В столовой Шурка с друзьями сели за отдельный стол подальше от остальных. У каждого на подносе были куриный суп, котлеты с картофельным пюре, салат и компот из сухофруктов.
– В комнате больше ничего обсуждать не будем, – с аппетитом уплетая суп, заявил Шурка. – От этих трёх придурков нужно держаться подальше, а то испортят нам всю операцию!
– Жмых у них, кстати, главный, – заметил Рыжий, – а Щербатый и Шмыга ему прислуживают.
– Я предлагаю организовать штаб! – предложил Димка, откусывая большой кусок чёрного хлеба. – Во всех тайных и военных операциях обязательно присутствует штаб, где можно секретно разработать стратегию и обсудить оперативную информацию. Слышали про совет в Филях, на котором в тысяча восемьсот двенадцатом году Кутузов принял решение оставить Москву французам, чтобы сохранить русскую армию? Так вот, впоследствии оказалось, что решение было принято правильно, наши отбили столицу и выиграли войну! А не было бы штаба, не было бы и победы!
На несколько минут за столом воцарилась тишина, прерываемая звяканьем ложек о тарелки.
– Есть одно место, – прервал раздумья Шурка, – в лесу за первым корпусом. Старая обшарпанная беседка. В ней точно никто никогда не сидит.
– Выдвигаемся сразу после обеда! – подхватил Димка. – Только подождите меня на улице, я быстро на кухню заскочу.
– Это ещё зачем? – удивился Рыжий.
– Ну ты даёшь, Рыжий, забыл, что ли, уже? Придётся втереться в доверие к кухаркам. И всё ради твоего носа!
Тот хлопнул себя по лбу и расплылся в благодарной улыбке.
С хрустом пробираясь за Шуркой сквозь густую зелёную чащу, друзья то и дело чертыхались и вскрикивали, обжигаясь высокой крапивой. Их окружали непролазные дебри колючих кустов и жёсткой, режущей пальцы осоки. Даже не верилось, что это по-прежнему территория лагеря!
– Как ты вообще эту беседку нашёл? – воскликнул Димка и прихлопнул комара. – Тут же даже тропинки нет!
– В том-то и дело, что нет! Но ведь именно это нам и нужно! – не оборачиваясь, ответил Шурка и вдруг резко остановился. Смотрите!
Впереди, сквозь заросли раскидистых кустов, выглядывала старая заброшенная беседка. Её влажная черепичная крыша была покрыта сочным косматым мхом. По почерневшим деревянным столбам бежал дикий плющ, пышно обвивая обрешётку своими змееподобными стеблями. В середине стоял большой круглый стол, который окружали вырезанные из брёвен лавочки.
– То, что надо! – восхищённо присвистнул Рыжий. – Живём, пацаны!
– Настоящий секретный штаб! – обрадовался Димка. – И никакой дождь не страшен!
– И сигналы горна отсюда хорошо слышны. Ничего важного не пропустим! – добавил Шурка и уселся с друзьями за стол.
– Для начала окажем помощь потерпевшему! – перешёл к делу Димка и достал из кармана марлевый мешочек с мелко натёртой сырой картошкой. – Рыжий, прикладывай мешочек к носу и не убирай, пока не зазвенит будильник.
Тот послушно последовал инструкции. Димка установил таймер в часах на двадцать минут и запустил обратный отсчёт времени.
– Так, ну а теперь самое главное! Секретное заседание штаба объявляется открытым! – Димка открыл коробочку и осторожно, двумя пальцами, извлёк из неё метку. – Включайте свои мозги, Шерлоки Холмсы!
Наступил вечер. Небо заволокло плотными облаками. Лагерь гудел и бурлил активной жизнью. На футбольном поле шёл дружеский матч между старшими отрядами, по аллеям бегала и каталась на самокатах малышня, в беседках у клуба резались в шашки и шахматы ребята среднего возраста. На детской площадке у первого корпуса девчонки шумно играли в «Салки», а на газоне рядом с ними мальчишки увлечённо осваивали «Скоростной бадминтон». Из леса на дальнем конце лагеря вышла компания ребят из шестого отряда. Оживлённо о чём-то споря, они направились к жилым корпусам.
– Может быть, это шифр Цезаря, тайнопись древних славян или ещё что-нибудь в этом роде! – не переставал сокрушаться Димка. – Ты знаешь, сколько видов этих шифров? Миллион! До конца смены расшифровать не успеем!
