Телесное и умственное развитие человека идет по кривой, которая местами дает резкое повышение и понижение, местами же идет относительно спокойно. В связи с этим можно подразделить жизнь человека на определенные периоды, причем предыдущие ступени развития представляют собою переход к следующим. Для каждой ступени характерны известные особенности развития: одни органы в данный момент уже достигли своего наибольшего развития, другие еще недоразвиты. Это нужно иметь в виду при дозировке усилия, требуемого от данного человека, иначе может произойти задержка в естественном развитии его.
Грубо можно охарактеризовать отдельные ступени развития прорезыванием зубов, сменой зубов, наступлением половой зрелости, окончанием периода роста и наступлением признаков старости, выражающихся в уменьшении силы и гибкости.
Первая ступень – от рождения до прорезывания зубов. Относительно полного развития достигли органы дыхания, кровообращения и пищеварения. На них и следует обратить внимание. Ребенок требует свежего воздуха, хорошего молока и исключительной, постоянной чистоты. Из мышц и нервов развиты только те, которые не подчинены воле. Остальные еще не готовы и не требуют ничего, кроме свободы инстинктивных движений, выражающихся в махании руками и ногами. Ребенок требует покоя. Сильные посторонние влияния на его нервную систему, вроде резких звуков или яркого света, могут вызвать у ребенка нервное возбуждение и помешать правильному пищеварению.
Вторая ступень – от прорезывания до смены зубов. Новое в этом периоде: постепенное развитие двигательных мышц, а также двигательных и чувствительных нервов. Многие мышцы и нервы, особенно те, которые вызывают более тонкие движения, вырабатываются только к концу этого периода. Характерны для ребенка от 2 до 4 лет те неловкие движения, которые происходят в области тазобедренного и плечевого суставов; неловкость этих движений происходит от недостатка иннервации. Ребенок раскачивает корпус во время бега; если ему нужно схватить игрушку, он забирает ее обеими руками.
Ребенок видит, что делают взрослые, и подражает им в своих играх. Он начинает обо всем расспрашивать. Он прежде всего хочет знать, что это такое, меньше интересует его вопрос, почему это так называется или делается. Это эпоха собирания материала для сознательной жизни. При помощи игр закрепляются сделанные наблюдения во всех их деталях, причем фантазия ребенка позволяет ему с легкостью преодолевать все затруднения действительности. В играх отражается также и среда, в которой находится ребенок. В городах дети играют в солдат, в трамвай, за городом дети предпочитают играть в зверей. Во всех этих играх ребенок старается сделать что-нибудь, не отдавая себе отчета в том, какие движения для этого следовало бы применить. Это – естественные движения, захватывающие обширные группы мышц и не очень затрудняющие при этом работу мозга.
В этой части разбираемого периода развития физические упражнения ребенка представляют собой изображение виденного. Дети обходятся свободно без указаний и помощи при условии, что им будут обеспечены соответствующие данные: комната, в которой можно играть со всеми в ней находящимися предметами, или площадка с необходимым оборудованием в виде деревянных чурбанов, лопат, куч песку. Все эти приспособления имеют целью занять ребенка и укрепить его мышечную силу.
Лучше всего, если игрушками будут не готовые вещи, а материалы для самодеятельного построения и созидания, потому что именно в этом заключается оживляющая радость игры, В этом возрасте дети могут спокойно играть в одиночестве; если их несколько, они обычно ссорятся из-за игрушек. Возможно, что один из ребят окажется вожаком, и тогда не будет удовлетворено стремление остальных к самостоятельным действиям; это может быть помехой для естественного хода развития.
Детям в этом возрасте не нужны организованные физические упражнения. Поэтому даже на площадке можно обойтись без руководителя, нужен только человек, который заботился бы о том, чтобы дети могли беспрепятственно играть.
Такие же требования неограниченной свободы следовало бы предъявлять и к одежде. Можно только пожалеть того ребенка, который не может следовать своему естественному стремлению двигаться из-за того, что он не должен запачкать свою одежду. Здоровый ребенок хочет бегать и прыгать, валяться в траве, собирать камни и т. д., а не гулять чинно да еще, чего доброго, за ручку.
К концу этого периода, приблизительно между пятым и седьмым годом, начинает замечаться стремление к обществу. Школьная жизнь с продолжительным и относительно спокойным сидением требует физических упражнений как противоядия. Теперь нужно организовывать детей в группы и давать им проделывать определенные физические упражнения, но следует избегать формальных уроков гимнастики. Хорошо было бы начать с легкой игры и кончить занятие такой же игрой, в середину же занятия уложить несколько более напряженных упражнений. При выборе упражнений надо иметь в виду, что мозг ребенка велик по объему и что центральная нервная система еще не соответствует по своему развитию величине мозга. Поэтому нельзя требовать от ребенка продолжительного внимания к чему-нибудь. Сложные упражнения, особенно те, которые требуют точной формы, или упражнения, вызывающие изолированные мышечные действия, в этом возрасте неуместны.
Упражнения должны быть по возможности более естественными по форме. Поэтому следует давать:
1. Игры или упражнения игрового характера, которые приводят в движение несколько мышечных групп одновременно; содержание их должно быть разнообразным.
