Молитва… Молитва? Молитва!
Молитва – это разговор с Богом. Не молясь, не разговаривая с Господом, спастись невозможно. Основные молитвы у нас – просительные. Что-то случилось со здоровьем, благополучием, финансовым состоянием, ты в смущении, на тебя нападают бесы, колдуны, или люди – Господи помоги! Большую часть жизни мы просим и просим. А ведь если случается что хорошее, даже забываем благодарить. Ну да, Бог есть, но он-то тут причем? Это же моя заслуга! Не видеть явное долго не получится: Господь поправит со временем, долготерпя и ожидая нашего личного вразумления. Не получится дождаться— вразумит Сам, и дойдет сразу. А ведь самая лучшая молитва не просительная, а благодарственная! Слава Богу за все, и за скорбь, и за радость. Многие думают, что это эдакая иносказательная песенка. Нет, не песенка, а истина. Крайне тяжелая в понимании. Уж если за радость забываем поблагодарить, то что делать с благодарностью за скорбь? Что за глупость? Вот это-то и есть краеугольный камень в понимании того, для чего мы живем здесь! Для того, чтобы спастись, или чтобы повкуснее поесть, потешить плоть, и далее по списку? Спастись? Очень хорошо, мнения совпали, тогда скорби для нас очень спасительны, они выправляют нас, отвлекают от грехов и страстей, закаляют в Духе Божием, совлекают ветхого человека, являют новую одежду, духовную. Слава тебе Господи за это!
Верующие собираются в храме для того, чтобы вместе, «едиными устами и единым сердцем» прославить Бога и причаститься Святых Христовых Таин. Вот там и осуществляется соборная молитва. Как лучше молиться: кричать, говорить вслух, шептать или про себя? Нужно ли что-то представлять? Представлять что-либо в личной молитве святые отцы настоятельно не рекомендуют, а то напредставляем такого, что бесы моментом подсуетятся и внушат искушений – не снести. А голосом ли молиться, шепотом или про себя – личное дело каждого и советов не требует, лишь бы сердце было живо и с покаянием и смирением направляло нас на путь к Богу. Как бороться с искушениями во время молитвы? Преодолением искушений через «не могу». Искушают ли бесы сонливостью? Ущипни себя, дай по щекам, взбодрись; внутри должна возникнуть волна: «Ах, вы так? Ну я вам!» Искушают ли бесы усталостью, пропуском молитв, автоматическим чтением без вникания ума в конкретную молитву? Вернуться назад, еще раз со тщанием прочесть молитву. Не получилось сосредоточиться? Еще раз! Для бесов получится пустая работа – чем больше они гадят, тем больше молитв читается, и они отстанут. Запомнить надо одно: лучше один раз с умилением и слезами сказать: «Господи помилуй», чем оттарабанить половину молитвослова, витая мыслями в облаках. Причем можно получить даже не духовный ноль, а минус. Призывание имени Божьего всуе во всей красе. Это грех. Вообще моление, как перед лицом Самого Бога, крепко духовно мобилизует и дисциплинирует. Можно ли молиться своими словами? Конечно, можно и нужно! Но есть один нюанс. И он существенен, т.к. молитвы, составленные святыми отцами, содержат такие элементы покаяния, сокрушения и общего духовного настроя, что такая помощь неоценима. Эти люди такое покаяние прошли сами и имеют огромный духовный опыт, а кроме того, написаны эти молитвы по благословению самого Святого Духа и прошли испытание временем. Представьте: на вас нападает свирепый лесной вепрь. Что лучше, отбиваться с пулеметом, где каждый патрон любовно протерт, калибр соответственный, пулемет ухожен, смазан, имеет все приспособления, а палец лежит на спусковом крючке, или взять палку, просто подобрать и стоять, ожидая нападения? Ну, на крайний случай, с ножом. Может, и убьешь вепря, но пострадаешь изрядно. Да и убежать можно, но если ты встал на путь к Богу, он все равно будет появляться и появляться. Ну и зачем нам такие приключения? Будем молиться уже благословленными молитвами.
Кстати, для тех, кто хочет преуспеть в молитве: если есть такая возможность, лучше молиться после полуночи. Святые отцы отдельно благословляли такое моление, тем более, и все страсти, и шумы вокруг тебя будут успокаиваться, и будет легче молиться.
Как научиться молиться Иисусовой молитвой и как молиться в своем сердце? Благословиться у духовника или у любого батюшки, если духовника нет. Лучше молиться с четками, так легче. Можно молиться за себя, можно за других, можно краткой молитвой: «Господи помилуй», а можно и полной: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Сразу огромных духовных успехов не жди – нарабатывай количество, неизбежно подойдет и качество. Только это не опыты какие, не эксперименты, а призывание Самого Господа, и делать это надо с благоговением, а не превозношением: смотрите все, что я могу! Богу противна гордыня, не надо забывать об этом. Об Иисусовой молитве написано такое количество книг, целые шкафы, что вряд ли в этой краткой статье можно упомянуть более подробно. Прием один: опустить ум в сердце. Вроде понятно, а вот как этого достичь? Вот тут и существуют разные духовные практики. Могу лишь подтвердить, что это возможно для каждого человека. Искренняя молитва, и происходит невозможное. А если бы не помолился? Вот это реально хороший и серьезный вопрос. Хоть и говорят, что в истории нет сослагательного наклонения, но в духовной жизни свои законы. Так вот, если бы не помолился, то было бы по-другому! У нас все не предопределено. Нет фатума, нет судьбы! Господь дал нам полную свободу, и, изменяя мир духовно через покаяние или молитву, или через что-то иное, миросоздание меняется глобально и в материальном плане. Так что словами: «если бы не помолился» мы встали на развилке нашей личной или мировой истории, у камня направлений, и выбрали себе дальнейший путь.
Как помогает преодоление себя в духовном делании?
Много раз возникает такое искушение: читаешь утренние или вечерние молитвы, и вдруг внимание рассеивается. Разум вернулся к мирскому. То есть молитву-то ты читаешь, но сердце твое в другом месте. О чем молитва, кому читаю? Ну, прочел, и хорошо. Что, Господь не знает, как я устал? Как быть? Зевая, почесываясь и думая о работе, семейном быте и прочем, «домолиться», обещая себе, вот, завтра-то я и ух, как помолюсь! Да как следует, с умилением. А сегодня я просто устал. В такие моменты нужно включить духовное размышление и добрый помысел. Вспомнить спортсменов, как они достигают лучших результатов, действуя через «не могу». Духовный помысел тогда и говорит: ах так, вы меня искушаете? Ну, я вам сейчас! Возврат на ту молитву, где начинал бубнить. Что, опять с рассеиванием внимания? Еще раз! И бесы отступают, ибо смысла в этом искушении нет. Чем больше стараются, тем больше и лучше молитва, что для них отвратительно. Получается, что они стараются для нашей благодетели. Так и нарабатывается духовная мышца. С преодолением, через «не могу».