Следующие два дня были наполнены наблюдениями за морским ландшафтом и обитателями, которые в страхе или любопытстве метались около движущейся субмарины.
Владик уже стал откровенно скучать и всё больше донимал членов экипажа своими расспросами и догадками о месте, куда направлялась их подводная лодка. Моряки посмеивались над непоседливым мальчишкой, который в своих мечтах отправлялся то на Аляску, то в Бермудский треугольник, а то прямиком в Гренландию. Но тайну строго хранили все.
Марина всё чаще находилась в обществе Димы, молодого моряка, уже не скрывающего своих влюбленных взглядов. Природная скромность не позволяла ему в открытую признаться в своих чувствах девушке. Поэтому он только вздыхал и наслаждался минутами, которые они проводили вместе около иллюминатора. Марина была благодарна парню за те маленькие подводные открытия, которыми он делился с ней.
Отец вечером застал их вместе. Дима тут же испарился, а Марина не смогла сдержать усмешку.
– Хорош у тебя кавалер! – скривился отец. – Чуть только почувствовал опасность, так тут же ретировался.
Марина обняла отца и ответила с улыбкой:
– Не будь к нему слишком строг. Пока тебя нет рядом, он пытается меня развлечь. Дима показал мне столько интересных мест! Он очень наблюдательный, но собеседник малословный. Да и тебя, как огня, боится.
Отец засмеялся и поцеловал дочь в макушку.
– Да ладно, не переживай. Не съем я его. Пусть развлекает. Главное, чтобы не забывался.
Он проверил все показатели на приборах и пробормотал:
– Ну, вот, скоро прибудем.
Марина запрыгала вокруг, насколько это позволяло небольшое помещение.
– Ну, папа, не томи! Куда прибудем?
– Ты знаешь, почему мы с мамой назвали тебя Мариной? – начал издалека, хитро улыбаясь, отец.
– Конечно, – ответила, не задумываясь, девушка. – Потому что ты очень любишь море.
– Не только. На самом деле, – сказала отец, усаживая дочь на маленький диванчик и садясь рядом, – потому что двадцать лет назад, когда твоя мама уже лежала в больнице, готовясь к родам, я чуть не погиб. Да, именно в том месте, к которому мы с тобой приближаемся. Это Марианская впадина. Ты, наверняка, слыша о ней. Часть историй – правда, а часть – только легенды и вымысел. Тогда, будучи молодым моряком, я по своей неопытности, спустился на батискафе с одним из ученых слишком низко. Мы проплывали над одним из гейзеров и вдруг приборы стали показывать неисправности в управлении. Наш батискаф неумолимо стал опускаться прямо на торчащие внизу скалы. Падение замедлилось лишь, когда аппарат коснулся края пропасти на одной из скал. Ученый трясся от страха и что-то бормотал. Я же пытался взять себя в руки и стабилизировать управление батискафом. Мысль в голове была только одна – я должен вернуться, чтобы увидеть свою жену и дочь. Не знаю, что произошло потом, но слева вдруг что-то сильно задело аппарат. Все приборы начали лихорадочно мигать, потухли разом и загорелись вновь. Батискаф был снова в моем подчинении. Я не стал медлить ни секунды и направил его наверх. Это было чудом. Когда я вернулся домой, увидел новорожденную дочь и рассказал об этом происшествии твоей маме, мы вместе решили, что «дно Земли», как называют Марианскую впадину, услышало мое желание и осуществило. Так появилась Марина.
– А почему не Марианна? – встрепенулась девушка.
– Это имя было тут же отметено твоей бабушкой Аней, – захохотал отец. – Так звали первую любовь твоего деда, к которой бабушка ревновала его всю жизнь.
Марина заулыбалась, вспомнив своего деда, который умер в прошлом году. Он всегда был очень веселым и подначивал ворчливую бабушку Аню, предаваясь по вечерам воспоминаниям своей бурной молодости. Там часто фигурировала эта Марианна, но так же встречались и Света, и Тоня, и еще пару десятков женских имен. Бабушка смешно бранила деда, пытаясь пристыдить, а он только отмахивался и продолжал вспоминать ей назло.
– Так значит, мы спустимся сегодня в Марианскую впадину? – не поверила своим ушам Марина.
– Да, – ответил отец. – Последние десять лет мы много раз спускались туда, были на самом дне. Я покажу тебе подводный грот, пещеры, болото и многое другое. Увидишь сама, рассказывать не буду.
Девушка с трудом дождалась утра. Воображение будоражило легкий сон, создавая причудливые сны, в которых Марина плавала по пещерам, находила останки морских чудовищ, неизвестных науке, билась в жаркой схватке с морскими пиратами и прятала от них золотые монеты.
Но утро настало, и сон закончился. Зато пришло время начаться настоящим, а не придуманным, приключениям. Как ни упрашивал отца Владик, ему не было разрешено поплавать с аквалангом на небольшой глубине, а батискаф должен был спуститься только после обеда.
Марина быстро собралась, и уже была готова через десять минут. Во время приезда отца домой, она часто плавала с ним с аквалангом. Поэтому ей всё было знакомо.
Через шлюзовую камеру Марина, отец и еще два моряка вышли в открытый океан. Вода была холоднее, чем в Японском море, к водам которого она привыкла. Благодаря ярким прожекторам вокруг всё было отлично видно.
