Давным-давно, когда я еще не был первым руководителем в организации, а был сначала начальником отдела, а затем заместителем генерального директора, мой начальник, глядя на то, как я общаюсь с сотрудниками и клиентами, как-то раз подозвал меня и тихонечко сообщил, что, руководителем я стану лишь тогда, когда я научусь говорить «нет». Надо ли говорить, что я поблагодарил его, внутри себя посмеялся, вздохнул и пошел работать дальше. Я очень долго не понимал, насколько он был прав.
Второй руководитель, когда я приносил ему на подпись договора, всегда говорил: «Так, где нас могут надурить?». И начинал просмотр договора с конца, где была информация об ответственности, штрафах, форс-мажорах, процентах за непоставку и неоплату. Этим он очень сильно меня раздражал. Всякий раз, идя к нему, я мысленно настраивал себя так: «Как же ты достал, такой-сякой! Целые отделы пашут, сочиняют договор буквально под микроскопом – нет бы спросить, а какова будет наша прибыль? Как быстро мы ее получим? Как масштабируем бизнес? Как мы все это сообразили? С кем заключаем договор? Какие бонусы еще получим: политические, экономические, репутационные? А он, тупица, заладил одно: где могут надурить? Он вообще понимает, что договора международные?». Так, при разговоре только молчать, только терпеть, а он старенький, может помрет или уйдет. И вот как-то он пояснил: «Ты думаешь, я не вижу, что ты только терпишь? Понимаешь, какое дело. Если все пройдет нормально, как и рассчитываем, то даже и договор не нужен. Частенько на Руси били по рукам, и этого было достаточно. А вот, если нет? Если все пойдет плохо, то что тогда? Кто, когда и сколько потеряет?»
Конечно же, стоит упомянуть об ответственности лично твоей, как руководителя. Готов ли ты взять ее на себя? За себя, за коллектив, за их семьи, за партнеров, за сам бизнес, за сроки, за деньги, за соответствие ТЭО реальному бизнесу, за справедливое деление прибыли с партнерами в случае изменения обстановки? Был я знаком с одним товарищем, который, начиная бизнес, всем пообещал заработок вдвое, а то и втрое больше обычного. Собирает соисполнителей, обещает всем по 20-30%. Я удивлялся: «Что ты делаешь? Ты распределил 150% будущей прибыли». – «А, не переживай, все меняется, все изменяется, потом уболтаю». Надо ли говорить, что люди, при прочих равных, контракт отдадут именно ему, а дальше их заболтают и технично кинут. Вот таким руководителем быть точно не надо. Мир, конечно, велик, но пути бизнесменов могут пересечься еще не раз, а репутация и доверие – вещи весьма хрупкие. Разрушить легко, а восстанавливать потом замучаешься.
Еще важно научиться видеть свой бизнес в трехмерном пространстве. Для простоты представьте себе сферу. Результат будет располагаться в ее центре. Отдельные векторы действуют на центр с разных сторон. Эти векторы: зарплата, аренда помещений, налоги, охрана, стоимость материала, стоимость переработки, стоимость активов, стоимость кредитов, стоимость транспорта, посреднические услуги, лоббирование, реклама, создание ноу-хау и многое другое. Общий приход будет коррелировать с результирующим итогом затрат. Вся эта конструкция «дышит» каждый год, месяц, день, час. Понимая эти тенденции, можно заниматься 3D-предвидением, прогнозированием. Осознавать, что, если сохранятся такие-то тенденции, то изменением этих параметров можно переждать неблагоприятную ситуацию в нулевой, а то и отрицательной прибыли, но укрепить свою репутацию, а в ближайшие месяцы с лихвой заработать. Если эта конструкция заживет в вашей голове, то можете быть спокойны, для любого бизнеса эта система устойчива.
Вообще, руководитель – это локомотив, а все остальные – вагоны. Прибыли и почести у Вас больше, но и больше ответственности, и всякие риски сосредоточены именно на Вас.
Нога попала в колесо? Пищи, но беги!
И, кстати, вопреки общепринятому мнению, необходимо запомнить: деньги пахнут, точнее сказать, воняют. Не вляпаться – серьезная забота. Добыть не фокус, фокус сохранить!
Конечно же, всем руководителям пожелаем огромного терпения – без него никак. Для опытных уже руководителей самый главный кошмар, когда к вам заходит исполнитель и, объясняя рабочую проблему, начинает фразой: «А я думал…». Представляете? А я думал! Ты же исполнитель; если тебе что-то неясно – переспроси. Думать не надо, надо исполнять. Ты же не обладаешь полнотой информации, не знаешь магистрального направления, целей стратегии. Воспитать грамотного исполнителя – серьезная задача.
