома. Откройте карту города на компьютере или навигатор в телефоне и проследите весь желаемый маршрут от пункта А до пункта Б. Там же можно посмотреть загруженность улиц и пробки (интенсивность движения будет выделена разными цветами, красный, как обычно на дороге,– цвет наибольшей интенсивности или опасности и требует внимания). Будет идеально, если вы зарисуете маршрут в специальный блокнот.
Для первых поездок лучше выбирать:
светлое время суток;
время, когда на вашем маршруте нет слишком насыщенного движения или пробок;
погоду с хорошей видимостью (езду в ливень и снегопад приберегите на потом).
Ваша задача сейчас – убрать страхи и постепенно наращивать навыки. В обучении двигайтесь последовательно, от более простых задач к сложным. Освоение автомобиля – маленькая модель жизни. Как в жизни, вы осваиваете новое, пусть и маленькими шажками, через ошибки к успеху. Будет неправильно сразу перегрузить себя сложной дорожной ситуацией, центральными улицами, насыщенным движением.
У вас точно не должно быть задачи «выйти из зоны комфорта», забудьте об этом! Действуйте с бережностью к себе. Давайте мы лучше будем использовать выражение «зона ближайшего развития», которое ввел знаменитый психолог Л.С. Выготский. Эта зона есть и у детей, и у взрослых, когда нам требуется освоить что-то новое. Для нормального развития нового навыка нужно учиться поэтапно, с поддержкой. Ставьте себе задачи, адекватные для своего текущего уровня.
В противовес «зоне ближайшего развития» есть «зона дальнего развития» («программа-максимум», из будущего). Поэтому, если вы дали себе слишком сложное задание и у вас не получилось, не корите себя – вероятно, вы поторопились и проскочили необходимые уровни. Надо вернуться на уровни ниже и попробовать снова, поэтапно усложняя и развивая навык.
Исходя из этой логики, начинать следует в спокойном районе и на пустых пространствах (вроде парковки у торгового центра, где нет машин). «Почувствовать» поведение своего автомобиля, понять габариты, работу педалей и руля, дать телу возможность запомнить нужные движения, чтобы потом они получались автоматически. Если вы осваиваете автомобиль без чьей-то помощи, задержитесь на этом этапе, прежде чем начнете выезжать в город.
С другой стороны, если вы периодически в качестве тренировки ездите с мужем/подругой, не надо надолго «зависать» в этом состоянии. Попробуйте сделать то же самое или что-то более простое, но одна. Даже если на первых порах не всё получается, самостоятельность придаст вам уверенности. Вы сама теперь, если у вас есть права, – полноправный участник движения, хозяйка своего автомобиля. Вы сама отвечаете за всё, и потому логично больше полагаться на себя. Так что побольше веры в себя – и навыки обязательно придут.
Читайте специализированную литературу, повторяйте Правила дорожного движения и знаки. Играйте в игры-симуляторы гонок. Очень полезно попробовать себя на картинге. Словом, погрузитесь в эту тему с разных возможных сторон, тогда ваш мозг и тело будут вам благодарны.
И обязательно улыбайтесь! Активируйте в себе радость, фиксируйтесь на хорошем. Вождение автомобиля, особенно когда начинает получаться, дает огромный заряд положительной энергии и обязательно изменит всю вашу жизнь к лучшему.
Помогайте себе, действуйте последовательно, поэтапно. Чтобы начать, выбирайте для вождения правильные время и место без дополнительных стрессовых факторов.
Дорога – место повышенного внимания и источник разных ситуаций. Стоит предусмотреть многое. Если подготовитесь заранее и будете знать, что делать в той или иной ситуации, тревожности не будет (или ее уровень существенно снизится).
Имейте номера телефонов технических служб, страховой компании, полиции. Забейте их в телефон заранее, чтобы в стрессовой ситуации долго их не искать и быстро позвонить.
Пользуйтесь услугами специальных выездных служб помощи на дороге. Они окажут содействие, чтобы сменить колесо, зарядить севший аккумулятор, вскроют при необходимости замок, привезут бензин, если кончился, помогут решить другие мелкие неприятности. Позаботьтесь, чтобы у вас заранее была эта информация, найдите нужные телефоны. Не всегда уместно из-за мелкой неприятности звать на помощь с другого конца города мужа, родственника, друга, если мелкую проблему можно решить через подобную службу или попросив ближайшего автолюбителя о маленькой услуге.
Имейте страховой полис ОСАГО, а лучше и полис КАСКО. Кто-то ради экономии предпочитает выбирать КАСКО с франшизой – установленной суммой, которая не выплачивается при мелких авариях и незначительных повреждениях. Взвесьте все «за» и «против». Проконсультируйтесь со страховым агентом. На ваш тариф, кроме прочего, будет влиять стаж каждого записанного в полис водителя.
Заранее выпишите номера аварийных комиссаров, которые как представители вашей страховой компании смогут приехать и помочь с оформлением бумаг при аварии или проконсультировать по телефону.
Ещё один совет: не держите документы и полис ОСАГО в бардачке машины – это, во-первых, небезопасно, а во-вторых, не предусмотрительно. В случае, если ваш автомобиль (вдруг) эвакуируют на штраф-стоянку, вы потратите дополнительное время, потому что потребуется предъявить все документы и полис из автомобиля до того, как вы будете оформлять документы в ГИБДД. Придется сначала ехать за ними к автомобилю, оформить документы, а потом снова вернуться на стоянку, чтобы его забрать. Это будет прекрасный долгий день, после которого вы точно запомните этот совет. Не усложняйте себе жизнь, она и без того бывает непредсказуема. Нелишним будет иметь фотографии всех своих автомобильных документов в телефоне.
Очень рекомендую как можно дольше не снимать знак «начинающий водитель» с заднего стекла (если вы получили права недавно, два года это обязательно для исполнения).
Что должно лежать в вашем багажнике в обязательном (и необязательном) порядке, я перечислила в отдельной части.
Несколько слов о безопасности.
Закрывайте машину, когда вы находитесь в ней. На некоторых автомобилях эта функция стоит автоматически. Возьмите себе это за правило, так вы будете физически и психологически чувствовать себя (и быть) более защищенной от разного рода неприятных сюрпризов.
Помните о функции блокировки задних дверей для детей и фиксации частичного открытия окон. Уточните это в инструкции к автомобилю.
Будьте во всеоружии, предвидьте всё, что можно предвидеть. Понимание своей готовности избавит ваш мозг от беспокойного потока лишних мыслей.