В первую очередь отец хотел показать Марине подводный грот. Следуя за ним над белоснежным песком, который чередовался с огромными черными камнями, девушка быстро оказалась внутри большого подводного грота. Его большая часть была затоплена водой. Потолок и верх стен возвышались над водою. Они были покрыты морской растительностью и мелкими моллюсками. С потолка капала вода. Отец осветил его ручным фонарем. Марина с трудом увидела на каменной поверхности мелкие рисунки. Она повернулась к отцу и знаками предположила, что это его работа. Но отец отрицательно покачал головой и пожал плечами. Имя подводного художника оставалось неизвестным. Марина подплыла поближе и высунула голову из воды. Рисунки были достаточно мелкими и частично заросшими морскими водорослями, ничего не понимающими в наскальной живописи. Навскидку рисункам было не меньше ста лет. Но кто мог их сделать? Поделившись этой загадкой с дочерью, капитан субмарины призвал ее и спутников плыть дальше.
Следующей на их пути была подводная пещера. Когда Марина заплыла внутрь, то она обнаружила множество ходов. Все они были полностью затоплены. Отец поманил Марину в один из туннелей, который оказался самым большим. Марина поплыла вслед за отцом. Замыкали процессию моряки. Плыть пришлось не долго. Узкий туннель расширялся к своему концу. Каково же было удивление Марины, когда она увидела огромную затопленную пещеру с затонувшим кораблем посередине. Он отлично сохранился, несмотря на обилие полипов, ракушек и другой морской мелкой живности, которая облепила его борта со всех сторон.
Марина не стала долго мучиться вопросом, как этот корабль попал в пещеру. Она просто поплыла за отцом. Все вопросы она оставила на потом. Осмотрев корабль вокруг, девушка решила заглянуть внутрь. Освещая своим фонарем дорогу, она медленно плыла вперед. Запустение на корабле наводило тоску. Мелкие рыбки, встревоженные лучом света, изредка попадались девушке. Она почти не обращала на них внимания.
Марина еще никогда так близко не видела затонувший корабль и не думала, что он вызовет у нее такие противоречивые чувства. С одной стороны, ей было очень интересно, как ученому, рассматривать останки корабля. Но, с другой стороны, она понимала, что в этом загадочном месте оборвались десятки жизней много лет назад. Думать о чем-то другом она уже не могла.
Поэтому, когда ее тонкий луч наткнулся на что-то огромное и живое, она не смогла быстро отреагировать. Марина замерла и с удивлением смотрела как что-то в углу корабля медленно двигалось навстречу к ней. Отец, плывущий за девушкой, среагировал молниеносно. Он быстро оттолкнул Марину в сторону и схватил часть мачты, которая лежала под ногами. Марина уже пришла в себя и с ужасом смотрела на разворачивающиеся кольца огромного осьминога, который медленно появлялся в свете двух фонарей. Потревоженное чудовище совершенно не хотело делить свое место жительства с незваными гостями. Поэтому оно медленно приближалось к стоящему в напряженной и воинственной позе человеку. Марина знала, что резкие движения недопустимы, иначе будет только хуже. Она еле заметно подобралась к отцу и потянула его за руку в обратном направлении. Они шаг за шагом стали продвигаться к выходу из каюты, в которой обитал осьминог. Но так легко он их не смог отпустить. Резкий выброс щупальца, и отец падает на пол. Марина могла уйти, чтобы позвать на помощь остальных членов экипажа, находящихся снаружи корабля. Но времени было мало. Она упала на пол и схватила закатившийся в угол фонарь отца. Два ярких луча, направленных в огромный черный глаз осьминога, сделали свое дело. Щупальца взметнулись вверх, загораживая хозяина корабля от неприятного света и одновременно освобождая ноги отца.
Марина, не теряя ни минуты, помогла отцу встать, и они быстро покинули не гостеприимную каюту. Уже отплыв на достаточное расстояние от корабля, Марина обернулась назад. Из разломанных временем и водой иллюминаторов затонувшего корабля яростно метались щупальца подводного монстра. Про осьминога таких размеров Марина никогда не слышала. Вот и её первое открытие. Но изучить животное более детально девушке почему-то не захотелось. Отец полностью разделял её желание поскорее убраться из этой пещеры.
Скоро кислород в баллонах должен был закончиться, поэтому морские путешественники вынуждены были вернуться на подлодку. Владик сгорал от нетерпения. Ему очень хотелось послушать, что увидела Марина в Марианской впадине. Отец не хотел рассказывать мальчику все подробности их встречи с подводным жителем, но Марина, видя неугасимый огонь любопытства в глазах брата, выложила ему всё во всех подробностях. Но, как всегда в таких случаях, фото, подтверждающее их слова, сделать не удалось.
– Наверное, он не любит фотографироваться или, может, не выспался? – пытался пошутить Владик.
Но Марина не смеялась. Ей до сих пор было не по себе от воспоминаний о той встрече.
– Пап, скажи, – задала она вопрос, для которого пришло время. – Как кораблю удалось проникнуть в эту пещеру? Ведь, насколько я успела заметить, там только один вход. Мы плыли по нему, и корабль там не поместился бы, ни за какие коврижки.
– Может, его притащил в пещеру подальше от любопытных глаз этот осьминог-кракен через потайную дверь в скале? – подмигнул Марине отец. – А если серьезно, то это очередная загадка «дна Земли».