Ну и напоследок быль-притча. Сидят бизнесмены, крупные руководители и рассуждают, а кто вообще богатый? Первый сказал: «Ну, у кого на счету несколько миллионов, машина, квартира, дача, нет кредитов». Другой: «А как же яхта, недвижимость за рубежом и самолет? Вот это богатей!» Третий же, кто все время сосредоточенно молчал и слушал, вдруг сказал: «Нет, по-настоящему богат тот, кто имеет право на свое мнение и сам решает, что говорить и что делать». И воцарилась тишина…
Какая работа богоугодна?
Казалось бы, что за вопрос? Работай, кем хочешь, только не греши, ведь Господь заповедал: «В поте лица будешь добывать хлеб свой…». С возрастом, а вернее, с опытом, начинаешь понимать нюансы. Вот, например, работа гинеколога богоугодна? Конечно, сколько милосердных, прекрасных врачей помогают людям, сколько жизней спасли! Лично знаю таких. Низкий поклон вам! А есть те, кто трудится палачом, делает аборты. Преувеличение? Нисколько, просто мы забыли говорить и даже думать правду. Так удобнее, политкорректнее, так мягко, никого не обидишь – ну все же люди, кто без греха? Удобненько, отказывая страждущему человеку, инвалиду, вдове с детьми, говорить: «Ничего личного», обрекая порой на смерть. Удобненько, устроившись в какую-либо организацию по работе с людьми, вымогать у них взятки. И неважно, на дороге это или в офисе, на кладбище или в магазине, на складе. Удобненько, зайдя к чиновнику с мешком денег, решить вопрос в свою пользу. Удобненько, стоя на разливе спиртного, принимать последние деньги из семьи пропойцы. Удобненько, работая в банке, врать людям об одних условиях кредита, а заключив реальный договор, загонять их в кабалу без малейшего выхода. Удобненько идти работать на фирму, где неизбежно предложат интим. Удобненько за роль, которая прославит тебя (ну, ты так считаешь), переспать с теми, от кого это зависит. Удобненько раздавать отчаявшимся людям деньги за 300-2000% годовых. Несколько месяцев – и они бомжи. Совесть молчит, Ангел-Хранитель отошел. Ты уверенно идешь в погибель, ты тащишь за собой множество людей, ты приносишь окружающим только боль, несчастье, нищету, грех. Пострадает твоя семья; будущего у твоей фамилии нет. Не даст тебе Господь размножиться. Что же делать? Не заниматься самооправданием, себе, семье и людям не врать. Если работа вгоняет тебя уверенно в грехи и, если ты волей-неволей вгоняешь в грехи других людей, – лучше потерпеть с работой до следующего предложения. Нет смысла разменивать свою вечную душу на деньги.
При какой тяжелой работе можно не поститься?
Чтобы с самого начала правильно понять тему, введем несколько простых определений. Пост – это система телесных ограничений, чтобы душе было легче возрастать, легче бороться со своими грехами и глубже молиться. Господу наш пост не нужен, он нужен нам. Поститься не рекомендуется воинам, заключенным, больным, путешественникам, тяжело работающим. Поговорим о тяжелой работе.
Что это за работа? Предполагающая большие физические нагрузки, при которых организму требуется много белка, клетчатки, молочных продуктов. Это грузчики, работники у печи-мартена, шпалорельсоукладчики, строители, высотные сварщики, химики, водители, трактористы и комбайнеры, сборщики овощей, молотобойцы, кузнецы, спортсмены и т.д. Чтобы наш вопрос не превращался в кулинарный, следует понять главное: «Вы постом хоть мясо ешьте, только друг друга не ешьте», как точно сказал святой преподобный Серафим Саровский. Почему вдруг этот вопрос приобрел такую остроту? Потому что самооправдание в нас работает исправно. Один товарищ спрашивает у другого: «Слушай, а ты постишься когда-нибудь?» – «Брат, а когда поститься-то? То я в гостях, то в путешествии на работу, то что-то побаливает, то на работе сижу; тяжело работать нынче!» – «А кем же ты работаешь?» – «Да в офисе! Знаешь, как тяжело!»
Смешно? Не очень. А так говорят и повар, и закройщик, и домохозяйка… Конечно, поститься – это дело каждого, но общий результат давит на всех. Тот же святой преподобный Серафим Саровский сказал: «Я вижу в России падение веры. И все началось с нехранения постов!»
Вниманию руководителей: грехи, вопиющие к небу об отмщении. Это же не про нас?