Шурка печально молчал, не веря тому, что два часа, проведённые в штабе, прошли безрезультатно. Если, конечно, не считать исчезнувшую с носа Рыжего сливку.
– Я чувствую, что должен быть какой-то простой ключ, – сказал, наконец, он. – Старшаки наверняка не сильно морочились по поводу зашифровки. Ну, скажи, пожалуйста, кому в голову придёт изучать древние тайнописи, чтобы зашифровать метку для карты дружеского клада?
До шедшего сзади Рыжего долетали лишь обрывки разговора друзей, но он не очень-то и вслушивался, грустно ссутулившись и шаркая сандалиями по дорожке.
– Нет, ключ лежит где-то на поверхности, – продолжил Шурка. – Надо немного подождать, и разгадка придёт сама собой. Давайте отложим мозговой штурм до завтра. Как считаешь, Рыжий? – бросил через плечо он.
– Рыжий?
Оглянувшись, ребята обнаружили, что их товарищ давно отстал. Не обращая внимания на друзей, он стоял далеко позади, пристально вглядываясь куда-то вдаль.
– Рыжий, ты чего застрял? – крикнули ему мальчишки, но он даже не обернулся.
Позабыв обо всём на свете, ребята понеслись к товарищу.
– Рыжий, ты чего, а? – озабоченно встряхнул его Шурка, подбежавший к другу первым, и, так и не дождавшись ответа, проследил в направлении его взгляда.
На углу корпуса, мимо которого они прошли минуту назад, висела квадратная табличка с надписью «1 КОРП».
– Первый корпус, – прошептал Димка.
Рыжий повернулся и молча кивнул.
– Вторая комната! – воскликнул Шурка.
– Точно! – хором закричали друзья.
– Третий «ашк», третья «ашк», – засуетился Рыжий и от нетерпения сжал кулаки. – Что же такое «три ашк»?! Что начинается на «ашк» и находится в комнате?!
Ребята замолчали и, сами того не заметив, напряжённо застыли без движения. Рыжий смотрел под ноги, сжимая кулаки до белых костяшек. Шурка, напротив, запрокинул голову назад и поднял взгляд в небо. Димка же задумчиво сузил свои светло-голубые глаза, убрал руки в карманы и закусил нижнюю губу.
В воздухе повисла напряжённая тишина.
– Я часто решаю кроссворды, но, честно говоря, такая комбинация букв в начале слова мне встречается впервые! – озадаченно вздохнул Димка и поправил очки на переносице.
Но уже через мгновение его осенило, и он возбуждённо хлопнул себя по лбу:
– А что, если «АШК» – это аббревиатура?! В таком случае каждая буква здесь является заглавной буквой какого-то слова!
– Что-то с трудом верится! Слишком уж сложная выходит задачка! – покачал головой Рыжий. – Это что же получается? Вместо последнего слова теперь нужно целых три отгадать?
– Автоматическая Школьная Карта! – выпалил Димка и поднял вверх указательный палец. – Чем вам не разгадка? У нас в школе такие карты давно всем ученикам выдали! По ним проходят через школьные турникеты и в столовой расплачиваются. А родителям с неё смс-ки на телефоны приходят.
– Никакая она не автоматическая. Просто школьная карта, и всё – возразил Рыжий. – У нас в школе точно такие!
Он озадаченно почесал затылок и нудно забубнил:
– Спрятать три школьных карты в комнате номер два первого корпуса. Только лишь для того, чтобы составить из них карту дружеского клада. Ну вот что это за бред такой, а? У меня сейчас мозг от этой головоломки взорвётся!
И тут Шурка щёлкнул пальцами и лукаво взглянул на ребят.
– Я понял! – широко улыбнулся он.
– Что?! – вскричали друзья.
– Это не тройка, это буква «З». Получается «ЗАШК» – за шкафом!
– Точно!! – заорали Димка с Рыжим, как сумасшедшие, и бросились обниматься. – Ура! Теперь мы знаем, где спрятан клад! – запрыгали в обнимку они, поднимая сизые клубы пыли над дорожкой.
Но Шурка стоял, тревожно хмурясь и не разделяя общего веселья.
– Что? – остановили свои прыжки мальчишки. – Что опять не так?
– Мы знаем, где спрятана карта, а не сам клад, – поправил друзей Шурка. – Но проблема в том, что в этой комнате живут парни из первого отряда.
Из корпуса вышла, спустилась с крыльца и зашагала по дорожке шумная компания рослых ребят.