Для правильного и планомерного физического воспитания ребенка необходимо учитывать степень его развития. Это особенно важно при воспитании детей дошкольного и раннего школьного возраста.
Физическое воспитание должно составлять одно неразрывное целое с общим воспитанием ребенка. Это вызывается, между прочим, и необходимостью что-то противопоставить тому значительному умственному напряжению, которое ребенок получает в школе. То, что мы противопоставляем этому умственному напряжению, должно состоять преимущественно из игр и из таких гимнастических упражнений, которые допускают большую или меньшую свободу действий, не забывая однако и формальных упражнений, главным образом в виду того влияния, которое они оказывают на осанку. Потребность же в упражнениях, исправляющих осанку ребенка, усиливается с каждым годом, чем старше становится ребенок, и вызывается как более продолжительным, так и более неправильным сидением ребенка за партой в старших классах.
Можно указать еще на одну причину, по которой не следует отделять физическое воспитание от умственного: целесообразная гимнастика может развивать детей не только в смысле узко-телесном, но путем игр ребенок в дошкольном периоде своей жизни поучается несомненно не меньше, чем при помощи последующих школьных занятий.
Игра вполне может быть серьезным занятием. Само понятие «игра» определяет лишь методическую форму упражнения – добровольное участие и самостоятельное действие.
При применении в воспитании игровых форм можно быть уверенным, что ребенок весь отдается игре; к тому же можно ввести в игру момент радости, который не следует недооценивать.
Два соображения натолкнули автора на мысль методически пользоваться играми при умственном (интеллектуальном) воспитании ребенка.
Первое: известно, что здоровый ребенок никогда по своему собственному желанию не сидит неподвижно. Можно себе представить поэтому, какое насилие представляет собою сидение в школе в продолжение четырех часов. Не зря рекомендуют прибегать к физкультминуткам, то есть к перерывам на несколько минут между теоретическими занятиями.
Но ни в одном возрасте физкультминутки не оказывали такого превосходного действия, как в дошкольном. И именно для этого возраста следует особенно рекомендовать перерывы для физических упражнений.
Второе соображение: автора неоднократно спрашивали учительницы младших классов начальной школы, откуда они могли бы взять материал для гимнастических занятий с детьми. Автор попробовал указывать им на то, что окружает детей в их повседневной жизни и в природе, но этого оказалось мало, нужны были поурочные планы. Тогда автор обратился к детским книжкам.
Планы уроков для младших возрастов получили название «двигательных рассказов». Не только каждую картинку, но и каждый рассказ, имеющиеся в большом количестве в каждой детской книжке, можно воспроизвести в действии. При этом движение связывается с картинкой и является тогда не каким-то извне навязанным ребенку действием, а выражением того, что сами дети чувствуют при рассмотрении картинки. Если бы мы обследовали, какое влияние это оказывает на ребенка с точки зрения его интеллекта, мы бы нашли, что дети должны очень точно схватывать и понимать то, чему они только что учились, чтобы выполнить данное движение, руководствуясь своей фантазией. Кроме того, мы бы нашли, что дети охотно повторяют такое движение, а это очевидно вызывается тем, что действие это превратилось для них в действие волевое. Это своего рода «предметное» обучение легко проводится и дает хорошие результаты.