Представьте ситуацию. Ее можно экстраполировать и на другие случаи. В одном ЧОПе работал охранником один приезжий из другой области. Крепкий парень, ответственный, дома жена, сын. Работа вахтовая – нередко месяц работы, две недели с семьей. В общем, этот охранник был на хорошем счету, но, как всегда, изюминка на торте была. Он попивал. Ну, кто без греха? Да и относимся мы, что уж говорить, к этому очень лояльно. Но не в этом случае. Раз замечание, два. Работник пытался дома расслабляться, а не на работе. Работа ответственная. Охрана банка. Стабильная оплата, непыльная работа. Директор ЧОПа долго выкруживал этот контракт на охрану, долго налаживал взаимодействие, да и конкуренты не спали. Поэтому и всех охранников предупреждали особо. Ну и в какой-то день, страсть поглотила нашего парня, и он позорно все, что мог, изгадил. Ситуация вышла из-под контроля, руководство банка было извещено о ЧП. Уж как изощрялся директор, какие песни пел, как прыгал через себя и обещал, можно только догадываться. Естественно, после всех этих унижений он вернулся к себе и уволил этого охранника. Правильно поступил? Конечно. Ну, и лишил зарплаты за месяц, всяких добавок и выходного пособия. Ну, вполне себе верно, по-мирски и по-бизнесменски. А что не так-то? Ну вот стоила эта ситуация описания и нашего внимания? Стоила, еще как стоила! Вот в этой безмятежности и скрыта духовная находка. Попробуем рассудить по закону любви. По духовному закону приедет наш герой домой, повесит свою буйну головушку и объявит вышедшей беременной жене и малолетнему сыну: «Я уволен, другой работы пока не нашел, за месяц ничего не заплатили». Жена в слезы: «Что же я скажу соседям, у которых занимала денег под твою зарплату? На что же нам жить? У нас же совсем нечего есть? Господи, за что же?» Сынок молча пойдет к иконам, встанет на коленочки и обратится к Той, которая нас всегда слышит: «Матушка Богородица! Папка натворил дел. Жалко его. Пожалей и нас, немощных! Нечего есть совсем! Я понимаю, папка виноват, но начальники-то его знают, что у него есть семья, дети. Зачем нас обрекли на смерть? Мамочка наша, разберись с ними, накажи. Ведь до этого папка трудился. Неужели копеечки нету на этой фирме? Пусть эти наши деньги колом встанут у них в ненасытной глотке! Прости, Мати, за обращение мое!»
Вот. Это и есть закон любви. О людях-то не подумали, причем о самых обездоленных и беззащитных.
Просто заметка про зарплату. Цитата.
«Полковник Коллинз проявлял редкую для христианина терпимость к убийству и краже, но невыплату заработка считал тягчайшим смертным грехом. “Убивать иногда приходится, чтобы ценой одной жизни спасти десятки других, – говорил он. Кража означает только то, что у имущества сменился хозяин, а это дело поправимое. Но когда один человек не заплатит другому за его труд, то он согрешит не против человека, но против Бога. Потому что в душе обманутого работника зарождается ненависть. Он ненавидит обманщика. Ненавидит плоды своего труда, присвоенные обманщиком. Он ненавидит сам труд. В конце концов, он может возненавидеть и Бога, который послал его на грешную землю с одной-единственной задачей – трудиться. Итак, задерживая выплату жалованья, вы совершаете смертный грех. Имейте это в виду, мистер”».
Напомним, как выглядят грехи особо тяжкие и богопротивные, в частности грехи, вопиющие к небу об отмщении за них:
Умышленное человекоубийство, особенно отцеубийство, братоубийство или цареубийство.
Содомский грех, искусственная смена пола (транссексуалы).
Притеснение человека убогого, беззащитной вдовы и малолетних сирот.
Удержание у малоимущего работника честно заработанной им платы, обман и обдирательство нищих, присвоение имущества заключенного или больного человека.
Огорчение родителей и нанесение им тяжких обид или даже побоев.
Надо ли говорить о том, что руководитель этой фирмы, после того как стало происходить много неприятных и невероятных событий, включая духовные, очень серьезно озаботился вопросом, что же он сделал не так. О такой ерунде, как увольнение выпившего охранника, забыл напрочь. Но об этом ему напомнил на исповеди седой и старенький схиигумен. Слава Богу, что человек осознал, покаялся и деятельно исправил ошибку. Мораль для всех состоит в том, что руководитель – человек, взявший на себя ответственность за тех людей, кто ему доверился. В организации же – не только за работников, но и за их семьи. Сложнейший для понимания вопрос, но крайне важный для мирской жизни и в особенности для духовной. Храни нас всех Господь!