2. Игры, которые дают сильные движения, но которые должны быть понятными и не требовать продолжительных объяснений.
3. Упражнения, которые состоят из естественных, повседневных движений. Они должны постепенно облекаться в определенные формы, для того чтобы было возможно достигнуть поставленной задачи, но это должно быть возможным и в том случае, если дети не совсем точно схватили движение. Дети еще не могут делать упражнения со строго ограниченным местным влиянием, но можно до известной степени достигнуть желаемого результата, применяя исходные положения, более или менее фиксирующие те части тела и суставы, которые не принимают участия в движении. Таким образом можно постепенно превращать игры в определенные по форме гимнастические упражнения.
Для того чтобы выяснить, чем дети в этом возрасте охотнее всего занимаются, достаточно дать им возможность без всякой помехи поиграть на площадке, или же позволить детям заняться чем они хотят во дворе, где имеются дрова, повозки и т. д., или в гимнастическом зале. Это покажет нам, насколько безгранично стремление ребенка к движению и его фантазия. При их помощи лужайка превращается в пруд, лоханка – в лодку, поленница дров – в остров. Детям приходится таскать тяжелые объекты игры, но они помогают друг другу и сами доходят до наилучших способов преодоления препятствий и затруднений.
В психике ребенка чувства и представления играют доминирующую роль. Настроения данного момента целиком захватывают ребенка, но впечатления недолговечны и исчезают, как только появляется нечто новое. Часто способность фантазировать является помехой в деле воспитания, когда, например, нужно привлечь внимание ребенка к какому-нибудь определенному предмету или факту. Поэтому нужно уметь всегда заинтересовывать ребенка, иначе будет трудно научить его чему-нибудь. Для этого необходимо стремиться к соответствию занятий с чувствами и представлениями ребенка.
Все это относится и к физическому воспитанию маленького ребенка. Прежде всего здесь не должно быть никакого отрыва от умственного воспитания. Стимулом движения должна быть фантазия. Она вызывает естественные телесные движения, которые не только развивают тело, но и служат основой для интеллектуального и морального воспитания ребенка.
Фантазия создает картины из действительной жизни: желание прыгать, как прыгают резиновые мячики, скакать через канаву, править лошадьми – или же картины из прочитанного рассказа. При этом дети подражают движениям определенных людей, животных или вещей: лодки, дерева и т. д. Таким образом создаются игровые движения, которые составляют гимнастический урок для маленьких детей. Упражнения, вводимые в такой урок, должны быть, во-первых, построены так, чтобы служить для достижения поставленной цели: развитию наблюдательности, мужества, расторопности; во-вторых, из игровых движений можно создать нечто цельное, причем отдельные движения и игры явятся выражением того, что передается в рассказе. Такую цепь движений можно назвать «двигательным рассказом». В урок входят, в зависимости от его продолжительности, один или несколько таких рассказов.
Темы двигательного рассказа должны иметь связь с тем, что ребенок уже знает, или с тем, что он легко может схватить из рассказа преподавателя. Примерно: лето на даче, экскурсия, обработка земли, мотивы из ботаники и зоологии, из промышленности и т. д. Если темой служат те занятия, которые как раз проходятся в классе, будет легко достигнуто единство между физическим и умственным воспитанием; выгодно поэтому сосредоточить обе эти стороны школьной работы в одних руках.
Большое преимущество таких упражнений заключается в том, что они не требуют снарядов и нуждаются лишь в скромном оборудовании. При помощи шведской скамейки (или нескольких скамеек, при большом количестве учеников), обычной школьной мебели и куска мела можно создать огромное разнообразие деревень, озер, рек, лодок и т. д., которого будет совершенно достаточно для детей. Занятия могут происходить в классном помещении, во время уроков, а также и в специальные часы, отведенные для физических упражнений, причем желательно проводить их по возможности на свежем воздухе.
От преподавателя требуется прежде всего, чтобы он понимал психику ребенка. Чем больше его личного участия как примера, тем естественнее все покажется детям.
В начале урока следует создать обстановку, которая необходима для данной игры; это делается при помощи объяснения или простого рассказывания; нужно добиваться, чтобы стены, пол, снаряды фантазией ребят превратились в необходимые для игры аксессуары. Если применяются какие-нибудь снаряды, нужно, чтобы их устанавливали сами дети. Дети должны знать, что из себя представляют предметы; уже это одно переключает детей в мир предстоящей игры.
Во время игры не следует нарушать полет фантазии переменой места для снарядов, уничтожением начерченных мелом линий или употреблением гимнастических терминов. Если руки изображают крылья мельницы, не следует, например, исправлять положение рук в том случае, когда руки согнуты в локтях, указанием «держите руки прямо». Можно сказать: «Чем длиннее крылья мельницы, тем лучше они вертятся». Когда дети лежат на полу и плавают», можно заставить их высоко держать голову, напомнив, что вода соленая и невкусная. Детям не так легко, как преподавателю, на время освободиться от элемента фантастичности; они будут все время, пока длится игра, убеждены, что они промочат ноги или потонут, если они зайдут за черту, изображающую берег озера.