Секуляризм – учение о необходимости свободы совести, отсутствии принуждения к религиозному вероисповеданию со стороны государства и общества, которые должны быть религиозно нейтральными. Сторонники секуляризма считали, что политическая деятельность органов власти должна быть основана на доказательствах и фактах, а не на религиозных догмах. (Прим. ред.)
That; индусы называют Первоисточник То (Tat), отказываясь придавать ему какой-либо предикат, какой-либо атрибут. (Прим. перев.)
The sacred Books of the East, vol. XL.
This.
Мундака упанишада, II, ii, 3.
Мундака упанишада, II, ii, 1, 2, 9, 11.
Шветашвара – упанишада, iii, 7, 8, 21.
2 Там же, IV, 18–20.
Мундака-упанишада, II, ii, 7.
Шветашвара-упанишада, iii, 14.
Там же, ii.
«Эфир в сердце» есть мистическое выражение, которое должно выражать Единого, пребывающего в сердце.
Брихадараньяка-упанишада, IV, iv, 20, 22, перевод д-ра Э. Роэра.
IV, iv, 16.
Шветашвара, I, 8.
Мундака, III i, 3.
Там же, III, ii, 4.
Там же, III, ii, 9.
Катха-упанишада, I, iii, 14.
«Sanskrit-Chinese Dictionary» Эйтеля.
Уданаварга, XXIX, 37.
Там же, II, 6, 8.
Там же, XXXIII, 68.
Там же, XXXIII, 41.
Уданаварга, XXXIII, 55.
Ис. 45: 6, 7.
Ев. Иоанна 1: 1, 3.
Isaac Myer's Qabbalah, from the Zohar, стр. 274, 275.
Там же, стр. 373, 375, 376.
Исход 15: 11.
Священный Тетрактис.
Там же, стр. 198.
Приводится в «Тайной доктрине»: т. 3, стр. 486.
XLIII, 1, 4.
Sacred Books of the East, The Bundahis, V, 3, 4; V, 2.
Sacred Books of the East, XXXI, стр. 195, 196.
Ясна, ХХХ, 3, 4, 7, 10. De Haug's Transl., стр. 149, 151.
Армаити была вначале Богиней Мудрости. Позднее, как Творческое Начало, Она была отождествляема с землей и обоготворяема как Богиня Земли.
Mihir yast XXV, 1, 103; Sacred Books of the East, XVIII.
Sacred Books of the East, т. V, стр. 10, примечание.
Thomas Taylor, приводимый в книге Мида «Orpheus», стр. 93.
Там же, стр. 94.
Слова Пиндара, который был пифагорейцем, приводимые Св. Климентом, – Strom., V, стр. 709.
«Orpheus», стр. 271.
Causal body, corps causal.
«Orpheus», стр. 284.
Там же, стр. 292.
Санкхья – одна из 6 философских систем индусской религиозной мысли. (Прим. перев.)
Пракрити – первозданная материя, еще не вышедшая из безразличного равновесия. (Прим. перев.)
Гуны – 3 свойства космической материи: инерция, энергия и ритм; пока эти свойства в полном равновесии, до тех пор материя не может служить проводником для жизни, но лишь только равновесие нарушено, наступает творчество, возникает Проявленная Вселенная. (Прим. перев.)
«Die Samkhya Philosophie».
Откров. 4: 5.
Быт. 1: 26, 17.
Фессал. 5: 23.
Ефесс. 2: 12.
1 посл. Коринф. 6: 19.
Матф. 11: 14.
Малахия 4: 5.
Матф. 17: 12.
Иоанна 9: 1, 13.
Sacred Books of the East. XXXIX, ор. cit. XLI, 1.
Mispa Kumata. Избранные места из «Авесты» в «Ancient-Iranian and Zoroastrian Morals», Dhunjibhoy Jamsetji Medhora.
Псал. 23: 3, 4.
Михей 6: 8.
Притчи 12: 19.
Исаия 57: 6, 7.
Матф. 13: 10–17.
Матф. 7: 6.
Матф. 5: 44, 48.
Матф. 10: 39.
Матф. 18: 4.
Галат. 5: 22, 23.
1 посл. Иоанна 4: 7.
Select Works of Plotinus, by Thomas Taylor (стр. 11, изд. 1895 г.).
Добрый разумный Дух, каков был демон Сократа.
Note on Intellectual Prudence, стр. 325–332.
Катха-упанишада, I, iii, 17.
Мундака-упанишада, III, ii, 8, 9.
Турия – четвертое состояние сознания, состояние абсолютного сознания. Первые 3 состояния: 1) сон, 2) сновидение, 3) бодрствующее сознание. (Прим. перев.)
В западно-европеской теософической литературе употребляется выражение «план» для обозначения физического, астрального и небесного миров; мы переводим его словом «сфера».
Mulaprakriti.
Отсюда название Его «Владыка Майи» в некоторых восточных священных книгах Мауа, или иллюзия признается принципом формы; форма признается иллюзорной благодаря ее преходящей природе и вечным трансформациям, тогда как Жизнь, ищущая для себя выражения под покровом различных форм, признается реальностью.
Читатель может быть скорее уяснит себе наше изложение, если будет мыслить атомы пятой сферы как Atma, атомы четвертой сферы как Atma, заключенную в материю Buddhi; атомы третьей сферы как Atmа, заключенную в материю Buddhi и Manas; атомы второй сферы как Atma, облеченную в материю Buddhi – Маnas – Kama; атомы самой низшей сферы – как Atma, облеченную в материю Buddhi – Manas – Kama и Sthula. Только наружные атомы деятельны, но и внутреннее пребывает там же, хотя в скрытом виде, готовое вступить в деятельное проявление, когда эволюционный процесс начнет подниматься по восходящей линии.
Сила эта – Atma-Buddhi, неразделимая в действии, и поэтому она рассматривается как Монада. Все формы имеют в Atmа-Buddhi свою контролирующую жизнь.
Некоторые из них одарены высоким Разумом, но то же название дается и строящим духам природы. Более подробно об этом в главе XII.
Профессор Chandra Bose в Калькутте в ряде интересных опытов доказал, что так называемая неорганическая материя способна отвечать на раздражения извне так же, как растительные и животные ткани. Он устроил аппарат с вращающимся цилиндром, на котором оставляют следы (в кривых линиях) ответные движения веществ, подвергаемых раздражению. Оказалось, что ответные движения олова и мускульной ткани одинаковы. Мало того: металлы проявили такие же признаки утомляемости, как и органические вещества, и такую же чувствительность к убивающему действию ядов; но что особенно поразительно, они оказались способными оживать под влиянием противоядия (Theos. Review, October 1902, 128, р. 115–118). (Прим. перев.)
Присвоенная отдельным существам для себя частица общей Жизни (Jiva) получает название Праны, и она становится жизнедыханием каждого существа. Следовательно, этим именем общемировая Жизнь называется тогда, когда она заключена в воплощенном существе и поддерживает его отдельное Бытие.
Тело Мысли.
Девакан – блаженное или светлое состояние, есть теософическое название неба. Kаmaloka – место желаний – название, данное условиям промежуточной жизни в период между смертью и новым рождением.
C. K. Leadbeater. Astral Plane, р. 52.